Планирование Изобразительное искусство, 7 класс


Пояснительная записка
Рабочая программа по «Изобразительному искусству» для VII классов разработана на основе нормативных документов:
федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству (2004г.);
базисного учебного плана Министерства образования Российской Федерации и Республики Татарстан;
примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского, утверждённой МОиН РФ (2011г.);
учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16 с углублённым изучением отдельных предметов» НМР РТ на 2014 - 2015 учебный год.
Цель изучения учебного плана:
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа
Рабочая программа по «Изобразительному искусству» для VII классов соответствует федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации и учебному плану школы, рассчитана на 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
Содержание тем учебного курса
Изображение фигуры человека и образ человека (8ч.)
Изображение фигуры человека в истории искусства. Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.
Поэзия повседневности (9ч.)
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. Сюжет и содержание в картине. Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве. Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре). Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).
Великие темы жизни (10ч.)
Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох. Тематическая картина в русском искусстве XIX века. Процесс работы над тематической картиной. Библейские темы в изобразительном искусстве. Монументальная скульптура и образ истории народа. Место и роль картины в искусстве XX века
Реальность жизни и художественный образ (8 ч.)
Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве. Зрительские умения и их значение для современного человека. История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве. Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.
Рабочая программа составлена в полном соответствии с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания по искусству, с учетом национально-регионального компонента, межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Требования к уровню подготовки учащихся VII класса на конец года
Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:
о жанровой системе в изобразительном искусстве и её значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;
о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и её жанровых видах: бытовом, историческом, о мифологической и библейской темах в искусстве;о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;
о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
о поэтической красоте повседневности, раскрываемой творчеством художников, о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;
о роли искусства в создании памятников большим историческим событиям, о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
о роли художественной иллюстрации;
о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;
наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуро-строительную роль русской тематической картины 19-20 столетий;
об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах её выражения, о роли существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;
В процессе практической работы учащиеся должны:
иметь первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;
развивать навыки наблюдательности, способности образно видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
иметь творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа её выражения;
иметь навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.
Методическое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение:
Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство» 5-9 классы;
Примерная программа основного общего образования по изобразительному искусству
Рабочие программы по изобразительному искусству;
Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Начальное общее образование. Субъект Р.Ф.: Р.Б. С.С. Пичугин- Уфа: ИРО РБ,2011.-36с.;
Изобразительное искусство. Рабочие программы.5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горячева, А.С. Питерских.-М.: Просвещение,2011.-129с.;
Изобразительное искусство. 7 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского/авт.- сост.О,В, Свиридова.-Волгоград: Учитель, 2010.
Дидактическое обеспечение:
Изобразительное искусство. Основы Рисунка. Учебник для учащихся 5-8классов. под ред. Н.М. Сокольникова.- Обнинск: Титул, 2004;
Изобразительное искусство. Основы Композиции. Учебник для учащихся 5-8классов. под ред. Н.М. Сокольникова.- Обнинск: Титул, 2004;
Изобразительное искусство. Краткий словарь художественных терминов. Учебник для учащихся 5-8классов. под ред. Н.М. Сокольникова.- Обнинск: Титул, 2001.
Интернет – ресурсы:
1. CD В.С. Кузин «Изобразительное искусство» для 7-х классов.
2. CD Б.Неменский « Комплекс уроков по ИЗО» 5-9 классы, 2010.
3. http://www.school.edu.ru/default.asp - Российский общеобразовательный портал.
4. http://smallbay.ru/autograf.html – просветительский и образовательный ресурс.
5. http://school-collection.edu.ru/ - Единая Коллекция Цифровых образовательных ресурсов.
6. http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей.
7. http://www.museum.ru/ - портал, посвященный всем музеям России и мира.
8. http://www.art-education.ru/AE-magazine/about.htm - научный журнал «Педагогика искусства».
9.http://art-in-school.narod.ru/ - научно-методический журнал «Искусство в школе».
10. http://www.1september.ru/ - Издательский дом «Первое сентября».
11. http://www.rusiskusstvo.ru/journal/ - журнал «Русское искусство».
12. http://historic.ru/ - электронная библиотека.
13. http://www.arthistory.ru/ - изобразительное искусство. История, стили, художники, картины.
14. http://ru.wikipedia.org/wiki/ - Википедия. Свободная энциклопедия.
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 7 классе
По программе Б.М.Неменского, Изобразительное искусство
№ п/пНазвание темы урока Цели изучения темы, раздела. Оснащение урока. Программный минимум Кол-во уроков Домашнее задание Дата проведения (план) Дата проведения (факт)
1 четверть. Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в истории искусств а) Познакомить учащихся с представлениями о красоте человека в истории искусства.
б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству.
в) Развить творческую и познавательную активность. Пластика, рельефы, динамика 1 Подобрать репродукции произведений ИЗО с изображением людей различных пропорций Пропорции и строение фигуры человека. Выполнение аппликации а) Познакомить учащихся с тем, как происходил
поиск пропорций в изображении фигуры человека
б) Сформировать представление о терминах «пропорции», «канон»
в) Развить творческую и познавательную активность учащихся.
г) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству. Золотое сечение 1 Принести проволоку и пластилин для выполнения скульптуры человека 3-4 Красота фигуры человека в движении. Лепка фигуры человека(спортсмен) а) Развить творческую и познавательную активность
б) Воспитать любовь и интерес к искусству и его истории
в) Формировать практические навыки работы в технике лепки с использованием каркаса Скульптура, каркас, пропорции 2 Подобрать материал о творчестве художника-скульптора (по предложенному списку) 5 «Великие скульпторы» а)Познакомить учащихся с жизнью и творчеством великих скульпторов мира.
б)Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству.
в)Развить навыки поисковой работы, творческую и познавательную активность, а также навыки публичного выступления. Скульптура, памятник 1 Принести графические материалы для работы в технике рисунка 6 Изображение фигуры с использованием таблицы а) Развить творческую и познавательную активность, ассоциативно-образное мышление.
б) Воспитать любовь и интерес к искусству.
в) Формировать практические навыки в изображении фигуры человека. Пропорции человеческого тела 1 Принести графические материалы для работы с натуры 7 Набросок фигуры человека с натуры а) Развивать глазомер, ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность.
б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.
в) Формировать навыки в рисовании фигуры человека
г) Сформировать понятие о термине «набросок» и техниках его выполнениях. фигуры человека 1 Подобрать материал для тематической картины «Профессия» 8 Человек и его профессия Выставка работ «Моя будущая профессия» а) Вывести учащихся на более высокий уровень познания темы через повторение и обобщение .б) Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность.
в) Формировать практические навыки в изображении фигуры человека Понятие наброска, картины 1 Художественные материалы 2 четверть. Поэзия повседневности 9 Тематическая (сюжетная) картина а) Сформировать представление о тематической (сюжетной) картине, ее видах
б) Подвести учащихся к пониманию особенностей жанра через повторение и обобщение
в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству
г) Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность Понятие жанра, сюжета, картины 1 Подобрать материал по теме «Малые голландцы» 10 Жизнь каждого дня- большая тема в искусстве Что знаю я о «Малых голландцах»? а) Сформировать представление о голландской живописи, Голландии как родине бытового жанра, голландских художников и их картинах
б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к искусству, интерес к его истории
в) Развивать творческое отношение к выполнению задания, навыки публичного, индивидуального и коллективного выступления Жанр, сюжет, бытовой жанр 1 Подобрать материал о творчестве художников: А. Венецианова, П. Федотова; «передвижников» 11 Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве. Родоначальники жанровой живописи в России: А.Венецианова, П. Федотова; а) Познакомить учащихся с творчеством русских художников: А. Венецианова, П. Федотова;
б) Воспитать любовь к России и ее национальному искусству
в) Развивать интерес к истории изобразительного искусства России, творческую активность и мышление, а также навыки публичных выступлений Жанр, сюжет, бытовой жанр 1 Подобрать материал о творчестве художников: А. Венецианова, П. Федотова; «передвижников» 12 Сюжет и содержание в картине а) Продолжить знакомство учащихся с творчеством художников Ян Вермер, А. Пластов З.Серебрякова
б) Воспитывать интерес к изобразительному искусству.
в) Дать представление о понятиях сюжет, тема и содержания в произведениях изобразительного искусства. Жанр, сюжет, бытовой жанр 1 Выполнить наброски композиции с простым, доступным для наблюдений сюжетом из своей жизни. 13 «Передвижники»а) Познакомить учащихся с творчеством художников, входящих в Товарищество передвижных художественных выставок
б) Развивать интерес к истории изобразительного искусства России, творческую активность и мышление
в) Воспитать любовь к России и ее национальному искусству Жанр, сюжет, бытовой жанр, Третьяковская галерея 1 Познакомится с творчеством художников бытового жанра 20 века 14 Просмотр видеофильма «Третьяковская галерея» а) Сформировать представления о Третьяковской галереи как первом музее русского искусства; музее с богатой коллекцией картин художников-передвижников
б) Воспитать любовь к Родине, интерес к русской культуре и ее истории
в) Развивать ассоциативно-образное мышление, память, способность анализировать материал, сравнивать, строить аналогии Жанр, сюжет, бытовой жанр, Третьяковская галерея 1 Подобрать материал для работы над сюжетной картиной о жизни своей семьи 15-16 Создание тематической картины «Жизнь моей семьи» а) Сформировать представления о сложном мире станковой картины
б) Познакомить с ролью сюжета в решении образа
в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к искусству
г) Формировать навыки работы с художественными материалами в технике живописи Бытовой жанр 2 Подобрать материал по темам и проблемам 3 четверти 3 четверть. Великие темы жизни 17 Историческая тема в искусстве. Творчество В.И. Сурикова а) Познакомить учащихся с жизнью и творчеством великого русского художника В.И. Сурикова
б) Сформировать представление об историческом жанре в живописи
в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к искусству
г) Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность Исторический жанр, сюжет 1 Подобрать материал для работы над картиной на историческую тему 18-20 Сложный мир исторической картины а) Сформировать представление о сложном мире исторической картины.
б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, интерес к истории, любовь к искусству
в) Формировать и развивать навыки работы художественными материалами в технике рисунка и живопись Исторический жанр, сюжет, эскиз, набросок 3 Художественные материалы 21 Зрительские умения и их значения для современного человека а) Сформировать представление об особом языке искусства и средствах его выразительности.
б) Развивать личностный характер создания и восприятия произведения искусства
в) Познакомить учащихся с разными уровнями понимания произведений изобразительного искусства: предметный уровень и уровень сюжета; уровень эмоциональной оценки, сопереживания; уровень ценностных представлений художника о мире в целом, о связи явлений, о том, что прекрасное и что безобразное.
г) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству Сюжет, содержание, колорит «художественный язык» 1 Познакомится с картиной К.Брюллова «Последний день Помпеи» 22 Великие темы жизни в творчестве русских художников К.Брюллова «Последний день Помпеи» а) Познакомить учащихся с историей создания и художественного замысла великой картины К.Брюллова «Последний день Помпеи»
б) Сформировать представление о сложном мире исторической картины
в) Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию, навыки ведения дискуссии, публичного выступления
г) Воспитать любовь к искусству, интерес к художественным произведениям и их истории Сюжет, содержание, колорит «художественный язык» 1 Подобрать материал о творчестве И. Билибина и В.Васнецова 23 Сказочно-былинный жанр. Волшебный мир сказки. а) Сформировать представление о сказочно-былинном жанре в живописи на примере творчества И. Билибина и В.Васнецова
б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь и интерес к искусству
в) Развивать навыки поисковой работы и коллективного восприятия, творческое отношение к выполнению задания. Сюжет, содержание, колорит «художественный язык», сказочно-былинный жанр 1 Познакомиться с картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына» 24 Библейская тема в изобразительном искусстве. Всепрощающая любовь (Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына») а) Познакомить учащихся с великой картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына»
б) Сформировать представление о сложном мире сюжетной картины
в) Формировать зрительские умения и навыки
г) Воспитать ассоциативно-образное мышление, эмоциональную отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни искусстве.д) Развивать интерес к искусству и особенностям его образного языка Библейский жанр, Сюжет, содержание, колорит «художественный язык», сказочно-былинный жанр 1 Провести поисковую работу на тему «Великие музей мира» по предложенному списку 25 Крупнейшие музей изобразительного искусства и их роль в культуре а) Сформировать представления о художественных музеях и их типах
б) Познакомить учащихся с крупнейшими музеями мира и России
в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, интерес к истории изобразительного искусства
г) Развивать ассоциативно-образное мышление, способность анализировать материал, выделять главное Музей, галереи, их типы 1 Перечислить музеи родного города (края) 26 Эрмитаж – сокровищница мировой культуры. а) Сформировать представления об Эрмитаже как сокровищнице мирового искусства
б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь и интерес к искусству
в) Развивать ассоциативно-образное мышление, память, способность анализировать материал, сравнивать, строить аналогии Коллекции Эрмитажа 1 Подготовится к экскурсии в городской музей 27 Художественный музей моего города а) Познакомить учащихся с художественным музеем города, его историей, коллекцией работ
б) Воспитывать активную гражданскую позицию, любовь к Родине, родному краю, интерес к нашей истории и культуре
в) Развивать творческую и познавательную активность Музей, галереи, их типы 1 Повторить пройденный материал по темам
I-III четверти 28 Знакомые картины и художники а) Формировать познавательный интерес учащихся к изобразительному искусству и его истории
б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству Беседа 1 Придумать задание или кроссворд для тематической викторины 4 четверть. Реальность жизни и художественный образ 29-32 Плакат и его виды шрифты. а) Сформировать представления о плакате, как особом виде графики, отметив специфику его образного языка
б) Познакомить учащихся с ролью текста в плакате и его взаимосвязью с рисунком
в) Формировать и развивать навыки работы художественными материалами в технике графики по выполнению плакатов и аппликаций
г) Воспитать любовь и интерес к искусству, эмоциональную отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве Плакат, шрифт, шрифтовая композиция 4 Подобрать материал о шрифтах, их видах и особенностей выполнения 33-35 Книга. Слово и изображение. Искусство иллюстрации а) Сформировать представления об основных элементах книги
б) Познакомить учащихся с искусством иллюстрации
в) Воспитать любовь и интерес к искусству
г) Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность
д) Формировать навыки работы с художественными материалами Книга, обложка, иллюстрация 3