как формировать навык чтения
Министерство Образования Республики Башкортостан муниципального района Янаульский район муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей г.Янаул
РЕФЕРАТ
Особенности формирования навыка литературного чтения младших школьников
Выполнила
учитель начальных классов
первой категории
МБОУ лицей г.Янаул
Садыкова Фарзана Гиндуллиновна
2012г.
Оглавление
Введение. 3-4 стр. Глава 1.Теоретическая часть. 1.1.О литературном образовании. 4-6 стр. 1.2.Проблемы развития навыков чтения. 7-8 стр. 1.3.Что такое навыки чтения. 9-10 стр. 1.4.Условия проверки навыков чтения 11-13 стр. Глава 2. Практическая часть. 2.1.Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения, пути их совершенствования. 14 стр. 2.3. Технология опыта. Отработка навыков чтения. 15- 19 стр. 2.4.Результативность опыта работы. 20 стр. Литература. 21 стр. Приложение 22-29 стр.
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир»
Сухомлинский В.А.
Введение.
В 80-90 годы произошли значительные изменения в сфере образования: изменилась его цель, а вместе с целью, ориентирующей на развитие личности ребенка, гуманизацию образования, претерпело и претерпевает изменение содержания обучения. Оно не может ограничиться тремя компонентами – ЗУН.
Содержанием обучения должны стать не только предметные знания, умения, навыки, но и деятельность по их усвоению. Опора на мотивацию учения, знание способов действия решения задачи – операций по усвоению знаний – вот то новое, что постепенно вносится в практику школы. Поэтому основной моей задачей в данной работе является показ конкретной реализации деятельности при обучении и формировании навыка чтения, способов, средств и форм работы. Своеобразие чтения состоит в том, что оно является не только предметным, но и общеучебным навыком, умением, от которого зависит успешность обучения ребенка по другим предметам.
Проблема совершенствования чтения не нова, но актуальна в процессе обучения на уроках и гуманитарного, и математического цикла всегда.
Эту тему можно рассмотреть широко, но для исследования я взяла более узкий аспект – работу по совершенствованию техники чтения младших школьников, т.к. нет ни одного класса школы в России, где бы техника чтения детей стопроцентно соответствовала бы государственному образовательному стандарту.
Цель моей работы заключается в том, чтобы выявить условия, обеспечивающие успешное, продуктивное совершенствование чтения младших школьников.
Объект: процесс формирования навыка чтения.
Предмет: педагогические условия, способствующие эффективности формирования и совершенствования навыка чтения средствами, различными приемами и упражнениями на уроках литературы.
Я предполагаю, что процесс формирования и навыка чтения младших школьников будет успешным, если:
- Будет разработана и логически выстроена система упражнений, направленных на активизацию мыслительных процессов, на развитие четкости произношения, на развитие оперативного поля чтения и памяти, зрительной памяти, на развитие гибкости чтения вслух и молча, на антиципацию отдельных слов, предложений, учитывающая индивидуальные склонности и возможности младших школьников.
Задача.
Проанализировать теоретическую, психолого-педагогическую литературу по данной теме;
Составить, разработать и опробовать систему упражнений, направленную на формирование и совершенствование навыка чтения;
Рассмотреть авторские концепции совершенствования навыка чтения;
Научная новизна: состоит в том, что разработаны теоретические положения по эффективному использованию методических приемов, форм работы на литературе в развитии навыка чтения младших школьников.
Практическая значимость: разработанная система упражнений может использоваться в учебно-воспитательном процессе начальной школы.
1 ГЛАВА
ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
О литературном образовании.
В последние годы все увереннее входит в процесс обучения младших школьников литературное образование. Подход к литературе в начальных классах как к виду искусства дает широкие возможности для развития разностороннего творчества, как учителю, так и самому ученику.
Творчески раскрепощенный, эмоционально настроенный ребенок глубже чувствует и понимает прочитанное.
В поле внимания начинающего читателя должны оказаться эстетическая природа художественного произведения. Авторское отношение к окружающему миру, нравственные проблемы, волнующие писателя.
В основе литературного образования должны лежать два ведущих принципа: художественно-эстетический и литературоведческий.
Художественно-эстетический принцип должен определять отбор произведений для чтения и вводить школьника преимущественно в художественные тексты, которые раскрывают перед читателем богатства окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гормонии и красоты, понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности.
Литературоведческий принцип реализуется при анализе художественного текста. На первый план необходимо выдвигать художественный образ как язык искусства в целом и литературе в частности. Литературоведческий принцип должен охватывать все области литературного творчества – фольклор, русскую классику, советскую отечественную литературу и зарубежную, а также основные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни,, драматические произведения (пьесы).
Курс литературного чтения должен решать следующие задачи:
Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения.
Развивать поэтический слух детей, воспитывать художественный вкус; обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать речевые умения, навыки чтения, слушания, рассказывания.
Обогащать чувственный опыт ребенка его реальное представление об окружающем мире и природе.
Ситуации, создаваемые на моих уроках, направлены на то, чтобы ребенок пропустил через себя поступки, совершенные литературным героем, учился бы верить, дружить, любить, анализировать. Такой подход обеспечивает развитие речи ученика, учит вступать в диалогические споры о перевоплощении литературных героев, дает прекрасную возможность развития монологической речи, учит детей также и молчаливой беседе с автором произведения, его персонажами, развивает в ребятах творческую фантазию, воображение, ассоциативное мышление.
Художественные произведения, вошедшие в учебник «Родная речь», несут с собой великое число разнообразных сюжетных ситуаций и жизненных обстоятельств. Мысленное воссоздание силой писательского и возбужденного им читательского воображения картины, образов и персонажей, соприкосновение детей с миром, чувств, поступков -, все это откладывается в читательском сознании, в памяти ума и сердца читателя, прямо или косвенно влияет на нравственное, умственное, эмоциональное и эстетическое развитие младших школьников. Я считаю, что наиболее ценны те задания при анализе произведений, которые пробуждают детей побывать в роли маленького писателя, т.е. попробовать написать свои сочинения на разные темы и в разных жанрах –от описания предметов, явлений до пейзажных зарисовок и стихов. Вот где развивается письменная речь! Человек, написавший что-то сам, подержавший в руке перо и попробовавший творить, совсем по-иному воспринимает написанное, сочиненное другим, поэтому одной из приоритетных задач курса литературного чтения является:
обеспечение речевого развития школьников, активное формирование речевых умений и навыков чтения, слушания и рассказывания.
Поэтому, преследуя задачи, направленные на развитие речи младшего школьника, необходимо акцентировать внимание на самую основную – развитие у детей полноценного навыка чтения.
1.2 Проблемы развития навыка чтения.
Для чтения вслух необходимо, чтобы было развито слуховое и зрительное восприятие звуков, сочетания слов, предложений, текста. Важно, чтобы был хорошо поставлен речевой аппарат (произношение, голос, дыхание). Важна и развитая память (долговременная и краткосрочная), и главное, - мышление, которое необходимо для понимания разного и логического содержания, и та и другая формы работы требуют развитого внимания.
Развитие способности зрительного, слухового и эмоционального восприятия и одновременно образного и логического мышления, анализа в процессе понимания, запоминания, сосредоточенного внимания и четкости, ясности, выразительности чтения вслух, умения соотносить скорость чтения молча с осмыслением читаемого текста помогут ученику переступить минимальный барьер скорости чтения (60 сл./мин) – резюмирует.
Итак чтение это:
предмет деятельности – мысль.
Мотив деятельности – интерес, позна-я потребность.
Цель – зачем и как читать.
Ориентировочно-исследовательское звено – просмотр текста, темы, установление связей.
Исполнительское звено – обработка текста.
Продукт деятельности – смысловое решение.
Самоконтроль – перечитывание для умозаключения.
Самооценка, оценка деятельности – критерии: правильность, логичность, выразительность, и т.д.
Чтобы сформировать сознательного читателя – ребенка, необходимо учитывать психические процессы, активно влиять на анализаторы, развивать речедвигательный аппарат, и самое главное, - овладеть инструментом чтения – его техникой. Умение читать – особое умение, поэтому – чтение приобретает специфический характер деятельности, от которой зависит эффективность сформированности ЗУН.
1.3 Что такое навыки чтения?
Непременным условием методически грамотно организованного процесса обучения чтению является контроль за уровнем сформированности у младших школьников навыка чтения.
Навык чтения включает в себя два компонента: техническая сторона чтения и смысловая. В техническую сторону входят следующие компоненты:
Способ чтения;
Темп (скорость) чтения;
Динамика (увеличение) скорости чтения;
Правильность чтения.
В смысловую сторону:
Выразительность и понимание прочитанного;
Свое отношение к прочитанному.
Безусловно, главное – понимать и осознавать прочитанное, т.к. ребенок учится читать для того, чтобы узнавать что-то новое. Учитель должен помнить, что техника чтения – не самоцель, а лишь средство для достижения других литературоведческих целей. Техническая сторона подчиняется и обслуживает первую сторону – смысловую. Однако, для того, чтобы использовать чтение как инструмент для получения информации, необходимо научиться читать, чтобы этот процесс достиг уровня навыка, т.е. умения, доведенного до автоматизма.
Известный психолог Лев Семенович Выготский писал: «Обычно думают, что понимание выше при медлительном чтении; однако в действительности при быстром чтении понимание оказывается лучше, ибо различные процессы в головном мозге совершаются с различной скоростью и скорость понимания отвечает более быстрому темпу чтения».
Некоторых родителей смущают довольно высокие требования школы к навыкам чтения. Не получается ли соревнование на скорость? Смогут ли дети при этом получить удовольствие от прочитанного? Понять прелесть художественных произведений? Не отобьет ли такое «скоростное чтение» любви к литературе?: Но беглое чтение ничего общего со скоростным (динамическим) чтением не имеет. А как важно понять, что скорость чтения не рассматривается сама по себе. Ведь имеется в виду беглое и выразительное чтение. Даже если при чтении «с листа» ребенок укладывается в положенное время, но при этом не соблюдает законов литературного произношения, часто ошибается, пропускает или искажает слова, - следовательно, читает плохо. Чем чаще ребенок будет обращаться к книге, тем лучше будет читать. Навык – умение, доведенное до автоматизма.
Необходимо отметить, что за последнее десятилетие немало создано исследовательских работ разных авторов, которые рассматривали процесс развития навыков чтения в начальной школе. Авторы методик во главу угла ставили различные психологические процессы. Например, И.Т. Федоренко при автоматизации читательских умений на первое место выдвинул необходимость развития оперативной памяти и внимания учащихся. В.Н. Зайцев – систему особых упражнений и их многократный повтор. А.М. Кушнир – информационно-ценностный подход. Маргарита Ивановна Оморокова – учет развития разных качеств навыка чтения. Это, конечно, все замечательно, но проблемы формирования и совершенствования навыка чтения остаются!
Не лишним будет повторить, что одной из самых актуальных проблем развития навыка чтения младших школьников является проблема контроля и оценки уровня сформированности всех параметров чтения. Результаты проверки часто зависят от ряда объективных факторов: кто, где, когда и как осуществляет контроль, какого уровня сложности текст, каково отношение ребенка к чтению в целом и к проверки навыков в частности. Есть дети, которые при замере скорости чтения испытывают психологический дискомфорт, стресс, показывают результаты ниже, чем при обычном чтении в классе. Каковы же должны быть условия проверки навыка чтения в начальных классов?
1.4.Условия проверки навыка чтения младших школьников:
Чтение должно осуществляться в спокойной и привычной для ребенка обстановке, а не в кабинете завуча;
Читать текст ребенок должен по определенной книге, сидя за отдельной партой, на расстоянии 1-1,5 метра от проверяющего.
Ученику должна быть предоставлена возможность «вчитываться» в текст: первые 2-3 предложения или 3-4 строчки он читает без учета времени.
Текст должен быть доступен учеником, все слова понятны, шрифт должен соответствовать шрифту учебника.
При определении количества слов, прочитанных за одну минуту, считается за «отдельные» слова предлоги и союзы, части слова.
Проверка осознанности чтения должна проводиться по 2-3 вопросам, а не осуществляться путем пересказа прочитанного, т.к. пересказ является показателем развития устной речи, а не навыка чтения.
В методической литературе существуют разные точки зрения на скоростные навыки чтения. Повторюсь, что в программе н/ш сказано, что ученик должен овладеть беглым, сознательным, правильным, выразительным чтением с соблюдением основных норм литературного произношения в темпе не менее 80-85-90 слов в минуту. Причем речь идет не о чтении с «установкой» на скорость, а о «естественном» чтении учащегося. Это «чтение для себя»: читаю и все понимаю. Учитель осуществляет замер скорости прямо на уроке при чтении учеником нового незнакомого текста. Школьник читает и не знает, что его проверяют. Это и будет «естественная скорость». Именно такое чтение должно соответствовать программным нормам, тогда темп скоростного чтения будет выше. Систематическая диагностика «естественного» чтения учащихся, на мой взгляд является более объективной по показателям и гуманной по отношению к детям. На первом же родительском собрании педагог должен сообщить, что каждую учебную неделю ребенок должен стараться прибавлять по одному слову, т.е. за месяц четыре слова, за год 33 слова. На родительских собраниях стараюсь убедить каждого родителя в том, что ежедневное чтение должно войти в привычку ребенка. При этом, особенно на первых ступенях громкого чтения, необходимо создать ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение
Проблема, которую необходимо осветить – это развитие интереса к чтению. Почему многие дети не любят читать? Процесс чтения для них очень трудоемкий, требующий больших временных затрат, а более легких источников получения информации сегодня очень много, поэтому особенно важными в работе учителя являются два фактора:
Развитие у учащихся интереса к содержанию чтения;
К самому процессу чтения.
Материал для чтения должен быть близким к субъективному опыту ребенка, личностно – значимым для него, эмоционально – насыщенным или иметь яркую познавательную окраску. Следует предоставлять ученику право выбора материала для чтения в зависимости от его настроения, интересов, самочувствия. Можно предлагать детям на выбор чтение произведений разных по тематике, объему, стилю, жанру, трудности содержания. Возможность такого выбора быстрее развивает у младшего школьника индивидуальный читательский вкус и самостоятельность чтения.
Успешность в обучении чтению во многом зависит от мотивации деятельности ученика. И наоборот, именно успех рождает мотив: «У меня получается, поэтому я хочу!». При развитии интереса к процессу чтения важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха. Этому способствует:
Троекратный самозамер скорости чтения по методике В.Н.Зайцева, когда темп чтения «растет на глазах»
Дозированность нагрузки, доступность и посильность задания, постепенное нарастание их сложности.
Учитывая индивидуальные особенности детей в освоении чтения, одному нужно дать строгое ограничение временного интервала («Читаешь ровно три минуты!») или объема чтения («Прочитай только два абзаца»), другому обязательно требуется активное соучастие взрослого в процессе чтения. Даже молчаливая поддержка влияет и вселяет в ребенка уверенность в своих силах.
Для посильного самостоятельного чтения (особенно при низкой скорости) можно предлагать детям перечитывание любимых сказок, стихов. Это стимулирует у них развитие антиципации (смысловой догадки), способствует чтению целыми словами, приносит радость общения с книгами.
Немалое значение в развитии интереса к чтению и повышении скорости чтения имеют каждодневные упражнения в аудировании. Исследования проблемы чтения говорят о том, что если ребенок следит глазами за выразительным неторопливым чтением взрослого, то скорость восприятия графических знаков увеличивается. Кроме того, совместное чтение взрослого и ребенка в домашней обстановке способствует эмоциональному комфорту и духовному единению читающих.
Важным стимулом в развитии интереса к чтению является творческая деятельность ребенка. Стремление переконструировать текст, изменить его содержание – все это способствует творческой активности. Например, Прочитай стихотворение, установив нужный порядок строк.
Глава 2.
Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения. Пути их совершенствования.
Актуальность темы.
Каждому учителю хочется иметь в классе думающих, отзывчивых, внимательных друг к другу учеников. Я делаю ставку на обучение младших школьников чтению.
Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Как помочь ученикам преодолеть возникающие трудности при чтении, при этом сохранить интерес к чтению и желание встречаться с книгой как можно чаще? Именно эта проблема – формирование навыков чтения на основе развития мыслительных процессов, на основе постоянного роста интереса ребенка к чтению – является актуальной.
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. Умения и навыки чтения формируются не только как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов.
Следовательно, необходима систематическая целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного, выразительного чтения.
Исходя из актуальности проблемы, перед собой поставила цель – по окончании детьми начальной школы сформировать навык чтения, чтобы обеспечить дальнейшее успешное обучение.
Целью определяются следующие задачи
Изучить и учитывать индивидуальные особенности учащихся;
Развивать познавательные способности детей;
Определить наиболее эффективные формы и методы для формирования навыка чтения.
2.1. Технология опыта.
Познавательная деятельность детей, начинающих обучение в 1 классе, характеризуется незавершенностью развития психических процессов внимания, памяти, мышления, воображения, непроизвольностью всех этих процессов. Поэтому важнейшей задачей уроков чтения ставлю развитие тех познавательных процессов, которые лежат в основе читательского восприятия.
Навык чтения – это сложный комплекс умений и навыков. Он включает в себя осознанность (понимание прочитанного), способ чтения (по буквам, по слогам, словами и по слогам, словами), умение правильно читать (без ошибок и искажений), выразительность (чтение с интонацией, соблюдая знаки препинания).
Исходя из этого, работу по формированию навыка чтения провожу, опираясь на развитие познавательных процессов по следующим направлениям:
Развитие навыков беглого и правильного чтения;
Развитие навыка выразительного чтения;
Развитие навыка осознанного чтения.
Для реализации поставленных целей и задач использую систему упражнений по формированию навыка чтения, которые провожу как обязательный этап урока, занимающий 10-15минут и включающий в себя последовательно выполняемые упражнения. Последовательное выполнение упражнений обеспечивает высокий уровень участия и работоспособности детей. На каждом уроке выполняются следующие виды работы: работа над артикуляцией (чистоговорки), разучивание скороговорок (дикция), словарная работа (осознанность), жужжащее чтение.
Отработка навыка беглого и правильного чтения.
Правильность и беглость чтения сопутствуют друг другу. Совершенствование правильности влечёт и ускорение темпа чтения. Правильным считается чтение без искажений, замены букв или слогов, пропуска или вставки, без повторов.
Для того, чтобы формирование правильности чтения было эффективным, стараюсь придерживаться определенного режима чтения:
Ежедневные упражнения (чистоговорки, скороговорки, специальные тексты);
Предупреждения ошибок при чтении: подготовка к чтению, разбор трудных слов, работа с разрезной азбукой (1 кл.), чтение вслух трудных слов (по слогам, частям, целиком)
В своей работе над правильностью чтения уже с первого класса использую различные упражнения на увеличение поля зрения - провожу работу по буквенным, слоговым таблицам и таблицам слов, например:
Найди и покажи только гласные буквы, только согласные.
Игра «Печатная машинка» (см. приложение 1).
Кроме этого для развития внимания провожу следующее упражнения:
Какая буква лишняя?
Какой слог лишний?
Найди среди буквенного текста слова.
Прочитай предложение.
Подчеркнуть в сточке буквы А и И (см. приложение 1).
На правильность чтения влияют поза при чтении, расстояние между глазами и текстом, образцовое чтение учителем, чтение “про себя”.
В своей работе по выработке беглого чтения применяю следующие задания:
«Жужжащее чтение» - чтение в полголоса, отвожу 5 минут для чтения вслух на каждом уроке.
«Чтение за диктором» - диктором может быть учитель, хорошо читающий ученик.
«Цепочка» - дети читают по одному слову, предложению, абзацу.
«Прыжки» - чтение через слово.
«Ловушка» - учитель или ученик читает знакомый текст, изменяя некоторые слова, остальные ищут эту замену.
«Сканирование» - за 20-30 сек. ученики “пробегают” глазами текст в поисках нужного слова, предложения.
«Стимул» - в конце каждого урока оставляю 3-4 минуты для замера скорочтения. Дети читают в течение 1 мин. в полголоса, считают количество слов, записывают в дневник ( см. приложение 2).
Работа над выразительностью чтения.
На уроках чтения большое внимание уделяю выразительному чтению. Я учу детей во время чтения произведений использовать такие средства выразительности: силу голоса, выделение “нужных слов”, темп, паузы, мимику, жесты.
Для отработки этих умений я использую упражнения, которые способствуют отработке правильного произношения, выработке ритма речи, вызывают чувства и эмоции.
Прежде всего, урок начинаю с правильной посадки при чтении. Провожу различные дыхательные упражнения, например «Мы спим» - дети дышат ровно, спокойно. «Погоня» - дыхание учащенное, быстрое.
Для укрепления органов произношения и выработки четкой и ясной дикции провожу следующую работу:
Работа над чистоговорками (ос-ос-ос – в улье много ос;
ой-ой-ой – умывалась я водой).
Кроме того, работа над чистоговорками способствует ещё и развитию творческих способностей учащихся – дети придумывают свои чистоговорки.
Работа над скороговорками.
Работая над скороговоркой, учу детей не только отчетливому, быстрому проговариванию, но и умению находить логически ударное слово, например: при работе над скороговоркой Проворонила ворона вороненка даю задание:
Прочитай, выделяя голосом первое слово, второе, третье.
Работая над текстом, использую такие приёмы как «чтение по ролям», «инсценирование»
Работа над осознанностью чтения.
Осознанность чтения – это умение читателя ясно, глубоко понять содержание текста. Оно складывается из значения отдельных слов, смысла предложений, частей текста. Для этого уже в 1 классе заводим словарики, в которые записываем непонятные слова, фразы. Во 2 классе учу детей работать с толковым словарём: ищем объяснения трудным словам.
Проверку осознанности провожу в ходе беседы по прочитанному тексту, использую различные упражнения:
Выборочное чтение;
Словарная работа;
Деление текста на части, составление плана;
Определение темы текста, главной мысли;
Иллюстрирование;
Составление кроссвордов и др. ( см.приложение 3)
Во 2 классе использую работу в парах: дети читают текст, а потом по очереди пересказывают друг другу; первый вариант читает, а второй не просто слушает, а ещё и пересказывает. При этом пересказ может быть подробным, кратким, выборочным.
Основным приёмом развития навыка чтения является многократное обращение к тексту, перечитывая его, использую различные упражнения.
Начиная с 1 класса, ученики заводят тетради по чтению, где выполняем творческие задания, делаем штриховку, печатаем буквы, слова. Во 2 классе в тетрадях выполняем различные задания, упражнения, записываем названия самостоятельно прочитанных книг.
К своей работе над развитием навыка чтения, привитии интереса к чтению привлекаю родителей учеников. Для этого организовываю тематические родительские собрания, где стараюсь убедить каждого родителя в том, что чтение должно войти в ежедневную привычку ребёнка.
2.2. Результативность опыта работы.
Учёт особенностей каждого ребенка, соблюдение гигиенических и дидактических условий обучения чтению, а также использование описанных методических приёмов дают положительные результаты по формированию навыка чтения: вырос уровень правильности, выразительности, осознанности чтения. (см. приложение 4).
Дети стали с интересом читать, повысилась успеваемость по русскому языку, математике, окружающему миру. Учащиеся участвуют во внеклассных мероприятиях: конкурсах чтецов, литературных викторинах, готовят концерты, ставят спектакли.
Диагностика уровня развития ОПП у учащихся в 1-2 классах показывает наличие стойкой положительной динамики в развитии мышления, памяти, внимания, причем положительная динамика по развитию мышления сохраняется на протяжении трёх лет.
Таким образом, проводимая мною работа является своевременной, даёт положительные результаты, поэтому я считаю целесообразным продолжать её в дальнейшем.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Анисимов В.М., Андреева К.Е., Сокорутова Л.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. Якутск: 2001.
2. В.В. “Занимательное азбуковедение” Екатеринбург, АРД, 1994.
3. Воскобойников В.М. Как определить и развить способности ребенка. – 1996.
4.Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах! школа, 1999. № 18.
5.Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: 2000.
6. Н.Н.Светловская “Основы науки о читателе” М.,2003. Светловская Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое?// Начальная школа, 2005. №2.
7. Н.Д. Путина “Организация эффективного контроля за формированием у учащихся навыка беглого чтения” ж. “Н.Ш” №3 2002.
8. Н.Н.Максимук “Игры по обучению грамоте и чтению” Москва “ВАКО” 2004.
9.Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников – М.: 1997.
10.Шклярова Т.В. Справочник для начальных классов. – М., 1993.
Приложение 1.
Упражнения на увеличение поля зрения.
1. Работу по буквенным и числовым таблицам провожу следующим образом:
подготовительный этап – зафиксировать взгляд в центре таблицы, видеть её целиком и найти все видимые цифры или буквы по порядку нарастания в цифровом ряду или алфавите (время выполнения - 25 сек.)
исполнительный этап – последовательный поиск всех цифр или букв. Найденные цифры указываются карандашом.
При работе с буквенной таблицей после выполнения основных упражнений предлагается игра “Печатная машинка”: «напечатать» называемые учителем слова (это могут быть словарные слова на уроках русского языка, термины – на уроке окружающего мира), ученики указывают карандашом буквы слова по таблице.
Е
М
Т
А
О
И
Ю
Г
Ш
Р
Х
В
П
Й
З
Э
Ё
У
Ф
Б
Я
Ч
Д
Л
К
Ц
С
Н
Щ
Ж
2. По типу предыдущего упражнения использую слоговые таблицы и таблицы слов. Сначала проводится работа над расширением поля зрения, а затем карандашом указываются слоги из называемых слов, предложений.
Лимон, панама. У Оли лимон. У Коли панама.
ЛИ
МА
ПА
О
КО
НА
КА
У
МОН
Упражнения на расширение объёма и распределения внимания.
1. Подчеркни в ряду буквы:
м – а // м с а ы у м а м а у ы с ы у о н о с а м и у о;
у –ы // м с а у с ы п а м л е ы и у ы а о д т ж и р и;
2. Найди среди буквенного текста слова:
К н о с л и к п р с л о н т д к в о л к м и т;
П р щ у к а т ь к а р а с ь т п с о м т д н.
3. Найдите ошибки в тексте:
Я вчера буду купаться.
Мы завтра были на даче
Приложение 2.
Упражнения для развития техники чтения.
«Очередь» - сначала читает учитель, затем ученики читают тот же самый текст.
«Бинарное чтение» - один текст читают два ученика одновременно.
«Буксир» -
Учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;
Учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.
«Фотоглаз» - на доске столбик слов, которые ученики читают определённое время. Слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова.
«Круговое чтение» - небольшой текст читают по одному слову друг за другом.
«Голова и хвост» - учитель или ученик начинает читать предложение, дети быстро его находят и дочитывают все вместе.
«Первый и последний» - чтение первой и последней буквы в слове; первого и последнего слова в строчке, первого и последнего слова в предложении.
Приложение 3.
Упражнения для понимания смысла текста.
Работа по вопросам учителя, учебника.
По иллюстрации определить содержание текста.
Чтение для подготовки к пересказу.
«Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить слово, подходящее по смыслу.
«Диафильм». Текст делиться на несколько частей и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются для краткого пересказа.
Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким.
Мини-сочинения с целью анализа характера или поступка.
Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.
«Фантограммы». Различные фантазии при работе с текстом.
в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие (герой, время года, место действия), дети фантазируют, как измениться содержание;
придумать продолжение рассказа.
Приложение 4.
Результаты мониторинга навыков чтения 1-3 классов
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Выводы: Результаты и анализ навыка чтения учащихся показали, что целенаправленная работа по обучению детей правильному, осознанному чтению дала положительные результаты: качество чтения детей повысилось, уменьшилось количество ошибок при чтении, улучшился темп чтения
Результаты итоговых оценок по чтению за 3 года.
Учебный год/
класс
2008-2009
2009-2010
2010-2011
Успев.%
Кач. зн.%
Успев.%
Кач. зн.%
Успев.%
Кач. зн.%
1 класс
2 класс
3 класс
100
38,4
100
43,5
100
48,5
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Результаты диагностики уровня развития оперативной памяти(1-2 кл.)
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Выводы: Диагностика уровня развития ОПП у учащихся в 1 – 2 классах показывает наличие стойкой положительной динамики в развитии мышления, памяти, внимания.
Блок заданий по формированию навыка чтения
Упражнения для развития техники чтения.
Чтение вслух.
Чтение про себя.
«Жужжащее» чтение.
Чтение хором.
Чтение в темпе скороговорки.
Чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу).
Динамическое чтение. На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах.
Бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно.
«Очередь». Сначала читает учитель, затем ученики читают тот же самый текст.
«Буксир».
а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения; ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;
б) учитель читает вслух, дети про себя; учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.
11. « Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами, ученики ищут эту замену.
12. «Прыжки». Чтение через слово.
13. «Голова и хвост». Учитель или ученик начинает читать предложение, дети быстро его находят и дочитывают все вместе.
14. «Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове; первого и последнего слова на строчке; первого и последнего слова в предложении.
15. «Прятки». Нахождение в тексте слова с определённым признаком (начинается на букву а, состоит из двух слогов, с ударением в конце слова).
16. Круговое чтение. Небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз.
17. «Кто быстрее?» На доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты. По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение.
18. «Фотоглаз».
а) на доске написан столбик слов, которые ученики читают определённое время; слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова;
б) учитель показывает кадр слайда, ученики должны воспроизвести подпись к слайду.
19. «Найди меня». На листочках написаны сточки букв, между буквами «спрятаны» целые слова, их нужно найти.
20. «Счет слов». На максимальной скорости дети читают текст и одновременно считают слова. Перед чтением ученикам задаётся вопрос, на который они должны ответить после окончания работы.
21. «Сканирование». За 20-30 секунд ученики пробегают глазами текст в поисках важной информации.
Упражнения для формирования навыков выразительного чтения.
Артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов.
Чтение труднопроизносимых слов (подпрыгивая, здравствуйте, экскаватор).
Чтение скороговорок.
«Окончания». Повышенное требование к чёткости окончаний слов.
Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении.
«На одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца.
Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений.
Чтение одного предложения с разной интонацией.
«Эхо». Учитель читает 1 - 2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией.
«Ускорение». Одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая темп и силу голоса.
Разметка текста: паузы, логическое ударение, усиление или ослабление голоса.
Чтение под музыку. Учитель предлагает несколько вариантов мелодий, ученики должны выбрать ту, которая больше подходит к тексту, и прочитать текст под музыку.
Чтение с настроением. Один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение.
Словарь настроений. Прочитать текст, выбрать из словаря «подходящее настроение», прочитать ещё раз, пытаясь это настроение передать.
«Голоса». Чтение текста, подражая чьему-либо голосу (старушки, ребёнка, слона, медведя).
«Замена». Чтение с изменением голоса героя (например, слова кошки голосом мышки).
Чтение по ролям.
Чтение по ролям без слов автора.
Инсценирование.
Дикторское чтение. Текст делится на части, каждый «диктор» готовится заранее, чтобы показать образец чтения.
Конкурс чтецов. Ученики готовятся самостоятельно.
Упражнения для понимания смысла текста.
Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.
Озаглавливание текста.
Деление текста на части, составление плана.
Определение типа текста.
Подбор иллюстрации к тексту.
По иллюстрации определить содержание текста.
Составление диафильма. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.
Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и т.д.
Работа по вопросам учителя, учебника или ученика.
Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.
«Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить слово, подходящее по смыслу.
Фантограммы. В хорошо знакомом тексте изменяется одно условие (герой, время года, место действий).
Составление кроссвордов по тексту.
Викторины по одному большому или нескольким маленьким произведениям.
Подбор загадок к словам из текста.
Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.
Составление ребусов к словам из текста.
13PAGE 15
13PAGE 14515
Восприятие
Мышление
Чтение вслух
Логическое
Образное
Зрительное
Слуховое
Эмоциональное
Память
Речь
Вниманиееее
Краткосрочн.
Долговремен.
Внешняя
Внутренняя
Непроизв.
Произвольное
Root Entry#,##0\ "р.";[Red]\-#,##0\ "р."ОC
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·#,##0.00\ "р.";[Red]\-#,##0.00\ "р."Оw*9
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0\ _р_._-;\-* #,##0\ _р_._-;_-* "-"\ _р_._-;_-@_-О‡,A
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00\ _р_._-;\-* #,##0.00\ _р_._-;_-* "-"??\ _р_._-;_-@_-О/¤15
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·#,##0"р.";[Red]\-#,##0"р."О;¦
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·#,##0.00"р.";[Red]\-#,##0.00"р."ОkЁ3
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{Є;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1"
·
·Arial Cyr1"
·
·Arial Cyr1"Г
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr=
·
·
·2 кл.13не справились