Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по теме: «Странный язык земли фразеологизмов»


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ТЕМЕ «СТРАННЫЙ ЯЗЫК ЗЕМЛИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ»
5 класс
Занятие - путешествие
Цель: опознавать фразеологические обороты, устанавливать их отличительные особенности, правильно и уместно употреблять в речи.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- расширять представление о русском языке, его фразеологическом богатстве;
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- формировать уважительное отношение к иному мнению, к иной точке зрения.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Познавательные:
- формировать умение извлекать информацию из разных источников (текста, иллюстрации);
- обобщать и классифицировать по признакам;
- перерабатывать и преобразовывать информацию (вопросы, схемы, ключевые слова), владеть разными видами аудирования.
Регулятивные:
- формировать умение целеполагания;
- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом занятия;
- формировать умение осуществлять познавательную и коммуникативную рефлексию.
Коммуникативные:
- развивать умение слушать и понимать других, нести ответственность за принятые решения;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- стремиться к координации различных действий в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и аргументировать его;
- осуществлять взаимный контроль.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- формировать умение отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов.
Планируемый результат: формирование умения опознавать фразеологические обороты, устанавливать их отличительные особенности, правильно и уместно употреблять в речи.
Основные понятия: фразеологизм, лексическое значение, устойчивые сочетания слов, свободные сочетания слов, употребление в речи.
Оборудование:
ПК учителя, мультимедийное оборудование;
презентация PowerPoint «Фразеологизмы»;
карточки с заданиями для определения фразеологизмов;
медальки из цветной бумаги «Знаток фразеологизмов».
Организация учебного пространства: работа с классом, в группах, в парах, индивидуальная.
Ход занятия
Этапы занятия Ход занятия Формирование УУД
1.Оргмомент. Приветствие. Проверка готовности обучающихся к занятию. Выявление отсутствующих. (Слайд 1) 2. Вступление (2 ученика вбегают после звонка в класс)
Учитель: Почему вы опоздали на урок?
Ученик 1: Наталья Ивановна, Али бегал по школе сломя голову, путался под ногами у дежурного учителя, ему сделали замечание. А он и глазом не моргнул и снова понесся, куда глаза глядят. Я его поймала и повела его в класс, а он начал лить крокодиловы слёзы.
Ученик 2( с места): Да, не сносить тебе, Али, головы.
Учитель: Я ведь русским языком говорила, что бегать нельзя по школе, а тебе, Али, все как об стенку горох.
Личностные результаты:
Развитие эмоциональной сферы личности на основе языковой игры.
3.Формулиро-вание проблемы урока. Целеполагание. -Ребята, вы догадались, какова будет тема нашего урока?
-Фразеологизмы. (Слайд 2)
Фразеологизмы – устойчивые неделимые сочетания слов, употребляемые в переносном значении.
1.Станция «Узнай-ка». (Слайд 3)
Сегодня мы отправляемся в путешествие по необычной земле.
В названии её два корня: -фраз- и –лог-
Попробуйте подобрать слова с такими же корнями и объяснить значение сложного слова.
(Фраз- созвучно слову  фраза,  выражение. Корень лог известен вам: наука)Подберите фразеологизмы, которые подскажут вам, как нужно работать на занятии?
Работать засучив рукава
Зарубить себе на носу
Не ударить лицом в грязь.
Для чего нужно изучать фразеологизмы? (они помогают говорить метко, ярко; способствуют развитию логического мышления)
- Чем больше вы сегодня узнаете и запомните фразеологизмов, тем выразительнее и интересней станет ваша речь.
Русский язык богат фразеологическими оборотами, но в речи, мы используем их очень мало.
Фразеологические обороты украшают речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли. И основная задача нашего занятия - больше узнать , запомнить фразеологизмов и правильно употреблять их в речи. Регулятивные УУД:
1.Высказывать предположения на основе наблюдений.
2.Формулировать проблему занятия, его цели.
Коммуникативные УУД:
1.Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (работа в парах)
2.Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
4. Поиск решения. Открытие новых знаний. К фразеологизмам относятся (Слайд 4)
Пословицы и поговорки
Меткие яркие выражения
Афоризмы (фразы из литературных произведений, фильмов, и т. д….)
Что же является источником фразеологизмов? (Слайд 5)
Источники фразеологизмов
-Наблюдения человека (Много снега - много хлеба)
-Античная мифология («Ахиллесова пята», «Сизифов труд»)
-Исторические факты («пусто, как Мамай прошёл»)
-Литературные произведения («А Васька слушает да ест»)
-Библейские («козёл отпущения», «блудный сын»)
-Традиции и обычаи («носить на руках»)
По страницам истории (Слайд 6)
(учащиеся рассказывают легенды о происхождении фразеологических оборотов)
Крокодиловы слезы
Есть легенда, будто чудовище-крокодил, проглотив туловище человека, почему-то всегда орошает его голову слезами и только тогда заканчивает свое страшное пиршество.
Вот это «притворство» крокодилов еще в древности дало повод для возникновения выражения, известного у всех народов. Крокодиловы слезы - фальшивые слезы, притворные сожаления.
Спустя рукава
Рукавицы и перчатки появились на Руси довольно поздно. Раньше были распространены длинные рукава, которые засучивались перед работой. Отсюда засучив рукава значит, усердно приняться за дело. После работы зимой рукава опускались, чтобы согреть руки. Со спущенными рукавами человек работает плохо, так как они мешают ему. Отсюда и возникло выражение спустя рукава – значит , небрежно, кое – как.
Время истекло.
Почти три тысячи лет назад в Вавилоне, а позже в Греции и Риме появились водяные часы, Они представляли собой высокий узкий сосуд с отверстием в дне. Время измерялось вытекающей из сосуда водой, то есть время текло.Отсюда же произошли выражения: сколько воды утекло с тех пор (как давно это было, текущий год).
Зарубить на носу.
(Слайд 7)
- Когда ваши мамы и папы были маленькими по радио шла передача которая называлась «Радионяня». Которая проводила «Весёлые уроки» Прослушайте ещё одну легенду.
Регулятивные УУД:
1.Искать пути решения проблемы.
2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД:
1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).
2.Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения.
3.Извлекать информацию из источников, представленных в разных формах.
Личностные результаты:
1. Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности.
2. Интерес к изучению языка, истории отдельных слов и выражений.
5.Осознание и осмысление. Развитие умений находить и определять фразеологизмы. 2. Станция «Рассуждай-ка». (Слайд 8)
Какие фразеологизмы подходят для предложений?
Не ждали мы гостя, а он свалился как …(неожиданно) (Слайд 9)
Да эта задача проще…(слишком просто) (простое блюдо) (Слайд 10)
В многодневном походе мы … вместе съели (Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть. ) (Слайд 11)
Жизнь в нашем дружном коллективе …(Бурно проходить, протекать, активно проявляться) (Слайд 12)
Станция №3 «Распознай - ка» (Слайд 13)
Найдите фразеологизмы (Слайд 14) (работа в парах)
Приложение 1.
Глеб у доски повесил нос,(  сильно огорчался, расстроился. )
Краснеет до корней волос.( Сильно краснеть, вспыхивать румянцем)
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь землю провалиться. (мечтать исчезнуть куда угодно )
О чём же думал он вчера,
Когда баклуши бил с утра? (бездельничать)
Станция № 4 «Догадай – ка» (Слайд 15)
Ответить крылатым выражением: (Слайд 16)
Его вешают, приходя в уныние;
его задирают, задаваясь;
его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела…
(Слайд 17)
Не цветы, а вянут;( очень неприятно, противно слушать что либо глупое, неприличное)
не ладоши, а ими хлопают; (ротозейничать)
не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные (принимать всерьёз то, чему верить нельзя )(Слайд 18)
Его проглатывают, упорно не желая о чем-нибудь говорить;
он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко;
за него тянут или дергают, настойчиво заставляя высказаться
Станция № 5 «Фразеологический зверинец» (Слайд 19)
Какие фразеологизмы связаны с этими животными? (Слайд 20)
Сорока–Болтлив как сорока
Заяц–Труслив как заяц
Лиса–Хитер как лиса
Бык–Здоров как бык
Ёж-Колючий как еж
Осёл–Упрям как осёлСвинья-Грязный как свинья
Рыба–Нем как рыба
Индюк-Надут как индюк
Волк- Голоден как волк
Станция №6 «Растолкуй - ка» (Слайд 21)
«Дайте толкование» Дайте толкование фразеологизмов, которые положены в основу картинок. (Слайд 22) (работа в парах)
Приложение 2

Примерные ответы: обманывать, довериться, злобиться, дремать, преувеличивать, умолкнуть, болтать, кокетничать, испытывать неловкость.Станция №7 «Физкультурная» (Слайд 23 - 36)
Станция №8 «Поиграй-ка». (Слайд 37)
Какие фразеологизмы подходят для предложений?
(Слайд 38) (работа в группах)
Приложение 3
Это … Вова, а ребята зовут его Вова- зоопарк. На переменах он задирается, как … На уроках у доски молчит, как… .Дома на бабушку рычит, как …. .
С сестрой он … . А перед папой
дрожит , как …. . Но вокруг мамы ходит, как … . Потому что мама разрешает ему … .

Станция №9 «Доскажи словечко» (Слайд 39)
Дружнее этих двух ребятНа свете не найдешь.О них обычно говорят:Водой… (не разольёшь) (крепкая дружба)
Мы исходили городокБуквально вдоль и поперек,И так устали мы в дороге,Что еле… (волочили ноги) (сильно устать)
Товарищ твой просит украдкойОтветы списать из тетрадки.Не надо! Ведь этим ты другуОкажешь…(медвежью услугу) ( помощь, приносящая вред)
Фальшивят, путают слова,Поют, кто в лес…(кто по дрова)Ребята слушать их не станут:От этой песни уши… (вянут) (неприятное пение)
Ежатки-детки хоть куда!И что же тут дивиться?Ведь мама держит их всегдаВ ежовых… (рукавицах) (очень строго и сурово обходиться с
кем-либо)Мне сказали: “Ваш АлешаНа уроке сел в … (калошу) " (Оказываться в нелепом, смешном
положении; терпеть неудачу.)Я смеюсь: “Ведь это ложь,Нет таких больших калош!”
Станция №10 «Выбирай - ка» (Слайд 40) (работа в группах)
1-ая группа подчеркнёт фразеологизмы со значением «бездельничать», 2-ая – «обманывать»
Приложение 4.
Сломя голову
Сидеть сложа руки
Во все лопатки
Водить за нос
Втирать очки
Бить баклуши
Во весь дух
Вводить в заблуждение
Со всех ног
Высунув язык Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
Коммуникативные УУД:
1.Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (работа в группах)
2.Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
3.Оказывать взаимопомощь.
7.Подведение итогов урока. Станция №11 «Конечная». (Слайд 41)
Как об этом говорят?
(Слайд 42)
Об очень большой тесноте в помещении (яблоку негде упасть)
(Слайд 43)
О полной тишине (слышно, как муха пролетит)
(Слайд 44)
Об удачливом, счастливом человеке (в рубашке родился)
(Слайд 45)
- Для чего нужны фразеологизмы?
- Родятся ли крылатые слова в наше время?
(Военные термины: глухая оборона, перейти в наступление.Спортивная терминология: взять тайм – аут, на финише.
Держаться на плаву – выстоять, держаться на должном уровне.
Голосовать обеими руками – полностью поддержать)- Что станет, если они исчезнут из нашей речи? Регулятивные УУД:
1.Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2.Обобщать, делать выводы.
8.Рефлексия. - Вспомним цели, которые мы ставили в начале урока?
– Интересно, какие фразеологизмы вы запомнили?
- Охарактеризуйте свое настроение в конце урока, выбрав соответствующий  смайлик :красный- получилось, всё отлично,
жёлтый - получилось всё хорошо,
зелёный - только часть заданий выполнена так, как хотелось бы.
(Слайд 46)

(Слайд 47)

Регулятивные УУД:
Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.