Конспект ОД по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе ОНР на тему: Мы читаем. Знакомство с творчеством С.Я.Маршака

ОД по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе ОНР на тему: «Мы читаем. Знакомство с творчеством С. Маршака».

Коррекционно-образовательные задачи: совершенствование детей синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения). Автоматизация детей правильного произношения и дифференциация свистящих и шипящих звуков. Пополнение активного словаря детей прилагательными с противоположным значением. Совершенствование грамматического строя речи детей (предложно-падежные конструкции, согласование числительных с существительными).
Коррекционно-развивающие задачи: развивать у детей слуховое внимание, общую и мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитания навыков взаимодействия и сотрудничества, активности и самостоятельности.
Оборудование: аудиозапись сказки «Двенадцать месяцев», плоскостные изображения подснежников, дерева, кочки, камня, символы месяцев, мяч.
Предварительная работа: беседа о творчестве С.Я. Маршака, чтение сказки «Двенадцать месяцев».
Ход НОД

1. Организационный момент.
Логопед встречает детей в кабинете, просит присесть на стульчики и просит прослушать отрывок из сказки. Затем логопед спрашивает детей отрывок из какой сказки они прослушали.
2. Вводная беседа.
- Верно, этот отрывок был из сказки «Двенадцать месяцев». Эту сказку написал детский и взрослый писатель Самуил Яковлевич Маршак. Сегодня и на этой недели мы с вами будем разговаривать о творчестве Самуила Яковлевича Маршака.
3. Упражнение «Подбери символ»
Логопед раскладывает на столе карточки с символами, просит детей назвать все месяцы и подобрать каждый символ к нужному месяцу.
- Символ Января – Рождественская звезда, потому что в январе мы отмечаем Рождество.
- Символ февраля – снежные вихри, потому что в феврале бывают сильные метели.
- Символ марта – веточка вербы, потому что верба цветет в марте.
- Символ апреля – подснежники, потому что подснежники расцветают в апреле.
- Символ июня – зайчонок, потому что зайчата рождаются в июне.
- Символ июля – земляника, потому что в июле поспевает земляника.
- Символ августа – корзинка с малиной, потому что малину собирают в августе.
- Символ сентября – береза с зелеными и желтыми листьями, потому что в сентябре береза начинает желтеть.
- Символ октября – кленовые листья, потому что в октябре начинается листопад.
- Символ ноября – голые деревья и темные тучи с дождем, потому что в ноябре часто идут дожди, а деревья стоят голые.
- Символ декабря – новогодняя елка, потому что в декабре мы готовимяс к встречи Нового года.
Логопед хвалит работу детей.
4. Игра с мячом «Скажи наоборот».
- Давайте вспомним о героях сказки и поиграем в игру «Скажи наоборот».
Падчерица добрая, а мачеха
- злая.
- Королева капризная, а падчерица
- послушная.
- У падчерицы коса длинная, а у дочки
- короткая.
- Январь холодный, а апрель
- теплый.
Логопед убирает мяч.
5. Развитие общей моторики.
С треском, щелканьем и громом!
Встал огонь над новым домом,
Дети образуют круг, хлопают в ладоши над головой.

Озираются кругом,
Машут красным рукавом.
Ритмично машут руками над головой.

Как увидели грачи
Это пламя с каланчи
Встают на цыпочки, прикладываю правую руку козырьком к глазам.

Затрубили, зазвонили:
-Тили-тили, тили-тили,
Бегут по кругу друг за другом.

Тили-тили, тили-бом!
Загорелся Кошкин дом!
Машут руками, как крыльями.


6. Развитие мелкой моторики.
Где обедал воробей?
Сгибание и разгибание пальцев рук

В зоопарке у зверей.
Ладошки изображают раскрывающуюся пасть.

Пообедал я сперва
За решеткою у льва, Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона.
С журавлем поел пшена. Погостил у носорога, Отрубей поел немного. Побывал я на пиру У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде У мохнатого медведя.
На каждое название животного загибают по одному пальчику поочередно на левой, затем на правой руке, начиная с большого пальца.

А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил. {С. Маршак)
Опять изображают раскрывающуюся пасть животного.


7. Игра «Собери подснежники».
- Падчерица собирала подснежники в лесу. Сейчас вы будете делать тоже самое и рассказывать откуда вы достали подснежник.
- Я достал подснежники из-за дерева.
- Я достал подснежник из-под камня.
- Я сорвал подснежники с кочки.
- я собрал все подснежники возле кочки.
- Я сорвала подснежник возле дерева.
Логопед хвалит детей.
8. Игра «Корзина подснежников».
Логопед берет корзину и предлагает детям уложить подснежники в корзину и сказать сколько подснежников они уложили в корзиу.
- Я уложил в корзину два подснежника.
- Я уложил в корзину один подснежник.
- Я уложил в корзину три подснежника.
- Я уложил в корзину пять подснежников.
- Я уложил в корзину один подснежник.
9. Рефлексия.
Логопед спрашивает детей о какой сказке сегодня разговаривали? Кто ее написал? Что еще писал С. Я. Маршак? В какие игры сегодня играли?





13PAGE 15


13PAGE 14115




15