Методическая разработка открытого урока: Невербальное общение
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «РОШАЛЬСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»
ПО ТЕМЕ: «НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ» Специальность: 190117 «Технология продуктов общественного питания»
Рассмотрено
на заседании методкомиссии«___»_____________2016 год
Председатель
______________С.А. Королева
Разработчик:
Г.С. Манюкова - педагог-психолог
г.о. Рошаль
2016 г.
Цели урока (слайд 2):
Обучающая:
1. Изучение средств невербального общения
2. Овладение первичными навыками невербального общения
Развивающая:
1. Развивать интеллектуальные, коммуникативные и личностные качества обучающихся в процессе межличностного общения.
Воспитывающая:
1. Воспитание профессионально значимых качеств личности – внимания, наблюдательности, логического мышления, памяти обучающихся.
2. Формирования глубокого и разностороннего склада мышления обучающихся, развивать навыки учебного сотрудничества, умение работать в команде.
Задачи урока (слайд 3):
1. Актуализация опорных знаний, обучающихся по теме «Невербальное общение».
2. Ознакомление обучающихся с языком мимики, жестов и рукопожатий.
3. Способствовать формированию умений лучшего понимания людей и общения с ними.
4. Актуализация учащимися самостоятельной работы.
5. Анализировать глубину осмысления учащимися учебного материала.
6. Способствовать формированию значимости самостоятельной работы при формировании знаний и умений.
Тип урок: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Методы обучения:1. Частично – поисковый (эвристический).2. Видеометод.3. Метод контроля и самоконтроля.
Методы преподавания: стимулирующий, побуждающий.
Приемы преподавания: объяснение, демонстрация презентации, упражнения на закрепление нового материала.
Межпредметные связи: Психология общения, социальная психология, основы коммуникационных технологий.
Оборудование: стулья и столы по числу обучающихся, компьютеры с доступом вИнтернет, проектор.
План:1. Проверка домашнего задания по теме «Вербальное общение».2. Объяснение нового материала.3. Тренинговые упражнения.4. Проверочная работа на закрепление полученных знаний , проверка и оценка.5. Домашнее задание.6. Мотивационная часть – улыбка как один из действенных способовневербального общения.
Ход урока:
1 Часть. Организационный момент: проверка явки и готовностиучащихся к уроку. Сообщение темы, цели урока. Ознакомление с особенностями егопроведения.
2 часть. Беседа о вербальной коммуникации (проверка полученных знаний)
Вопросы:1. Что такое коммуникация?
Коммуникация — механизм, посредством которого обеспечивается существование и развитие человеческих отношений, включающий в себя все мыслительные символы, средства их передачи в пространстве и сохранения во времени.
Коммуникация — обмен информацией между сложными динамическими системами и их частями, которые в состоянии принимать информацию, накапливать ее, преобразовывать.
Коммуникация — в широком смысле социальное объединение индивидов с помощью языка или знаков, установление общезначимых наборов правил для различной целенаправленной деятельности.
Коммуникация есть информационная связь субъекта с тем или иным объектом — человеком, животным, машиной.
Коммуникация — это прежде всего способ деятельности, который облегчает взаимное приспособление поведения людей... Коммуникация — это такой обмен, который обеспечивает кооперативную взаимопомощь, делая возможной координацию действий большой сложности.
Коммуникация - это акт отправления информации от мозга одного человека к мозгу другого человека
2. Что такое «Вербальное общение»?
Вербальное общение – общение словами, речью, процесс обмена информацией и эмоционального взаимодействия между людьми или группами при помощи речевых средств.
3. Насколько важна коммуникационная компетенция для людей вашейпрофессии?
Заслушать сообщение.4. Можно ли общаться без слов?
Такой способ общения называется невербальным. Предлагаю вашемувниманию сюжет из знаменитого советского фильма «Семнадцать мгновенийвесны» - встреча советского разведчика Штирлица со своей женой.Внимательно посмотрите этот сюжет и попробуйте догадаться, о чёмговорили герои и о чём они молчали. Прокомментируйте сюжет.http://rutube.ru/tracks/2686428.html3 часть. Объяснение с использованием презентации.
(обучающиеся работают в парах, показывая друг другу соответствующиежесты).
Классификация невербальных средств общения:
Движения экспрессивно-выразительные (поза тела, мимика, жесты,походка).
2. Тактильные движения (рукопожатие, похлопывание по спине или плечу,прикосновения, поцелуи).
3. Взгляд визуально-контактный (направление взгляда, его длительность,частота контакта).4. Пространственные движения (ориентация, дистанция, размещение застолом).Жесты открытости - Руки собеседника повернуты ладонями вверх ишироко раскинуты в стороны. Посадка головы прямая, плечи расправлены.Взгляд прямой. Мимика лица естественная, без напряжения и скованности.Эта поза дружелюбия, как средство невербального общения говорит оботкрытости, искренности. Пожалуйста, продемонстрируйте этот жест другдругу.
27051002857500304165
«Отзеркаливание» - жест симпатии, которое выражается в непроизвольномкопировании жестов друг друга или всего поведения. Друг другу посылаетсясигнал: «Я тебя прекрасно понимаю». И действительно, если бросить взглядна мирно беседующую пару за столиком, увидим схожие позы, одинаковоерасположение рук вплоть до зеркальности. Если вы хотите убедить другогочеловека в безоговорочном разделении егомнения, просто скопируйте его положение тела.Попробуйте в парах изобразить ситуацию о том, что вы беседуете друг сдругом, испытываете симпатию друг к другу и «отзеркаливаете» позу.
248920045148500left4038600
Жесты обороны - Руки, скрещенные на груди, перекрещенные ноги вположениях стоя и сидя – классический жест закрытости, недоступности.
Жесты обмана - Когда человек говорит явную ложь, и понимает, что вы егораскусили, он будет испытывать раздражение отвашей правоты, которое может проявиться в непроизвольном ослаблениигалстука или воротника. В невербальном общении это может такжепроявляться в потирание шеи, лишних движениях руками, пощипываниисумочки у дамы, машинальном черчении на бумаге.04036695
451866076202423160571500
Жесты размышления и оценки
Сосредоточенность - Выражается в пощипывании переносицы с закрытымиглазами. Когда человек, с которым вы общаетесь, решает, как поступить иличто делать, в общем думает над решением определенного вопроса – в этовремя он может потирать подбородок.
Критичность - Если человек держит руку у подбородка, с вытягиваниемуказательного пальца вдоль щеки, а другой рукой поддерживает локоть, еголевая бровь опущена – вы поймете, что у него созрела негативная оценка кпроисходящему.
Жесты сомнения и неуверенности
Такой невербальный жест как почесывание или потирание сзади уха или шеи может свидетельствовать о том, что человек не вполне понимает, что от него хотят или что в беседе вы имеете в виду. Как интерпретировать такой жест, если вам сказали о полном понимании? Здесь предпочтение следует отдать невербальному сигналу тела.
3423285604350023717258890left8890
Жесты и позы, свидетельствующие о нежелании слушать.
left188785500Скука и готовность уйти - Можно определить по таким признакам какопускание век (потеря интереса), почесывание уха (отгорожение от потокаречи), потягивание мочки уха (не хочет высказываться), поворачивание всемкорпусом тела к двери или направление ноги в эту сторону. Жест в видеснятия очков также дает сигнал для окончаниябеседы.
Жесты доминирования.
Превосходство - Так называемая «директорская поза» или «поза босса» всидячем положении. Руки лежат за головой, одна нога на другой. Если векиедва прикрыты или уголки глаз чуть прищурены, взгляд направлен вниз –перед вами высокомерие, пренебрежение. Это положение тела как средствоневербального общения часто принимают начальники, люди руководящихдолжностей. Они уверены в себе, демонстративно выражают своюзначимость перед другими. Попытка скопировать данный жест грозитскорым увольнением с работы.
Рукопожатие - Подобный жест употребляют практически все мужчины,женщины намного меньше. Характер рукопожатия может о многом сказать, впервую очередь раскроет намерения другого человека. Если в моментсоединения двух рук одна оказывается выше тыльной стороной, ее владелецдемонстрирует свое ведущее положение. Можно проверить, насколькопрочно тот отстаивает свой статус лидера простым способом: повернутьсвою руку вверх. Если почувствовали сопротивление, значит, вам не удастся убедить его занять равенство между вами.
0408940
6000751583055Сексуальные жесты - Когда мужчине нравится какая-то женщина, ондемонстрирует большие пальцы, заткнутые за ремень, располагает руки набедрах или широко расставляет ноги. Взгляд на женщину, как правило,интимный, и может надолго задержаться на избранных частях тела. Мужчинаможет непроизвольно поправлять рукой галстук или воротник.
Тактильные движения.
Объятия - По характеру объятий, их силе, длительности определяютзначение выражаемых человеком чувств.Закадычные друзья, находившиеся в долгой разлуке, при встрече чуть ли недушат друг друга в крепких объятиях. Влюбленные задерживаются в нежныхобъятиях продолжительное время. Объятия между дальнимиродственниками, в зависимости от поддерживаемых ранее контактов, могутбыть как сдержанными, холодными, так и пылкими. Между близкимилюдьми они носят мягкий задушевный смысл. На соревнованиях по борьбе,например, участники коротко обнимаются и22764752506980расходятся.
Рукопожатия, как одно из средств невербального общения, тожеразличаются по способу их совершения, силе и длительности. Крепкое,энергичное потряхивание руки собеседника вкупе с радостнымвосклицанием говорит об искренности партнера, его желании продолжитьбеседу. Обхват руки своими в виде «перчатки» также говорит одружелюбии. Но если вам протягивают неживую руку, словно дохлую рыбу, с вами не хотят контактировать.
0409575
Похлопывания по спине или плечу в основном характерно для мужчин. Этиневербальные жесты часто интерпретируются как проявление дружескогорасположения, участия или ободрения. Их можно увидеть практически вовсех возрастных категориях. Похлопывание как бы демонстрирует мужскуюсилу и готовность его обладателя прийти на помощь.
0408940
Взгляд визуально-контактный.
Долгота взгляда может говорить о степени заинтересованности.Пристальный, неотрывный скажет вам о намерении выведать у вас какую-тоинформацию или заставить вас подчиниться. У влюбленных пар подобныйвзгляд служит сигналом начать активное ухаживание. Если пристальныйвзгляд направить на спящего человека, подсознательно тот может испытатьбеспокойство, даже проснуться. Интересно, что в мире животныхпристальный взгляд служит сигналом к готовящейся атаке, поэтому ничегоудивительного нет, когда, ощущая подобный сигнал от малознакомогочеловека, вы испытываете тревогу и желание скрыться.
0304800
1. Деловой взгляд – когда мы смотрим на лоб и вглаза собеседника. Часто мы себя так ведем при встрече смалознакомыми людьми, руководителями и начальниками. 0312420
2. Социальный взгляд – когда мы направляем глаза на зону лицачеловека в области рта, носа и глаз. Он характерен в ситуацияхнепринужденного общения с друзьями и знакомыми.
3. Интимный взгляд – проходит через линию глаз собеседника иопускается на уровень ниже подбородка, шеи на другие части тела.Может быть расширение зрачков, как предвкушение удовольствия
4. Часть – тренинговые упражнения.Упражнение "Невербальный подарок"
Цель упражнения: развитие навыков невербальной коммуникации.
- Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (почасовой стрелке). Подарок надо сделать ("вручить") молча (невербально), но но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. Пока все не получать подарки, говорить ничего не надо. Все делаем молча.
Упражнение "Я тебя понимаю"
Цель упражнения: - формирование умения давать обратную связь; - выработка навыков прочтения состояния другого по невербальным проявлениям.
Каждый член группы выбирает себе партнера и затем в течение 3-4 мин. в устной форме описывает его состояние, настроение, чувства, желания в данный момент. Тот, чье состояние описывает партнер, должен или подтвердить правильность предположений, или опровергнуть их. Работа может происходить как в парах, так и в общем круге.
Упражнение "Через стекло"
Цель упражнения: - формирование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне. Один из участников загадывает текст, записывая его на бумагу, но передает его как бы через стекло, т. е. мимикой и жестами: другие называют понятое. Степень совпадения переданного и записанного текста свидетельствует об умении устанавливать контакт.
Часть 5. Контрольная работа на закрепление полученных знаний – использование онлайн – презентации, выполненной в программе prezi ( http://prezi.com/rufqo1avzgrx/presentation/) - обучающиеся просматривают задания презентации, записывают на листочках, что означает показанный жест, затем совместно с преподавателем проверяют правильность выполнения задания и выставляют оценки. Критерии оценивания:
ошибок – «5»
2-3 ошибки – «4»
4-5 ошибок – «3»
Часть 6. Что вы узнали нового на уроке? Как будете использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности (предложить обучающимся высказаться по очереди).
Часть 7. Домашнее задание. Электронный учебник Г.М. Шеламова «Деловая культура и психология общения» §2.6, стр. 4 «Невербальное общение».
http://www.syntone.ru/library/books/content/4714.htmlЧасть 8. Заключительная.
Улыбка - наиболее распространенный элемент невербального общения. Предлагаю вам закончить наш урок просмотром позитивного сюжета «Улыбайся. Будь счастлив!».
http://www.mirpozitiva.ru/pozitiv/pozitiv23.html