ХЛЕБ — ДРАГОЦЕННОСТЬ, ИМ НЕ СОРИ. Рассказать историю происхождения хлеба, раскрыть его значение для нашего народа, воспитывать патриотизм, бережливость, уважение к чужому труду расширить кругозор обучающихся.

ХЛЕБ - ДРАГОЦЕННОСТЬ, ИМ НЕ СОРИ

Цели: рассказать историю происхождения хлеба, раскрыть его значение для нашего народа, воспитывать патриотизм, бережливость, уважение к чужому труду; расширить кругозор обучающихся.

Вспомогательные материалы: выставка черного и белого хлеба, блюд из черствого хлеба, плакаты с пословицами, поговорками, загадками, стихотворения о хлебе.

0, хлеб круговращенье года, В тебе, обыденном на вид, Все то, что сделано народом. И что народу предстоит. По мнению ученых, открытие хлеба состоялось 15-16 тыс. лет назад. Именно тогда человек начал собирать и культивировать хлебные злаки. Правда, вначале он не ел зерна, так сказать, в натуральном виде. Лишь позднее кулинары каменного века научились растирать и смешивать зерно с водой.
Появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Конечно, он нисколько не походил на тот, к которому привыкли мы: хлеб был жидким. Такой пищей люди питались до тех пор, пока не научились выпекать из зерновой «каши» пресные лепешки.
Предположительно дело обстояло так. Во время варки жидкая каша вы- лилась из горшка с шипением на раскаленные камни. Не сразу замеченная, а лучше сказать, своевременно замеченная, она превратилась в румяную лепешку. Аппетитная на вид, приятно пахнущая, она удивила человека и вкусом. С тех пор уже готовилась не каша, а тесто основа для лепешки. Прошло еще несколько тысячелетий, и египтяне овладели секретом разрыхлять тесто путем его брожения. Используя чудесную силу молочнокислых бактерий, они научились выпекать самые различные сорта хлеба. В скором времени в тайны этого искусства проникли греки и римляне. Однако еще долгое время «кислый» хлеб считался деликатесом и стоил гораздо дороже пресного, поэтому употребляли его люди состоятельные.
Считается, что способ приготовления хлеба из кислого теста был открыт примерно пять тысяч лет назад в Древнем Египте. А помог этому случай. Вроде бы подкисло тесто по недосмотру раба, приставленного к кухне, но он, желая, видно, избежать взбучки, лепешки все-таки испек. Каково же было его удивление, когда вместо ожидаемого наказания он заслужил похвалу лепешки оказались вкуснее, пышнее, румянее, чем те, что готовились раньше. Бедняга так обрадовался, что пал на колени перед чудом и воскликнул: «Хлеб это дар Божий!»
В богатых городах Греции пекари начали появляться в V в. до нашей эры. По всей Европе секрет хлебопечения распространился в IXXI вв., и пекари пользовались большим почетом. В Древней Греции хлебопеки занимали самые высокие посты в государстве. По древним германским законам преступник, убивший лекаря, булочника, наказывался строже, чем за убийство человека другой профессии. В Риме сохранилось надгробие монумент высотой 13 м пекарю Эврисаку. По сообщению античного писателя Плиния Старшего, предки Марка Вергелия Эврисака были основателями первой общественной пекарни в Древнем Риме. В честь Эврисака и был 2000 лет назад воздвигнут памятнику виде печи для приготовления хлеба. Верхняя его часть украшена барельефами, по которым можно изучить всю технологию изготовления и выпечки хлеба в ту эпоху. Здесь же изваяны в полный рост и хозяева пекарни, Эврисак и Атистия жена и помощница пекаря. Сопоставляя изображения монумента с описанием Плиния, ученые восстановили многие интересные подробности производства хлеба в древней пекарне.
| Это единственный в мире монумент, воздвигнутый в честь человека, скромная профессия которого так необходима людям во все времена. Хлеб, испеченный шесть тысяч лет назад в каменном веке, хранится сегодня в музее г. Цюриха. В музее искусства г. Нью-Йорка хранится круглый хлебец, выпеченный 3400 лет назад. Эллины были убеждены, что человек, поедающий пищу без хлеба, совершает большой грех и будет непременно наказан богами, в Индии преступников в начале нашей эры карали тем, что запрещали есть хлеб... Продолжительность такого наказания зависела от тяжести проступка. При этом индусы были уверены, что тот, кто не ест хлеба, будет несчастлив.
Пекари Древней Греции, как и мастера Древнего Египта, умели выпекать несколько сортов хлеба из пшеничной и ячменной муки. Были здесь и сдобные изделия, в состав которых входили жир, молоко, мед. Но сладкие хлебцы считались лакомством. Основной же пищей служил хлеб из муки грубого помола с большой примесью отрубей.
В древности перед тем как тесто-каравай на лопатке перенести в печь, ставили на нем разные знаки: крестик, розу, знак семьи или рода; на булочных , изделиях для детей петуха с пушистым хвостом, белку, котенка, индюка и др.
Египтяне на тесте перед посадкой в печь оставляли отпечатки своих пальцев, римляне насечки, китайцы рисовали круг иероглиф солнца.
На тесте изображали также боевой лук, зерно и стрелы, чтобы подчеркнуть, что хлеб защищен от врагов. Хлебопекам Эллады мы обязаны и самим происхождением слова «хлеб». Греческие мастера для производства этого продукта применяли горшки, называемые «клибанос». По мнению специалистов, от него древние готы образовали слово «хлайфе». В языке германцев оно трансформировалось в «хлайоб», похожее по произношению на украинский «хлиб», эстонский «лейб», наш «хлеб».
Интересно, что в средневековой Европе существовала прямая зависимость между свежестью хлеба и социальным положением тех, кто его потреблял. Свежеиспеченный хлеб ела только королевская семья, вчерашней выпечки ближайшая камарилья. Хлебными изделиями, выпеченными два дня назад, лакомились представители мелкопоместного дворянства, большей давности монахи и школьники. Самым черствым хлебом кормились ремесленники и крестьяне.
На Руси с древних времен выпечка хлеба считалась ответственным и почетным занятием. Особого искусства требовало производство ржаного хлеба, которое основывалось на применении специальных квасов. Секрет их приготовления держался в тайне и передавался из поколения в поколение. Кроме ржаного хлеба в монастырских пекарнях выпекали просфоры, калачи и сайки из пшеничной муки. Из монастырских пекарен хлеб выходил с надписями: «Хлеб святой», «Хлеб всемогущий», «Хлеб вечный».
В XVI в. русские пекари уже подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинчиков, ситников. В это же время в городах Московского княжества за ценами и качеством продававшегося хлеба был установлен контроль.
Царский указ 1626 г. «О хлебном и калачном весу» утверждал цены на 26 сортов хлеба из ржаной муки и 30 из пшеничной. В указе были поименованы лица, которые подлежали контролю со стороны хлебных приставов.
Во все времена отношение к хлебу было особенным. Недаром у многих народов в древности хлеб, как солнце и золото, обозначался одним символом кругом с точкой посередине. Так же как и к хлебу, испокон веков относился народ и к труду тех, кто его создавал. На Руси пекари пользовались особым почетом, величали их только уважительно.
Хлеб
Издавна на свете повелось так:
Человек, встающий на заре,
Видя в поле тучные колосья,
Ко всему становится добрей.
Если будет полно в закромах
Значит, будут новые дома,
Значит, будут песни, свадьбы, радость,
И не будет никакой беды,
Потому что хлеб всегда награда,
Лучшая награда за труды.
Хлеб он дружит с потом и работой,
С летом и осенней позолотой.
А. Быков

У поэта Николая Пальмина в его «Поэме о хлебе» есть строчки, отражающие самоотверженную борьбу за хлеб.
Ехал он дальней дорогой,
Хлеб голодающим вез,
А сам ни крошки не трогал,
Хотя голодал и мерз.
Он о себе не думал,
Он о других привык.
Вот так от голода умер
На хлебных мешках большевик.
Спасая жизнь хлеба, люди нередко жертвовали своей. Тракторист совхоза «Дальний» Целиноградской области Даниил Нестеренко, погибший на своем тракторе за хлеб, был удостоен звания Героя Советского Союза. Комсомольцы-герои Анатолий Мерзлов, Михаил Мороз тоже погибли в поле. * Константин Ваншенкин в годы войны был свидетелем гибели летчика, не бросившего пылающую машину на поле спелой пшеницы.
Баллада о хлебе
(Песня на музыку Виктора Захарченко, стихи Владимира Балачана)
На весенней заре воздух свежий
и синий...
Постаревший отец, седину шевеля,
Говорил у крыльца тихим голосом сыну,
Провожая его первый раз на поля:
Припев:
«Ты запомни, сынок,
Золотые слова:
Хлеб всему голова,
Хлеб всему голова!»
Сын пошел-пошагал по отцовскому следу,
Но война началась вой огня и свинца.
В годы бед и потерь, добывая победу,
Нес отец по земле завещанье отца:
Припев.
Но случилась беда на земле незнакомой –
Был он ранен в бою по холодной зиме.
Пайку хлеба свою передал он другому,
А домой написал в треугольном письме:
Припев.
На весенней заре воздух свежий
и синий...
На страде посевной гул моторов и шум,
У родного крыльца сын погибшего сына
Говорил на заре своему малышу:
Припев.
«В семье, в государстве, в целом ли мире, коли есть хлеб на столе, другое как-то прикладывается. Хлеб, как известно, может с успехом соперничать с золотым запасом, по которому принято определять, сколь богата или бедна страна, сколь велик ее удельный вес среди других государств. Хлеб он солдат в дни войны, он искусный пропагандист, политик и дипломат в дни мира». В этих словах Михаила Алексеева очень точно и образно характеризуется роль хлеба как главного продукта для каждого человека и для всего человечества.

Запах хлеба
Удивителен запах хлеба!
Этот запах нам с детства знаком.
Пахнет хлеб и степью и небом
И травой и парным молоком.
Пахнет хлеб раскаленным подом,
Талым снегом, и внешней грозой,
И мужицким соленым потом,
А порой и мужицкой слезой.
Ах, как вкусен хлеб! До чего же
И душист он и пышен, как пух.
Лишь насытившийся не может
До конца оценить хлебный дух.
Владимир Гиршин
Хлеб является основной пищей для большинства нашего народа. Хлебозаводы производят сейчас сотни наименований хлеба: батоны и булки, караваи и буханки, сухари и ковриги. Хлеб ржаной и пшеничный, рижский и орловский, с отрубями, морской капустой, с маком и изюмом...
Совсем недавно наш хлеб был самым дешевым по сравнению с другими странами. Сейчас он стал дороже, но можно увидеть валяющиеся куски хлеба и на свалке, около урны.
Небрежное отношение к хлебу это надругательство над памятью тех, кто умер от голода. Гнев и боль в сердце, стыд и возмущение возникают в душе каждого сознательного человека при виде брошенного куска хлеба.
Вот строки из стихотворения Петруся Бровки:
Мне больно, когда я, случается, вижу,
Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.
Эй, ты, попирающий корку ногою,
Ты топчешь достоинство наше людское,
Ты мать оскорбил, ты обиду нанес
Земле, на которой родился и рос.
В прошлом детей наказывали за небрежное отношение к хлебу. Писатель Владимир Солоухин вспоминает:
Запомнил я минуту ту
Из детства озорного.
Вдруг скучно сделалось во рту
От хлеба ржаного.
И бросил наземь я кусок
От дедушки украдкой,
И наступил я на кусок
Босой чумазой пяткой.
И вдруг, едва лишь наступил,
Зарылся носом в пыль я,
А раньше дед меня не бил
И вообще не били.
Но он снимает поясок, крученую веревку,
За мой нестриженый висок
Меня хватает ловко.
Его трясется борода
И в гневе и в обиде,
А в чем обида, я тогда,
Признаться, и не видел.
А у нас в школе можно увидеть кусок хлеба, валяющийся под партами. Ребятам, пренебрегающим хлебом, следовало бы напомнить, как жилось их сверстникам в блокадном Ленинграде:
Девчонка руки протянула
И головой на край стола.
Сначала думали уснула,
А оказалось умерла.
А эти стихи принадлежат перу Михаила Головенчица:
Мне стало страшно. Словно я ослеп.
Я вдруг остановился. Под ногами
Лежал в снегу пшеничный серый хлеб
И на морозе превращался в камень.
Я на дороге той не увидал
Того, кто бросил эти полбуханки,
Я рассказал ему бы про Урал,
Про поезда на темном полустанке.
Тянулись ленинградцы на восток,
У них от голодухи пухли ноги...
И в детском горле застревал комок
От лиц их цвета пыли на дороге.
Я вспомнил очередь в ночи,
Как замерзал продрогший, полусонный,
Слова старух: «Терпи, сынок, молчи».
Лязг ножниц, отрезающих талоны.
Четыре предрассветные часа,
Потом в дверях отчаянную давку
И сверстников голодные глаза,
Прикованные к пыльному прилавку.
Ребята! Вы прослушали много интересного и полезного о хлебе. Мы призываем вас: берегите хлеб нише богатство!
В домашних условиях черствый хлеб выбрасывать не надо. Его можно освежить. Хлеб сбрызгивают водой или накрывают чистой белой тканью и прогревают в течение нескольких минут до температуры 6070 градусов.
Из черствого хлеба можно приготовить не один десяток блюд. Это и супы, и запеканки, и пудинги, и блины, и клецки, и гренки, и многое другое. Мы приготовили несколько блюд из черствого хлеба, которые вы можете видеть на нашей выставке. Они готовятся легко и быстро.


Приложение
Для плакатов
Хлеба к обеду в меру бери.
Хлеб драгоценность, им не сори.
Хлеб всему голова!
Вечно живут слова. Вянет листва, трава Хлеб всему голова.
В бурях эпох, имен Тихо живет, права Истина всех времен: Хлеб всему голова.
В дальнем краю село. В сердце страны Москва. Всюду нам с ним светло. Хлеб всему голова. Правда у нас в дому Будет всегда жива: Мир это хлеб всему. Хлеб всему голова! Е. Нефедов
Загадки
Зарыли Данилку в сырую могилку,
А он полежал, полежал, да на волю
сбежал,
Стоит красуется, на него люди любуются.
(Зерно.)
Начали братцы из зыбки выбираться,
На землю упали зелеными стали,
(Зерна.)
Меня бьют, колотят, режут,
А я все терплю людям добром плачу.
(Хлеб.)
Комовато, ноздревато, и губато, и горбато,
Кисло и пресно, и вкусно, и всем людям мило.
(Хлеб.)
Мешано, квашено, валяно,
На стол поставлено.
(Хлеб.)


Народная мудрость
Без печки холодно, а без хлеба голодно.
Без соли и хлеба худая беседа.
Без соли невкусно, без хлеба не сытно.
Без хлеба нет обеда.
Не шуба греет, а хлеб.
От хлеба-соли не отказываются.
Будет хлеб, будет и песня.
Блюда из черствого хлеба
Бабка из ржаного хлеба с рисом
Ржаной хлеб нарезать ломтиками и слегка смочить водой. В отварной рис положить сливочное масло и сухофрукты. На смазанную сковородку выложить слой хлеба, на него рисовую массу, залить яйцом и запекать 40 мин. На 200 г хлеба взять два яйца, 20 г риса, 5 г чернослива.

Кекс с изюмом
Черствый хлеб без корки истереть на терке, положить в кастрюлю, залить молоком и дать постоять 3040 мин. Затем размешать до однородной массы.
Желтки яиц растереть с сахаром, а белки взбить, перемешать с хлебной массой, добавить столовую ложку растопленного сливочного масла или маргарина и полстакана изюма. Выложить в подготовленные формочки и выпекать.
На 400 г белого хлеба взять 0,5 л I молока, столовую ложку сливочного масла, 34 яйца, 0,5 стакана изюма.

Оладьи из сухарей
Пшеничные сухари разломать и залить горячим молоком, добавить соль, сахар, яйца, дрожжи и поставить для брожения на 23 часа. Из готового теста испечь оладьи. Подавать с маслом, сметаной или медом. В тесто можно добавить изюм.
На 200 г сухарей 300 г молока, 2 столовые ложки сахарного песка, 1 яйцо.
Сырные хлебцы
Ломтики белого хлеба обжарить с одной стороны в масле, перевернуть, на поджаренную сторону положить по l кусочку твердого сыра, закрыть сковородку крышкой и слегка поджарить.
15