Технологическая карта урока-мастерской в 7 классе Я хочу рассказать про осень…
Технологическая карта урока-мастерской творческого письма «Я хочу рассказать про осень», 7-й класс. Учитель русского языка и литературы МБОУ г.Иркутска СОШ №31 Каратавова Ирина Александровна.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
1.
Организационнный.
Создание
атмосферы
комфорта. Проверка
готовности к уроку.
Настрой на работу, проверка рабочих материалов. Работа с инструкциями к уроку.
Работа с устной информацией
Слушают учителя и выполняют задания.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками
Проверяют готовность к занятию.
Организация своего рабочего места.
. Мобилизация сил и энергии.
2.
Подготовка к восприятию.
Читает текст притчи, настраивающий на восприятие темы.
Слушают текст, анализируют содержание, отвечают на вопросы учителя.
Работа с устной информацией, аналитическое мышление.
Слушают учителя, отвечают на вопросы, обсуждают в группе.
Взаимодействие с учителем и одноклассниками.
Определяют свою готовность к восприятию нового материала, к творческой деятельности.
Саморегуляция. Определение уровня своей готовности к дальнейшей творческой деятельности.
3.
Совместное определение темы урока. Целеполагание .Планирование деятельности на уроке-мастерской.
Формулирует тему вместе с учащимися .Формулирует цели урока, озвучивает план деятельности.
Совместно с учителем формулируют тему урока. Принимают цели учителя и формулируют свои. Совместно с учителем составляют план деятельности .
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Обсуждают цели в паре или в малой группе.
Определение способов взаимодействия.. Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.
Целеполагание.
Основы прогнозирования результата.
Целеполагание как постановка учебной задачи. Планирование деятельности на уроке.
4.
Индуктор.(индуктор 1,индуктор 2)
Дает начало, мотивирующее творческую деятельность каждого участника; создает проблемную ситуацию, которая настраивает личность на саморазвитие(предлагает записать ассоциации со словом «осень» и ассоциации, возникающие при прослушивании «Осенней песни» П.И.Чайковского.
Слушают музыку П .И Чайковского «Осенняя песня», записывают свои ассоциации, которые вызвала музыка, а также ассоциации со словом «осень».
Мыслительные операции, ассоциативное ,творческое мышление.
Фиксируют на рабочих листах свои ассоциации, обмениваются мнением с одноклассниками.
Выделение и сравнение разных точек зрения.
Способность воспринимать музыку. Выделение необходимого для своей дальнейшей деятельности.
Умение слушать себя.
Определение уровня своих знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшей самостоятельной работы.
5.
Реконструкция. Работа с материалом.
Дает практическое задание «Одень слово» (превратить слова-ассоциации в сочетания слов ,используя для этого эпитеты ,метафоры, олицетворения, сравнения)
Выполняют практическое задание «Одень» слово». Записывают получившиеся сочетания слов.
Выбор наиболее «ярких» слов для вновь образованных словосочетаний. Знание средств художественной изобразительности.
Индивидуальное выполнение практического задания. Работа в группах.
Взаимодействие с учителем и одноклассниками. Формирование индивидуального и коллективного творческого опыта.
Самооценка выполненного задания. Самокоррекция.
Самостоятельное принятие решения.
Определение уровня своих знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшей самостоятельной работы.
6.
Первичная социализация.
Предлагает прочитать то, что получилось при выполнении задания «Одень слово»
Читают вслух записанные сочетания слов.
Развитие творческого мышления. Умение употреблять в речи средства художественной изобразительности.
Индивидуальная работа. Работа в группах.
Взаимообогащение. Формирование творческого индивидуального и коллективного опыта.Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли. Владение монологической и диалогической формами речи.
Умение оценивать речевое высказывание.
Определение своей готовность к дальнейшей работе. Самокоррекция.
Актуальный контроль на уровне произвольного внимания.
7.
Работа с материалом(продолжение).Разрыв.
Предлагает для анализа произведения К .Бальмонта ,Н. Заболоцкого, А. Чехова ,посвященные осени.
Предлагает соотнести поэтические образы осени с образами осени на полотнах известных художников ( В.Поленов «Золотая осень», И.Остроухов «Золотая осень», И.Левитан «Золотая осень»,И.Бродский «Золотая осень»,П.Крымов «Золотая осень», С.Герасимов «Золотая осень»
Анализ предложенных художественных текстов. Наблюдение за изображением осени на репродукциях картин художников. «Озарение», «понимание» себя, других.
Работа с текстом. Выделение ключевых слов.
Внутренний конфликт, подвигающий к углублению, поиску ответа.
Работа с репродукциями картин известных художников.
Групповая работа. Умение взаимодействовать в группе .Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Умение обмениваться мнением, обосновывать свою точку зрения .Взаимодействие с одноклассниками,
«понимание» себя, других.
Умение оценивать ответы одноклассников.
Самооценка.
Самокоррекция.
Контроль времени, преодоление возникших трудностей. Определение уровня своих знаний.
8.
Социализация.
Предлагает группам зачитать ответы на вопросы, предложенные для анализа текстов,а также сделать вывод по просмотренным картинам русских художников,посвященных осени.
Зачитывают ответы На вопросы, предложенные для анализа текстов .Делятся впечатлениями о просмотренных картинах.
Аналитическое ,творческое мышление.
Групповая работа. Умение взаимодействовать в группе.
Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли. Владение монологической и диалогической формами речи.
Умение оценивать ответы одноклассников. Умение строить монологическую и диалогическую речь.Самооценка.
Определение уровня своих знаний. Соотнесение целей и результатов своей деятельности.
9.
Творческое задание.
Предлагает описать осень, создавая небольшой прозаический или поэтический текст.
Создают мини-тексты об осени на предложенные темы или на свою тему.
Мыслительные операции. Ассоциативное, творческое мышление.
Индивидуальная работа.(по желанию в паре) Обмениваются мнением с одноклассниками.
Взаимодействие с учителем, одноклассниками.Умение оформлять свои мысли в письменной форме.
Самооценка.Самокоррекция.
Саморегуляция, мобилизация сил и творческих способностей. Умение анализировать и систематизировать накопленный материал.
10.
Афиширование.
Предлагает прочитать написанные тексты об осени.
Читают написанные тексты (по желанию)
Творческое мышление.
Индивидуальная работа.
Взаимодействие с одноклассниками в группе и с учителем.
Самооценка. Умение оценивать результаты других участников процесса сотворчества.
Определение уровня своих творческих способностей.
11.
Рефлексия.
Организует рефлексию (предлагает написать синквейн на тему «Творчество» и поделиться впечатлениями об уроке
Создание синквейна, ответы на вопросы.
Развитие способностей резюмировать информацию.
Работа в паре. Индивидуальная работа.
Умение высказывать собственное мнение,.
Самоанализ.
Соотнесение целей и конечных результатов своей деятельности.
12.
Домашнее задание.
Предлагает закончить работу над текстами об осени (тем, кто не успел написать на уроке),подобрать самостоятельно стихотворение об осени и выучить наизусть, сопроводив иллюстрацией(по желанию)
Продолжают работу над текстом. Учат наизусть стихотворения об осени. Создают иллюстрации к стихотворениям.
Творческое и ассоциативное мышление. Развитие памяти.
Индивидуальная работа.
Взаимодействие с учителем и одноклассниками.Умение работать самостоятельно.
Самооценка. Самокоррекция.
Саморегуляция. Мобилизация творческих сил.
15