ПРОГРАММА внеаудиторного курса «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН» 
МУ «Управление образования Сунтарского улуса»
МОУ «Сунтарский республиканский политехнический лицей-интернат»
ПРОГРАММА
внеаудиторного  курса
«АРХИТЕКТУРА
И   ДИЗАЙН»
Руководитель художественной студии «Спектр» 
педагог дополнительного образования Г. Е. Федотова.
2015 г.
Пояснительная записка к программе.
Предметно-пространственное окружение человека  это природа, произведения искусства, предметы быта, люди в окружении вещей, т. е. архитектура, интерьер, пейзаж. Человека во многом формирует и воспитывает окружающее пространство. И предметно-архитектурное пространство, в котором человек живет, работает, отдыхает, играет важную роль  также как и природное окружение.
Главная задача настоящей программы – приобщить школьников к пониманию и к самостоятельной осознанной деятельности по созданию художественно-организованного пространства. Программа построена таким образом, чтобы у школьников сложились представления о специфике дизайна, продуктов технического производства, архитектурной среды в гармонии с определенной окружающей средой. В этом плане совершенно необходимы развитие эстетического чувства, создание красоты, знание технической грамотности, дизайна. 
В курс «Архитектура и дизайн» входит изучение и моделирование   архитектурной среды, основы дизайна. 
Целью обучения по данной программе является подготовка школьников к самостоятельному продумыванию и созданию проектов по архитектуре окружающей среды, т. е. вовлечение в дизайн-деятельность, развитие стремления школьников к самосовершенствованию, что необходимо в любом виде творческой деятельности.
Задачи курса:
- развитие навыков по технической графике;
- привитие навыков и умений по моделированию и проектированию; 
- воспитание  художественно-эстетического вкуса;
- знакомство с языком технической графики и дизайна на основе творческого опыта;
- формирование устойчивого интереса к архитектуре и дизайну.
Ожидаемые результаты:
- знать основы технической графики и дизайна;
- знать и понимать технический язык;
- уметь применять свои знания и умения в учебной практике, 
- уметь пользоваться художественными и конструктивными материалами.
В программу входит изучение архитектуры, основы дизайна  и технической графики,  правила выполнения проектной работы, моделирование из простых  геометрических тел. 
Особый акцент в обучении следует сделать на изучение композиции, ее закономерностей, понимание целостности пространственной композиции. Работы по моделированию могут быть организованы из различных материалов: бумаги, картона, пенопласта, дерева, жести, и других материалов. 
	 Моделирование – это творческий процесс, способствующий развитию творческих способностей учащихся и конструкторских способностей, приобщению к проектному методу обучения. На занятиях школьники приобретают некоторые трудовые навыки, учатся пользоваться инструментами и материалами. Занимаясь моделированием, развивают графическую грамотность, пространственное представление, воображение, кругозор, эстетический вкус. 
	Данный курс рассчитан для старшеклассников (10 кл.), которые в перспективе могли продолжить обучение в учебных заведениях, где обучают архитектуру, дизайн. Имеет четыре раздела.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
1 раздел.  Вечные формы в пространстве. Архитектурное пространство: геометрия пространства, экология пространства, цвет и свет в пространстве, предметы в пространстве.
2 раздел.  Самостоятельное решение задач цвета, формы, пространства, композиции на плоскости и в пространстве на выражение конкретного образа интерьера: взаимосвязь элементов, предметов, контраста и нюанса (формы и цвета).
3 раздел. Моделирование из геометрических форм, проекты архитектурной среды.
4 раздел. Графический дизайн, каллиграфия.	
	Краткое содержание разделов.
1 раздел. Изучение и сравнение архитектурных построений по эпохам, различие стилей и т.д. Изучение и анализ геометрических форм в пространстве. Технология изготовления геометрических форм в объеме.
2  раздел. Цветовые композиции в орнаментальном варианте. Принцип оформления цветовыми контрастами, соблюдение пропорций, композиционное решение цветовых задач в интерьере, архитектуре. Эскизы, упражнения по моделированию.
3  раздел. Моделирование из конструкционных материалов и т.д. Изучение дизайн-проекта, выполнение творческих проектов в архитектурной среде, в интерьере, предмета в пространстве.
4  раздел. Создание на плоскости пространственной композиции, знаковые композиции, графический дизайн.
Учебно-тематический план  элективного курса
№
Тема
Всего часов
Теория
Практика
1
2 
3
4
Введение. Общее понятие об архитектуре. Символика и значение формы.
Экология пространства, цвет и свет в пространстве.
Изучение и анализ геометрических форм в пространстве.
Изучение цветовой системы в интерьере. Цвет – проявление индивидуальности.
Формы и формообразование в интерьере, в окружающей среде.
Модели из  простых геометрических форм.
Понятие об основах проектирования
Алгоритм дизайна
Учебный дизайн-проект
Выполнение дизайн-проекта
Графический дизайн. Каллиграфия.
Итоговое занятие.
                                          Всего:
 2 ч.
2 ч.
4 ч.
4 ч.
4 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
6 ч.
3 ч.
1 ч.
____
34 ч.
1 ч.
1ч.
1ч.
2ч.
2ч.
-
2ч.
1ч.
1ч.
-
1ч.
-
_____
12ч.
1ч.
1ч.
3ч.
2ч.
2ч.
2ч.
-
1ч.
1ч.
6ч.
2ч.
1ч.
_____
22ч.
Список рекомендуемой литературы для учителя
Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: учебное пособие. – М.: Учебная литература, 1998 – с.131
Кузин В.С., Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство в школе. – М.: Дрофа, 1997. – 112 с.
Курт Ени. Евродизайн. Рациональное использование пространства. М.: ВНЕШСИГМА, 1997 – 222с., ил.
Иогансон Б.В., Клиндухов Н.Н., Присяжнюк Л.В. и др. Школа изобразительного искусства.  – М.: «Изобразительное искусство» 1988
Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М.: «Агар», 2000 – 192 с., ил.
Симоненко В.Д., Очинин О.П. и др. Учебник для 10 -11 кл. Технология. – М.: «Вентана-Граф», 1999 – 285 с.
Хорст Фишер-Улиг. Дизайн внутреннего пространства. – М.: ВНЕШСИГМА, 1997 – 226 с., ил.
Интерьер + Дизайн. / ЗАО «ИНТЕР-ОВА-ПРЕСС», 1999, 2000, 2001
Идеи вашего дома. / САЛОН-ПРЕСС, 2003, 2004
Шрифтоведение. // Альбом – М.: «Изобразительное искусство» 1985.  
13 EMBED CorelPhotoPaint.Image.10  1415