Социально личностное развитие в первой младшей группе.


Сообщение из опыта работы
«Социально – личностное развитие в первой младшей группе»
Работу выполнила: Ситдикова Г.М.
Воспитатель I квалификационной категории МБДОУ №3 «Алёнушка»

п.г.т. ДжалильНаправление «Социально-личностное развитие» в первой младшей группе.
Из опыта работы
Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
развитие игровой деятельности детей;
приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
формирование тендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Цели и задачи социально-личностного воспитания: «Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
развитие всех видов игровой деятельности детей
. приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным)
. формирование гендерной, семейной гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Одна из задач над которой мы работаем - социализация ребёнка, т.е. усвоение воспитанником и дальнейшее развитие социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из:
· трудовых навыков;
· знаний;
· норм, правил;
· ценностей, ·
. традиций
. социальных качеств личности которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей. В группе созданы благоприятные условия для освоения детьми первоначальными представлениями социального характера и включения детей в систему социальных отношений. Решение выше названной задачи осуществляется, в частности, через развитие игровой деятельности детей. В ходе игры формируется умение вступать в общение и сотрудничество друг с другом и с взрослыми. Повышаются коммуникативные способности детей, служащие одним из параметров высокого уровня социальной компетентности детей.
Созданная в группе и постоянно развивающаяся игровая предметная среда, является средством тренировки человеческих отношений, позволяя копировать их. Во время игры у детей мы формируем игровую позицию, соответствующую принятым в обществе нормам, правилам, способам поведения людей в различных ситуациях. Сюжетно-ролевые игры «Зайка заболел», «Покатаем игрушки», «Парикмахер», «Куклы у нас в гостях», «Магазин», «Строим домик для Матрешек» и т.д. - помогают детям освоить следующую особенность человеческой деятельности - закрепленность взаимосвязанных систем, целей за носителями определенных профессий.
Игровая предметная среда, также является средством тренировки человеческих отношений, позволяя копировать их. Во время игры у детей формируется игровая позиция, соответствующая принятым в обществе нормам, правилам, способам поведения людей в различных ситуациях. Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения.
В коллективных играх учим соблюдать правила и следить за тем, как партнеры их выполняют. Нарастающая с возрастом потребность играть совместно со сверстниками ставит малыша перед необходимостью выбрать сюжет, распределить роли, проконтролировать ролевое поведение партнера, что приводит к развитию коммуникативных умений и навыков.
Дети в доступной для своего возраста форме приобретают знания об окружающем мире, о поступках, чувствах и поведении человека в различных ситуациях, о профессиях, которыми может овладеть человек и о многом другом. Образовательная деятельность проводится в игровой форме с применением наглядного материала.
Основа гуманного отношения к людям – способность к сопереживанию, к сочувствию – проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Как в повседневной жизни, так и в специально организованных занятиях, беседах мы работаем над развитием внимания и сопричастности к партнеру. Учим понимать разные эмоциональные состояния сверстника по мимике, жестам, позе. Воспитываем эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать, сочувствовать.
Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада, преобладающее настроение, активность в общении со взрослыми и сверстниками. Понимание ребенком основных норм и правил поведения (какие не понимает), умение видеть ситуации неправильного поведения, давать нравственную оценку поведению других и своим собственным поступкам. Основные черты общения и взаимодействия со взрослыми – активность, инициативность в общении, умение понять эмоциональные и физические состояния взрослого и проявить сочувствие, внимание, умения культуры общения (какими не владеет). Положение ребенка среди сверстников, социальный статус в группе, типичная позиция в общении (лидер, партнер, подчиненный), проблемы взаимоотношений со сверстниками (если есть). Знание ребенком своих индивидуальных особенностей, умение выражать свои чувства, желания, потребности, интерес к своему прошлому, настоящему и будущему. Проявления самостоятельности, уверенности в себе, характер самооценки. Наиболее яркие личностные качества и черты поведения. Основные проблемы поведения и общения (если есть), их предполагаемые причины.
В результате проводимой работы дети, в своем большинстве, находятся в нашей группе в положительном эмоциональном состоянии, имеют собственное мнение, самостоятельно выбирают друзей, игрушки, виды деятельности. Дети положительно относятся к окружающим людям, стараются учитывать мнения других людей, стремятся к совместной деятельности, знают способы взаимодействия и выхода из конфликтных ситуаций и многие умеют это делать.
В настоящее время задачи социально-личностного развития детей решаются дошкольной педагогикой через осознание взаимосвязи их психических особенностей с воспитанием и обучением.
Взаимодействие ребёнка третьего года жизни со сверстниками строится на интересе друг к другу, играх рядом. Так формируется «просоциальное поведение», то есть умение делиться с кем-то, проявлять элементарную заботу о других.
Усвоение ребёнком общественного опыта происходит в процессе становления предметно-игровой деятельности, продуктивных её видов, обучения. Познание окружающей жизни протекает в игре, в том числе сюжетной.
Именно в этот период (с 2 до 3 лет) малыш начинает осознавать, что имеет индивидуальное имя, которое слышит, узнаёт, ласковые варианты которого знает. Ребёнок выделяет себя как персону.
Особое место занимают вопросы половой идентификации и социализации ребёнка, которые включаются в структуру образа «Я» и реализуются не только в общении с семьёй, но и со сверстниками.
Для формирования у малыша положительного отношения к себе мы создаем такие условия, чтобы он чувствовал свою значимость для окружающих, их любовь и был уверен в том, что всегда получит поддержку и помощь с нашей стороны. Такое позитивное отношение укрепляет доверие ребёнка к миру взрослых и обеспечивает возможность активно и эффективно его осваивать.
С этой целью мы создаем такие ситуации, где центром внимания является каждый его подопечный. В группе имеются фотографии детей для того, чтобы любой малыш мог увидеть и узнать себя на фотографии, показать её другим детям и взрослым.
Выставляем рисунки, поделки каждого ребёнка, показываем их родителям, сотрудникам, сверстникам «автора», хвалим в его присутствии. Целесообразно отмечаем дни рождения ребятишек всей группой, готовим и дарим подарки имениннику.
Проявляем интерес к чувствам ребенка и предпочтениям, разговариваем с ним о родителях, о событиях в его жизни, любимых играх, игрушках. Стараемся реагировать на все переживания малыша, радоваться вместе с ним, сочувствовать при огорчении, помогать понять причину того или иного переживания, выразив её словами.
Мы способствуем развитию у ребёнка представления о его внешнем облике. Обращаем внимание на цвет глаз, волос, одежду, подчеркиваем его достоинства. Это делаем как в непосредственном общении, так и разглядывая вместе с ним отражение в зеркале, где можно рассмотреть детали, обычно невидимые малышу, например бантик на спине, рисунок на заднем кармашке и т. п.
Дети обычно имеют отчетливое представление о себе как о мальчике или девочке, поэтому уже в раннем возрасте следует уделять внимание формированию у ребёнка поло-ролевой идентификации. Поэтому мы указываем на особенности прически и одежды мальчиков и девочек, предлагаем в играх девочкам быть мамой, тетей, няней, мальчикам — папой, дядей, шофёром и т. д. В группе есть игрушки как для девочек, так и для мальчиков. Это не значит, что девочки могут играть только с куклами, а мальчики с машинками. Каждый вправе играть с теми игрушками, которые ему нравятся.
В процессе умывания, одевания, приёма пищи мы обучаем различным действиям: брать мыло и намыливать руки, открывать кран, надевать колготки, застёгивать и расстёгивать застёжки на одежде, обуви. Постепенно дети учатся самостоятельно умываться, одеваться и т. п. Участвуя вместе с воспитателями и родителями в повседневных делах, следуя примеру взрослых, они приобретают социальные навыки.
Мы при проведении ежедневных процедур создаем для детей доброжелательную атмосферу сотрудничества, приучая детей к самостоятельности, учитывая индивидуальные особенности каждого. Не торопим медлительного, не предлагаем непосильные для малыша действия, не выполняем за него то, что он может сделать сам, называем ребёнка только по имени.
Приход детей в ДОУ и уход из него — очень важные моменты для ребёнка и его родителей. Утром малышам бывает трудно переключаться на другую обстановку, разлучаться с мамой. Вечером некоторые ребята, увлечённые игрой, не хотят уходить домой, расставаться с воспитателем, друзьями или игрушкой. Нам приходится сглаживать эти моменты, делать их приятными для малыша.
При встрече ежедневно проявляем индивидуальное внимание к каждой семье, ласково приветствуем ребёнка, ободряем его, это помогает снять напряжённость ситуации, делает её менее тревожной.
С родителями обмениваемся информацией о том, как малыш спал, ел, в каком пребывал настроении. Это позволяет учесть состояние ребёнка, соответствующим образом изменить распорядок дня. Например, он не хочет расставаться с игрушкой, с которой играл в то время, когда за ним пришли, отказывается прекращать игру, игнорируя маму. Мы предлагаем поиграть вместе с сыном, взять игрушку с собой. Если малыш плохо ел в детском саду, предлагаем родителям покормить его ужином пораньше.
Ласково прощаясь с ребёнком, мы готовим его к завтрашней встрече: «До свидания, Никита! Завтра придёшь опять, будем играть снова. До завтра!»
Раздевание и одевание детей занимают много времени в течение дня. Эти процедуры мы используем для того, чтобы приучить ребёнка к самостоятельным действиям. Мы даем ему возможность упражняться в последовательности операций. Ребёнок может наблюдать за тем, как другие дети одеваются сами, попытаться подражать им. Имитируя действия сверстников, поступая по показу воспитателя или следуя его простым инструкциям, малыш учится снимать и надевать одежду, расстёгивать и застёгивать застёжки. Родителям предлагаем позаботиться о том, чтобы одежда и обувь были с удобными застёжками (на молнии, на липучках), ярких цветов, с запоминающимся рисунком или обладали отличительными признаками, с которыми нужно познакомить ребёнка.
Мы стараемся привлекать внимание детей к их внешнему виду, деликатно напоминаем, как пользоваться носовым платком, устранять непорядок в одежде, причёске: «Элина, давай завяжем тебе бантик, сделаем красивую причёску». Помогая ребёнку заправить рубашку, причесаться, высморкаться, подводим его к зеркалу и вместе любуемся аккуратным видом, хвалим его: «Вот молодец, Артур, теперь у тебя всё в порядке».
Наиболее успешно разнообразные социальные навыки формируем у детей в процессе сотрудничества со взрослыми, когда они наблюдают за их деятельностью и включаются в неё.
Мы обращаем внимание малышей на свои действия, рассказываем, что и для чего он делает, предлагаем помочь ему накрыть на стол, принести и разложить ложки, салфетки, развесить полотенца.
По окончании игры или занятия мы побуждаем своих подопечных вместе с ним положить игрушки на место. Объясняем им, что любую игрушку легко найти, если она всегда находится в «своём домике». Приучая детей к уборке игрушек, обращаем внимание детей на то, что в убранной группе красиво и уютно. Предлагаем малышам помыть игрушки, искупать кукол, постирать их платьица или брючки.
Правила этикета дети легче усваивают, если взрослые в семье и в детском саду служат примером для подражания.
Мы учим детей быть вежливыми, следуя правилам: здороваться при встрече и прощаться при расставании, благодарить за помощь, пользоваться салфеткой и носовым платком, желать приятного аппетита, извиняться, если нечаянно причинил кому-то неприятность, спрашивать разрешения, если хочется присоединиться к игре других детей или взять чью-то игрушку, не перебивать старших.
Перед едой мы желаем ребёнку приятного аппетита, учим говорить «спасибо» после еды. Во время приёма пищи беседуем с детьми: рассказываем, что они будут, есть на первое и на второе, спрашиваем, вкусный ли компот, хвалим малышей.
Личностно-ориентированное взаимодействие помогает избежать принудительных способов проведения режимных процедур, которые могут привести к стойким негативным последствиям. Поэтому используем: ласковые слова, уговоры, объяснения, подходящие к ситуации, песенки, стихи, рассказы, обыгрывание процедуры, поощряем самостоятельность ребёнка.Способы личностно-ориентированного взаимодействия требуют от взрослого особых усилий, терпения и творческого подхода, зато позволяют маленькому человеку испытывать положительные эмоции, порождают чувство уверенности, доверия к взрослому, способствуют развитию самостоятельности малыша.