Занятие внеурочной деятельности Странный язык земли фразеологизмов (5 класс)


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ «СТРАННЫЙ ЯЗЫК ЗЕМЛИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ»
5 класс
Занятие - путешествие
Цель: опознавать фразеологические обороты, устанавливать их отличительные особенности, правильно и уместно употреблять в речи.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- расширять представление о русском языке, его фразеологическом богатстве;
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- формировать уважительное отношение к иному мнению, к иной точке зрения.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Познавательные:
- формировать умение извлекать информацию из разных источников (словаря, текста, иллюстрации);
- обобщать и классифицировать по признакам;
- перерабатывать и преобразовывать информацию (вопросы, схемы, ключевые слова), владеть разными видами аудирования.
Регулятивные:
- формировать умение целеполагания;
- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом занятия;
- формировать умение осуществлять познавательную и коммуникативную рефлексию.
Коммуникативные:
- развивать умение слушать и понимать других, нести ответственность за принятые решения;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- стремиться к координации различных действий в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и аргументировать его;
- осуществлять взаимный контроль.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- формировать умение отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов.
Планируемый результат: формирование умения опознавать фразеологические обороты, устанавливать их отличительные особенности, правильно и уместно употреблять в речи.
Основные понятия: фразеологизм, лексическое значение, устойчивые сочетания слов, свободные сочетания слов, употребление в речи.
Оборудование:
ПК учителя, мультимедийное оборудование;
презентация Power Point «Фразеологизмы»;
карточки с заданиями для определения фразеологизмов;
медальки из цветной бумаги «Мастер разгадывать загадки», «Знаток фразеологизмов».
Организация учебного пространства: работа с классом, в группах, индивидуальная.
Ход занятия
Этапы занятия Ход занятия Формирование УУД
1.Оргмомент. Приветствие. Проверка готовности обучающихся к занятию. Выявление отсутствующих. 2. Игровая разминка. Станция «Отгадай-ка». Все отгадки вы найдете на рисунке (см. презентацию к занятию).
1.Шел долговяз,
В сыру землю увяз.
2.Кто, как только жарко станет,
Шубу на плечи натянет,
А нагрянет холод злой –
Скинет с плеч её долой?
3.В золотой клубочек
Спрятался дубочек.
4.Зимой бело, весной черно,
Летом зелено, осенью стрижено.
5.Сильнее солнца, слабее ветра,
Ног нет, а идет, глаз нет, а плачет.
6.Ты от нее – она за тобой,
Ты за ней – она от тебя.
7.Кверху дном – полная,
Книзу дном – пустая.
8.Днем обручем,
Ночью змеей.
9.Всю жизнь обгоняют друг друга,
А обогнать не могут.
10.За тобою он плетется,
Хоть на месте остается.
Обучающийся, разгадавший большее количество загадок, получает медаль «Мастер разгадывать загадки». Личностные результаты:
Развитие эмоциональной сферы личности на основе языковой игры.
3.Актуализация опорных знаний. Станция «Повторяй-ка».
Мини- тест «Что мы знаем о словах?»
1.Как называются слова, обозначающие предметы и явления, оставшиеся в далёком прошлом?
А) архаизмы,
Б) общеупотребительные,
В) историзмы.
2.Как называются устаревшие слова, которые в современном языке заменились другими, синонимичными?
А) архаизмы,
Б) общеупотребительные,
В) историзмы.
3.Какое лексическое понятие характеризует новые предметы, явления, орудия труда и т.д:
А) неологизмы,
Б) общеупотребительные,
В)архаизмы.
4.Как называются слова одной и той же части речи, имеющие одинаковое звучание и написание, но разные по лексическому значению:
А) синонимы, Б) омонимы,
В) антонимы.
5. Как называются слова, принадлежащие к одной и той же части речи, имеющие близкое лексическое значение?
А) синонимы, Б) омонимы,
В) антонимы. Регулятивные УУД:
1.Осуществлять самоконтроль;
2.Определять степень успешности работы;
3. Оценивать результат работы.
4.Формулиро-вание проблемы урока. Целеполагание. Станция «Узнавай-ка». Сегодня мы отправляемся в путешествие по необычной земле. В названии её два корня: -фраз- и –лог-
Попробуйте подобрать слова с такими же корнями и объяснить значение сложного слова.
(Фраз- созвучно слову фраза, выражение. Корень лог известен вам: наука)
Сформулируйте тему занятия. Сравните с темой на доске.
Сравните предложения. (См. презентацию к занятию)
Что в них общего? Попробуйте объяснить их смысл.
У него денег кот наплакал.- Кот замяукал жалобно.
В этом деле комар носу не подточит.- Комар пищит над ухом.
Чем отличаются предложения?
Зададим вопросы, которые помогут сформулировать проблему нашего занятия. При составлении вопросов вы можете использовать опорные слова: КАК …     КАКИЕ …       ЧТО …  Дети задают вопросы. Учитель записывает на доске вопросы, заданные учениками.
Учитель. Согласны ли вы с логикой изложения материала, если придерживаться данного плана по составленным вопросам?
Прочитайте вопросы и обсудите в парах их последовательность. (Обучающиеся логически выстраивают вопросы). В результате обсуждения на доске появится план беседы.1.Что такое фразеология?2. Какие сочетания слов называются фразеологизмами?3. Как отличать фразеологизмы от обычных словосочетаний?
4.Как найти фразеологизмы?
5.Какими признаками они обладают? Регулятивные УУД:
1.Высказывать предположения на основе наблюдений.
2.Формулировать проблему занятия, его цели.
Коммуникативные УУД:
1.Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (работа в парах)
2.Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
5. Поиск решения. Открытие новых знаний. Станция «Рассуждай-ка».
Сравните выражения:
У него денег кот наплакал. – Очень мало.
Комар носу не подточит. – Точно, четко.
Можно ли вывести общее значение первых выражений из значений отдельных слов, входящих в них? Попробуйте заменить в этих выражениях одни слова другими. Например: комар – муха- жук… Что получилось? Какой можно сделать вывод? Проверьте себя.
Чем отличаются фразеологизмы от свободных словосочетаний?
Регулятивные УУД:
1.Искать пути решения проблемы.
2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД:
1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).
2.Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения.
3.Извлекать информацию из источников, представленных в разных формах.
Личностные результаты:
Чувствовать красоту и выразительность русского языка, его богатые возможности.
6.Осознание и осмысление. Развитие умений находить и определять фразеологизмы. Станция «Поиграй-ка».
Игра-конкурс: какая группа вспомнит большее количество фразеологизмов с заданным словом – названием части тела (лица).
По окончании работы ученики от каждой группы на листочках представляют свои варианты фразеологизмов учителю, а от команды выходят к доске по одному человеку и читают свои записи. Результаты работы команд сравниваются, выявляются победители.
2. «Кто больше?»
Задание: выписать все фразеологизмы, объяснить их значение (работа в группах)
1) Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унёс!.. Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!
2) Да, ведёт он себя из рук вон плохо. Надо бы ему взять себя в руки. А нам дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда – голову даю на отсечение – он сразу перестанет распускать руки!
3) Спору нет – горячая голова! Но уж если мы с ним сошлись на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я ещё не знаю, что мы должны сделать в первую голову (у меня голова идёт кругом), но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что все вместе мы всегда сумеем намылить ему голову!
3.«Дайте толкование» Дайте толкование фразеологизмов, которые положены в основу картинок. Выпишите фразеологизмы и синонимы к ним.
Примерные ответы: обманывать, довериться, злобиться, дремать, преувеличивать, умолкнуть, болтать, кокетничать, испытывать неловкость.
4. «Сочиняем стихи»
Подумайте, какие фразеологизмы можно вставить на месте пропусков, записать их, чтоб затем можно было прочитать стихотворение в законченном варианте.
Немало способов придумал
Народ, чтоб речь обогатить!
Мы говорим о слабых людях:
«………………………………… »
Того, кто много обещает,
Но мало делает всерьёз,
Такая фраза осуждает:
« ……………………………….. »
О том, кто лжёт без всякой меры-
И по нужде, и просто так,
Все скажут : «……………….. » ,
Связался с ним - …………..
И если нет у человека
Совсем ни капельки стыда,
То говорят о нём из веку:
«………………………..»
О том, кто друг-приятель с ложью,
Вам скажут даже первачки
( И убедиться в том несложно!),
Что он …………………
Таких народ не уважает,
О них не станут песни петь,
И право, Бог сам разрешает
На негодяев ……………
Для вставки: верёвки можно вить, водит всех за нос, врёт как сивый мерин, попал впросак, как с гуся вода, втирает всем очки, зуб иметь. Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
Коммуникативные УУД:
1.Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (работа в группах)
2.Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
3.Оказывать взаимопомощь.
7.Подведение итогов урока. Станция «Конечная».
Закончите фразеологизмы, объясните их значение.
1.Как с гуся…
2.Вывести на чистую…
3.Бить…
4.Довести до белого…
5.Ударить в грязь…
6.Зарубить…
Проверка выполнения задания. Самооценка.
Чем необычны и интересны фразеологизмы?
Самые активные обучающиеся на занятии могут быть отмечены медалями «Мастер разгадывать загадки», «Знаток фразеологизмов» Регулятивные УУД:
1.Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2.Обобщать, делать выводы.
8.Рефлексия. - Что удалось на уроке, было самым интересным?
– Какие трудности встретились?
– Что помешало при выполнении задания?
– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем? Регулятивные УУД:
Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
Карточки с заданиями для определения фразеологизмов
(работа в группах «Кто больше?»)
1) Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унёс!.. Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!
2) Да, ведёт он себя из рук вон плохо. Надо бы ему взять себя в руки. А нам дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда – голову даю на отсечение – он сразу перестанет распускать руки!
3) Спору нет – горячая голова! Но уж если мы с ним сошлись на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я ещё не знаю, что мы должны сделать в первую голову (у меня голова идёт кругом), но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что все вместе мы всегда сумеем намылить ему голову!