Конспект занятия День славянской письменности и культуры
Ход занятия.
1. Вступительное слово учителя.
Слайд № 2.
- Чтобы определить тему нашего занятия, отгадайте загадки.
(на слайде появляются только ответы)
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами
Терпеливым языком. (книга)
В школьной сумке я лежу,
Как ты учишься, скажу. (дневник)
Кулик невелик,
Целой сотне велит:
То сядь да учись,
То встань, разойдись. (школьный звонок)
Новый дом несу в руке,Дверцы дома на замке.Тут жильцы бумажные,Все ужасно важные. (портфель)
Черный Ивашка,
Деревянная рубашка:
Где пройдется, там след остается. (карандаш)
Черные, кривые,
От рожденья все немые.
Станут в ряд
Сейчас заговорят. (буквы)
То я в клетку, то в линейку, Написать по ним сумей-ка,Можешь и нарисовать,Называюсь я (тетрадь)
- К какой теме можно отнести все эти предметы? (к теме «Школа»).
- Зачем вы ходите в школу? (чтобы научиться грамоте, читать и писать).
Слайд №3.
- 24 мая отмечается День славянской письменности и культуры.
- А кто такие славяне? (русичи, русские).
Что значит слово «славяне»?
Своею статью все пригожие,
Все разные и все похожие,
Зовётесь ныне – россияне,
Издревле, кто вы?
(славяне!)
- Церковь отмечает этот день как День памяти святых Кирилла и Мефодия, просветителей славян.
Слайд №4.
Всё умели наши предки: и землю пахать, и холсты ткать, и дома-терема рубить. Много чего умели, да вот грамоты не ведали, книг не знали. И должен был кто-то научить их.
Слайд №5.
Более 1150 лет назад в Византии (в Греции), в городе Солунь жили два брата Кирилл и Мефодий.
Слайд № 6. Святой Мефодий был высокопоставленным воином, а его брат Кирилл с малых лет отличался умом и тягой к знаниям. Но, не смотря на это, оба они выбрали другой путь и отдали себя служению Богу.
Слайд № 7.
Кирилл составил особую азбуку и затем вместе с Мефодием переводил церковные книги на язык славян.
Труд этот был великий, потому что всю работу приходилось делать вручную, а не как сейчас – на станках и машинах. На изготовление одной книги уходило иногда пять – семь лет. Переписанные листы украшали рисунками, одевали в переплеты из деревянных досок, обтянутых кожей. На обложках помещали драгоценные камни, золотые или серебряные застежки.
Слайд 8
- Чем писали в старину? (гусиными перьями, очень редко лебедиными и каждую букву очень тщательно вырисовывали)
Слайд 9
- На чём же писали раньше? (Писали наши предки на пергаменте. Пергамент делали из кожи коз, телят, овец. Кожу старательно чистили, скоблили, шлифовали, пока не становилась жёлтой или белой). На листах пергамента писали от руки гусиным пером. Чернила делали из сажи и чернильных орешков (наросты на листьях дуба).
А на чём ещё писали наши предки? (на бересте)
Слайд №10.
Для повседневных нужд наши предки вместо дорогого пергамента использовали тонкий слой берёзовой коры, на нём острой костяной или железной палочкой выцарапывали буквы. Таких берестяных грамот в Новгороде Великом нашли более 600. На бересте писали и в Смоленске, и в Москве, и в других городах.
Слайд №11.
Кирилл и Мефодий, создавая славянскую азбуку, брали за образец свою, греческую, но многое им пришлось придумать и самим. И вот 24 мая 863 года в городе Плиске, в Болгарии, Кирилл и Мефодий огласили славянский алфавит.
Слайд №12.
Этот алфавит состоял из 43 букв, каждая из которых имела свое сложное название.
Этот алфавит назвали кириллица. Как вы думаете, почему? (по имени его создателя)
Кириллицей мы пользуемся и сегодня, и пишем теперь в своих тетрадях именно кириллицей. Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной.
Сколько сейчас букв в нашем алфавите? (33)
Слайд №13.
Давайте представим как же читали раньше. Прочитайте что же написано за слово. «Мыслете аз мыслете аз». Что получилось? Оказывается - «мама».
Слайд №14.
Алфавит мы изучаем по русской азбуке.
Кто знает, как произошло слово «азбука»?
(Слово “азбука” произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки): АЗБУКА: АЗ + БУКИ)
Так восславим буквы эти! Пусть они приходят к детям, И пусть будет знаменит - Наш славянский алфавит!
Слайд №15.
Святых Кирилла и Мефодия помнят и чтят. Во многих городах им воздвигнуты памятники.
24 мая прославляют Кирилла и Мефодия и церковь, и простые граждане.
Слайд №16.
Буквы кириллицы во главе со святыми учителями приготовили для вас задание. Я думаю, что вы с ними успешно справитесь.
Разгадаем кроссворд.
1.Название старославянской азбуки. (кириллица)
2.Назовите знак алфавита. (буква)
3.Назовите орудие письма в старину. (перо)
4. Назовите другое название азбуки. (алфавит)
5. Назовите одного из создателей азбуки. (Мефодий)
6.Назовите его брата и помощника. (Кирилл)
Слайд №17 – 18
Давайте вспомним пословицы. Я говорю начало вы хором заканчиваете пословицу.
Ум без книги, как птица без (крыльев).
Что написано пером, не вырубишь (топором).
Грамоте учиться всегда (пригодится).
Век живи – век (учись).
Повторенье – мать (ученья).
Слайд № 19
А теперь загадки на тему «Ученье – свет!»
Первая книжкаДля малышей.Учит мучит,А научит радует. (азбука)
Я с собой её ношу,Не машу я ей пишу.Замечательная штучка Самопишущая ... (ручка)
Должен он пораньше встать,Чтоб за партой не зевать,Чтоб проверить, всё ль в порядке,В ранце ль книжки и тетрадки?А вопрос такой возник:Кто он? Это ... (ученик)
В чем же заслуга первоучителей Кирилла и Мефодия?
Слайд №20.
Давайте прочитаем хором.
Два брата, Кирилл и Мефодий, Спасибо хотим вам сказатьЗа буквы, что очень нужны намЧтоб грамоте нас научать.
Слайд №21.
Какого числа его празднуют День славянской письменности и культуры? (24 мая)
Кого прославляют в этот день? (Кирилла и Мефодия)
Почему их помнят до сих пор? (Они создали славянскую азбуку)
В современном мире День славянской культуры и письменности – это праздник просвещения, родного слова, родной книги, родной культуры и литературы.
15