Сценарий занятия «Мастерская творческого письма. Осень» в 7 классе
Сценарий занятия «Мастерская творческого письма. Осень» в 7 классе
Цель: через восприятие живописных, словесных и музыкальных впечатлений об осени подготовить учащихся к самостоятельной творческой работе.
Задачи: - развитие ассоциативного мышления, письменной и устной речи;
- развитие творческого воображения;
- продолжить работу над умением составлять небольшое связное высказывание с доказательством по данному началу;
- продолжить работу над формированием умений и навыков работы с текстом, со словарями;- продолжить работу по обучению выразительному чтению учащихся;
- отрабатывать умение находить в тексте средства художественной выразительности;
- развивать навыки работы над исследованием текста;
- формирование умения вглядываться, вслушиваться во всё окружающее;
- воспитание уважительного отношения к чужому мнению и бережного отношения к русскому языку.
Ожидаемые результаты:
Личностные: понимание учениками того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные: умение выбирать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; восприятие русского языка как явления национальной культуры; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции.
Предметные: умение самостоятельно составлять связные письменные тексты на заданную тему в прозе и стихах; развитие интеллектуальных способностей ученика через владение словом, как инструментом общения и мышления.
Применяемая технология: развитие критического мышления через чтение и письмо; технология личностно ориентированного и развивающего обучения.
Приёмы: индивидуальная и групповая работа учащихся.
Оборудование: компьютер и проектор для сопровождения мастерской электронной презентацией; репродукции полотен художников об осени в составе мультимедийной презентации, свечи, осенние листья; словари
Ход урока
Этапы работы Оборудование Деятельность учителя Деятельность учащихся
Орг. момент. Приветствие учителя Осенние листочки красного, жёлтого и зелёного цветов - Здравствуйте, ребята и наши дорогие гости! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Улыбнитесь друг другу, подарите мне и нашим гостям свои улыбки. Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.
Перед вами на столах лежат цветные листочки: красные (чувство тревоги), желтые (сомнения), зелёные (безопасность, успокоение). Посмотрите на них внимательно и выберите тот из них, которому соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Составьте картинку на листе формата А4.
Спасибо! Ученики выбирают цветные листочки, составляют картинку на листе формата А4 и прикрепляют на доску.
1 этап: Вызов интереса
Цель: дать возможность ученикам обратиться к предшествующим знаниям, чувствам или впечатлениям, создать контекст для дальнейшего обучения Презентация – слайд 3 Индуктор 1:
- Ребята, сегодня у нас вновь Мастерская творческого письма, этот вид занятия нам уже знаком. На данном занятии мы будем продолжать учиться постигать тайны слова и самостоятельно добывать знания, развивая наши творческие способности. Мы продолжим наполнять нашу копилку. Чем мы наполняем копилку на таких занятиях?
- Итак, у каждого своя копилка, моя копилка – это экран, доска, которую мы начнем наполнять. А итогом нашей работы будет создание художественного текста. Давайте опустим в копилку первое слово. Чтобы его узнать, прослушайте стихотворение Б. Пастернака
(название позже указать «Золотая осень»)
(читает ученик)
- Итак, это слово…
- Ребята, запишите слово ОСЕНЬ в свои копилки и свои ассоциации к этому слову. (5-6 слов)
- В город пришла осень. Запахом. Паутиной. Ветром. Капризами. И дождём. Ах, какие потоки воды проливали небеса!
2. Индуктор 2:
- С кем или с чем вы сравнили бы осень? Запишите несколько предложений, закончив фразу: «По-моему, осень похожа на…., потому что…».
3. Социализация: ученики зачитывают свои работы.
- Замечательно! Спасибо! А вы, дорогие наши гости, с чем бы вы сравнили осень?
ПРИМЕРЫ УЧИТЕЛЕЙ-ГОСТЕЙ Словами и мыслями
ОСЕНЬ
Ученики работают на заранее подготовленных листах формата А4. СТОЛ № 2
Примеры ассоциаций: школа, листопад, слякоть, дождь, разноцветные деревья, первый снег, лужи, плохое настроение, сон, грусть, яркие цвета, запах промокшей листвы, тучи, жёлтый, клён, 1 сентября, грибы, увядание, уныние, красота.Обсудить в группе, лучшее зачитать (по 1 работе от стола)
Примеры ответов:
По моему, осень похожа на царевну Несмеяну, потому что осень – очень красивое, яркое время года, но часто идут дожди и капли похожи на слёзы Несмеяны.
По-моему, осень похожа на светофор, потому что в разные периоды осень постепенно меняет свои цвета: сначала она зелёная, потом – жёлтая, затем – красная, как светофор.
По-моему, осень похожа на старость, потому что всё увядает, стареет и с наступлением зимы умирает.
По-моему, осень похожа на грустную волшебницу, потому что она разукрашивает деревья разноцветными красками, одевает в золотые наряды. Но недовольная результатом своего труда плачет и ветром срывает листья с деревьев.
2 этап: Реализация смысла или формирование проблемы и поиск путей её решения.
Цель: вовлечь учащихся в процесс соединения новых идей с уже полученными знаниями и активного управления информацией.
Цель: создание многоуровневого видения и понимания
Цель: формирование поэтичного, творческого настроя перед самостоятельной работой Текст вынесен на слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Музыка А. Вивальди и демонстрация картин
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16 1.Работа с текстом. Расширение понимания смысла знакомого слова.
Осень
Осень – причудливая волшебница. Она расстилает жёлтые покрывала на поля, разбрасывает разноцветные листья по дорожкам, приносит запах свежести и легкого морозца.
Я люблю бродить по городу в осенние дни. Деревья объяты пламенем. Теперь никому не остановить осеннего пожара. Вот загорелась осинка ярко-красными огоньками, и от неё пошёл полыхать клён. Он прикоснулся к берёзке, и вспыхнула она жёлтым костром.
Осень не хочет расставаться с людьми и часто плачет. Печальный дождь падает из туч на землю. Люди смотрят на небо и грустно говорят: «Вот и осень, теперь жди зимы». Если бы осень умела говорить, она сказала бы: «Я не хочу уходить от вас, люди, я хочу остаться».
Но мчится бессердечное время, и осень уходит.
(По А. Иллюминаторской)
- Определите главную мысль текста.
(Осень – причудливая волшебница).
- Объясните, почему автор называет осень не просто волшебницей, а ПРИЧУДЛИВОЙ волшебницей? Проверим, верно ли мы понимаем значение слова ПРИЧУДЛИВЫЙ- Чем является это слово с точки зрения средств художественной выразительности?
(Эпитет. Попутное повторение термина).2.Формулировка учениками темы урока. Обращение к новой информации.
Аналитическая работа с текстом
- Сформулируйте и запишите тему нашего сегодняшнего занятия.
- А цель нашего занятия -
- Как вы думаете, а в чём собственно заключаются причуды нашей гостьи? Ответим на этот вопрос после самостоятельной работы в группах. Разобраться в этом нам поможет поэзия.
- В каком образе предстаёт перед читателем осень в каждом из этих стихотворений? Какой из приёмов художественной выразительности использует автор?
3.Социализация.
Вывод: - Итак, причуды нашей гости ОСЕНИ заключаются в том, что она предстает перед нами то волшебницей, то цыганкой, то вдовой, то художником, как это представили авторы стихотворений.
- От чего, по-вашему, зависит, какой образ осени получается у авторов стихотворений?
(От настроения, от мировосприятия)
- Вообще в классической поэзии осень чаще всего ассоциируется с тоской, скукой, грустью. У И. Северянина даже есть такое стихотворение «Зовущаяся грустью», вспомним строки И.С. Тургенева: «Как грустный взгляд, люблю я осень» («Осень»).
- И все же…все же…
(Учитель читает стихотворение «Загадай по осени желание» Евгения Осина:Лето быстро дни свои отмерило,
Набирает силу листопад,
Осень платье пёстрое примерила,
Ей по вкусу новенький наряд.
Улыбнулась в озеро зеркальное,
Покрутилась в танце, не спеша,
Кто сказал об осени «печальная»?
Посмотрите – как же хороша!
4.Соотнесение поэтических образов осени с образами на полотнах художников
- Посмотрите – как же хороша! Увидеть красоту нашей причудливой гостьи помогут художники-искатели.
Под музыку А. Вивальди демонстрируются на экране репродукции картин: В. Поленов «Золотая осень»,
И. Остроухов «Золотая осень», И. Левитан «Золотая осень», И. Бродский «Золотая осень», П. Крымов «Осенний вечер. Золотая осень», С. Герасимов «Золотая осень».
Беседа, выявляющая восприятие, впечатление:
- Обратили внимание на название представленных картин?
Золотая осень
- Какой изображена осень?
Яркой, красочной, привлекательной
5.Звуки осени (слайд 14): - А знаете, осень ведь и «услышать» можно. Как вы думаете, какие звуки, какая музыка свойственна осени?
Хотите тишины? Зайдите в Осень…
Здесь тихо, нежно и уютно очень,
Не нужно слов, здесь можно помолчать
Ведь осень – это вечер при свечах.
Лариса Котовская
6. Подарок (просмотр музыкального видеоклипа, созданного учителем).
(слайд 15)
Физминутка: А сейчас закройте глаза, сядьте поудобнее, представьте себе, что вы находитесь на лугу, рвёте цветы или высоко парите в небе, как птицы. А теперь протяните друг другу руки, возьмитесь за руки, улыбнитесь и помните, что жизнь прекрасна. Старайтесь в жизни быть добрыми, умейте приходить на помощь, не обижайте близких, будьте терпимы друг к другу.
7. Создание нового творческого продукта. Индивидуальная работа (при свечах под звуки музыки А. Вивальди)
- А теперь, используя содержания своей копилки, напишите небольшой текст об осени. Выразите свое отношение.
Пишем тексты (сочинение-миниатюру) на тему по выбору
(слайд 16):
Сны листопада
Осенняя мелодия
Отражение в осенних лужах
Разговор падающих листьев
Унылая пора! Очей очарованье!
Ваша тема…
8. Социализация
-- Вам хватило времени. Заканчивайте работу. Обменяйтесь мнениями в группе. Выберите лучшую работу или работы. Прочитайте их.
- Какая работа вам понравилась больше всего?
- А вам, дорогие наши гости?
- Ребята! У нас сегодня тема урока была «Осень», но я надеюсь, что в душе у каждого из вас осталось солнечное настроение. Чтение текста вслух: СТОЛ № 1
Работа в группах со словарями (Ожегова, Ушакова и словарем синонимов) и поиск значения слова с помощью поисковых систем в Интернете (Яндекс, Google):
Эпитет – это троп (необычное прилагательное)
ОСЕНЬ – причудливая волшебница
Через подобранный материал написать самостоятельную творческую работу по теме «Осень»
Работа в группах: каждая группа получает по 2 стихотворения. Наблюдения над текстом. Заполнение таблицы в листах ответов (пример заполнения таблицы – слайд 7)
Обсуждение в группах результатов наблюдения.
Каждая группа зачитывает свои записи и отвечает на вопросы ребят из других групп (Пример заполнения таблицы – слайд 7)
Рассматривание репродукций (слайды 8-13)
Обсуждают в группе, выбрав по 1-й работе
От каждой группы зачитывают по 1 работе
3 этап: Рефлексия.
Задача: дать учениками возможность выражать новые знания и понимание своими словами. (Опрос фронтально):
- Что для вас оказалось важным, значительным, а без чего на занятии можно было обойтись?
- Какой вид деятельности был труден и почему?
- Что было неожиданным на занятии?
- Какая информация отложилась у вас в памяти? Для чего вам могут пригодиться эти знания?
- И вернемся к нашим цветным осенним листочкам: красные (чувство тревоги), желтые (сомнения), зелёные (безопасность, успокоение). Посмотрите на них внимательно и выберите тот из них, которому соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Составьте картинку на листе формата А4.
(Учителя-гости тоже выполняют)
- Спасибо за урок. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, были активны. И мой осенний листочек поэтому весь зелёный.
А ваша картинка, дорогие наши гости?
УЧИТЕЛЯ-гости показывают свою картинку
Домашнее задание: отредактируйте, исправьте, измените, распространите написанные вами тексты. Получившиеся картинки вывешивают на доску каждая группа (если есть в ромашке красные листочки, спросить, в чем тревога).
.