Конспект урока «Подготовка учащихся к сочинению о Родине, о родном крае» на основе краеведческого материала
МКОУ Клеповская СОШ
Бутурлиновского муниципального района
Воронежской области
Конспект урока «Подготовка учащихся к сочинению о Родине, о родном крае» на основе краеведческого материала.
Разработала:
Белоконова Надежда Михайловна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ Клеповская СОШ
Краеведческий материал на уроках развития речи.
Мечта каждого школьника – «Отчизне посвятить души прекрасные порывы». Воплощение в жизнь этой мечты – главная задача педагога.
Оглянитесь вокруг: сколько заколоченных домов, бурьяном заросших мертвых огородов, полей, заболоченных рек. А ведь «мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Эти замечательные слова принадлежат истинному патриоту, певцу родной земли М.М. Пришвину.
Как было бы хорошо, если бы каждый школьник не просто знал эти слова, а проникся ими и старался им следовать. Тогда бы полностью сбылись мечты другого писателя, борца за чистоту природы, Л.М. Леонова, который писал: «У нашей природы должны быть миллионы любящих, верных друзей. Когда сам народ возьмется за сбережение лесов, рек, озёр, зелёных насаждений, украшающих нашу землю, тогда можно быть спокойным за их сохранность». Экология природы и жизни – основные вопросы литературы.
«Мы будем хозяевами этой жизни. Чувство хозяина – важнейшее патриотическое чувство. Настоящий патриот – это человек, который живет болью своей страны, который с детства, с юности волнуется за судьбу Родины, за судьбу каждого колоска на поле, каждого деревца. Патриот, если это ему всё дорого, как игрушка, подаренная матерью, как первая вещь, сделанная своими руками. Любить Родину – это значит быть преданным её идеалам, быть готовым в любую минуту защищать её, знать её прошлое, хранить её традиции. Любить Родину – значит трудиться для её блага и счастья, желать ей процветания, любить и охранять всё живое на земле, быть её хозяином». И если ваши школьники напишут так, то надежда на возрождение России есть. Я часто использую краеведение в качестве материала для сочинений («О край родной, как ты чудесен!», «Прошлое и настоящее родного села», «Красота природы Шипова леса», «Улица моего детства», «С чего начинается любовь к Родине?», «Укрась свою землю!», «Отчизне посвятим души прекрасные порывы!»).
Чтобы провести урок эффективно, необходимо подготовить учащихся к написанию сочинения.
Тема урока: «Подготовка учащихся к сочинению о Родине, о родном крае».
Цель урока: воспитание у учащихся чувства патриотизма, гордости за свою страну;
Задачи: 1) подготовить учащихся к написанию сочинения;
2) расширить кругозор учащихся в данной области знаний;
3) приобщить к исследовательской работе по предмету.
План урока.
Обсуждение темы, определение в ней главного слова и объема написания.
Определение главной мысли сочинения идеи.
Обучение составлению плана.
Отработка вступления и заключения.
Орфографическая и пунктуационная подготовка.
Оборудование: учебник, материалы дидактических сборников, плакаты к уроку, грамзапись песен о Родине,
Ход урока
1. Вступительное слово учителя:
Ребята! Сегодня мы будем готовиться к написанию сочинения по теме «Родина». Само слово «Родина» слово святое, дорогое и близкое сердцу каждого человека, так как Родина вмещает в себя много понятий и значений. Очень хорошо об этом сказано у 3. Александровой:
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина.
Толстый тополь у ворот...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор...
Или степь от маков красная,
Золотая целина
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
2. Подготовка к сочинению.
Учитель: Как видно из этих строк, слово «Родина» вмещает в себя понятие и того уголка земли, где твой дом, и обширной земли нашей, и Родины как великого государства. Поэтому предложенные заголовки к сочинению помогут вам, ребята, выбрать конкретное описание. Обратите внимание на плакаты, где предложены заголовки ваших будущих сочинений:
О край родной, как ты чудесен!
Место на карте Родины, дорогое моему сердцу.
С чего начинается Родина?
Есть разные страны на свете, а Родина только одна.
Страна моя, ты самая любимая!
Достопримечательное место моего села.
Улица моего детства.
Любимый уголок природы.
Вопросы для беседы:
Какие из этих заголовков позволяют говорить о Родине обширно, а какие более узко?
О чем вы будете писать в первом случае, а о чем во втором?
Определение главной мысли сочинения идеи.
3.1. Беседа с учащимися:
Итак, ребята, рассказывая о Родине (о своем крае или селе), мы будем говорить о ее величии, пространстве, красоте, богатстве. А какую мысль мы будем доказывать этим? Зачем бы обо всем этом будем писать? Какое чувство мы постараемся выразить, описывая свою Родину, край или село?
Да, мы этим описанием постараемся выразить чувство любви к своей Родине, А это и будет главная мысль вашего сочинения. Попробуем ее сформулировать.
3.2. Ответы учащихся и вывод:
Любовь к Родине высшее нравственное достоинство человеческой личности. Это главная мысль вашего сочинения.
3.3.
· А как называют человека, искренне и глубоко любящего Родину, готового сделать все для ее блага? («Патриот») .
Словосочетание «любовь к Родине» можно заменить одним словом-синонимом, имеющим это же значение. Каким? («Патриотизм».)
Сформулируйте главную мысль сочинения с этим словом. (Ответы учащихся.)
3.4. Вывод:
Патриотизм одно из высших достоинств человека.
4. Беседа по содержанию будущего сочинения.
Как вы понимаете значение слов Родина, Отчизна, Отечество? (Ответы учащихся.)
С какими еще словами они ассоциируются?
(«Со словами «мать», «отец», и нет (ближе и роднее их у человека».)
Какие из этих слов более мягкие, лиричные, связаны корнями с тем местом, где ты родился? А какие показывают того, кто тебя родил и вырастил?
(«Это слово «Родина», обычно его заменяет слово «Отчизна».)
Говорят: «Родина-мать». А каково происхождение слова «Отечество»?
(«Это от отца. Слово «отчество» торжественное, твердое: от отца воспринимаем мы мужество, твердость, решительность, чувство долга».)
С чего начинается для вас Родина?
(«С родного края, родной земли, где родился, «вырос».)
Когда вы произносите слово «Родина», какие картины встают в вашем воображении? (Ответы учащихся.)
За что вы любите свой край, свою Родину?
Что значит любить Родину? («Желать ей счастья и процветания».)
5. Работа над планом сочинения.
Учитель: Ребята, мы много говорили о Родине, о чувствах к ней, а теперь подумаем: в какой последовательности мы будем это излагать в своем сочинении?
Отработка вступления.
Как бы вы озаглавили вступление? О чем бы там написали?
(Ответы учащихся, предлагающих варианты вступления и их заголовков; запись лучших из них.)
(Варианты вступления, предложенные учителем: «Что такое патриотизм? Патриотизм означает любовь к своей стране, к своему народу, желание счастья и благополучия Родине»)
5.2. Отработка главной части.
Учитель: Ребята, обратите внимание на плакат, где даны примерные планы. Пользуясь одним из предложенных вариантов плана, раскройте содержание главной части.
Тема: «О край родной, как ты чудесен!»
План.
I. С чего начинается любовь к Родине.
II. О край родной, ...:
а) прелесть, «застенчивость русской природы»;
б) место, куда постоянно влечет;
в) богатство и щедрость родной земли;
г) мои земляки скромные люди и великие труженики.
III. Укрась свою землю!
6. Отработка заключения.
6.1. Ребята, о чем бы вы хотели написать, заканчивая сочинение?
К какому выводу должны подойти? Какое чувство выразить в заключении?
(«Чувства любви к Родине, стремление ее сделать прекраснее, защитить, если потребуется».)
6.2. Как бы Вы озаглавили заключение? Что написали бы?
(Ответы учащихся.)
7. Варианты, данные учителем:
Укрась свою землю.
Украшать жизнь на земле значит сохранить землю, уберечь ее от гибели, разрушения, сохранить все прекрасное, что есть на ней. Украшать землю это улучшить жизнь и самих людей, развить подлинно человеческие отношения между людьми. Украшать землю это значит, что надо со всем жаром сердечным защитить ее от бед, беречь мир на всей земле.
Пламенный патриот любит свою землю, готов всегда защитить ее.
Маяковский писал: «Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли – Москва».
С чего начинается любовь к Родине
Маленьким переулком, белой яблоней в саду и зеленой скамейкой под ней, песней матери над колыбелью своего малыша начинается любовь к Родине.
(Прослушивание в грамзаписи песни «С чего начинается Родина».)
8. Подбор эпиграфа.
Учитель: Ребята, обратите внимание на плакат с эпиграфами.
(Беседа по смыслу высказываний.)
8.1. Чтение учащихся своих слов к эпиграфу.
8.2. Варианты, предложенные учителем.
«Что может быть милей бесценного родного края?» (И.Языков.)
«Я люблю тебя, край мой родимый, неизменно по-русски люблю». (Е.Долматовский.)
9. Заключительное слово учителя.
«Итак, ребята, вы знаете тему, подобрали заголовок, составили план и подобрали эпиграф. У вас есть собранный материал к написанию сочинения. Вы можете приступить к работе».
10. Выполнение работы учащимися.
На уроках литературы в 9 классе на тему «Человек и природа» можно поговорить, используя следующие произведения:
Г.Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо».
Стихи А.Жигулина.
Б.Васильев «Не стреляйте в белых лебедей».
З.Дружинина. Лирика.
А.Пузаков. Лирика.
А.Царев. Лирика и проза.
Продолжением уроков литературы являются походы, турпоездки. В этих условиях проверяется и закаляется характер, со всей очевидностью выступает умение управлять собой, способность согласовать слово и дело, преодолеть, если нужно, слабость. Именно здесь со всей полнотой выступает истинное лицо человека, который не нанесет ради личного благополучия ущерба природе. Оказавшись с ней один на один, он поведёт себя как рачительный хозяин, для которого нет чужой реки, ничейного дерева. А есть только родная земля, по которой идёт в жизнь умный и гуманный человек, берегущий и приумножающий её богатства.