Рабочая программа спецкурса по русскому языку для 6 класса «Занимательная грамматика»
Рабочая программа спецкурса по русскому языку для 6 класса
«Занимательная грамматика»
(основное общее образование)
2014 – 2015 учебный год
Разработана на основе пособия: Пасхалов А.П. Русский язык. Занятия школьного кружка. 6 класс. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2004
Класс: 6
Ступень: основная
Вид: общеобразовательная Уровень: базовый
Учитель: Устименко А.И
Нижневартовск-2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Спецкурс рассчитан по 35 часов и предназначен для учащихся 5-6 классов.
Рабочая программа спецкурса по русскому языку для 5-6 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы основного общего образования по русскому языку Львовой С.И., Львова В.В. Программа по русскому языку. //Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2009), с учётом целей и задач Программы развития школы, а также требований стандартов второго поколения ФГОС. Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Язык – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения.
В 5-6 классах продолжает формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Данный спецкурс позволит учащимся 5-6 классов не только восполнить пропущенный или забытый материал, но углубить знания по русскому языку. Курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-6 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ. На данном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Процесс активного овладения русским языком семиклассниками будет протекать более плодотворно, если удастся пробудить интерес к занятиям, научить их испытывать неподдельную радость и удовлетворение от правильного решения лингвистических заданий и задач. Поэтому большое место в программе занятий отводится занимательности, игровым формам обучения.
Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся.
Задачи:
-повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка за 5-6 классы, систематизировать и обобщить полученные знания;
-заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком;
-совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки учащихся.
Курс имеет практико-ориентированный характер. Учащиеся закрепляют умения и навыки и обобщают опорные знания по русскому языку. Навыки, приобретённые в ходе занятий, становятся достоянием коммуникативной культуры личности. Для развития у учащихся умения рефлексировать используются следующие формы контроля: самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя.
Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Основные методы и приёмы работы:
- объяснение учителя;
- создание проблемной ситуации;
- работа с тестами;
- различные виды грамматического разбора;
- самостоятельное выполнение тестовых заданий.
Используемая литература:
1. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. М.,П.;2003г.
2 .Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М., П.; 2000г.
3. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. М., П.; 2002 г.
Сборники тестовых заданий, сборники диктантов.
4. Шкатова Л.А. «Подумай и ответь». М.,П.; 1989 г.
Тематический поурочный план
№ урока Тема урока Кол-во уроков Виды деятельности учащихся
1 Язык и речь – чудо из чудес. Высказывания о русском языке 1 2 Звуки и слоги –две самые краткие фонетические единицы. 1 3 Звуки речи. О количестве гласных и согласных звуков 1 4 Звукопись – одно из свойств выразительности речи 1 5 О возникновении письменности на Руси 1 6 Происхождение русского алфавита 1 7 «Хитрый» звук йот. Приятное соседство согласных 1 8 Фокусы мягкого знака 1 9 Чудеса с парными согласными. Слившиеся звуки 1 10 «Пульс» в слове. Три особенности русского ударения 1 11 Строение слога 1 12 Полногласие и неполногласие в словах 1 13 Особенности русского ударения. 1 Умники и умницы. Викторина по фонетике
14 Полисемия или многозначность слова 1 15 Слова из слова.. Игра 1 16 Омонимия. Виды омонимов. 1 17 Только в единственном или только во множественном числе. 1 18 Два окончания. 1 19 Синонимы. Группы синонимов, их функция в речи 1 20 Антонимы. Многозначность антонимов 1 21 Жизнь слова 1 Умники и умницы. Командное соревнование по лексике
22 Значит, так сказать, ну, вообще…О словах паразитах. 1 23 Пунктуация. Что может запятая. Дойти до точки 1 24 Словообразование: смотри в корень! 1 25 Словообразование: служебные морфемы 1 26 Словообразование: приставки 1 27 «Весёлые» суффиксы. 28 Два окончания. 1 29 Словообразование: соединительные гласные 1 Умники и умницы. Письменная работа по словообразованию
30 Морфология – раздел грамматики о форме, структуре слова 1 31 Имена существительные: категория числа и падежа 1 32 Преданность прилагательных. Прилагательные - эпитеты 1 33 Живость глаголов 1 34 Глаголы труда. Глаголы звуков и цвета 1 Умники и умницы. Зачётная работа по морфологии
35 Что такое грамматика? Культура речи. Итоговый урок 1 Умники и умницы. Зачетная работа по занимательной грамматике