Конспект урока по окружающему миру на тему Где живут белые медведи? (1 класс)


Урок для 1 класса по окружающего мира на тему:
«Где живут белые медведи?»
Ход урока.
(1слайд)1. Организационный момент.
Психологический настрой.
Здравствуйте, ребятки!
Всё ли у вас в порядке?
Готовы ли вы трудиться?
Ну что ж, не будем лениться.
Проверим, все ли на месте
И сядем все тихо вместе.
А теперь давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением
начнем урок.
(2 слайд)2. Игра «Кто, где живёт»
На доске картинки с изображением животных и мест их обитания.
(Лиса, ёжик, рыбы, пингвин, белый медведь, корова. Лес, льды,
коровник, водоём)
- Расселите животных по месту их обитания.
лиса. ёж – лес
Рыбы – вода
Корова – коровник
Белый медведь, пингвин – лёд
- Обратите внимание, что Белый медведь и пингвин оказались вместе на одной льдине. Муравьишке стало интересно, а могут ли в природе они встретиться?
- А как вы думаете, ребята?
Что мы должны знать, чтобы ответить на этот вопрос?
(3 слайд)3. Какая тема нашего урока?
Где живут белые медведи?
Где живут пингвины?
4. Изучение нового материала.( по тексту и на глобусе)
-Предположите, в каких районах Земли они могут жить, где какие погодные условия?
-Покажите на глобусе, где находятся холодные районы Земли.
-Как вы догадались?
-Что обозначает белый цвет на карте?
-Что вы знаете про эти районы?
-Прочитаем текст на стр.84 и проверим.
-Как называются холодные районы Земли?(Северный ледовитый океан ,
Арктика и Антарктида)-Чем покрыта большая часть Северного ледовитого океана?
-Какой полюс там расположен?
-Как называется ещё один холодный район Земли? (Антарктида)
-Чем покрыт этот участок суши?
-Какой полюс там расположен? (Южный полюс)
5. Путешествие на северный полюс.
-Чтобы поближе познакомиться с жизнью белых медведей и пингвинов мы
отправимся в путешествие. Но сначала нужно срочно вооружиться всем
необходимым.
(4 слайд)Что же нам понадобится на севере?(Ответы учащихся)
– Мы с вами отправляемся в путешествие как Женя из сказки Валентина
Катаева “Цветик – семицветик”.
Повторяйте за мной.
Физкультминутка.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели. ( кружимся вокруг себя)
– Вели оказаться там, где живут белые медведи.(5слайд)
- Где же оказались мы, ребята? (арктика)
– Кругом снег, лёд, здесь очень холодно.
- В этом районе и расположен Северный полюс. Здесь морозы достигают до-50градусов. А ночь длится полгода! Эта ночь называется- полярной и (6слайд) только красивое северное сияние машет своим разноцветным хвостом.
– Как вы думаете, могут ли в таких холодных погодных условиях жить
животные? (да) (7слайд)
- А какие? откроем учебник
Морж- полярный житель. Этот великан не боится даже белого
медведя. Хотя у него могучие клыки, морж совсем безобидный.
Тюлень питается рыбой. Он прекрасный пловец и ныряльщик.
Вместо ног у него ласты. Детёныши у тюленя совсем белые. Их так и
называют-бельки.
Поморник это морская птица, их пища состоит из рыбы, которую они отнимают у других птиц, их иногда так и называют воришками.
Треска это рыба, обитает в пресных и солёных водоёмах северного полушария, её печень, богатая жиром, является источником рыбьего жира.
Но всё-таки хозяин на Северном полюсе – это, конечно, белый
медведь. (8слайд)
Белые медведи обитают на Северном полюсе, среди вечных льдов и снегов.
Это самое большое, самое сильное животное из семейства медвежьих. Он
весит примерно 700 кг, а длина его туловища достигает 3-х метров. Белые
медведи с головы до ног покрыты густым белым мехом. Мех медведя
отлично сохраняет тепло его тела, поэтому им не страшны даже самые лютые
морозы.
Белые медведи – отличные пловцы, могут часами находиться в воде. Вода не
проникает им под шубу, и поэтому они всегда остаются сухими.
-Сейчас мы с вами посмотрим видео, будьте внимательны, что еще нового узнаете о о белом медведе? (9 слайд)
-Что узнали еще?
– Итак, ребята, где же живут белые медведи?
(10 слайд)
Покажите на глобусе. (на Северном полюсе)
6. Путешествие на Южный полюс.
-Сейчас нам предстоит перелёт в другой холодный район – Антарктиду. А
отправимся мы вместе с чемпионом мира среди кочующих животных –
полярной крачкой. (11слайд)Полярная крачка- перелётная птица, питается в основном рыбой.
В конце августа они покидают Северный Ледовитый океан, чтобы не
Погибнуть в арктической зоне зимой и в декабре добираются до Антарктиды, а в апреле уже снова спешат на север.
– Итак, мы с вами на Южном полюсе, в Антарктиде.
12 слайд Как вы думаете, надо ли
снимать здесь тёплую одежду? (нет, потому что здесь тоже холодно)
13 слайд
Здесь сейчас лето. Круглые сутки светит яркое ослепительное солнце. Даже
летом здесь не больше 1 градуса тепла, а зимой бывает 60, а то и 80 градусов
холода.
Физминутка для глаз.
Приготовили бинокли (большие пальцы правой и левой руки вместе состальными образуют колечки. Колечки подносим к глазам).Посмотрите направо, посмотрите налево, посмотрите вниз, посмотрите
наверх. А вот и они, жители Антарктиды. Кто это? (пингвины)14 слайд
15 слайд Пингвины – морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывают
себе пищу: рыбу, крабов, рачков. Пингвины не умеют летать, у них есть
лапы-ласты, которые помогают им плавать.
Рост пингвина – около метра. Голова и спинка чёрные с синим отливом, а на
брюшке перья ослепительно белые. У них нет пуховых перьев, но у них есть
толстый слой жира под кожей, который спасает от сильных морозов и ветров.
В самый разгар морозов пингвиниха откладывает одно яйцо. Отец-пингвин
берёт яйцо и прячет в жировую складку на брюшке. Он будет держать яйцо 2
месяца, стоя на трескучем морозе, почти не двигаясь, за это время он ничего
не ест, а живёт за счёт своего жира. А мама в это время плавает, ныряет,
нагуливает жир. Но вот появляется птенец, и теперь его воспитанием
занимается мама. Это длится недолго. Как только пингвинёнок встанет на
ножки, его отправляют в пингвиний детский сад, где он будет находитьсясреди других пингвинят под присмотром взрослых. А родители в то время будут добывать из воды пищу.
- А кто еще обитает рядом с пингвинами?
16 слайд Работа по учебнику
Морской леопард – вид тюленей обитающий в районе южного полюса, своё название получил благодаря пятнистой шкуре, а также из-за весьма хищного поведения. У него очень обтекаемое тело, позволяющее развивать в воде большую скорость.
Альбатрос – очень большая и сльная птица, эта птица способна неделями не видеть сушу, проводя все время над морской волной. Ноги у альбатроса слабые, поэтому передвигаясь по суше, птица помогает себе крыльями.
Ледяная рыба-Крупная рыба. Эти рыбы уникальны: их кровь не красная, а бесцветная, питаются в основном рыбой.
Итак, ребята, где же живут пингвины? (17 слайд)
Покажите на глобусе. (на Южном полюсе, в Антарктиде)
- Ну, что ж ребята, наше путешествие подходит к завершению и пора
возвращаться домой. А поможет нам в этом…(Цветик-семицветик)
Физкультминутка
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы мы оказались в 1 г классе гимназии№3.
– Вот снова мы оказались в нашем гостеприимном классе. Давайте повторим
то, что мы сегодня вместе с нашим Муравьишкой узнали.
7. Итог урока. (На доске –карта полушарий).
- В каких самых холодных районах Земли мы сегодня побывали? (СеверныйЛедовитый океан и Антарктида)– Покажите на глобусе, на карте.
– Какие полюса здесь расположены? Прикрепите карточки на карту.
(дети прикрепляют на карту: “Северный полюс”, “Южный полюс”)– Чем похожи эти районы? (здесь холодно, много снега и льда)
- Чем похожи животные?
- Где живут белые медведи?
- Где живут пингвины?
8. Умелые ручки.
Работа в паре. Силуэт медведя. Нанести клей.
-Маленькими кусочками налепить вату по контуру. Выделить фломастером
нос.-Силуэт пингвина. Закрасить.
Давайте отправим медведя и пингвина домой.( на карту дети прицепляют
животных на Северный и Южный полюс)
18 слайд– А теперь мы сможем ответить на вопрос, могут ли встретиться белый медведь и пингвин? – (нет, потому что они живут в разных районах
Земли).Работа в раб.тетради9. Рефлексия:
Я узнал…
Мне было интересно…
Я понял, что…
Мне захотелось…
10. Дома: узнать про других жителей Арктики и Антарктиды.