Рабочая программа по реализации «Познавательного развития» Вид организованной образовательной деятельности: Познавательно-исследовательская деятельность, формирование целостной картины мира, сенсорное развитие, ФЭМП Возрастная группа: 2-3 года

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 2 «Березка»


Рассмотрена и рекомендована
к утверждению педагогическим советом № 1
« » 2016г.
Утверждено
Заведующий муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детским садом комбинированного вида №2 «Березка»
___________________ Г.Ю. Добычиной
Приказ № _____ от « »__________ 2016г.



Рабочая программа
по реализации «Познавательного развития»

Вид организованной образовательной деятельности: Познавательно-исследовательская деятельность, формирование целостной картины мира, сенсорное развитие, ФЭМП
Возрастная группа: 2-3 года

Сведения о разработчиках:
Воспитатели: Луткова М.В.

2016 – 2017 у.г.


Пояснительная записка

В соответствии с введением ФГОС ДО настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Конституция РФ, ст. 43, 72.
Конвенция о правах ребенка
Закон РФ «Об образовании».
Типовое положение о ДОУ.
СанПиН 2.4.1.3049-13
Устав ДОУ.
ФГОС ДО.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
Занятия по программе "От рождения до школы" под ред Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду.»
О. Б. Дыбина « Ребенок и окружающий мир.»
И.А. Пономарёва «Формирование элементарных математических представлений.»

Рабочая программа составлена с учётом возрастных особенностей детей 2-3 лет. Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей младшего дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.
Режим реализации программы
Общее количество образовательных ситуаций в год
Количество непосредственно образовательных ситуаций в неделю
Длительность непосредственно образовательной ситуации
Форма организации образовательного процесса

ФЭМП- 18


0.5

10 мин.
Групповая, подгрупповая


Ознакомление с миром природы, предметным окружением, социальным миром, развитие познавательно- исследовательской деятельности
0,5
10 мин.
Групповая, подгрупповая





Программой предусмотрено проведение:
диагностических занятий – 2;
практических занятий –34.

Программа составлена в соответствии с тематическими циклами, что создает основу для развития познавательных и творческих способностей детей и межпредметных связей по разделам:
«Развитие речи» - развитие монологической речи при описании своих работ.
«Чтение художественной литературы» - рисование по впечатлениям прочитанных сказок, литературных произведений.
«Формирование целостной картины мира» - расширение кругозора в процессе различных наблюдений, занятия по ознакомлению с окружающим (люди, природа,мир), а также знакомство со строением предметов, объектов.
«ФЭМП» - ознакомление с названиями и признаками простейших геометрических форм, представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т.д.) и величин (больше, меньше)

Продолжительность диагностического периода:
Стартовый мониторинг: 15.09.2016 – 30.09.2016г.,
Итоговый мониторинг: 15.05.2017– 30.05.2017 г



«Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира»

Основные цели и задачи (2-3 года)
Формирование элементарных математических представлений. Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
Развитие познавательно – исследовательской деятельности. Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).
Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Ознакомление с предметным окружением. Ознакомление с предметным миром (название, функция, назначение, свойства и качества предмета); восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда.
Формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения; о том, что человек создает предметное окружение, изменяет и совершенствует его для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между миром предметов и природным миром.
Ознакомление с социальным миром. Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств. Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.
Ознакомление с миром природы. Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.

Содержание психолого - педагогической работы
Формирование элементарных математических представлений. Сенсорное воспитание.
Количество. Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Учить различать количество предметов (один много).
Величина. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой доммаленький домик, большая матрешкамаленькая матрешка, большие мячималенькие мячи и т. д.).
Форма. Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар и пр.).
Ориентировка в пространстве. Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада).
Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина).
Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.
Сенсорное развитие. Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия. Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т. д.).

Развитие познавательно - исследовательской деятельности
Познавательно-исследовательская деятельность. Знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов окружающей жизни. Стимулировать любознательность. Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера.

Дидактические игры. Обогащать в играх с дидактическим материалом сенсорный опыт детей (пирамидки (башенки) из 5–8 колец разной величины; «Геометрическая мозаика» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); разрезные картинки (из 2–4 частей), складные кубики (4–6 шт.) и др.); развивать аналитические способности (умение сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаковцвет, форма, величина).
Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?» и т.п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т.п.); тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек», «Теплыйхолодный», «Легкийтяжелый» и т.п.); мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т.д.).

Ознакомление с предметным окружением
Вызвать интерес детей к предметам ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, транспортные средства.
Побуждать детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина); сравнивать знакомые предметы (разные шапки, варежки, обувь и т. п.), подбирать предметы по тождеству (найди такой же, подбери пару), группировать их по способу использования (из чашки пьют и т.д.). Раскрывать разнообразные способы использования предметов.
Способствовать реализации потребности ребенка в овладении действиями с предметами. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; красный мяч синий мяч; большой кубик маленький кубик). Побуждать детей называть свойства предметов: большой, маленький, мягкий, пушистый и др.
Способствовать появлению в словаре детей обобщающих понятий (игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель и пр.).







Ознакомление с социальным миром
Напоминать детям название города (поселка), в котором они живут. Вызывать интерес к труду близких взрослых. Побуждать узнавать и
называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, убирает комнату, приносит еду, меняет полотенца и т. д.). Рассказать, что взрослые проявляют трудолюбие, оно помогает им успешно выполнить трудовые действия.

Ознакомление с миром природы
Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь, как нигде, предоставляются уникальные условия для всестороннего развития ребенка, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре как с природным материалом, так и с игрушками. Поэтому в данном тематическом планировании в полной мере отражена интеграция образовательных областей, которые делают наиболее эффективным воспитательно-образовательный процесс на прогулках.
В течение года прогулки проводятся ежедневно. Летом дети проводят на воздухе практически все время с момента прихода в дошкольное учреждение, заходя в помещение лишь для приема пищи и сна.
В зимнее время прогулка проводится два раза в день. Общая продолжительность прогулки - до 4 часов. Только температура воздуха ниже -15 °С или ветреная погода, вьюга могут служить поводом для сокращения прогулки или ее отмены.
Воспитатель использует любой повод, чтобы именно на прогулке в первую очередь прививать любовь к природе, в том числе организует досуг на участке детского сада (или вблизи) в соответствии с календарным временем года (например, зимой - вокруг живой ели, продумав цикл наблюдений, завершающийся знакомством со строением шишки, семян ели, показом особенностей шишек - пахнут смолой, на дереве (в холоде) закрываются, в тепле (в помещении) раскрывают чешуйки, из-под которых падают семена).
Во время прогулок проводятся ежедневные наблюдения за сезонными явлениями природы. С помощью игрушечных персонажей воспитатель может разнообразить приемы наблюдения, поддерживая у детей активный интерес к природе (например, воспитатель соглашается взять куклу на улицу, чтобы дети показали ей птиц на кормушке, поиграли со снегом). Такие приемы позволяют достигнуть цели наблюдения - уточнить названия зимующих птиц, которых дети видят на кормушке и вблизи участка; учить различать их по 2-3 характерным признакам (воробьи маленькие, серые или серо-коричневые, летают стайкой; ворона крупная, серо-черная, летает одна; голуби крупнее воробьев, серо-голубые, кормятся стаей).
Кроме того, предлагаемый вариант планирования составлен с учетом организации рациональной двигательной активности детей и ее педагогического руководства в процессе игр и упражнений на прогулке. Как в организованных, так и в самостоятельных играх необходимо своевременно переключать дошкольников с одного вида занятий на другой, поэтому очень важно, чтобы вся деятельность детей на прогулке направлялась и регулировалась воспитателем, а каждый ребенок находился в поле его зрения.
В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки основных движений; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.
При распределении игр и физических упражнений в течение дня следует учитывать соотношение нового программного материала, предлагаемого на физкультурных занятиях (как в зале, так и на улице), с ежедневными играми и упражнениями, проводимыми воспитателем на утренней и вечерней прогулках. Это будет способствовать закреплению и совершенствованию движений.
На участке детского сада должно быть оборудовано место для игры с целью закрепления правил уличного движения: здесь нужно обозначить перекрестки, поставить «светофоры», во время игры назначать детей-регулировщиков и т. д.
Важным моментом планирования является распределение игр и упражнений с учетом их интенсивности и сложности. Целесообразно чередовать физическую нагрузку с отдыхом, более подвижные физические упражнения с менее подвижными.
При подборе игр и упражнений учтены такие факторы, как время года, погодные условия и место их проведения. В весенне-летний период подвижные игры и упражнения лучше организовывать в самом начале прогулки, что позволит обогатить содержание дальнейшей самостоятельной деятельности детей. Поздней осенью и зимой игры и упражнения целесообразно проводить в конце прогулки. Это снижает вероятность простудных заболеваний.
Практика показывает: одной из причин низкой двигательной активности детей в самостоятельных играх является недостаточное и нерациональное использование физкультурных пособий и спортивного инвентаря (мячей, обручей, скакалок, велосипедов, самокатов и др.). Учитывая индивидуальные особенности детей и опираясь на их интересы, воспитатель может показать разные варианты более активных действий с пособиями, чем те, которые выполняет ребенок, помочь обогатить игровой сюжет, наполнить его разнообразными движениями.
Необходимым приемом в руководстве двигательной активностью является сосредоточение чрезмерно подвижных детей на играх и упражнениях низкой интенсивности (игры с песком, дидактические игры, ходьба по буму, перелезание через обруч и т. д.), а малоподвижных - на выполнение упражнений с использованием физкультурных пособий (лазанье по гимнастической стенке, бег со скакалкой и т. д.).
Все предложенные педагогические приемы и методы индивидуально-дифференцированного подхода к детям должны строиться с учетом интереса ребенка к играм и разным видам деятельности.
Сезонные наблюдения
Осень. Обращать внимание детей на осенние изменения в природе: похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья. Формировать представления о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты.
Зима. Формировать представления о зимних природных явлениях: стало холодно, идет снег. Привлекать к участию в зимних забавах (катание с горки и на санках, игра в снежки, лепка снеговика и т. п.).
Весна. Формировать представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли почки.
Лето. Наблюдать природные изменения: яркое солнце, жарко, летают бабочки.















Тематическое планирование по формированию целостной картины мира




ТЕМЫ РАЗВИВАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ НА ИГРОВОЙ ОСНОВЕ
ОБЪЁМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ (часы)

1
Ознакомление с природой
9

2
Ознакомление с предметным и социальным окружением
7

3
Формирование основ безопасности
2










Итого
18

















Календарно-тематическое планирование по формированию целостной картины мира


Тема
Цель
Методическое
обеспечение
Реализация тем в режимных моментах и свободной деятельности
Планируемая
дата
Факт. дата

1.
«Детский сад»
Формировать представления детей о труде взрослых и воспитывать уважительное отношение к нему, учить называть действия, изображенные на сюжетных картинках, отвечать на вопросы, называть предметы – помощники и их назначение, обогащать словарный запас; развивать общую моторику, внимание; воспитывать интерес к движениям под музыку.
Комплексные занятия под  редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.
Стр.54
Экскурсия по д/саду и групповой.
7.09.


2.
«Правила безопасного поведения на улицах»
Формировать навыки безопасного поведения на улице. Формировать поведенческую культуру, как основу безопасности на дорогах и улицах.
К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности»40
.Рассматривание иллюстраций.
Рассматривание светофора
14.09


3.
: «Петушок с семьей»
Учить детей слушать сказку в инсценированном варианте, отвечать на вопросы; знакомить детей с домашними птицами, с внешним видом петуха, его повадками; продолжать закреплять понятие «семья»; воспитывать интерес к сказкам.
Комплексные занятия под  редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.
Стр.48
Рассматривание картинок. П/иКурица и цыплята
05.10


4.
«Листопад, листопад, листья жёлтые летят»
Дать детям элементарные представления об осенних изменениях в природе.
О.А. Соломенникова 21
Наблюдение за ветром, дожём, солнцем, небом. Рассматривание осенних листьев. Игры»Мы осенние листочки», «Солнышко и дождик»
19.10


5.
«Дружная семья»
Инсценировка русской народной песенки «Вышла курочка гулять».
Знакомить детей с понятием «семья», развивать навыки общения, учить внимательно слушать художественное произведение, выполнять движения, соответствующие тексту; воспитывать интерес к игре – инсценировке, развивать общую моторику, координацию движений.
Комплексные занятия под  редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.
Стр.35
П/и Курица и цыплята Рассматривание сюжетных картин.
16.11


6.
Д/у «Чья мама? Чей малыш?»
Учить детей правильно называть домашних животных и их детёнышей; угадывать животное по описанию
Комплексные занятия под  редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.
Стр.50
Рассматривание сюжетных картинок. Чтение «Пошёл котик на торжок..»
30.11


7.
«Снеговичок и ёлочка»
Расширять представления детей о деревьях. Показать свойства снега
О.В.Дыбина 23
Разучивани стихотворений о природе .Лепка снеговика.
14.12


8.
«Скоро новогодний праздник»
Уточнить и обогатить представления детей о предстоящем событии – Новогоднем  празднике; учить рассматривать предметы- елку, елочные украшения и  отвечать на вопросы в ходе рассматривания; развивать внимание, речь.
Комплексные занятия под  редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.
стр.116
Разучивани стихотворений о новом годе. Рассматривание иллюстраций о зиме.
28.12


9.
«Комнатные растения в нашей группе».
Познакомить детей с комнатными растениями группы, со способами ухода за ними; учить внимательно рассматривать каждое растение, различать его части (листья, цветы) и называть их.
Комплексные занятия под  редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.
Стр.79
Рассматривание растений в группе. Наблюдения за растениями. Д/иПокажи Листик..
11.01.


10.
«У кормушки»
Дать детям элементарные представления кормушках для птиц. Формировать доброе отношение к птицам, желание заботиться о них.
О.А. Соломенникова 24
рассматривать рисунки в книжках
25.01.


11.
Д/и «Устроим кукле комнату»
Упражнять детей в правильном назывании предметов мебели.
О.В.Дыбина 20
Рассматривание мебели. Назови мебель в группе.
8.02


12.
«Опасные предметы»
Формировать представления об опасных для жизни предметах, которые встречаются в быту. Научить соблюдать определённые правила.
К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности»11
Рассматривание иллюстраций, картинок.
15.02


13.
Инсценировка сказки «Теремок»
Помочь детям лучше запомнить сказку, вызвать желание воспроизвести диалоги между сказочными персонажами.
О.В.Дыбина 25
Чтение сказки. Рассматривание иллюстраций.
29.02


14.
«Мамины помощники».

Развивать общую моторику, слуховое внимание, расширять словарный запас; учить группировать предметы по способу использования, называть цвет, величину предметов. Способствовать развитию речи как средства общения.
Комплексные занятия под  редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.
Стр.215
Чтение стихов о маме. Заучивание наизусть стихов о маме
14.03


15.
«Игра с матрешкой»

Вызвать интерес к новой игрушке; учить детей сравнивать составляющие матрешки и правильно ее складывать; закрепить названия основных цветов: желтый, красный, зеленый; развивать внимание.
Комплексные занятия под  редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.
Стр.84
«Собери матрёшку»
«Раскрась матрёшку»
28.03


16.
«Рыбка плавает в воде»
Дать детям элементарные представления об аквариумных рыбках.
О.А. Соломенникова 23
Рассматривание картинок. «Закрась рыбку».
11.04


17.
«Там и тут, там и тут одуванчики цветут»
. Формировать у детей представления об одуванчике. Учить выделять характерные особенности одуванчика, называть его части
О.А. Соломенникова33
Рассматривание одуванчика на участке, на картинке.
16.05.


18.
«Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко»
Дать детям представления о изменениях в природе. Формировать интерес к явлениям природы. Учить передавать образ солнца в рисунке.
О.А. Соломенникова 31
Наблюдение за солнцем .Рисование солнышка
25.05



















Тематическое планирование по формированию элементарных математических представлений

ТЕМЫ РАЗВИВАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ НА ИГРОВОЙ ОСНОВЕ
ОБЪЁМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ (часы)

1
Количество
6

2
Величина
6

3
Форма
4

4
Ориентировка в пространстве
4






Итого
18










Календарно - тематическое планирование по математике

Тема
Цель
Методическое
обеспечение
Реализация тем в режимных моментах и свободной деятельности
Планируемая
дата
Фак.
Дата

1
«Количество»
Развитие предметных действий
И.А. Помораева «Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста» с.10
Игры с мячами
21.09.


2
«Форма»
Развитие предметных действий
И.А. Помораева «Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста» с.10
Игра «Палочка- игралочка»
28.09.


3
«Форма»
Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик. Формировать умения производить действия с предметами: обводить форму предмета, катать, ставить.
И.А. Помораева «Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста» с.11
Игр. упр. «Что катится, что не катится»
12.10.


4
«Форма»
Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кубик, кирпичик. Формировать умения сооружать простые постройки.
И.А. Помораева «Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста» с.13
Игры в игровом уголке. Постройка мебели из кубиков.
26.10.


5
Величина
Развивать умения различать предметы контрастной величины и обозначать их словами: большой, маленький
И.А. Помораева «Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста» с.15
Игр. ситуация «Собираем игрушки на прогулку»
9.11.


6
Величина
Развивать умения различать предметы контрастной величины и обозначать их словами: большой, маленький. Совершенствование предметных действий.

И.А. Помораева «Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста» с.15
Игр. Упр. «Хоровод матрешек»
23.11


7
Величина
Развивать умения различать предметы контрастной величины и обозначать их словами: большой, маленький. Формирование умения группировать предметы по величине.

И.А. Помораева «Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста» с.18
Игр. ситуация «Игрушки для кукол»
7.12


8
Количество
Развивать умения формировать группы однородных предметов: много - один.
И.А. Помораева «Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста» с.19
Игр. ситуация «Игра с матрешками»
21.12


9
Количество
Развивать умения формировать группы однородных предметов: много - один.
И.А. Помораева «Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста» с.19
Игр. ситуация «Соберем листочки»
18.01.


10
Количество
Развивать умения формировать группы однородных предметов: много - один. Употреблять в речи существительные в единственном и множественном числе.
И.А. Помораева «Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста» с.20
Игры с флажками
1.02.


11
Количество
Развивать умения формировать группы однородных предметов: много - мало, мало - много.
И.А. Помораева «Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста» с.22
Игр. ситуация Встреча гостей
15.02.


12
«Форма»
Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик. Различать количество предметов: много -мало
И.А. Помораева «Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста» с.24
Игр. сит. «Подарим игрушки зайчику и мишке»
22.02.



13
Количество
Развивать умения формировать группы однородных предметов: много- один, один – много, много – много. Называть их.
И.А. Помораева «Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста» с.25
Игра «Найди пару»
7.03.


14
Ориентировка в пространстве
Развивать умения различать предметы контрастной величины и формы, обозначать их словами: большой, маленький. Формировать умения производить простейшие группировки по величине. Развитие умения двигаться в определенном направлении.

И.А. Помораева «Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста» с.26
Игр. сит. «Закати шарик в домик»
21.03


15
Ориентировка в пространстве
Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик и цвету. Формировать умения сооружать простые постройки. Различать и показывать части своего тела.
И.А. Помораева «Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста» с.29
Игр. сит. «Построим диванчик для кукол»
4.04


16
Ориентировка в пространстве
Развитие умения слышать и называть пространственные предлоги и наречия, соотносить их с местом расположения предмета.
И.А. Помораева «Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста» с.31
Игр. упр. «Где спрятались игрушки»
18.04


17
Ориентировка в пространстве
Развивать умения формировать группы однородных предметов: много- один, один – много, много –много. Развитие умения двигаться за взрослым в определенном направлении.
И.А. Помораева «Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста» с.32
Игр. упр. «Путешествие на поезде»
25.04


18
Величина
Формирование умения различать предметы по величине и называть их: большой, маленький. Развитие предметных действий.
И.А. Помораева «Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста» с.52
Игра «Куличики большие и маленькие»
23.05






















Основные требования к уровню подготовки детей 2-3 лет по познавательному развитию



Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях
Называть имена членов своей семьи и воспитателей., знать домашних и диких животных и их детёнышей.
Сооружать разнообразные постройки, используя большинство форм. Разворачивать игру вокруг собственной постройки. Различать формы деталей строительного материала. Уметь различать 1-2 вида овощей, фруктов и деревьев.
Один  и много предметов, различать большие и маленькие предметы, называть их размер.  Должен иметь представления о сезонных явлениях природы.











Диагностический инструментарий для определения уровня усвоения программного материала по познавательному развитию



Критерии
Методика проведения
Оборудование

Различает и называет предметы ближайшего окружения
Воспитатель даёт оценку в процессе наблюдений за поведением ребёнка в специально организованной деятельности
Дидактическая игра «Что это?» «Подбери пару».

Называет имена членов своей семьи и воспитателей
Воспитатель даёт оценку в процессе наблюдений за поведением ребёнка в специально организованной деятельности
Как зовут твоих маму и папу?
- Как зовут воспитателей (младшего воспитателя)?


Узнаёт и называет некоторых домашних и диких животных и их детёнышей
Воспитатель даёт оценку в процессе наблюдений за поведением ребёнка в специально организованной деятельности
«Найди и покажи». Дидактическая игра «Чудесный мешочек».



Различает некоторые овощи, фрукты
Воспитатель даёт оценку в процессе наблюдений за поведением ребёнка в специально организованной деятельности
«Найди и покажи». «Назови овощи и фрукты»


Различает некоторые деревья (1-2 вида)
Воспитатель даёт оценку в процессе наблюдений за поведением ребёнка в специально организованной деятельности
«Найди и покажи».
Игровое упражнение «Бежим до дерева».

Имеет элементарные представления о природных сезонных явлениях
Воспитатель даёт оценку в процессе наблюдений за поведением ребёнка в специально организованной деятельности
Дидактическое упражнение «Когда это бывает?»


Группирует однородные предметы, владеет понятием один и много
Воспитатель даёт оценку в процессе наблюдений за поведением ребёнка в специально организованной деятельности
«Покажи много», «Покажи мало», «Найди и покажи».

Узнаёт шар и куб, называет размер (большой, маленький0

Воспитатель даёт оценку в процессе наблюдений за поведением ребёнка в специально организованной деятельности
«Найди и покажи». Уровень развития способности различать и называть строительные детали:
Материал: строительные детали – кубик, кирпичик, пластина, цилиндр, трехграннная призма (крыша).
Задание: воспитатель показывает детям строительные детали и просит назвать их.



Сооружает постройки
Воспитатель даёт оценку в процессе наблюдений за поведением ребёнка в специально организованной деятельности
А) Построй гараж для машинки.
Б) Поиграй с ней.


Различает основные формы конструктора
Воспитатель даёт оценку в процессе наблюдений за поведением ребёнка в специально организованной деятельности
Уровень развития способности различать и называть строительные детали:
Материал: строительные детали – кубик, кирпичик, пластина, цилиндр, трехграннная призма (крыша).
Задание: воспитатель показывает детям строительные детали и просит назвать их.






Оценка результатов:
1балл ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
2балла ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
3балла ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
4балла ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
5балловребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.






Диагностическая карта по познавательному развитию Первая младшая группа на 2015/2016 учебный год

Воспитатели: ________________________________________________________________


Фамилия, имя ребёнка



Итоговый показатель




Называет предметы ближайшего окружения имена членной своей семьи и воспитателей
Узнаёт и называет некоторых домашних и диких животных, их детёнышей
Различат некоторые овощи и фрукты
Различает некоторые деревья
Имеет элементарные представления о сезонных явлениях природы




Различает основные формы конструктора
Сооружает
постройки
Группирует однородные предметы, владеет понятием один и много
Узнаёт шар и куб, называет размер (большой,
маленький)


















Количество баллов
Уровень



н.г.
к.г.
н.г.
к.г.
н.г.
к.г.
н.г.
к.г.
н.г.
к.г.
н.г.
к.г.
н.г.
к.г.
н.г.
к.г.
н.г.
к.г.
н.г.
к.г.
н.г.
к.г.

1
Арбузов М.
2

2

2

2

2

2

2

2

2






2
Бурдукин Е.
2

2

2

2

2

2

2

2

2






3
Галинач А.
2

2

2

2

2

2

2

2

2






4
Жавкин П.
2

2

2

2

2

2

2

2

2






5
Коровёнкова М
2

2

2

2

2

2

2

2

2






6
Ларионова А.
2

2

2

2

2

2

3

3

3






7
Машник Л.
2

2

2

2

2

2

2

2

2






8
Метальников Н.
2

2

2

2

2

2

2

2

2






9.
Митюшина Н.
2

2

2

2

2

2

3

3

3






10.
Насиров Т.
2

2

2

2

2

2

2

2

2






11.
Пищальников В.
2

2

2

2

2

2

2

2

2






12.
Попов Н.
2

2

2

2

2

2

2

2

2






13.
Проннн И.
2

2

2

2

2

2

2

2

2






14.
Ручкин А.
2

2

2

2

2

2

2

2

2






15.
Сулимова А.
2

2

2

2

2

2

2

2

2






16.
Щербакова Д.
2

2

2

2

2

2

2

2

2






17.
























18.
























18




























Оценка результатов:
1балл ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
2балла ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
3балла ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
4балла ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
5балловребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.










Условия и средства реализации рабочей программы по художественно-эстетическому развитию:

Возможность реализации Рабочей программы обеспечивается рядом взаимодополняющих факторов:
- наличие квалифицированного кадрового потенциала в ДОУ;
- материально-техническое оснащение ДОУ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, современных требований;
- создание образовательно-развивающей среды, предполагающей активное использование культурно-образовательных ресурсов ДОУ.
При реализации программы предусматриваются специально организованные места, постоянно доступные детям и предназначенные для: общения; проектной и исследовательской деятельности; творческой деятельности; индивидуальной и групповой работы; индивидуальной работы; демонстрации своих достижений. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Обновление предметно-развивающей среды
Мебель, игрушки, картины, альбомы, обновление библиотеки.
Организованная образовательная деятельность:
- игры (дидактические, с элементами движения, сюжетно-ролевые, музыкальные, театрализованные и др.);
- просмотры и обсуждения;
- чтение и обсуждение;
- наблюдения;
- проектная деятельность;
- продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация и др.);
- рассматривание и обсуждение.
Образовательная деятельность при проведении режимных процессов:
- физическое развитие (комплексы закаливающих процедур, утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня);
- социально-личностное развитие (ситуативные беседы при проведении режимных моментов, развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания, навыки безопасного поведения при проведении режимных моментов и др.);
- познавательно-речевое развитие (создание речевой развивающей среды, свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, ситуативные разговоры, называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой активности детей, обсуждения и др.);
- художественно-эстетическое развитие (использование музыки в повседневной жизни- в играх, на прогулке, при проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к звукам в окружающем мире, к оформлению помещений, привлекательности оборудования, красоте и чистоте в окружающем мире и др.).
Самостоятельная деятельность детей:
- физическое развитие (самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия – катание на санках, лыжах, велосипеде и др.);
- социально-личностное развитие (индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками и др.);
- познавательно-речевое развитие (самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений, игры по мотивам художественных произведений, деятельность в уголке книги, в уголке театра, рассматривание книг и картинок, развивающие настольно-печатные игры, дидактические игры – пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки и др.);
- художественно-эстетическое развитие (самостоятельное рисование, лепка, конструирование – преимущественно во второй половине дня, рассматривание репродукций картин, иллюстраций, музицирование, игра на детских музыкальных инструментах и др.).

















\ Взаимодействие детского сада с семьей

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Ведущая цель - создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo - педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
· изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
· знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
· информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
· создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
· привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в городе.
· поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Основные формы взаимодействия с семьей
- родительские собрания

- Информационные стенды

- Мастер-классы

- Консультативные беседы
Литература
1.Белая К. Ю. «Формирование основ безопасности» .- М: Мозаика – Синтез, 2014
2.Бондаренко Т.М.Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада. Воронеж: Изд.»Учитель»2004.
3.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.- М: Мозаика – Синтез, -2010
4. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста(2-3) Методическое пособие. 200
5.Дыбина О. Б « Ребенок и окружающий мир.» .- М: Мозаика – Синтез, -2014.
6.Пономарёва И.А. «Формирование элементарных математических представлений.» .- М: Мозаика – Синтез,2015
7. Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду.» .- М: Мозаика – Синтез, 2015



15