Конспект урока по окружающемк миру. Что мы знаем о нашей стране и о своём городе.
Тема. Что мы знаем о нашей стране и о своём городе?
Цели. Образовательные: расширить и конкретизировать представления детей о родной стране и своём городе, познакомить с государственной символикой России.
Развивающие: развивать речь учащихся, расширять словарный запас, внимание, память
Воспитательные: воспитывать любовь к своей стране, своему городу; чувство патриотизма; положительную мотивацию к учению; воспитывать культуру учебного труда.
Ход урока.
Организационный момент.
Сообщение темы.
Звучит песня «Широка страна моя родная»
- О чём говорится в этой песне?
- О чём сегодня мы будем говорить на уроке?
Тема нашего урока: «Наша страна»
Актуализация знаний.
- Что вы знаете о нашей стране?
Наша страна – Россия. Столица нашей страны – Москва.
Страна наша очень большая.
На доске: Наша страна – Россия.
Столица – Москва.
- Страна наша очень большая и вы в этом убедитесь.
- Откройте учебник с. 36 – 37.
Рассмотрите иллюстрацию, где показана наша страна.
- Что вы видите?
Обобщение. Мы видим, как разнообразна природа нашей страны, как много у нас красивых городов, как разнообразны занятия людей в разных участках страны.
Изучение нового материала.
1. - Давайте отправимся в путешествие по стране. Начнём его с самого дальнего, холодного уголка, где всегда снег и лёд – Арктики.
- Кого вы видите?
- Белые медведи очень хорошо приспособились к сильным морозам. У них густая шерсть. Зимуют медведи в берлоге изо льда. Любят купаться, у них водонепроницаемая шкура.
2. - Продолжаем наше путешествие по Северу.
(Коренные жители) ( Коренный – изначальный)
- Какие коренные народы вы знаете?
(ханты, ненцы, манси)
- Главное занятие коренных жителей – оленеводство (разведение оленей). Олени хорошо приспособились к холоду. Длинная шерсть защищает их в лютые морозы. А ещё у северных оленей очень широкие копыта и они могут бегать по снегу и льду, не скользя и не проваливаясь.
Олень для народа Севера – это пища, одежда, средство передвижения, жилище.
- Рассмотрите верхнюю одежду коренных народов.
Похожа ли она на ту, которую одеваем мы?
- Вся верхняя одежда сшита из оленьего меха.
Мужская – малица, кисы, подвязки
Женская – паница.
- Женщины своими руками украшают вышивкой из бисера. Это национальная одежда.
(принадлежность к какой нации, народности; характерной для данной нации, свойственной только ей)
- На каком транспорте передвигаются коренные жители?
(оленья упряжка)
- Эти сани называются нарты.
- Из оленьих шкур местные жители собирают свои жилища – чумы. Их можно легко собрать и разобрать так как, коренные жители меняют пастбища для оленей.
3. - Ребята, видели ли вы, коренных жителей, оленьи упряжки?
- А где вы их видели?
- Наш город расположен на Севере, на земле где издавна жили народы Севера.
- Как называется наш город?
На доске: Город Ноябрьск.
- Как вы думаете, почему у нашего города такое название?
- !976г. 38 лет назад в ноябре месяце прибыл первый десант строителей, которые в течение двух недель установили 15 палаток для приёма строителей.
Наш город очень молодой. Но с каждым годом он становится всё красивее.
- Ребята, а какие достопримечательности есть в нашем городе?
(Дети называют достопримечательности города).
4. - Сейчас мы отправимся в другую часть страны называется Дальний Восток.
- Кого мы видим на рисунке?
- В морях Дальнего Востока добывают много рыбы. Её доставляют в морские порты. Сюда же привозят на корабле много других грузов из разных стран. Из морского порта грузы развозят по всей стране.
А ещё ребята, если на Дальнем Востоке начинается ночь, то на Западе заканчивается.
5. - Дальше мы с вами отправимся в тайгу.
- Что такое тайга?
(Это огромный хвойный лес)
- Какие деревья растут?
(Сосна, ель)
- В тайге издавна люди занимались охотой. Там много зверей (белка, лиса, медведь).
Здесь так же добывают нефть.
6. -Путешествуя дальше, мы видим горы, поля, луга, реки, города.
Видим, как прекрасна наша страна.
7. - И вот мы прибыли в столицу нашей Родины – Москву.
- Что вы видите на рисунке?
Кремль, Останкинская башня, Храм Христа Спасителя, Большой театр.
Москва – очень древний город. Основал князь Юрий Долгорукий. Название получил город от названия речки Москвы.
8. - Из Москвы мы совершим путешествие в другой город России.
Этот город называют северной столицей России.
- Как называется город? (Санкт – Петербург)
Город на реке Неве. Основателем города был царь Пётр I. Назван в честь Святого Петра.
Санкт – Петербург богат своей историей, очень много музеев, достопримечательностей.
Обобщение.
- Итак мы заглянули во многие уголки нашей страны
·.
- Как называется наша страна?
- Как называется столица нашей страны?
Столица – Москва.
- Город, в котором мы живём?
9. Чтение текста.
- Прочитайте текст.
- Какие народы населяют Россию?
128 разных народов. У каждого народа есть свой национальный костюм.
- Мы сейчас выполним задание. Оденем мальчика и девочку в национальные русские костюмы.
10. Работа в тетрадях.
11. Знакомство с государственной символикой России: флагом, гербом и гимном.
- У каждого государства есть свои символы. Мы узнаём государство по его гербу, флагу и гимну. Это самые главные отличительные признаки страны.
Герб России.
- Где можно увидеть герб?
(На флагах, монетах, печатях и официальных бумагах).
- Государственный герб России – красный четырёхугольный геральдический щит. На щите золотой двуглавый орёл. Двуглавый орёл – один из древнейший символов .
Орёл, чтобы все знали, что Россия сильная держава.
Двуглавый орёл, т.к. охраняя государство, он смотрит на две стороны света.
Корона на голове – символ законности.
Скипетр (жезл с драгоценными камнями и резьбой) – наличие власти,
а Держава (Золотой шар с крестом наверху) – символ могущества страны.
На груди орла – серебряный всадник на сером коне.
Флаг РФ.
- Государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трёх одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя – белая, средняя – синего и нижняя – красного цвета.
Издревле каждый цвет имел своё особое значение. На Руси белый цвет означал мир, чистоту, правду; синий – небо, верность, веру; красный – доброту, честность, огонь и кровь.
Флаги – над зданиями, где размещаются власти, например над Кремлёвским дворцом.
Практическая работа в тетрадях.
Государственный гимн.
- Есть и ещё один из важнейших символов России – государственный гимн. Гимн – торжественная песнь, принятая как символ государства. Во время торжественного исполнения гимна его слушают стоя. В этот момент люди поворачиваются в сторону Государственного флага, мужчины снимают головные уборы.
- Слушают один куплет гимна.
Итог урока.
- Что же мы теперь знаем о нашей стране, о своём городе?
Самоанализ урока окружающего мира.
Декабрь, 2006 год, учитель Присяжнюк Н.А.
Это 17 урок при изучении раздела «Что и как».
Учащиеся 1 Д класса обучаются по стандартной программе. Класс разноуровневый, есть средние и слабые ученики. Материал урока подобран так, чтобы думали и работали все учащиеся.
Тема. Что мы знаем о нашей стране и о своём городе?
Цели. Образовательные: расширить и конкретизировать представления детей о родной стране и своём городе, познакомить с государственной символикой России.
Развивающие: развивать речь учащихся, расширять словарный запас, внимание, память
Воспитательные: воспитывать любовь к своей стране, своему городу; чувство патриотизма; положительную мотивацию к учению; воспитывать культуру учебного труда.
Тип урока. Урок изучения нового материала.
Содержательность урока определяется подбором заданий, соответствующим поставленным задачам. В основу положена логичность и завершённость каждого этапа в целом.
Главный акцент на уроке строила на расширении и конкретизации представлений детей о родной стране и своём городе, знакомстве с государственной символикой страны.
Изучение нового материала строила через создание проблемной ситуации, используя опорные знания учащихся, как называется наша страна, как называется столица, какая наша страна.
При работе на уроке использовала словесные методы: беседы, рассказа, чтение учебника. Наглядные – фото нашего города, мультимедийные технологии. Практические методы – трудовая деятельность. Метод стимулирования.
При подведении итогов урока учащиеся выделили то новое, что узнали на уроке.
Считаю, что хорошая работоспособность детей в течении всего урока обеспечивалась их интересом к изучаемому материалу, организацией всех этапов урока с включением момента отдыха с целью снятия напряжения и усталости от урока.
Атмосфера на уроке была доброжелательная, дети слышали и слушали учителя. Время использовали рационально. За урок сделано достаточно много. Интерес учащихся к уроку присутствовал на всех его этапах
15