Толерантность как социально значимое личностное качество младшего школьника
МБОУ «Основная общеобразовательная Архангельская школа»
Доклад по теме:
Толерантность как социально значимое личностное качество младшего школьника
Подготовила
учитель начальных классов
Джаббарова Л.А.
В последнее время на страницах педагогических изданий все чаще поднимаются вопросы, связанные с воспитанием толерантности как важного социально значимого качества личности. Никогда ещё они не стояли так остро. Прошлый век стал веком широкого распространения в мире идей прав человека, веком международной интеграции, что требует проявления терпимости к другим людям.
Однако параллельно с такого рода мировоззрением существуют и противоположные взгляды. Они связаны с тем, что в нашем мире стало страшно жить: страшно потерять сознание на улице, страшно идти вечером домой, страшно открывать дверь незнакомцу, страшно лететь на самолете. Но еще страшнее от того, что безразличие к людям, недоверие, бессердечность и жестокость становятся нормой нашей жизни. Человек стал интеллектуально мощным, но духовно бедным. Заботы его замкнулись на личном благополучии, ему удобно не замечать, что увеличилось число бездомных детей, распространяются курение и алкоголизм, наркомания, растет преступность среди молодежи. Неуверенность в завтрашнем дне, апатия и неспособность к активным действиям может погубить молодежь начала 21 века.
Увы, но нетерпимость к другим все чаще затрагивает и школу. Степанов П. В. отмечает, что такие негативные явления как националистические предрассудки, профашистские настроения становятся распространенным явлением и в детской среде[12, 13 ]. Порой странно и даже страшно замечать все это в наших школьниках. Странно, потому что мы живем в стране, заплатившей в прошлом веке непомерно высокую плату за то, чтобы больше никогда не возникало подобных настроений. Страшно, потому что именно эти настроения используют те, кто в борьбе за «чистоту» национальной культуры, городов, улиц или рынков готов унижать и даже уничтожать людей с не тем цветом кожи, разрезом глаз, акцентом, верой...
Возникает вопрос: может ли школа как-то препятствовать этому? На наш взгляд, и может, и должна. Поскольку одной из целей воспитания школьников является ориентация ребенка на гуманистические ценности, задачу воспитания толерантной личности, можно признать одной из важнейших в современной российской школе.
Исходя из этого, мы определили тему доклада «Воспитание толерантности как социально значимого личностного качества младшего школьника».
Что означает это понятие? «Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», – так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.
Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей [ 5 ].
Не вызывает сомнения тот факт, что воспитывать эту добродетель нужно как можно раньше. Младший школьный возраст – это период, когда ребенок активно осваивает систему нравственных ценностей, у него закладывается отношение к окружающим людям: взрослым, сверстникам, самому себе. На этом этапе многие нравственные качества формируются у детей непроизвольно, а навыки легко перерастают в привычки.
Однако, изучая проблему, мы обнаружили, что вопросы формирования толерантности у детей в настоящее время достаточно разработаны в теории и практике воспитания детей подросткового и старшего школьного возраста, при этом отсутствует научно и методически обоснованная система работы с детьми младшего школьного возраста.
Отсюда вытекает цель нашего доклада: «Выявление и психолого-педагогическое обосновании системы педагогических методов воспитания толерантности у младших школьников».
Идея состоит в том, что младший школьный возраст является сензитивным периодом для воспитания толерантности, и работа по ее формированию будет эффективной при условии осознания педагогом сущности толерантности как социально значимого личностного качества, и грамотном методическом обеспечении его деятельности.
В числе основных задач, решаемых в ходе исследования, были такие как анализ психолого-педагоической литературы, диагностика уровня сформированности нравственных представлений по исследуемой проблеме и поведения детей, а также разработка системы воспитательных занятий с детьми, способствующих осознанию детьми своего «я» и формированию терпимого отношения к другим людям.
Наше исследование опиралось на работы Степанова П.В « Воспитание в духе толерантности» и «Феномен толерантности», Гершунского Б.И. «Толерантность в системе ценностно – целевых приоритетов образовании», Гурова В.Н. «Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде» Галицких Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности[4,5,6].
Что показало наше исследование? Мы определили, что младший школьный возраст является сензитивным периодом для воспитания толерантности: интенсивнее происходит процесс общего развития личности; дети сознательно регулируют свое поведение; новообразованием возраста является рефлексия, а это значит, что они могут считаться с желанием окружающих, согласовывать с другими свои интересы, взаимодействовать, проявляя умение слушать, переживать свою значимость для других в качестве равноправного партнера. Воспитание должно опираться на эти особенности и
Толерантность как социально значимое личностное качество младшего школьника должно стать предметом пристального внимания со стороны учителя начальных классов.
Педагог должен максимально учитывать особенности данного возраста и строить свою работу на основе создания воспитывающих ситуаций бесед, упражнения детей в нравственных поступках.
Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения. Поэтому одним из условий является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны критически относиться к своим собственным взглядам.
Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания и принятия ребенка.
«Давайте учиться толерантности в школах и других сообществах, дома и на работе, а самое главное - постигать ее суть умом и сердцем", - призывает Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили – М.,1996.
Бадмаева, С.В. Формирование толерантной личности в поликультурном образовательном пространстве / С. В. Бадмаева – М., 2000.
Бобинова, С. П. Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста/ С. П. Бобинова
Галицких, Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности; Учебно-методическое пособие / Е. О. Галицких – М.: Академический Проект, 2004. – 240с.
Гершунский, Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика / Б. С. Гершунский - М., 2003. – 768 с.
Гуров, В.Н. Формирование толерантной личности в полиэтнической
образовательной среде / В. Н. Гуров – М.: 2004.-240с.
Декларация принципов терпимости/1995.
Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка / В. Даль - М.: Гос. издательство иностранных и национальных словарей, 1955
Клепцова, Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: Учебное пособие для слушателей системы дополнительного профессионального педагогического образования / Е. Ю. Клепцова – М.: Академический Проект, 2004. – 176с.
Крысин, Л.П. «Толковый словарь иностранных слов»/ Л.П. Крысин- М.:1998. C. 701
Кульневич, С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. Практическое пособие / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина – Воронеж,2001.
Степанов, П.В. Как воспитать толерантность? / П. Степанов // Народное образование, 2001, № 9; 2002, № 9.
Степанов, П.В. Воспитание толерантности у школьников: теория, методика, диагностика / П. В. Степанов – М.,2005.
13PAGE 15
13PAGE 14315
15