Технологическая карта по обществознанию Человек и человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям.
Технологическая карта урока по обществознанию в 6 классе
Тема урока: Человек и человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям.
Педагогические цели Создать условия для формирования представлений о проблемах взаимоотношений человека с другими людьми
Тип урока Ознакомление с новым материалом
Задачи урока:
Обучающая: формирование умений анализировать дополнительные источники, самостоятельно делать выводы.
Развивающая: Развивать исследовательский интерес к обществознанию.
Воспитывающая: Воспитание чувства ответственности за свои поступки и чувство гуманности.
Предметные результаты Научатся: строить свои взаимоотношения с другими людьми. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения
Личностные результаты Проявляют способность к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении; ориентируются на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям
Метапредметные результаты Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности
методы и формы обучения Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах
Основные понятия и термины Человечность, гуманизм
Образовательные ресурсы Презентация «Что такое человечность» , Учебник. Обществознание. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. Под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: «Просвещение», 2015, рабочая тетрадь.
Этап урока Формы, методы, методические приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся Форма контроля
Характеристика основных видов деятельности Формируемые УУД 1 2 3 4 5 6
I. Мотивация к учебной деятельности Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.
Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.
Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения II. Актуализация знаний Беседа Организует беседу по вопросам из рубрики «Вспомним» и «Обсудим вместе»
– Что отличает человека от других живых существ?
– Что такое добро?
– Какие поступки принято называть добрыми?
– Почему не все поступки людей можно назвать человечными?
– Что значит относиться к другим по-человечески? Аргументировано отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение Познавательные: осуществляют поиск нужной информации.
Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания Устные ответы
III. Изучение нового материала 1. Презентация «Что такое человечность».
1. Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию. Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
1. Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию Личностные: оценивают жизненные ситуации.
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий.
Познавательные: распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки; строят рассуждения и обобщают полученную информацию.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; ставят вопросы, обращаются за помощью; формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество Беседа
2. Прочтение и анализ стихотворения (Приложе-ние). Муса Джалиль. Один совет (О человечности)
Прочтение и анализ текста Отрывки из Блокадной книги (Адамович А., Гранин Д.)
2. Организует работу по анализу стихотворения и его обсуждению по вопросам:
– Какой смысл заложил автор в это стихотворение?
- В чем видит смысл жизни человека автор стихотворения?
- В чем проявляется человечность?
2. Читают и анализируют стихотворение, отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение.
2. Устные ответы.
3. Работа с терминами.
Слайд 4
3. Организует работу по изучению терминов (человечность, гуманизм):
– Как вы понимаете слова «человечность» и «гуманизм»?
– Что значит гуманное отношение?
– Приведите примеры гуманного отношения к людям, животным или природе. 3. Знакомятся с новыми терминами, работают со словарем.
3. Устные ответы.
4. Ттворческая работа учащихся в парах. Предлагает ученикам варианты гуманного отношения в разных ситуациях Слайд 5
4. Организует творческую работу учащихся в парах. Предлагает ученикам варианты гуманного отношения в следующих ситуациях: "Вы идёте по улице, видите плачущего ребенка. Какими будут ваши действия?" , " В подъезде вы встречаете бездомное животное. Ваши действия?", " На пешеходном переходе видите пожилого человека. Каковы ваши действия?", "В вашем классном коллективе неожиданно заболел серьёзно одноклассник. Ваши действия?"
Проводит обсуждение творческого задания:
– Были ли допущены ошибки во время диалогов?
– Почему в каждой ситуации необходимо вести себя по-разному?
4. Разбирают разные ситуации с одноклассниками, комментируют, делают замечания, исправляют допущенные ошибки.
4. Устные ответы
5. Работа с рубриками «Жил на свете человек», с. 101, 5. Формулирует задание, организует работу учащихся по прочтению текста о К. И. Чуковском и анализу иллюстрации картины В. М. Максимова.
– Можно ли говорить, что произведения К. И. Чуковского проникнуты идеями гуманизма? 5. Читают текст, рассматривают иллюстрацию, высказывают собственную точку зрения на поставленные вопросы 5. Устные ответы
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного Задания в рабочей тетради, № 2–3, с. 55
№№ 1-3 стр. 104 учебника («Проверь себя») Определяет задания, нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль
Так кто же более счастлив: человек, живущий только для себя, или тот, кто умеет заботиться о других? Выполняют задания Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради, вносят коррективы в действие после его завершения на основе его учета и оценки характера сделанных ошибок
Личностные: понимают, что невозможно быть по-настоящему счастливым человеком, живя только для себя, не умея заботиться о других. Проверка выполнения заданий
V. Итоги урока. Рефлексия Обобщение полученных на уроке сведений Проводит беседу по вопросам:
– Какие качества вы больше всего цените в людях?
– Почему в любой культуре народов мира так почитается старость? Слайд 6
Закончите предложения: - Самым интересным для меня на уроке было …. - Мне понравилось ….. - Я хотел(а) бы узнать подробнее…. - Я считаю, что моя работа на уроке была….. - Сегодня я не понял(а) Отвечаютна вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке
Отвечают на вопросы. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Проявляют способность к самооценке на основе критерия учебной деятельности.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Оценивают свою работу на уроке. Анализируют свое эмоционально состояние. Осознают качество и уровень усвоения материала. Оценивание учащихся за работу на уроке
Домашнее за-дание§ 12. с. 100-102 Задания в рабочей тетради, № 6, с. 57 Конкретизирует домашнее задание Записывают домашнее задание Приложение 1.
Муса Джалиль. Один совет (О человечности)
Людей-слонов нередко я встречал,
Дивился их чудовищным телам,
Но я за человека признавал
Лишь человека по его делам.
Вот, говорят, силач - железо гнет,
Вода проступит там, где он пройдет.
Но будь ты слон, а я не признаю,
Коль дел твоих - по горло воробью.
Пускай на всем, что совершаешь ты,
Проступит след душевной чистоты:
Ведь сила не во внешности твоей,
А только в человечности твоей.
В твоих делах проявится сама
И справедливость твоего ума,
И то, что сильным сердцем наделен,
Что ты любовью к родине силен.
Жить бесполезно - лучше уж не жить,
На ровном месте кочкою служить.
Свети потомкам нашим, как маяк,
Свети, как человек, а не светляк.
Железо не ржавеет от труда,
И глина обожженная тверда,
Оценит мужа по делам народ,
Героя не забудет никогда.
В чем видит смысл жизни человека автор стихотворения?
Источник: ВикипедияПриложение 2.
Отрывки из Блокадной книги (Адамович А., Гранин Д.)
Задание: прочтите текст и ответьте на вопрос: «В чем проявляется человечность?».
Записи Бориса Прусова:
"Моя мама Прусова Фаина Александровна была медицинской сестрой с довольно большим стажем. Работала когда-то операционной сестрой у профессора Грекова в Обуховской больнице. И потом работала в хирургии в больнице Софьи Перовской. Благодаря нашей маме, мы и выжили, потому что как-то она поднимала дух всех нас. Мы не опускались: мы мылись элементарно, делали себе какую-то ванну. Причем очень интересно, что у нее была своя теория, которая, кстати, подтвердилась жизнью: не залеживайтесь, не залеживайтесь! Когда я как медицинский работник пытался ей возражать: "Мама! Когда ты лежишь, то ведь энергии тратится меньше, питания ведь надо меньше", - она говорила: "Это парадоксально, но факт: кто ходит - будет жить и работать. Ходите!" Когда я совсем выбился из сил (это в сорок втором году) и уже не хотел ходить в институт, то сестра и мать сказали: "Ты должен кончить медицинский институт. Ходи! Если ты не будешь ходить, ты умрешь!" И я ходил. Я ходил от Марсова поля до площади Льва Толстого ежедневно туда и обратно и еще делал квартирные вызовы и принимал больных в больнице Софьи Перовской.
Вот такая была мама. Кто бы к нам ни пришел, у нас всегда было чисто. Стол всегда был накрыт скатертью. Как-то всегда было весело. Все убрано, аккуратно, чисто. И вот эта самая чистота, вот эта самая дисциплинированность матери - она передавалась нам. И это, по-моему, помогло нам выжить. Мать никогда не давала нам падать духом... Паек делился, каждому давалась порция, причем, как они уже потом признались, мама с сестрой в самое трудное время больше давали мне, не знаю почему. Но вот что самое интересное: мама считала, что у нее в комнате чисто, всегда вымыт пол, все блестит, но когда уже сняли блокаду и она сняла затемнение (шторы), дали электричество, она посмотрела на обои и сказала: "Господи, господи! До чего же я себя обманывала! Все-таки в какой грязи я жила..."