Рабочая программа по Обществознанию 10-11 класс (углубленный уровень)
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия
муниципального района город Нерехта и Нерехтский район
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ гимназия
____________________
С.Ю. Степаничев
«____» ________2014 г.
СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по УВР
____________________
А.Н.Галкина
«____» ________2014 г.
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
__________________
Калинина С.В.
«____» _______2014 г.
Костромской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
СРЕДНЕЕ (полное) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(профильный уровень)
Классы: 10 – 11кл.
Учитель: Рыжаков А.А. (высшая кв. категория)
Количество часов – 204 ч (3 час. в неделю)
Срок реализации – 2014-2015 у.г.,2015-2016 у.г.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
НЕРЕХТА 2014
Структура документа
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по темам курса; требования к уровню подготовки выпускников, литература и средства обучения.
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования в соответствии с требованиями программы развития МОУ гимназия г.Нерехты. Рабочая программа составлена на основе Программы «Обществознание» (10 – 11 классы), профильный уровень Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, А.Ю. Лазебниковой. – М.: Просвещение, 2007.
Учебник Боголюбов Л.Н., А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова Под ред. Боголюбова Л.Н., «Обществознание» (профильный уровень) 10- 11 кл., М.: Просвещение, 2012, соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе на 2014-2015 учебный год.
Уровень освоения учебного предмета – профильный.
Курс «Обществознание» в 10 классе вносит существенный вклад в реализацию целей социально-гуманитарного образования на современном этапе развития общества и школы. Изучение обществознания на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;
воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;
овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук, для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук
Курс «Обществознание» соединяет научные проблемы с жизненно важными сферами деятельности человека, взаимоотношения общества, человека и природы. Его назначение – содействовать развитию свободной личности, социализации взрослеющего человека, формированию его мировоззрения. Широкая обществоведческая подготовка уч-ся приобретает особую остроту в связи с необходимостью целенаправленной работы по гражданскому образованию и воспитанию. От уровня гражданского образования и воспитания зависит становление гражданского общества и правового государства. Общество нуждается в информированной и компетентной личности, принимающей самостоятельные решения, и способной нести ответственность за свои поступки.
Следует отметить межпредметные связи учебного материала в разделах «Общество и человек», «Личность. Межличностные отношения». При раскрытии содержания этих разделов широко привлечен материал других учебных предметов – истории, литературы, курсов естествознания, правоведения. Этот курс интегрирует современные социальные, экономические, политические, правовые, этические знания в целостную систему, рассчитанную на уч-ся старшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени тип знаний о человеке и обществе, необходимый для понимания процессов, происходящих в окружающем мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
В основе методики преподавания предмета «Обществознание» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы занятий и приёмы деятельности учителя. Программа курса помогает конструировать учебные занятия, последовательно погружать школьников в суть учебной проблемы, актуализировать ранее полученные знания, вводить новые источники информации, постепенно усложнять приёмы познавательной деятельности, подводить учащихся к самостоятельным выводам и оценкам. Достаточно высокий уровень подготовки учащихся даёт возможность проводить различные типы уроков: комбинированные, проблемные, с постановкой познавательных заданий, работу в группах, лабораторные работы, ролевые игры, дискуссии, использование методики диалогового обучения. Одним из ведущих методов может стать самостоятельная или групповая работа над источниками. Активный, творческий характер изучению источников придадут проблемные задания, постановка вопросов, требующих анализа учебного материала, его оценки. В такой обстановке совершенствуется умение аргументировать свою точку зрения, выслушивать противоположные мнения и относиться к ним терпимо.
Принципы построения: обществознание является интегративным курсом, в котором содержаться основы знаний целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин, а именно философии, этики, экономики, социологии, права, политологии и культурологи. Освоение нового материала осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы.
Специфика курса: содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путём углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин. Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются социальные навыки, умения, ключевые компетентности, которые раскрываются через индивидуализацию образовательного процесса путём дифференцированных учебных заданий, практической работы, дискуссии, семинаров.
Технологии, методы: основной является технология развития критического мышления с применением информационных технологий, проектного и частично-поискового методов.
Индивидуализация обучения: при подготовке учебного материала по обществознанию учитываются индивидуально-психологические особенности обучающегося старшей ступени обучения. Учебный материал дифференцируется, применяются индивидуальные и групповые задания: карточки-задания, сообщения, презентации, видеоролики, кроссворды, эссе, проблемные задачи, тестирование, опорные конспекты, схемы. Для обучающихся со слабым уровнем мотивации и работоспособности предлагаются отдельные задания. На уроке организовывается самостоятельная работа в проблемно-диалогическом режиме, творческая, поисковая, с использованием ИКТ - технологии. На различных этапах учебной деятельности используется контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Домашнее задание обучающиеся получают разное: задания к учебному материалу, опережающее задание, задания творческого характера и задания по работе с неадаптированным текстом.
Наглядность, ТСО: настенные плакаты, электронные пособия, Интернет-ресурсы, компьютер, медиапроектор, телевизор.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогнозирования;
формулирование полученных результатов;
создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
пользования икт-ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению учащимися осознанного выбора путей продолжения образования как в высших учебных заведениях.
Место предмета в профильном учебном плане
Рабочая программа рассчитана на изучение предмета обществознания (разделы «экономика» и «право» изучаются отдельными курсами):
- в 10-х классах гуманитарного профиля в объеме 102 часа, из расчета 3 учебных часа в неделю;
- в 11-х классах гуманитарного профиля в объёме 102 часа, из расчёта 3 учебных часа в неделю.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Курс «Обществознание»10 класса состоит из 5 разделов:
- «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность»;
- «Общество и человек»;
- «Деятельность как способ существования людей»
- «Сознание и познание»;
- «Личность. Межличностные отношения».
Курс «Обществознание» 11 класса состоит из 4 разделов:
- « Социальное развитие современного общества»;
- «Политическая жизнь современного общества»;
- «Духовная культура»
- «Современный этап мирового развития»;
Данная рабочая программа не содержит структурной перестановки тем, расширения содержания учебного материала, т. к. программа предлагает оптимальное количество часов по всем темам.
Обществознание 10 класс (102 часа)
Раздел 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность
Философия об обществе. Наука и философия. Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях. История мировой и отечественной философской мысли. Лао-цзы. Конфуций. Платон. Аристотель. Прокопович. Кантимир. Радищев. Чаадаев. Западники и славянофилы. Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор Общественные потребности и мир профессий. Особенности профессий социально-гуманитарной направленности.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Знать: основные философские понятия общества, развитие теорий об обществе в разные периоды развития, идеи философских мыслителей о развитии человека и общества;
Уметь: объяснить теории философов – просветителей, найти отличительные черты русских мыслителей от мировых философов;
Использовать в практической деятельности: сравнить философские взгляды учёных разных эпох, выделить главное и общее – указать различия.
Раздел 2 . Общество и человек
Происхождение человека и становление общества. Сущность человека как проблема философии. Общество и общественные отношения. Уровни социально-философского анализа Общество и природа. Общество как развивающаяся система. Сферы общественной жизни. Типология обществ. Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества. Историческое развитие человечества. Теории локальных цивилизаций и общественно-экономических формаций. Исторический процесс и его участники. Общественный прогресс и свобода в деятельности человека. Прогресс и регресс. Свобода как познанная необходимость. Свободное общество.
Требования к обучению учащихся:
Знать: основные понятия: человечество, антропогенез, уровни социально-философского анализа, сущность и отличительные черты основных типов обществ, положения теорий локальных цивилизаций и общественно-экономических формаций, общественное развитие;
Уметь: охарактеризовать науки, изучающие человека, уметь выделить характерные черты цивилизаций, объяснить понятия – аксиология, секуляризация, знак, символ;
Использовать в практической деятельности: соотнести общественные институты и сферы общественной жизни, обосновать свою позицию о будущем человеческого общества.
Раздел 3 . Деятельность как способ существования людей
Содержание и формы деятельности людей. Потребности и интересы. Духовная сфера жизни общества. Духовная деятельность. Трудовая и политическая деятельность. Труд как вид человеческой деятельности. Цели и средства политической деятельности.
Требования к обучению учащихся:
Знать: сущность, структуру и виды деятельности, основные понятия: труд партнёрство, политика, политическая власть,
Уметь: объяснить мотивы деятельности, условия , дисциплина, культура труда;
Использовать в практической деятельности: проиллюстрировать соотношение деятельности и поведения на примерах.
Раздел 4. Сознание и познание
Познаваемость мира. Бытиё и познание. Чувственное и рациональное познание. Истина и её критерии. Пути познания мира. Миф и познание мира. Научное познание и его уровни. Социальное познание. Знание и сознание. Научное познание природы и его принципы. Общественное сознание. Самопознание и развитие личности.
Требования к обучению учащихся:
Знать: основные понятия: знание, познавательная деятельность, гносеология, ощущение, восприятие, эмпиризм, рационализм, сенсуализм;
Уметь: привести примеры чувственного и рационального познания, культурный контекст, идеальный тип, массовое сознание;
Использовать в практической деятельности: выявить факторы, влияющие на самопознание личности
Раздел 5 Личность и межличностные отношения
Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Становление и направленность личности. Периодизация развития личности, структура её направленности. Общение и его виды. Коммуникация и средства общения. Общение как взаимодействие. Формы общения. Малые группы, их классификация. Межличностные отношения в группе. Конформность. Групповая дифференциация и лидерство. Семья как малая группа. Молодежные группы. Асоциальные группы. Неформальные молодёжные группы. Молодёжная субкультура.
Требования к обучению учащихся:
Знать: основные понятия: индивид, личность, общение и его виды, малая группа и её классификация, семья как малая группа;
Уметь: различать виды общения, межличностное взаимодействие, межличностная совместимость, конформность;
Использовать в практической деятельности: иметь представление об особенностях личности, формах юношеского общения, о видах молодёжных формальных и неформальных групп.
Учебно-тематический план для 10 класса
Наименование
разделов и тем
Количество часов
Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся
общее
В том числе
теоретические занятия
практические работы
семинары
зачеты
контрольные работы
Введение. Требование стандарта по обществознанию в 10-м классе.
2
2
-
1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность.
14
12
1
1
3
2. Общество и человек.
27
22
2
1
2
6
3. Деятельность как способ существования людей.
11
10
1
3
4. Сознание и познание.
18
12
4
2
8
5. Личность. Межличностные отношения.
27
22
4
1
8
Итоговое повторение
3
1
2
Итого:
102
81
11
6
4
28
Обществознание 11 класс (102 часа)
Раздел 1. Социальное развитие современного общества
Социальная структура общества и социальные отношения. Социальная стратификация. Социальная мобильность и социальные лифты. Cоциальные институты. Социальная инфраструктура. Социальные статусы и роли. Социальная адаптация. Социальные ценности и нормы. Отклоняющееся поведение и социальный контроль. Преступность. Социальные интересы и формы социального взаимодействия. Социальный конфликт. Этнос и нация. Этническое многообразие современного мира. Межэтнические отношения и национальная политика. Демография. Институт семьи и брака. Молодёжь в современном обществе. Молодёжная субкультура. Социальная структура Российского общества.
Требования к обучению учащихся:
Знать: структуру современного общества, критерии социальной стратификации, назначение социальных институтов, суть процесса социализации личности, определения различных этнических образований, направления молодёжной политики государства.
Уметь: составить структуру современного общества, объяснить теорию П.Сорокина, привести примеры современных молодёжных субкультур, составить эссе на тему межэтнических современных отношений
Использовать в практической деятельности: формировать в себе правовую личность с учетом современности.
Раздел 2. Политическая жизнь современного общества
Политическая система и политический режим. Принципы и ценности демократии. Парламентаризм. Государство в политической системе. Внутренняя и внешняя политика. Государственная служба. Правовое государство и гражданское общество. Роль СМИ в политической жизни. Политическое сознание и политическое поведение. Политическая идеология. Политические партии и движения. Лидеры и элиты в политической жизни. Избирательная система. Человек в политической жизни. Политический конфликт. Политический процесс.
Требования к обучению учащихся:
Знать: сущность политической системы, основные принципы и ценности демократии, роль государства в политике, систему политических партий и их программы, формы и виды избирательных кампаний.
Уметь: выделить основные направления политики современной России.
Использовать в практической деятельности: принять участие в политических акциях и избирательных кампаниях в качестве наблюдателя.
Раздел 3 - 4. Духовная культура и современное общество
Духовное развитие общества. Материальная и духовная культура. Диалог культур. Толерантность. Духовный мир личности. Менталитет. Мораль и нравственность. Наука и её функции. Образование. Тенденции развития образования в современном мире. Религия и её роль в жизни общества. Мировые религии. Место искусства в духовной культуре. Современное искусство. Массовая культура. Многообразие современного мира. Современный этап в развитии традиционных обществ. Индустриальное и постиндустриальное общество. Глобализация и её последствия. Сетевые структуры в современной мировой политике. Глобальные проблемы современности.
Требования к обучению учащихся:
Знать: сущность культуры, её формы, виды, функции, понятие менталитета, роль науки и образования в современном обществе, искусство как феномен культуры, современные религии; различия и типологию современных обществ, причины и последствия современной глобализации.
Уметь:- выделить характерные черты массовой и элитарной культуры, объяснить основные каноны мировых религий; дать развёрнутое толкование формулы «Единство в многообразии», оценку процесса глобализации на современном этапе.
Использовать в практической деятельности: составить развёрнутый план ответа на вопрос «Роль духовной культуры в жизни общества», дать развёрнутое толкование формулы «Единство в многообразии», оценку процесса глобализации на современном этапе.
Учебно-тематический план для 11 класса
Наименование
разделов и тем
Количество часов
Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся
общее
В том числе
теоретические занятия
практические работы
семинары
зачеты
контрольные работы
Введение.
1
1
-
-
-
-
1. Социальное развитие современного общества.
24
14
5
3
2
6
2. Политическая жизнь современного общества
35
26
4
2
3
9
3. Духовная культура
25
16
4
2
3
4
4. Современный этап мирового развития
10
8
1
-
1
2
Итоговое повторение
2
-
1
-
1
-
Подготовка к ЕГЭ
5
-
5
-
-
-
Итого:
102
65
20
7
10
21
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
Рубрика «Знать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками обучающихся.
Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися
Не менее 40% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
работу с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
анализ современных общественных явлений и событий;
освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);
применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
защита исследовательских работ и презентаций.
присутствие на судебных процессах
Требования к уровню подготовки выпускников. Учащиеся должны
знать/понимать:
социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
основные социальные институты и процессы;
различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания;
уметь:
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;
ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции;
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;
нравственной оценки социального поведения людей;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;
ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
В результате изучения обществознания на профильном уровне предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; .
исследование реальных связей и зависимостей;
умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации);
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
владение навыками редактирования текста;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдёт, если»);
формулирование полученных результатов;
создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Формами промежуточной аттестации учащихся являются: участие в проектной деятельности, круглых столах, тестировании; подготовка мультимедийной презентации по отдельным проблемам изученных тем.
Итоговая аттестация может проводиться как в традиционной форме (письменной работы), так и в виде ЕГЭ (по выбору учащихся).
Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Формы организации учебного процесса:
коллективная;
групповая;
индивидуальная.
Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации:
содержания;
обучающих средств;
методов обучения.
Виды учебных занятий: урок, лекция, практическое занятие, игры-обсуждения, проектная деятельность.
Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков.
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация, которые позволяют:
определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету ( согласно учебного плана);
установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.
Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты, тестирование и т.п. в рамках урока.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку .
Система оценивания
Контроль знаний уч-ся осуществляется на каждом уроке в виде устного опроса, теста, письменных работ. Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний. При оценке ответа уч-ся необходимо руководствоваться следующими критериями:
- полнота и правильность ответа;
-степень осознанности, понимания изученного;
- знание основных понятий, дат, личностей.
Оценка «5» ставится, если ученик даёт развёрнутый ответ. Вывод характеризуется личностно обоснованной позицией. Ответ изложен литературным языком, без существенных нарушений. Ученик обнаруживает знание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике.
Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий требованиям для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет. 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении ответа.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знания и понимание основных положений темы, но:
- излагает материал неполно , допускает неточности , 2-3 существенных ошибки;
- не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения;
- излагает материал не последовательно и допускает ошибки в звуковом оформлении.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части материала, допускает ошибки, искажающие смысл. Ответ беспорядочный и неуверенный.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание и непонимание материала
Если уч-ся выполняют тесты, то оценка выставляется следующим образом:
«5» -100-95%
«4» - 94-79%
«3» - 78-60%
«2» - 59-0%
Требования к зачёту:
- зачёт проводится по одной изученной теме;
- перечень вопросов и заданий к зачёту предлагается уч-ся до изучения темы;
- зачёт может проводиться устно или письменно;
- освобождаются от сдачи зачёта ученики, показавшие отличные знания по теме, а так же написавшие реферат;
Нормы оценок по к/р, зачётам:
«5» - ставится , если ученик даёт развёрнутый ответ, в котором выдерживается логика и последовательность. Ответ имеет свою личностную оценку, изложен грамотно, без существенных ошибок.
«4» - ставится за развёрнутый ответ с незначительными ошибками, ил с одной существенной. Допускаются стилистические недочёты.
«3» - ставится за ответ, содержащий сообщение основного материала при 2-3 существенных фактических ошибках.
«2» - ставится, если уч-ся во время устного ответа не вышел на уровень требований , предлагаемых на оценку «3».
«1» - ставится , если уч-ся не смог ответить на вопросы учителя, даже с помощью наводящих вопросов или иных средств помощи.
Самостоятельная работа оценивается при выполнении уч-ся следующего объёма:
«5» - 100-95% «4» - 94-75% «3» - 74-50% «2» - менее 50%.
Итоговая аттестация обучающихся
Итоговая аттестация учащихся 11-х классов проводится по окончании учебного года на основе итогов промежуточного контроля и в форме ЕГЭ (тестирования). Сроки итоговой аттестации устанавливаются в соответствии с Положением о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Ресурсное обеспечение
Основная литература.
В преподавании курса используется учебно-методический комплект, в который входят: учебники:
Обществознание: профильный уровень: учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова и др. – М.: Просвещение, 2012;
Обществознание: профильный уровень: учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений /Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова и др. – М.: Просвещение, 2012
Дополнительная (методическая) литература
А) для учащихся:
Справочник для подготовки к ЕГЭ. С.А. Маркин, Р.:Феникс 2014 гю
Полный справочник для подготовки к ЕГЭП.А.Баранов, А.В, Воронцов М.: Астрель 2011 г.
Тренажер для подготовки к экзамену по обществознанию. О.В. Кишенкова М.: Новый учебник 2007 г.
Тематический тренажер Обществознание 10-11 кл, О.В. Кишенкова, М.: Интеллект –Центр, 2011 г.
Обществознания в таблицах и схемах, Т.Г. Сазонова, СПб.: Виктория, 2011 г.
Эссе по обществознанию 10-11 кл О.А, Чернышова, Р.: Легион 2013
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию 2014, О.А, Чернышова, Р.: Легион 2013
Обществознание в схемах и таблицах. А.В. махоткин, Н.В. Махоткина, М.: Эксмо, 2014
Экспресс-диагностика. Обществознание 10-11 кл.О.А. Котова М.: Национальное образование 2012 г.
Б) для учителя:
ФГОС: Обществознание. Тематический контроль. И.А.Лобанов М.: Национальное образование 2012 г
Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание: практикум: пособие для 10 кл.: профильный уровень. - М.: Просвещение, 2012.
Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень. Е.Н. Сорокина, М.: Вако 2011 г.
Олимпиадные задания по обществознанию 9-11 кл, В.И.Пискарёв, М.: Русское слово 2013 г.
Сборник олимпиадных заданипо обществознанию. А.В. ВоронцовМ.: Венита – Граф, 2014 г.
Задания школьных олимпиад по обществознанию, М.Р. Оганисян, М.: Вако 2013 г.
Введение в философию. 10-11 кл Гуревич П.С..-М.2005 г.
Социология. Мухаев Р.Т. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005 г
Поурочное планирование 10 класс.
№ урока
Наименование темы
Цель (планируемый результат)
Форма проведения занятия
Форма контроля
1.
Введение. Требование государственного образовательного стандарта по обществознанию в 10-м классе.
Ознакомление уч-ся с требованиями государственного образовательного стандарта по обществознанию в 10-м классе
Лекция
Устный опрос
2.
Введение. Требование государственного образовательного стандарта по обществознанию в 10-м классе.
Дать представление о роли предмета в изучении современного общества.
Лекция
Устный опрос
Тема 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность.
3-4.
Наука и философия
Выявить особенности различных общественных наук, отличия общественных наук от естественных; познакомиться с классификацией социально-гуманитарных наук.
Развивать умения систематизировать информацию по теме, делать выводы, рационально решать познавательные задачи.
Лекция
Устный опрос, заполнение таблицы «Общественные науки»
5-7.
Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях.
Познакомиться с особенностями мифологического сознания.
Развивать умения осуществлять комплексный поиск, анализ источников, рационально решать познавательные задачи.
Комбинированный урок
Устный опрос, анализ источников.
8-10
Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время.
Познакомиться со взглядами на общество и человека в Новое и Новейшее время.
Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, решать познавательные и проблемные задачи.
Комбинированный урок
Устный опрос
11-12.
Из истории русской философской мысли.
Ознакомиться с характеристикой общественной мысли России.
Развивать умения осуществлять комплексный поиск, анализ источников.
Урок лабораторного типа
Устный опрос, анализ источников.
13-15.
Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор.
Познакомиться с особенностями профессиональной деятельности в сфере социально-гуманитарного профиля; выяснить и обсудить потребности современного общества в специалистах гуманитарного профиля.
Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, решать познавательные и проблемные задачи.
Комбинированный урок
Устный опрос.
Сообщения
16.
Зачет по теме: «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность».
Обобщить и систематизировать знания по теме.
Повторительно-обобщающий урок
Контрольный тест (Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень. 10 класс. – М.: ВАКО, 2010. – с.79)
Тема 2. Человек и общество.
17-19.
Происхождение человека и становление общества.
Познакомиться с теориями происхождения человека и становления общества, выявить особенности человечества как результата биологической и социальной эволюции.
Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме.
Лекция
Устный опрос
20-21.
Сущность человека как проблема философии.
Познакомиться с социальной сущностью деятельности человека, выяснить роль и значение мышления в жизни человека.
Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, анализировать, решать познавательные и проблемные задачи по теме.
Комбинированный урок
Устный опрос
22.
Общество и общественные отношения.
Познакомиться с социальными взаимодействиями и общественными отношениями, проанализировать общество как форму совместной деятельности.
Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, анализировать, решать познавательные и проблемные задачи по теме.
Лекция
Устный опрос
23-24.
Практикум: «Общество и общественные отношения».
Познакомиться с социальными взаимодействиями и общественными отношениями, проанализировать общество как форму совместной деятельности.
Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, анализировать, решать познавательные и проблемные задачи по теме.
Практикум
Анализ документов.
25-26.
Общество как развивающаяся система.
Познакомиться с системным строением общества, выделить особенности социальной системы, ее подсистемы и элементы, проанализировать анализ процессы изменчивости и стабильности общества.
Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать в группе, выступать публично.
Урок- исследование
Устный опрос, вопросы к параграфу.
27-29.
Типология обществ.
Познакомиться с типологией обществ с точки зрения социально-философского, историко-типологического и социально-конкретного уровней.
Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, анализировать, решать познавательные и проблемные задачи по теме.
Комбинированный урок
Устный опрос
30-32.
Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории.
Познакомиться с подходами к изучению истории, обсудить смысл и направленность общественного развития, исследовать типологию цивилизаций.
Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, анализировать.
Комбинированный урок
Устный опрос
Вопросы и задания к параграфу
33-35.
Исторический процесс.
Определить смысл и направленность исторического процесса, охарактеризовать роли его участников, выявить типы социальной динамики, исследовать факторы изменения социума.
Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, анализировать, решать познавательные и проблемные задачи по теме.
Урок с элементами дискуссии.
Устный опрос
36-37.
Проблема общественного прогресса.
Познакомиться с особенностями общественного прогресса, рассмотреть многообразие и неравномерность процессов общественного развития, подчеркнуть противоречивость общественного прогресса.
Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме.
Комбинированный урок
Устный опрос
38-40.
Свобода в деятельности человека.
Познакомиться с ролью свободы и необходимости в человеческой деятельности.
Развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, анализировать, решать познавательные и проблемные задачи по теме.
Проблемный урок
Устный опрос
41.
Зачет по теме: «Человек и общество».
Обобщить и систематизировать знания по теме.
Повторительно-обобщающий урок
Устный опрос.
42-43.
Полугодовая контрольная работа.
Обобщение и систематизация знаний по изученным темам.
Повторительно-обобщающий урок.
Контрольная работа №1.
Тема 3. Деятельность как способ существования людей.
44-45.
Деятельность людей и ее многообразие.
Ознакомиться с социальной сущностью человека, с типологий деятельности, выяснить природу и особенности творческой деятельности.
Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме.
Комбинированный урок
Устный опрос
46-48.
Содержание и формы духовной деятельности.
Познакомиться с особенностями деятельности в сфере духовной культуры, объяснить процесс сохранения, распространения и освоения культурных ценностей.
Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме.
Урок-собеседование
Собеседование
Групповая дискуссия
49-51.
Трудовая деятельность.
Ознакомиться с особенностями трудовой деятельности людей, с социологией руда, объяснить сущность социального партнерства и исследовать перспективы его развития в России.
Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме.
Комбинированный урок
Устный опрос, задания к параграфу.
52-53.
Политическая деятельность.
Познакомиться с типологией властных отношений.
Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, анализировать, решать познавательные и проблемные задачи по теме.
Лекция
Устный опрос
54.
Зачет по теме: «Деятельность как способ существования людей.»
Обобщить и систематизировать знания по теме.
Повторительно-обобщающий урок
Контрольный тест
Тема 4. Сознание и познание.
55-56.
Проблема познаваемости мира.
Познакомиться с особенностями познавательной деятельности.
Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме.
Комбинированный урок
Устный опрос
57-58.
Истина и ее критерии.
Познакомиться с основными подходами к пониманию истины и ее критериев.
Развивать умения осуществлять комплексный поиск, решать познавательные и проблемные задачи по теме, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философской науки, участвовать в дискуссии, работать с документами, работать в группе, выступать публично.
Практикум
Устный опрос.
Анализ источников
59-61.
Многообразие путей познания мира.
Познакомиться с видами и уровнями человеческих знаний.
Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, анализировать, решать познавательные и проблемные задачи по теме.
Деловая игра.
Устный опрос
62-63.
Научное познание.
Познакомиться с основными особенностями методологии научного мышления, методами научного познания.
Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, анализировать, решать познавательные и проблемные задачи по теме.
Комбинированный урок
Устный опрос
64-65.
Социальное познание.
Познакомиться с особенностями социального познания, раскрыть проблемы социальных и гуманитарных наук.
Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, анализировать, решать познавательные и проблемные задачи по теме.
Комбинированный урок
Устный опрос.
Вопросы и задания к параграфу
66-67.
Знание и сознание.
Познакомиться с особенностями категорий «познание», «сознание».
Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, анализировать, решать познавательные и проблемные задачи по теме.
Комбинированный урок
Устный опрос
68-70.
Самопознание и развитие личности.
Познакомиться с особенностями процесса самопознания, выявить роль самосознания и развития личности, определить трудности познания человеком самого себя.
Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, анализировать, решать познавательные и проблемные задачи по теме.
Урок – практикум.
Устный опрос
71-72.
Зачет по теме: «Сознание и познание».
Обобщить и систематизировать знания по теме.
Повторительно-обобщающий урок
Контрольный тест
Тема 5. Личность. Межличностные отношения.
73-74.
Индивид, индивидуальность, личность.
Познакомиться с особенностями структуры личности, рассмотреть процессы устойчивости и изменчивости личности.
Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, участвовать в дискуссии, работать в группе, выступать публично.
Практикум.
Устный опрос.
Анализ источников.
75-76.
Возраст и становление личности.
Познакомиться с периодами развития личности, проанализировать процесс становления личности.
Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, анализировать, решать познавательные и проблемные задачи по теме.
Комбинированный урок
Устный опрос
77-78.
Направленность личности.
Познакомиться с основными видами направленности личности, выявить мотивы поведения личности, объяснить мотивы поведения личности, показать особенность жизненных целей человека, его социальные установки.
Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, анализировать, решать познавательные и проблемные задачи по теме.
Комбинированный урок
Устный опрос
79-80.
Общение как обмен информацией.
Охарактеризовать средства межличностной коммуникации, выявить трудности, возникающие в процессе коммуникации, описать вербальное и невербальное общение, выяснить особенности общения в современном обществе.
Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, анализировать, решать познавательные и проблемные задачи по теме.
Комбинированный урок
Устный опрос
81-82.
Общение как взаимодействие.
Познакомиться с особенностями общения как межличностного взаимодействия, описать и проанализировать типы взаимодействия, выявить особенности общения в юношеском возрасте.
Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, анализировать, решать познавательные и проблемные задачи по теме.
Комбинированный урок
Устный опрос
83-84.
Общение как понимание.
Выявить процессы взаимовосприятия в процессе общения, рассмотреть эффекты и стереотипы межличностного восприятия.
Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, анализировать, решать познавательные и проблемные задачи по теме.
Комбинированный урок
Устный опрос
Вопросы и задания к параграфу
85-87.
Малые группы.
Познакомиться с особенностями малой группы, описать виды малых групп, выявить особенности межличностных отношений в малой группе.
Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, анализировать, решать познавательные и проблемные задачи по теме.
Урок –практикум.
Устный опрос
88-90.
Групповая сплоченность и конформное поведение.
Познакомиться с особенностями межличностной совместимости, групповой сплоченности, выявить сущность конформного поведения в группе.
Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, анализировать, решать познавательные и проблемные задачи по теме.
Урок-собеседование
Собеседование
Групповая дискуссия
91-93.
Групповая дифференциация и лидерство.
Познакомиться с особенностями групповой дифференциации, проанализировать взаимоотношения в ученических группах, описать стили лидерства.
Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, анализировать, решать познавательные и проблемные задачи по теме.
Комбинированный урок
Устный опрос
94-95.
Семья как малая группа.
Познакомиться с психологий семейных отношений, выяснить и проанализировать проблемы семейного воспитания, описать особенности гендерного поведения.
Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, анализировать, решать познавательные и проблемные задачи по теме.
Комбинированный урок
Устный опрос
Собеседование
96-97.
Антисоциальные и криминальные молодежные группировки.
Познакомиться с особенностями антисоциальных групп, проанализировать явление «дедовщины».
Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, анализировать, решать познавательные и проблемные задачи по теме.
Комбинированный урок
Устный опрос, анализ документов (материалы периодической печати).
98.
Конфликт в межличностных отношениях.
Рассмотреть проблемы межличностных конфликтов, определить пути конструктивного разрешения конфликта.
Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, анализировать, решать познавательные и проблемные задачи по теме.
Комбинированный урок
Устный опрос
99.
Зачёт: «Личность. Межличностные отношения».
Основное содержание темы.
Повторительно-обобщающий урок
Письменный опрос.
100-101.
Итоговая к/р.
Основное содержание курса.
Повторительно-обобщающий урок
Контрольная работа № 2
102
Повторение. Анализ итоговой контрольной работы.
Повторение основных положений курса. Работа над ошибками.
Повторительно-обобщающий урок
Устный опрос
Контрольно – измерительные материалы по предмету
Зачет по теме: «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность» - Контрольный тест
Вопросы для устного зачета по теме: «Человек и общество».
Каковы основные тории о происхождении человека?
Объясните значение понятия «Человек – биосоциальная система».
В чем состоит различие между понятиями «социум» и «общество»?
Какова роль культуры в жизни общества?
Охарактеризуйте общество как систему.
Что такое общественный институт? Назовите основные институты общества.
Традиционное и индустриальное общество: основные черты и особенности.
Преимущества и недостатки цивилизационного и стадиального подхода к изучению истории.
В чем заключается смысл понятия «исторический процесс»? Участники и движущие силы
истории.
10. Что такое прогресс? В чем заключается противоречивость общественного прогресса?
11. Каковы критерии общественного прогресса?
12. Раскройте различные подходы к трактовке понятия «свобода», «свободное общество».
Контрольная работа №1.
Вариант 1.
Задание 1.
Кем впервые был введен в научный оборот термин «социология»?
М. Вебером
К. Марксом
О. Контом
Какую философскую категорию применяют для обозначения внутреннего содержания предмета, выражающегося в единстве всех его многообразных свойств и отношений?
явление
сущность
критерий
Кто сформулировал сентенцию: « Я знаю только то, что ничего не знаю»?
Сенека
Сократ
Периандр
Кастовый строй – общая черта многих древневосточных цивилизаций, но в одном государстве он проявился с наибольшей силой. В каком?
Китай
Индия
Вавилон
Определите два неверных ответа. Концепция даосизма заключается:
в ненасилии
недеянии
иерархичности общества и следовании принципу старшинства
безмолвии
спонтанности
стремлении к старине как социальному идеалу
Конфуцианство – это:
свод боевых искусств
этические нормы
юридические нормы
сборник мифов
Какое философское направление объединяет эти имена: Ж.П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер?
Экзистенционализм
Неокантианство
неогегельянство
Западники стремились:
К восприятию православного мира
Укреплению монархии
Изучению исторического прошлого
Познанию народного мировоззрения
Изменению общественно-политического строя.
Общество
Обособлено от природы, но тесно связано с ней
Включает в себя природу в качестве подсистемы
И природа не связаны друг с другом
И природа существует по одним и тем же законам
Является результатом развития природы
Верны ли суждения?
А. Развитие науки и техники – есть универсальный критерий общественного прогресса.
Б. Развитие гуманизма – есть универсальный критерий общественного прогресса.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание 2.
Заполните пропуски, используя приведённые понятия. Учтите, что некоторые понятия являются лишними.
На основе первых религиозно-философских учений – даосизма, буддизма, конфуцианства – сложились основные духовные ценности________(1) цивилизаций. Существенной чертой этих цивилизаций является то, что личное начало приглушается, подчиняется принципу ______(2). Социальный мир этих цивилизаций и сегодня достаточно пестр и представлен многочисленными этническими, религиозными, сословными группами. При этом сами группы занимают разное положение в обществе, образуя социальную _________(3). Именно благодаря этому такой тип обществ характеризует относительная социальная _________(4).
Понятия:
А) восточный
Б) западный
В) иерархия
Г) индивидуализм
Д) коллективизм
Е) общность
Ж) стабильность
Задание 3.
«Судьба согласного с ней ведет, противящегося - тащит». (Сенека)
«Человек вне общества – или бог, или зверь». (Аристотель)
«Человек прежде всего станет тем, чем от запрограммирован быть». (Ж.П. Сартр)
Вариант 2.
Задание 1.
Что означает понятие «социология»?
учение об обществе как целостной системе
наука, изучающая человека
наука, изучающая отдельные социальные группы общества
Какая наука изучает общество как целостную систему, а также отдельные институты, процессы, группы, рассматривая их в связи с общественным целым?
социология
политэкономия
политология
Кому принадлежит следующее высказывание «В одну и ту же реку нельзя войти дважды»?
Платону
Гераклиту
Цицерону
Какой класс общества Аристотель считал наиболее полезным?
аристократию
ремесленников
земледельцев
Определите два неверных ответа. К философским школам Древней Индии относятся:
веданта
йога
буддизм
джайнизм
даосизм
легизм
Философия зародилась:
в Древнем Китае
Древней Индии
Древней Греции
Древнем Египте
К. Маркс и Ф. Энгельс считали определяющим фактором в жизни общества:
Религию
Духовную жизнь
Материальное производство
идеологию
Определите неверный ответ. Идеология славянофилов заключала в себе следующие принципы
Соборность
Индивидуальность
Идеализация прошлого
Монархизм
Православность
Отмену крепостного права
Наиболее научно обоснована версия:
Божественного сотворения человека
Инопланетного происхождения человека
Творческого импульса, особых условий земли
Происхождения человека в результате эволюции
Верно ли суждение?
А. Прогрессивное развитие общества – это всегда необратимое движение вперед.
Б. Общественный прогресс противоречив, не исключает возвратные движения и регресс.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
Задание 2.
Заполните пропуски, используя приведённые понятия. Учтите, что некоторые понятия являются лишними.
На Востоке обычаям прошлого и культурному наследию придавалось и придается особое значение, поэтому восточные цивилизации относят к __________(1) обществу. Особую роль на Востоке всегда играло государство, которое в древности и средневековье существовало преимущественно в форме ________(2). Во главе стоял верховный правитель, считавшийся собственником всей _______(3) – главного богатства аграрного общества. Нередко верховный правитель являлся и религиозным главой, поэтому восточные государства носили ________(4) характер.
Понятия:
А) аристократия
Б) демократия
В) деспотия
Г) земля
Д) первобытный
Е) теократический
Ж) традиционный
Задание 3.
«Счастье – вещь нелегкая: его очень трудно найти внутри себя и невозможно где либо в другом месте» (Н. Шамбор)
Ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека. (А. Пьерон)
«Всемирная история есть сумма всего того, чего можно было бы избежать». (Б. Рассел)
Контрольная работа №2. Вариант 1.
Задание 1.
Какая наука изучает общество как целостную систему, а также отдельные социальные институты, процессы, группы, рассматривая их связи с общественным целым?
Социология
Политэкономия
Политология
Социальная психология
Какая из мировых религий является наиболее ранней по своему происхождению?
Христианство
Ислам
Буддизм
Иудаизм
Назовите наиболее известное произведение Макиавелли, в котором он описывает способы создания сильного государства.
«Государь»
«Кодекс природы»
«История Флоренции»
«О гражданине»
Проявлением взаимозависимости общества и природы служит:
Экологический кризис
Возрастание солнечной активности
Кризис перепроизводства
Усложнение общественной жизни
Верны ли суждения?
А. Человек – такой же субъект научных исследований, как и все в мире, и в ближайшем будущем проблема человека ,казавшаяся ранее неразрешимой ,будет успешно решена.
Б. Человек – вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Взаимодействие социальных групп, слоев, классов, стран, наций, религиозных сообществ осуществляется:
В экономической сфере
В социальной сфере
В политической сфере
В духовной сфере
Что является определяющим в индустриальном обществе?
сельское хозяйство
теоретические знания
промышленность
ремесло
Исторический тип общества ,основанный на определенном способе производства ,в марксистской теории называется
базисом
надстройкой
цивилизацией
общественно-экономической формацией
Под прогрессом понимается:
упадок культуры
движение вперед
циклическое развитие
состояние стабильности
Верно ли суждение?
А. Прогрессивное развитие общества – это всегда необратимое движение вперед.
Б. Общественный прогресс противоречив ,не исключает возвратные движения и регресс.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Свобода – это:
деятельность человека, выстраиваемая в соответствии с той необходимостью, которая содержится в объективных условиях его существования
ничем не стесняемый личный выбор человека
способность и возможность человека делать собственный выбор и поступать в соответствии со своими интересами и целями
такое поведение индивида, которое определяется его внутренними побуждениями и устремлениями
Верны ли сужения?
А. Орудийная деятельность присуща только человеку.
Б. Животные используют природные предметы в качестве орудий и даже изготавливают их.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Система обобщенных взглядов на окружающую действительность - это:
философия
мировоззрение
наука
социология
К продуктам материальной культуры не относятся:
небоскреб
музыка
автомобиль
телевизор
Основная цель экономической деятельности:
снижение затрат производства
удовлетворение потребностей людей
достижение социального равенства
увеличение индивидуальных доходов
На увеличение потребительских расходов влияет:
Увеличение подоходного налога
Снижение социальных выплат
Увеличение потребительского дохода
Снижение производительности труда
Носителем политики не является:
отдельный человек
спортклуб
партия
государство
К рациональному познанию относится:
суждение
восприятие
ощущение
наблюдение
К особенностям социального познания относится:
совпадение объекта и субъекта познания
в качестве объекта познания выступает общество
значительная степень субъективности
преобладание эксперимента
в качестве объекта познания выступает природа
целью познания является получение достоверного знания
Индивидом человек становится:
после рождения
после получения образования
достигнув определенного возраста
заняв руководящую должность
Задание 2.
Человек сознает свое величие, и мощь, и свое ничтожество ,и слабость, свою царственную свободу и свою рабскую зависимость, сознает себя образом и подобием Божьим и каплей в море природной необходимости. Почти с равным правом можно говорить о божественном происхождении человека и о его происхождении от низших форм органической жизни природы. Почти с равной силой аргументации защищают философы первородную свободу человека и совершенный детерминизм, вводящий человека в роковую цепь природной необходимости. Странное существо – двоящееся и двусмысленное, имеющее облик царственный и облик рабий, существо свободное и закованное ,сильное и слабое ,соединившее в одном бытии величие с ничтожеством, вечное с тленным.
Н. А. Бердяев
Вопросы и задания к тексту:
Разделяете ли вы вывод Бердяева о противоречивости природы человека?
В чем, на ваш взгляд, проявляется «царственная свобода» человека?
Что свидетельствует о его «рабской зависимости»?
Был ли человек в своем изначальном существовании на ранних этапах развития свободен или полностью находился во власти необходимости? Какие силы олицетворяли тогда для человека суровую и непреложную необходимость?
Задание 3.
«Надо стремиться к многомыслию, а не к многознанию» (Демокрит)
«Человек немыслим вне контактов с окружающими его людьми». (А.М. Яковлев)
«Дом без книг подобен телу без души» (Цицерон)
«Экономия состоит не в сбережении ,а в отборе». (Э. Берк)
Вариант 2.
Задание 1.
Когда впервые появился термин «социология»?
В 15 в. 2) В 18 в. 3) В 19 в. 4) В 20 в.
Какой тип государственного устройства Платон считал идеальным как правление лучших и благородных?
Демократическое
Аристократическое
Олигархическое
Монархическое
Как монах Кампанелла назвал книгу, в которой он изложил проект идеального общественного устройства?
«Утопия»
«Кодекс Природы»
«Город солнца»
«Государь»
В отличие от поведения животных деятельность человека носит характер:
Преобразующий
Приспособительный
Коллективный
орудийный
К элементам общества как системы не относятся:
Университет
Нация
Плодородная земля
церковь
Верны ли суждения?
А. Естественная окружающая человека среда отступает перед искусственной средой, нов конечном счете нужна человеку больше последней.
Б. Современному человеку искусственная окружающая среда может заменить среду естественную.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Что является определяющим в доиндустриальном обществе?
1) сельское хозяйство
2) мануфактурное производство
3) научные знания
4) промышленность
Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, О. Тоффлер, Г. Канн – что объединяет эти имена?
сторонники теории постиндустриального общества
известные политические деятели Западной Европы
философы – марксисты
сторонники формационной теории
Революция – это:
быстрые, качественные изменения в жизни общества
медленное, постепенное развитие
состояние застоя
возвращение в исходное состояние
К.Поппер считал, что:
А. Исторический процесс прогрессивен
Б. Прогресс возможен только для отдельного человека
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Волюнтаризм представляет собой:
ничем не ограниченную свободу индивида
способность и возможность делать собственный выбор и поступать в соответствии со своими интересами и целями
формирование целей деятельности в соответствии со своим собственным желанием
постоянное расширение свободы человека
Верны ли суждения о человеческой деятельности?
А. Изменение и преобразование мира в интересах людей – характеристика человеческой деятельности
Б. Человеческую деятельность характеризует направленность на создание того, чего нет в природе.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
В наиболее полном виде мораль – это:
выводы, которые человек делает на основании анализа своего поведения
наука о правилах хорошего тона
совокупность принципов и норм поведения людей в обществе
сформулированные и законодательно закрепленные нормы поведения людей
К духовным ценностям относится:
микроскоп
компьютер
научное открытие
видеокассеты
Спрос потребителя определяется:
уровнем индивидуальных доходов
ограниченностью природных ресурсов
затратами на производство товаров
качеством трудовых ресурсов
Основным показателем эффективности экономики является:
уровень безработицы
валовой внутренний продукт на душу населения
размер подоходного налога
прожиточный минимум
Политическая культура формирует:
политическую идеологию
политическое мировоззрение
чувство патриотизма
политический плюрализм
К чувственному познанию относится:
суждение
восприятие
ощущение
наблюдение
Научное познание, в отличие от других видов познавательной деятельности
опирается на данные наблюдений
учитывает накопленный опыт
экспериментально обосновывает выводы
использует метод рассуждений
Социализация человека начинается:
в детском возрасте
после получения образования
в результате начала трудовой деятельности
после достижения зрелого возраста
Задание 2.
Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растет и в развитом и в слаборазвитом мире, так же, как число домохозяйств, возглавляемых женщинами.
Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи СМИ, принижающие семью (хотя есть и такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом ,доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.
Социальные отношения не определяются экономикой – в одно и то же время может быть много возможностей, - но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действительностью. Традиционные семейные отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее ,в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.
Л. Туроу.
Вопросы и задания к тексту:
В чем, по мысли автора ,выражается кризис семейных отношений в современном обществе? Укажите два его проявления.
Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого взаимодействия?
Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст и обществоведческие знания, укажите три причины.
Какой тип семьи более соответствует реалиям постиндустриального общества? Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите два ее признака.
Задание 3.
«Мудрость для души – то же, что здоровье для тела». (Ф. де Ларошфуко)
«Процесс социализации в простых и сложных обществах протекает неодинаково» (И. Робертсон)
«Если у человека есть «зачем» жить ,он может выдержать любое «как». (Ф, Ницше)
«Нажить много денег – храбрость,; сохранить их – мудрость ,а умело расходовать их - искусство». (Б, Ауэрбах)
В соответствии со стандартом общего образования по обществознанию (Профильный уровень)
13PAGE 15
13PAGE 141215
13PAGE 15
13PAGE 143015
<>JLЁЄ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Заголовок 1Заголовок 2 ђЗаголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 615