Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с ОНР 
Занятие по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ОНР
Шибаева Людмила Валентиновна, учитель-логопед МБДОУ №7 «Пингвиненок» 
г. Снежногорск Мурманской области
Тема: Предлоги «в», «на», «из».
Цель: уточнить семантику предлогов «в», «на», «из», упражнять детей 
          в  составлении  предложений с предлогами «в», «на», «из».
Оборудование: графическое изображение  предлогов «в», «на», «из»;  предметные  
          картинки с изображением животных жарких стран;  сюжетные картинки 
          с изображением саванны, пустыни и джунглей; сюжетная картина «Животные 
          жарких стран»; полоски для выкладывания  модели  предложения.
Ход  НОД
1.Организационный момент.
- Ребята, я хочу вам рассказать одну необычную историю, которая приключилась с нашими друзьями. Кто хочет её послушать, тот сядет на стул.
Дети садятся на стулья. Если кто-то из детей не сел, обратиться к нему с просьбой - вопросом в начале занятия.
- Жили – были три друга-предлога, назовите их.
Логопед на доске (фланелеграфе)  выставляет схемы предлогов «в», «на», «из».
2. Уточнение значений предлогов.
- Решили они отправиться в путешествие по Африке. Куда поедут наши герои? 
Какой предлог появился в этом предложении? Когда   в речи мы применяем предлог «в»?  
Ответы детей: Предлог «в» появляется в речи тогда, когда один предмет находится внутри другого предмета.
- Расскажите, как они могут добраться до Африки? Какой предлог появился в этом предложении? Когда  в речи мы применяем предлог «на»?  
Ответы детей: Предлог «на» появляется в речи тогда, когда один предмет находится наверху (на поверхности)  другого предмета.
- Наши герои смогут прислать нам много разных фотографий. Откуда они пришлют нам свои снимки?  Какой предлог появился в этом предложении? Когда  в речи мы применяем предлог «из»?  
Ответы детей: Предлог «из» появляется в речи тогда, когда  предмет был внутри другого предмета и совершает движение оттуда.
3.Игры с предлогами.
Игра «Кого нет в наших лесах?»
- Ребята, вы знаете, почему герои решили отправиться именно в Африку? Очень им хотелось увидеть наяву необыкновенных животных. Ведь в наших лесах не водятся страусы и фламинго.  Кого еще нет в наших лесах?
Ответы детей:  В наших лесах нет черепах. В наших лесах нет кенгуру. В наших лесах не водятся обезьяны. В наших лесах нет крокодилов и носорогов.
Если дети затрудняются ответить, на доске (фланелеграфе) выставляются изображения животных жарких стран.
Игра «Вставь предлог в предложение».
- Вот она, Африка! В Африке есть пустыни, покрытые песком, а есть саванны, покрытые травой.  Есть и джунгли (это влажный и жаркий лес). В джунглях растут пальмы и лианы. 
Логопед по мере рассказа выставляет сюжетные картинки с изображением саванны, пустыни и джунглей.
-
· Глаза разбегаются от увиденного. Вставьте в предложение пропущенный предлог, а то наши герои совсем забыли о правильности речи.
- У жирафа голове маленькие рожки. У жирафа конце хвоста маленькая кисточка.  Хобота слоны поливают себя водой или осыпают пылью.  Травы выглядывает львиная голова. Верблюды откладывают жир  горбах. Джунглей доносится визг обезьян.
Ответы детей:  У жирафа на голове маленькие рожки. У жирафа на конце хвоста маленькая кисточка.  Из хобота слоны поливают себя водой или осыпают пылью.  Из травы выглядывает львиная голова. Верблюды откладывают жир в горбах. Из джунглей доносится визг обезьян.
4.Динамическая пауза.
Игра «Превращения».
Дилы-дилы-дилы -  появились из воды крокодилы.     
Дети изображают  крокодилов, выползающих из воды.
Моты-моты-моты – тяжело идут бегемоты.   
Дети изображают  бегемотов.
Афы-афы-афы -  жуют листики жирафы.  Дети тянутся вверх, изображая жирафов.
Ны-ны-ны – водой из хоботов брызгают слоны. Надувают щёки, как бы набирая воду, затем, брызгают.
Яны-яны-яны  на  ветках гримасничают (объяснить значение слова) обезьяны. 
Дети изображают гримасничающих  обезьян.
5.Игры с предлогами.
Игра «Подарки».
- Предлог «в» привёз  с собой подарки животным. Заканчивая предложения, скажите, в чем привёз подарки предлог «в».
Бананы для шустрой обезьяны лежали в   Мясо для царственного льва было Листья для длинношеего жирафа  Фрукты для серого  слона  Трава для полосатой зебры...  Вода  для двугорбого верблюда 
Требовать от детей полного ответа и контролировать правильное произнесение предложения с предлогом «в».
Игра «Прятки».
- В Африке живут хищные и травоядные животные вместе. Им приходится друг от друга прятаться. Откуда будут выглядывать птицы, звери?  Продолжите предложения. 
Из воды   Из джунглей   Из пещеры  Из болота . Из гнезда . 
Требовать от детей полного ответа и контролировать правильное произнесение предложения с предлогом «из».
Выкладывание модели  предложений.
- Прослушайте предложение и выложите его модель на парте. Сколько слов в предложении? Каким по счёту стоит предлог? 
Неуклюжий толстый носорог закопался в ил.  Лев лежит на  скале.  Из засады выбежал быстрый тигр.
Дети выкладывают с помощью полосок модель предложения, называют предлог и определяют его место в предложении.
Игра «Составь предложение».
- О своём путешествии предлоги нарисовали вот такую картину.
Логопед выставляет сюжетную картину «Животные жарких стран».
- Рассмотрите её и составьте предложения, используя предлоги «в», «на», «из».
6. Итог занятия.
- Вот и закончилось путешествие наших друзей – предлогов. Какие впечатления остались у них от поездки в Африку? 
15