Методическая разработка по литературному чтению 1 класс на тему Согласные звуки (к), (к), буква К. Чтение слогов и слов с буквой К.
Методическая разработка урока обучения грамоте 1 класс
Тема: Согласные звуки (к), (к), буква К. Чтение слогов и слов с буквой К.
Педагогические задачи:
- познакомить с согласными звуками (к), (к), с буквой К
- формируем умение выделять звук в слове;
-формируем умение находить слова с заданным звуком;
- формируем умение различать звуки и буквы: буква как знак звука.
Метапредметными результатами изучения курса является формир.
Познавательные УУД:
- формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
- формируем умение представлять информацию в виде схемы;
Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
- формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
- формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
- формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
- формируем умение слушать и понимать других;
- формируем умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;
-формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
- формируем умение работать в паре.
Регулятивные УУД:
- формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
-формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
- формируем умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
- формировать умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
- воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые,
- воспитание трудолюбия, способности к познанию,
- воспитание здорового образа жизни;
- экологическое воспитание;
- эстетическое воспитание.
Ход урока
1. Орг. момент.
Настрой детей на работу.
- Улыбнитесь мне, друг другу, гостям.
2. Актуализация знаний
Игра «Ветер – озорник»
Ворвался в город ветер - озорник. Он разбросал буквы. Посмотрите.
- Давайте вернём буквы на места. (на доске буквы : а о и ы н г п р т к у)
-На какие две группы их можно разбить? (на гласные и согласные)
Первый слайд.
-Какие это звуки? Что вы о них можете рассказать? ( Звуки гласные.)
- Какие из них указывают на мягкость согласного звука, стоящего перед ним? (звук и).
- Какие из них указывают на твёрдость?
Второй слайд.
- Какие это звуки?
- Назовите только глухие твёрдые согласные звуки.
- Назовите глухие мягкие согласные звуки.
- Назовите звонкие согласные звук
3.Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.
-Мы уже знаем много букв и умеем писать некоторые слова.
- Ребята, угадайте, кто поможет нам познакомиться с новым звуком. Это известный герой мультфильма. Он полосатый. Живёт на чердаке, умеет разговаривать. Даёт советы, как правильно есть бутерброды. Больше всего любит молоко и поэтому завёл корову. Никто из его родственников не имел фамилии, а у него она была, и совсем не дразнительная. Кто же это? (Кот Матроскин из книги Э. Успенского « Дядя Фёдор, пёс и кот»)
Изображение кота.
Схема слова.
Выделение звуков. Составление схемы слов.
- Послушайте слово кот. Сколько звуков?(3)
- Сколько в слове гласных? ( 1)
- Значит, сколько в слове слогов?
- Произнесите слово, выделяя голосом первый звук. Какой первый звук?
- Определим, какой это звук. (Согласный) Почему?
- Что ещё можем рассказать об этом звуке? (глухой, твёрдый)
- Каким кружком обозначим на схеме слова этот звук?
2) – Ребята, кто может назвать парный ему мягкий.
-Разгадаем ребус и узнаем слово, которое начинается с согласного мягкого звука.
На доске ребус.
- Это слово КИТ.
Картинка с изображением кита
- Начертим схему и сделаем звуковой разбор слова.
- Послушайте и произнесите сами слово кит.
- Сколько в слове звуков? Сколько гласных?
-значит, сколько слогов?
- Произнесите слово ещё раз, выделяя голосом первый звук. Какой первый звук?
- Какой это звук? (согласный) Почему?
- Что ещё можно рассказать об этом звуке? ( Глухой, мягкий)
- Каким кружком обозначим на схеме слова этот звук?
2) Обозначение звука буквой.
-Вспомните первое слово. С какого звука начиналось слово? (согласный твёрдый)
-А это, с какого? (согласный мягкий)
- Эти звуки в русской азбуке обозначаются буквой К. Показ буквы печатной.
- Давайте найдём место этой буквы на ленте бук.
-В каком домике будет жить наша буква, в синем или красном? (в синем)
- В каком этаже, на первом или втором? (на первом)
- А вот , где на первом этаже? Это загадка.
- Сейчас мы попробуем это выяснить.
- подумайте, какой звук похож при произношении на звук к? (на звук г)
- Произнесите попарно сначала твердые, а потом мягкие звуки.
- Какой звук звонкий? (г), а какой глухой? (к)
- Как бы назвали звуки, у которых есть пара? ( В русском языке есть парные звуки. В паре один звук звонкий, а другой глухой, и иногда они заменяют друг друга при произношении).
- Теперь догадались, какое место в нижнем ряду займёт буква К? (под буквой г)
- Итак, что узнали о звуках? (они бывают парными по глухости и звонкости)
Игра. « Услышь звук»
- А сейчас посмотрим, как вы умеете различать звуки по звонкости и глухости.
- Я вам назову слово. Если в слове первый звук глухой, вы показываете мне какую шапочку? (чёрную ), а если звонкий?, то (жёлтую)
Физкультминутка.
Дети встают, поднимают шапочки вверх.
Слова: каша, гром, ком, кума, гарнир, глина, нога, рука
4.Применение нового знания.
1) -Итак, мы познакомились с буквой.
- Как вы думаете, какая работа нас ждёт в букваре? Откройте букварь на странице 52-53.
План
1.Работа с рисунками.
2. Выделение звуков в слове.
3. Знакомство с новой буквой.
4. Чтение слогов и слов.
5. Работа с предложением.
6. работа с текстом.
2) - Чтение слогов.
- Что общего в паре слогов?
- Прочитаем слоги, где буквы а, о, и стоят на втором месте. ( спросить несколько учеников)
- Прочитаем слоги, которые начинаются с гласных.
- Мы научились читать слоги. Какая работа ждёт нас дальше? (будем читать слова)
1-й столбик:
- Прочитайте слова шёпотом.
- Прочитайте вслух слово, которое обозначает огромное животное.
- Найдите и прочитайте слово, обозначающее домашнее животное.
- прочитайте слово, обозначающее промежуток игры, (кон)
- Какое слово осталось прочитать?
Чтение всего столбика целиком.
Работа в паре.- Составьте предложение с одним из слов, которое прочитали в первом столбике.
2-й столбик:
- Это слово имеет много значений: может быть чертеж, на котором изображена поверхность земли; может быть предметом игры. (Карта)
- Площадка для игры в большой теннис.
- Ласковое, нежное, пушистое (второе значение морского животного)
- Все слова прочитали? Что обозначает слово кортик? (кортик - оружие моряков, наградное оружие, висит на поясе офицеров морского флота)
Показ фото кортика.
- прочитаем все слова.
3-й столбик:
- Что вы заметили?
- Прочитайте пары слов, в которых есть парные звуки, с которыми познакомились на уроке.
Физкультминутка для глаз.
5.Закрепление
1) – Найдите запись после столбиков слов.
- Что это?
- А почему вы решили, что это предложение?
- А что значит слово Кира?
- Если бы это слово не было первым, с какой буквы мы бы его написали?
- А котик - морской или домашний?
- составим схему этого предложения (у доски один человек)
Самооценка ученика.
2) – Прочитайте следующее предложение. Выделите голосом первое слово в предложении кто. Что заметили в этом предложении?
- Кто же кок? Работа со словарём. ( Повар на корабле)
- Читаем следующий вопрос: кто кит? (животное, живет в воде)
- Кто крот? (Это животное, живёт в земле)
3)
- Подготовьтесь к самостоятельному чтению второго столбика.
- Какое слово у вас вызывает неприязнь, раздражение? (нытик) Кого называют нытиком?
- Какое слово необходимо в каждом доме? (нитки)
- А для чего необходимо корыто? ( Вытянутый таз, глубокий, раньше его использовали вместо ванны) Работа с афоризмом «разбитое корыто».
4)-Перечитаем слова.
- прочитайте одинаковую часть этих трёх слов
- Почему некоторые письма называют открытками? ( Открытое письмо, не прячется содержание, почтальон может прочитать слова)
Учитель показывает открытку и конверт.
- А что общего у всех слов этой страницы? (во всех словах есть буква К)
Физкультминутка.
6. Работа с текстом.
- Какую ещё работу нам осталось выполнить в букваре?
Чтение отрывка из стихотворения Бориса Заходера.
Работа с текстом до чтения.
- Что будем читать? (стихотворение)
- Прочитайте название.
- Что написано в скобках? Что это значит?
- Кто автор стихотворения?
Чтение текста учителем.
Проверка первичного восприятия.
- Какое стихотворение получилось у Бориса Заходера?
- что рассмешило читателя?
Выразительное чтение, отработка логического ударения (голосом выделяем не КИТ» и КОТ», а то, что о них говорится).
Работа со стихотворением после чтения.
- Для чего Борис Заходер придумал такую историю?
7.Итог
-С какой буквой познакомились на уроке? Какие звуки она может обозначать? Оденем схему - человечка. Какая шапочка, туфельки?
-Ребята, кому сегодня на уроке было сложно, но интересно, поднимите руки. А кому было легко, и не интересно?
- спасибо за работу?
Учитель Моисейко В.Н.
Самоанализ урока письма в 1 классе по теме «Письмо заглавной буквы Г»
Описание материала: Урок обучения грамоте по теме «Письмо заглавной буквы Г» разработан в соответствии с содержанием программы и учебным планом по обучению грамоте в 1 классе (УМК «Планета знаний». В.А. Илюхина «Пропись №3» к «Букварю» Т.М. Андрияновой).
Данный урок является вторым по данной теме. Конспект предназначен для учителей работающих по программе ФГОС. С переходом системы общего образования на ФГОС второго поколения особую актуальность приобрёл системно – деятельностный подход. Для реализации системно – деятельностного подхода применяю в своей работе групповые формы работы, работу в парах. Считаю, что эти формы создают условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке. Ученики учатся обсуждать задачу, намечать пути её решения, реализовать их на практике и представлять результат.
Цель: научиться писать заглавную букву Г
Задачи:
1. Образовательные:
- Формировать умение писать заглавную букву Г;
- Учить писать слоги, сочетания и слова с буквой Г;
- Закреплять написание изученных букв
2. Развивающие:
- Развивать навыки самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля;
- Развивать орфографическую зоркость;
- Развивать навыки каллиграфического почерка, внимание, речевые умения, умение анализировать и обобщать
3. Воспитывающие:
- Воспитывать интерес к учению, любовь к родному языку;
- Воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения;
- Воспитывать желание оказать помощь одноклассникам, применять правила делового сотрудничества
Тип урока: Открытие новых знаний
В уроке использованы элементы современных педагогических технологий
- личностно – ориентированная (индивидуальная работа у доски и письмо)
- проблемное обучение (частично – поисковый)
- здоровьесберегающая (смена видов деятельности, физ. минутки)
На данном уроке прослеживаются межпредметные связи с чтением.
Принципы: наглядность, доступность. Принципы систематичности и последовательности реализуются через переходы от простого к сложному.
Планируемые результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- удерживать цель деятельности до получения её результата;
- планировать решение учебной задачи;
- выполнять последовательность необходимых операций;
- анализировать написание буквы в соответствии с эталоном;
- находить общие элементы в буквах;
- конструировать буквы из элементов, анализировать графические ошибки;
- находить правильно написанную букву;
- анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их
причины.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- ориентироваться в прописи;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной или
письменной речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в парах и следовать им;
Личностные УУД:
- проявлять интерес к новому;
- интерес к способу решения и общему способу действия;
- развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха или
неуспеха в учении
Данный урок является одним из звеньев в системе уроков, охватывающих основной звукобуквенный период обучения грамоте, проведён в соответствии с календарно - тематическим планированием.
В классе 25 учеников, из них 15 мальчиков и 10 девочек. Классный коллектив находится в стадии становления. Ведется работа по сплочению детского коллектива. Дети в классе, в основном, эмоциональные, гиперактивные, очень подвижные. Уровень обучаемости у детей разный: 20% детей имеют высокий уровень обучаемости, 24% хороший, 20% средний и 16% низкий уровень . В школу пришли читающими 5 человек, 6 человека – могут прочитать маленькие слова, состоящие из одного слога, 12 человек знали частично буквы, 2 не знали букв. Двое детей не посещали детский сад. Особенность моих учеников в том, что они очень любознательные, в классе сложилась здоровая атмосфера соперничества. Ребята с желанием учат стихи, подбирают загадки, а потом рассказывают в классе.
При планировании урока учитываю среднюю работоспособность, загружаю урок очень плотно, использую различные виды работы., стараюсь опираться на жизненный опыт ребят.
На мой взгляд, триединая дидактическая цель урока достигнута, так как запланированный материал реализован, обучающиеся старались активно работать на уроке. По содержанию материал соответствует целям урока и направлен на обобщение и систематизацию знаний учащихся. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для первоклассников. С учётом типа урока и целей, использовались различные формы и методы обучения: коллективная работа, работа в парах, сотрудничество, индивидуальная работа у доски, фронтальный опрос. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. Так как у первоклассников мышление преимущественно наглядно - образное, использовался наглядный материал в виде иллюстраций, схем. На всех уроках обучения грамоте, и на этом тоже, большое внимание уделяется звуко - буквенному анализу слов. 88% учащихся справляется с заданиями подобного рода.
Учитывая возрастные особенности детей, посчитала целесообразным ввести игровой момент, с целью заинтересовать и усилить активность на уроке. В соответствии с нормами новых СанПиН на уроке проведена подвижная физминутка, которая была подобрана к теме урока. Таким образом, можно предупредить утомление и снять статистическое напряжение. Обратная связь осуществлялась на основе вербальных и невербальных реакций (устный полный ответ , смайлики ). На всех этапах ребята были вовлечены в активную мыслительную и исследовательскую деятельность. Этапы урока были тесно связаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практически.
Атмосфера на уроке была рабочая, дети мобилизовали все свои возможности. Я выбирала демократический стиль общения с обучающимися, старалась прислушиваться к мнению каждого ребенка. Наличие дисциплинарных традиций: организованное начало урока и его окончание, отсутствие выкриков с мест, дети поднимают руки, а не тянут их вверх, свободная посадка детей, во время беседы обучающиеся отвечают сидя. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объем урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учетом физических и психологических особенностей первоклассников. Цели, поставленные перед уроком выполнены.
Подведение итогов (рефлексия) шло в академическом, личностном (оценка своих достижений), а также в эмоциональном плане (положительные эмоции ).
В перспективе, наметила продолжить работу по развитию фонематического слуха учащихся, развивать умение выражать свои мысли и отстаивать свою точку зрения.