Сценарий игры-викторины Дорогой Отечественной войны 1812 года 5-7 КЛАССЫ
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа№14
п.Ага-Батыр
Курского муниципального района, Ставропольского края
Автор:
Шатило Валентина Яковлевна
библилтекарь, педагог
дополнительного образования.
Сценарий игры-викторины: «Дорогой Отечественной войны 1812 года»
Цель: Показать учащимся героические страницы истории России.
Задачи:
Напомнить учащимся основные события Отечественной войны
1812 года;
Формирование умений анализировать, выполнять логические задания, развитие творческих способностей;
Воспитание уважения к истории России.
Оборудование:
Компьютер;
Проектор.
Ход мероприятия
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА
В ходе проведения мероприятия использовались:
1.Песня «Скажи-ка, дядя»
2.Романс «Генералы 1812 года» из кинофильма «О бедном гусаре замолвите слово»
3. Стихотворения «Волк на псарне» Крылова, «Солдатская песнь», «Генералам двенадцатого года» М.Цветаева
4.Презентация «Бородинское сражение»
5.Слайд-фильм «Генералы 1812 года»
Звучит песня «Скажи-ка, дядя,»
Учитель: Есть много героических страниц в истории России, главной из них является Отечественная война 1812 года. Бородинская битва, которая состоялась 26 августа (8 сентября)1812 года, отнесена к дням боевой славы и чествуется с особой торжественностью. Сегодня мы решили пройти дорогой Отечественной войны 1812 года, ещё раз вспомнить о подвигах наших соотечественников.
Ученик 1:
В 1812 году император Франции Наполеон Бонапарт двинул свои войска на Россию. До этого он разбил армию немцев и австрийцев, и покорил почти всю Европу. В течение 15 лет армия Наполеона не знала поражений. «Через пять лет я буду господином мира» - хвалился Наполеон: «Остаётся одна Россия».
В ночь на 12 (24) июня 1812 года многотысячная армия императора Франции Наполеона по трём наведённым через реку Неман мостам перешла границу и вторглась в пределы России.
Ученик 2
16 августа у стен древнего русского города Смоленска завязалось кровопролитное сражение. Пехотинцы Орловского, Ладожского и Нижегородского полков устремились в контратаку и сошлись в ожесточённой схватке с неприятелем у крепостного рва.
В течение двух дней армия Наполеона вела бои в предместье города и у его крепостных стен. Ни штурмом, ни огнём артиллерии не удалось сломить сопротивления русских.
В ночь на 18 августа, учитывая численное превосходство неприятеля, русская армия оставила Смоленск. Французы заняли город.
Ученик 3
В это опасное для России время командующим русскими войсками был назначен опытный военачальник князь Михаил Илларионович Кутузов.
Русская армия встретила известие о назначении Кутузова главнокомандующим с ликованием. «Приехал Кутузов бить французов» - говорили солдаты.
Отступление русских войск и стремительное продвижение противника вызвали всеобщее недовольство. Между тем войска Наполеона подходили к Москве.
М. И. Кутузов решил дать французам большое сражение.
Местом решающей битвы стало большое поле под Москвой у деревни Бородино.
Ученик 4
26 августа (8 сентября) 1812 года в 5 часов утра войска обеих сторон уже построились к бою. С шести часов утра загремели пушки и начался знаменитый Бородинский бой.
Ученик 5
Основной удар Наполеон направил на земляные укрепления – флеши. Их защищали солдаты под командованием генерала Петра Ивановича Багратиона.
План Наполеона предусматривал прорыв обороны русских в районе Багратионовых флеший и окружении армии Кутузова, а когда она окажется прижатой к реке Колочь – её полный разгром.
Ценой больших потерь неприятель также взял Курганную высоту, но этот успех не дал ему особого преимущества, потому что русские успели откатить пушки на новое место и открыли оттуда сокрушительный огонь.
Батарея Раевского продолжала действовать!
Ученик 6
Жестокие бои шли и за Курганную высоту, где размещалась русская батарея под командованием генерала Н.Н. Раевского.
Курганная высота находилась в центре поля сражения, между Бородиным и деревней Семёновской. Построенное на ней укрепление – батарея Раевского – было ключом русской позиции
Ценой больших потерь неприятель также взял Курганную высоту, но этот успех не дал ему особого преимущества, потому что русские успели откатить пушки на новое место и открыли оттуда сокрушительный огонь.
Батарея Раевского продолжала действовать!
Ученик 7
В самом главном сражении Отечественной войны 1812 года – Бородинской битве – принимал участие легендарный Муромский полк под командованием Н.А.Тучкова, который был смертельно ранен в этом бою. Сто лет спустя жители Мурома в память о погибших согражданах поставили на Бородинском поле памятник с надписью «Муромцы своим предкам-героям».
Ученик 8
Золотыми буквами вписаны в историю Отечественной войны 1812 года имена русских солдат, офицеров и полководцев:
В Москве построена Триумфальная арка, в честь победы русских войск в войне 1812 года, открыт музей панорама «Бородинская битва». В Смоленске воздвигнут памятник героям Отечественной войны 1812 года.
Ученик 9
Оригинал храма был воздвигнут в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия: «в сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели». Был построен по проекту архитектора Константина Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён 26 мая 1883 года
Ученик 10
Наполеон был опытным полководцем. Слава его гремела по всему миру. Он считался непобедимым и действительно до похода в Россию не знал поражений. Но Бородинскую битву он своей победой не считал.
Ученик 11
«Из всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми». Наполеон.
Учитель: Под влиянием Бородинского сражения Иван Андреевич Крылов написал басню «Волк на псарне» Ловчий - охотник, который управлял у помещика охотой с собаками. Здесь под ловчим подразумевается великий русский полководец М. И. Кутузов. Волк - Наполеон, который, вступив в 1812 году в Москву, скоро понял, что проиграл войну, и запросил мира.
Крылов собственной рукой переписал басню и отдал ее княгине Екатерине Ильиничне, жене Кутузова, которая отправила ее в своем письме мужу. Кутузов читал басню после сражения под Красным. Подчеркивая ум, мудрость Кутузова, Крылов опирался на общее мнение и устные рассказы современников. Кроме того, до баснописца доходили и собственные слова Кутузова о его способностях. Так, перед отъездом в армию один из родственников полководца спросил его: "Неужели вы, дядюшка, надеетесь разбить Наполеона?" Кутузов ответил: "Нет! А обмануть надеюсь". Почти теми же словами он выразился в Тарутинском лагере: "Разбить меня может Наполеон, а обмануть никогда".
Чтец:
ВОЛК НА ПСАРНЕ
Волк ночью, думая залезть в овчарню, Попал на псарню. Поднялся вдруг весь псарный двор. Почуя серого так близко забияку, Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку; Псари кричат: "Ахти, ребята, вор!" И вмиг ворота на запор; В минуту псарня стала адом. Бегут: иной с дубьем, Иной с ружьем. "Огня! кричат, огня!" Пришли с огнем. Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом, Зубами щелкая и ощетиня шерсть, Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть; Но, видя то, что тут не перед стадом И что приходит, наконец, Ему расчесться за овец, Пустился мой хитрец В переговоры И начал так: "Друзья, к чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум, Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры: Забудем прошлое, уставим общий лад! А я не только впредь не трону здешних стад, Но сам за них с другими грызться рад И волчьей клятвой утверждаю, Что я ..." "Послушай-ка, сосед, Тут ловчий перервал в ответ, Ты сер, а я, приятель, сед, И Волчью вашу я давно натуру знаю; А потому обычай мой: С волками иначе не делать мировой, Как снявши шкуру с них долой". И тут же выпустил на Волка гончих стаю.
Учитель: Высокий дух патриотизма охватил народ и одна только мысль терзала их «Победить врага или умереть» Это можно проследить в солдатской песне.
Чтец:
Вспомним, братцы, россов славуИ пойдем врагов разить!Защитим свою державу:Лучше смертьчем в рабстве жить.
Мы вперед, вперед, ребята,С богом, верой и штыком!Вера нам и верность свята:Победим или умрем!
Под смоленскими стенами,Здесь, России у дверей,Стать и биться нам с врагами!..Не пропустим злых зверей!
Вот рыдают наши жены,Девы, старцы вопиют,Что злодеи разъяренныМеч и пламень к ним несут.
Враг строптивый мещет громы,Храмов божьих не щадит;Топчет нивы, палит домы,Змеем лютым в Русь летит!
Русь святую разоряет!..Нет уж сил владеть собой:Бранный жар в крови пылает,Сердце просится на бой!
Мы вперед, вперед, ребята,С богом, верой и штыком!Вера нам и верность свята:Победим или умрем!
Июль 1812
Учитель:
Есть в русской истории уникальные люди и уникальные события. Когда русские поэты и писатели восторгаются Наполеоном, размышляют о его зловещем гении, о том, какую роль сыграл он в истории всего человечества, они только вскользь упоминают тех, кто победил этого Демона войны и тирана. А победителями оказались именно русские офицеры, герои Отечественной войны 1812 года.И только М.Цветаева в самом начале своего творчества обратила свой взор и свои восторги именно к этим людям.Она любовалась портретами их и не могла не думать о том, что они в свое время для нас для всех сделали. Поэтесса смотрела на гравюру генерала Н.А.Тучкова, погибшего на Бородинском поле в 47 лет.Но мы знаем, что знаменитому генералу Н.Н.Раевскому в 1812 году было 41 год, а генералу А.П. Ермолову 35. Они были поразительно молоды и прекрасны. Такими они навсегда и останутся.
Чтец:
Вы, чьи широкие шинелиНапоминали паруса,Чьи шпоры весело звенелиИ голоса.И чьи глаза, как бриллианты,На сердце вырезали след Очаровательные франтыМинувших лет.Одним ожесточеньем волиВы брали сердце и скалу, Цари на каждом бранном полеИ на балу.Вас охраняла длань ГосподняИ сердце матери. Вчера Малютки-мальчики, сегодня Офицера.Вам все вершины были малыИ мягок самый чёрствый хлеб,О молодые генералыСвоих судеб!
Далее слайд-фильм «Генералы 12 года»
2 этап: «ДОРОГАМИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА»
Станции:
Шевардинский редут (логические задания) – Баудинова Г.С.( кабинет русского языка);
Бородинское поле (спортивные состязания) – Гаджиханов Р.З.. (спортивный зал);
Багратионовы флеши ( тесты) – Никогосян Н.В. (кабинет химии)
Утицкий курган ( литературные задания)- Карпич Е.В. (кабинет русского языка);
Батарея Раевского (соответствия)- Степаненко Л.В..( кабинет биологии);
Партизанская застава(экспонаты музея) – Шатило В.Я (школьный музей Воинской Славы МОУ СОШ№14 п. Ага-Батыр)
Триумфальная арка (придумать памятник героям Отечественной войны 1812 года) – Кашенко И.В., Шатило В.Я.) (кабинет ГПД).
Заголовок 115