Статья «Половое воспитание подростков в условиях среднего профессионального образования»
Кобелева Ольга Васильевна
ГОУ СПО Кемеровский профессионально-технический колледж
г. Кемерово
Половое воспитание подростков в условиях среднего профессионального образования
Половое воспитание – это комплекс воспитательных и просветительных воздействий на подростка, направленных на овладение им нормами поведения, свойственными его полу.
Половое воспитание необходимо рассматривать как компонент целостного педагогического процесса, включающего помимо воспитания самовоспитание, обучение и самообучение, образование и самообразование в единстве своем обеспечивающего эффективность полового воспитания. Процесс полоролевой социализации не может быть ограничен решением задач полового воспитания в узком смысле слова, а понимается нами как процесс передачи и усвоения всего общественно-исторического опыта, неизбежно отражающийся и на наличие знаний, умений и навыков поведения, и на понимание исторических аспектов возникновения и закрепления той или иной нормы, и, неизбежно, на процессы, обеспечивающие самосознание и самореализацию. Половое воспитание связано с нравственным, физическим, эстетическим, умственным и трудовым. Эта связь нацелена на формирование у детей чувств, сознания и навыков поведения в соответствие со своим полом.
Содержанием полового воспитания является жизнь, окружающая подростка, взаимоотношения между людьми разного пола, нормы этих взаимоотношений, личная жизнь людей в семье, сферы их деятельности.
Особенно ответственным в этом отношении является подростковый период - пора возмужания, когда вчерашний младший школьник не только осознает свою принадлежность к тому или иному полу, но и вследствие пробуждающегося полового влечения начинает ощущать в соответствии со своим полом себя мужчиной или женщиной. Именно в этот период цементируются в фундаменте будущей личности такие качества, как уважение к внутреннему миру другого человека, способность сопереживания, готовность прийти на помощь.
Половое воспитание - неотъемлемая, органическая часть нравственного и физического воспитания подрастающего поколения. Любые усилия родителей привить сыну или дочери понимание вопросов взаимоотношения полов, адекватный взгляд на половую и высокую поэтическую любовь окажутся тщетными, если они не воспитают детей гуманными и не помогут своим детям обрести нравственные качества.
При всем том половое воспитание имеет свою специфику, свои конкретные задачи, свою методику, а потому может и должно быть выделено в самостоятельный раз, воспитательной работы, требующей от взрослых терпения, такта и педагогической культуры. Одна из причин заключается в том, что половое воспитание не только касается вещей интимных, глубоко личных, но и требует от взрослых знания возрастной психологии, индивидуальных особенностей ребенка, путей установления с ним духовного контакта, невозможного без взаимного доверия и уважения к внутреннему миру подростка, к его личности. Более того, от педагогов требуются определенные, хотя бы минимальные, знания в области психофизиологии подросткового возраста, владение психологической культурой. К тому же говорить с подростком о происходящих с ним явлениях очень трудно: стесняются и он и педагоги. Поэтому подростки предпочитают выяснять интересующие их вопросы не у взрослых, а у своих сверстников или старших, более «просвещенных» подростков.
На формирование половой культуры влияют на такие черты быта семьи, как пьянство, ссоры родителей, взаимные оскорбления, сквернословие, невнимание к женщине, нежелание понять и уважать интересы и потребности других. С полным правом можно сказать, что забота о нравственном, а, следовательно, и половом воспитании детей в семье-это прежде всего забота о здоровом характере отношений между родителями, между ними и детьми. Поведение взрослых, их образ жизни, система ценностей, отношение к деятельности, к своим обязанностям в семье, оценка личности отца или матери окружающими - коллегами по работе, соседями - все это непосредственно оказывает самое глубокое влияние на подростка.
Сталкиваясь с негативными проявлениями жизни семьи, подростки лишаются нравственного ориентира. Возникающее на этой почве отчуждение между «неожиданно» повзрослевшими детьми и родителями становится не только причиной тяжелых переживаний, но и оптимальной почвой для отрицательных влияний на подростков неблагопрятных факторов. Либерализация сексуальной морали в сочетании с сексуальной безграмотностью влечет за собой такие серьезные опасности как нежелательные беременности и аборты, заболевания, передающиеся половым путем (ЗППП) и ВИЧ. Современное общество часто называют обществом риска, поэтому оно проявляет повышенную заботу об общественной и личной безопасности. В сфере сексуальности это означает, во-первых, безопасный (для самого субъекта, его партнера и третьих лиц) и, во-вторых, ответственный (социально и нравственно) секс. То и другое предполагает знание. По статистике, 36% подростков получают первый сексуальный опыт до 16 лет. В подавляющем большинстве европейских стран планка сексуального согласия ниже, чем в России. Например, в Испании подростки могут на законных основаниях вступать в половые связи с 13 лет. В таких странах, как Австрия, Германия, Португалия, разрешено заниматься сексом с 14 лет, во Франции, Румынии, Дании – с 15 лет. При этом список стран, где возраст сексуального согласия выше 16 лет, очень скромен. Сюда входят в основном азиатские и африканские страны – такие, как Ирак, Казахстан, Египет.
42% несовершеннолетних девушек предпочитают лишаться невинности, не предохраняясь. С физиологической точки зрения подростки способны вступать в сексуальные связи намного раньше, чем в 16 лет, и никакие запреты их не остановят. Чтобы сократить число абортов и распространение ВИЧ-инфекций, необходимо поднять общий уровень культуры сексуальной жизни. Для этого подросткам надо всего-навсего объяснять последствия случайных связей, молодые люди должны понимать, что необходимо предохраняться. Бессмысленно идти против природы, нужно повышать уровень половой культуры.
В нашем техникуме было проведено исследование уровня половой культуры подростков. Было опрошено 55 подростков. Исследование проводилось в три этапа: предварительное тестирование и анкетирование учащихся, изучение отношения к проблемам полового воспитания в их семьях; проведение внеклассных занятий по половому воспитанию итоговое тестирование студентов.
10 % опрошенных считают, что половую жизнь нужно начинать в 14-15 лет, 54 % - в 17-18 лет, 22 % - в 18 лет, 14 %- после 18 лет.
Мотивами вступления в половые отношения назвали любопытство (20 %), случайность (10 %), желание быть взрослым (36 %), под воздействием алкоголя или наркотиков (22 %), по любви ( 4 %).
О половых отношениях подростки узнали от сверстников (38 %), СМИ (20 %), чтение специальной литературы (10 %), родителей (14 ) %, педагогов (4 %).
10 % опрошенных продемонстрировали высокий уровень половой культуры, 58 %- средний, 32 % - низкий уровень.
В течение трех месяцев с подростками проводились классные часы на темы:
- «ВИЧ-инфекция и меры профилактики»;
- «Наркомания, ВИЧ-инфекция и вирусные гепатиты»;
- «Алкоголизм, его последствия»;
- «Заболевания, распространяемые половым путем»;
- «Мужчина и женщина»;
- «Гендерные роли и стереотипы»;
- «Беременность, прерывание беременности и последствия»;
- «Итоговое занятие. Тестовый контроль знаний».
Повторное исследования уровня половой культуры показал высокий уровень у 62 % подростков, средний – 18 %, низкий – 20%.
В анонимном опросе приняли участие родители подростков. Результаты опроса показали, что родители:
- 79% - стесняется говорить с ребенком на интимные темы, 37% - этого никогда не делали;
- 63% - считают, что основным источником информации о половом воспитании должна быть семья;
- 89,5% - согласны, что половым воспитанием должна заниматься и школа;
- 52,5% - озабочены тем, что некоторые моменты полового воспитания в школе могут пагубно отразиться на нравственности ребенка;
- 79% - считают «уличное просвещение» естественным в современных условиях;
- 10,5% - ответили, что свободно говорят с ребенком на интересующие его темы полового воспитания;
- 21% - признались, что в разговоре на подобные темы неизбежно склоняются к морализаторству.
В формировании половой культуры подростка необходимо участие взрослых, как родителей, так и педагогов, но для этого они сами должны являться носителем половой культуры, которая может проявляться как во внешнем облике, так и в образе жизнедеятельности.
Список литературы
1.Ананьев, Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания [Текст]/ Избр. психол. труды: В 2 т./ Б.Г. Ананьев - М.: Педагогика, 2009,- Т. 2, 10- 127 c.
2. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога [текст]/Е.И. Рогов: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 384с.
ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ
В Областном семинаре «Профилактика социально обусловленных заболеваний в учреждениях профессионального образования»
Фамилия, имя, отчество Кобелева Ольга Васильевна
Должность, ученая степень, звание преподаватель
Организация (полное название) ГОУ СПО Кемеровский профессионально-технический колледж
Адрес г. Кемерово, пр-кт Химиков 2а
Телефон, факс, Е-mail 31-19-74, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Планируете ли Вы выступление Да Тезисы