Примерный план работы школьного методического объединения учителей истории и обществознания
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
г.КурчатоваПЛАН РАБОТЫ
ШКОЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
НА 2013-2014 учебный год
Руководитель школьного методического объединения
Ярощук Е.Ю.
При наличии в образовательном учреждении более двух учителей, работающих по одной и той же специальности, или более трех педагогов, работающих по одному циклу (гуманитарный, естественно-математический, физико-математический, естественно-географический и другие) создается методическое объединение учителей (МО), совершенствующих свое методическое и профессиональное мастерство, организующих взаимопомощь для обеспечения современных требований к обучению и воспитанию молодежи, объединяющих творческие инициативы, разрабатывающих современные требования к обучению и воспитанию молодежи.
Цель:
Целью методической работы МО является максимальное развитие творческих способностей учителя, совершенствование его мастерства, расширение общего культурного кругозора. Осуществление этой цели позволяет каждому учителю решать задачи индивидуального подхода к ребенку, создавать и поддерживать интерес к знаниям, к самому процессу их получения. Внедрение в практику современных педагогических технологий призвано сыграть гуманную роль: их задача не в том, чтобы «выжимать» из ученика побольше сил овладения знаниями, а в том, чтобы облегчить учебный труд, сделать познавательный процесс осознанным и желанным.
О содержании методической работы.
Методическая работа должна быть максимально приближена к учителю, быть разнообразной как по содержанию, так и по форме, обеспечивать свободу выбора. Содержание работы в значительной мере определяется предметом, который преподает учитель, его стажем и опытом, личными целями и планами педагога. Тем не менее. работа каждого должна реализовать общешкольные методические установки, совокупность важнейших идей и принципов всего коллектива. Методическая деятельность конкретного учителя должна вписываться в общую педагогическую систему школы.
Задачи методического объединения учителей-предметников.
В работе методических объединений учителей в различных видах деятельности предполагается решение следующих задач:
- Изучение нормативной и методической документации по вопросам образования;
- Отбор содержания и составление учебных программ по предмету с учетом вариантности и разноуровности преподавания;
- Утверждение индивидуальных планов работы, анализ авторских программ и методик;
- Утверждение аттестационного материала для процедуры итогового контроля в переводных классах, аттестационного материала для проведения итоговой аттестации в выпускных классах (для устных экзаменов);
- Проведение анализа состояния преподавания предмета;
- Работа с учащимися по соблюдению ими норм и правил техники безопасности в процессе обучения; разработка соответствующих инструкций;
- Организация взаимопосещений уроков по определенной тематике с последующим самоанализом и анализом достигнутых результатов;
- Организация открытых уроков по определенной теме с целью ознакомления с методическими разработками по предмету;
- Изучение передового педагогического опыта;
- Экспериментальная работа по предмету
- Выработка единых требований к оценке результатов освоения программы на основе образовательных стандартов по предмету;
- Разработка системы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся (тематическая, семестровая, зачетная и т.д.)
- Ознакомление с методическими разработками различных авторов по предмету, анализ методов преподавания предмета;
- Проведения отчетов о профессиональном самообразовании учителей, работе на курсах повышения квалификации, заслушивание отчетов о творческих командировках;
- Организация и проведение предметных недель (декад) в образовательном учреждении; организация и проведение первого этапа предметных олимпиад, конкурсов, смотров;
- Организация внеклассной работы по предмету с обучающимися (факультативные курсы, кружки и т.п.);
- Работа по приведению средств обучения по предмету в соответствии с современными требованиями к учебному кабинету, к оснащению урока.
Организация работы методического объединения.
Для организации своей работы методическое объединение учителей избирает председателя. Деятельность методического объединения организуется на основное планирование, осуществляемого исхода из плана работы школы, рекомендаций рай(гор) методкабинетов, методической темы, принятой к разработке педагогическим коллективом. В процессе планирования учитываются индивидуальные планы профессионального самообразования учителей. План работы объединения утверждается заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
Методическое объединение учителей часть своей работы осуществляет на заседаниях, где анализируются или принимаются к сведению решения задач, изложенных в разделе 4.
Методическое объединение учителей может организовать семинарские занятия, цикл от крытых уроков по заданной и определенной тематике.
В течение учебного года проводится не менее 4-х заседаний метематического объединения учителей; практический семинар с организацией тематических открытых уроков или внеклассных мероприятий. На заседаниях методического объединения ведется протокол. В конце учебного года заместитель директора образовательного учреждения анализирует работу методобъединения. План работы, тетрадь протоколов заседаний методических объединений, отчет о проделанной работе хранятся в школе в течение трех лет.
Права методического объединения учителей образовательного учреждения.
Методическое объединение имеет право вносить предложения руководству школы по распределению учебной нагрузки по предмету при тарификации, оплате труда педагогических сотрудников за заведование учебными кабинетами, проведение занятий предметных кружков, студий.
Методическое объединение решает вопрос о возможности организации углубленного изучения предмета в отдельных классах при наличии достаточных средств обучения.
Методическое объединение учителей самостоятельно выбирает систему промежуточной аттестации обучающихся, определяет критерии оценок.
Обязанности членов методического объединения.
Каждый учитель школы должен являться членом одного из методических объединений и имеет собственную программу профессионального самообразования. Он обязан:
- Участвовать в заседаниях методобъединения, практических семинарах и т.д.
- Стремиться к повышению уровня профессионального мастерства;
- Знать тенденции развития методики преподавания предмета;
- Владеть основами самоанализа педагогической деятельности.
Школьное историческое образование как система
(Е.Е Вяземский - доктор педагогических наук, главный научный сотрудник ИСМО РАО, профессор кафедры теории и методики преподавания истории, социально-политических дисциплин и права АПКиППРО)
Школьное историческое образование представляет собой социально-педагогический феномен, многоуровневое социокультурное явление, целостную открытую многофакторную и многоуровневую образовательную систему, включающую ценности, традиции, нормы, принципы, механизмы воспроизводства и реализации компонентов системы, критерии эффективности и др.
Систему школьного исторического образования можно представить как сочетание трех подсистем, для каждой из которых характерны свои приоритетные цели и задачи (схема 1).
Первый уровень – предметный (история как школьный учебный предмет), представляет собой «ядро» системы школьного исторического образования, его дидактико-методическую подсистему.
Второй уровень – институционально-образовательная среда исторического образования, динамичная подсистема, определяющая взаимосвязи и взаимовлияния на систему школьного исторического образования «внутренних» по отношению к системе образования факторов.
Третий уровень – «внешняя» по отношению к историческому образованию среда, подсистема условий и факторов внешнего образовательного контекста, являющихся важным ресурсом непрерывного исторического образования. Эта подсистема определяет воздействия на систему исторического образования внешних факторов, которые по своему характеру подразделяются на факторы российские и международные.
Схема №1
Структура системы школьного исторического образования
3
2
1
В структурно-содержательном плане система школьного исторического образования включает в себя следующие компоненты:
комплекс социально обусловленных целей – функций школьного исторического образования – образовательных, воспитательных и развивающих, формируемых с учетом возрастных познавательных возможностей учащихся (вместе с тем возрастные познавательные возможности учащихся являются относительно самостоятельным фактором процесса обучения и могут быть названы в качестве компонента системы);
содержание обучения истории, которое является основой для усвоения учащимися общегражданских и общечеловеческих исторических идей и ценностей;
формы, методы, приемы и средства (способы) преподавания и изучения истории (совместной учебной работы учителя и учащихся);
результаты обучения, воспитания и развития учащихся и критерии их диагностики, позволяющие судить об эффективности всей системы
Система школьного исторического образования как органичная и значимая часть системы общего образования призвана обеспечить:
историческую преемственность поколений;
сохранение, распространение и развитие российской культуры и культуры народов России;
воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, национальной и религиозной терпимостью, уважительным отношением к культуре своего и других народов.
Система исторического образования в контексте вызовов современности, процессов социальной модернизации и глобализации, интеграции в мировое образовательное пространство
Система школьного исторического образования в условиях ХХ1 века должна существенно измениться в соответствии с новыми вызовами. Эти вызовы формируются под влиянием процессов глобализации, социальной модернизации, интеграции российского образования в мировое образовательное пространство.
Основными направлениями социальной модернизации мы считаем создание мирового рынка, интернационализацию национальных экономик и их взаимосвязь в рамках мирового сообщества, формирование открытого информационного и образовательного пространства наднационального характера.
В настоящее время отечественная система образования столкнулась с новыми вызовами, которые обусловлены глобализацией, интеграцией российской системы образования в мировое образовательное пространство, новой геополитической ситуацией в мире.
В новых условиях возросли и содержательно изменились социальные требования и запросы общества к системе образования. Приоритетным требованием к системе социально-гуманитарного образования стала его направленность на формировании гражданской идентичности молодых россиян (миссия образования).
Система образования должна соответствовать критериям качества, требованиям инновационной экономики, обеспечивать конкурентоспособность России в глобальном мире. Относительно новым фактором стало изменение статуса семьи, которая сегодня все более приобретает статус субъекта образовательного процесса, что предполагает возможность влияния на организацию и содержание образования.
В современном мире происходит углубление противоречий между динамичной, гибкой, в целом продуктивной экономикой и общественной нестабильностью, растущей незащищенностью личности. Образование как открытая общественная система должно реагировать на эти изменения. Одним из ответов на этот вызов в мировом масштабе стало смещение акцента с вопроса о том, чему учить, на вопрос – как учить. Мировой тенденцией в демократических странах стало повышенное внимание к вопросам методологии и методики преподавания, к процессуальному компоненту исторического образования, к новым информационным технологиям в образовании.
Одним из направлений совершенствования отечественной системы исторического образования может стать личностная ориентация образовательного процесса, индивидуализация образовательных программ и способов их реализации, включая профильное обучение.
Можно назвать ключевые направления и тенденции трансформации системы социально-гуманитарного образования в Российской Федерации, которые в своей совокупности обозначают формирование новой парадигмы развивающего личностно-деятельностного образования, которая постепенно формируется в России:
– тенденция к построению образовательного процесса, направленного на реализацию ценностей гражданско-патриотического воспитания молодежи;
– тенденция к построению гуманистической, личностно-ориентированной образовательной системы, учитывающей многообразие человеческой индивидуальности;
– тенденция к формированию образовательной системы, прагматически направленной, ориентированной на тесную связь процесса обучения с потребностями и образовательными запросами обучающихся;
– тенденция к становлению диалогичного по характеру учебного процесса, имеющего деятельностный характер, стимулирующего индивидуальную и групповую учебную деятельность, способствующего демократическому воспитанию школьников, формированию гражданской культуры, приобретению ими опыта критического мышления и межкультурной коммуникации;
– тенденция к освоению образовательных технологий, основанных на ресурсах новой информационно-образовательной среды;
– тенденция к освоению ресурсов компетентностного подхода, который дополняет и взаимодействует с классическим «знаниевым» подходом.
В настоящее время в лучших образовательных учреждениях России происходит формирование личностно-деятельностной образовательной парадигмы, которая постепенно приходит на смену классической «знаниевой» парадигме образования.
В основе личностно-деятельностной парадигмы образования, которая постепенно укрепляется в системе образования, новое место и роль человека в обществе в целом и в системе образования - в частности.
В соответствии с современными психолого-педагогическими представлениями социально-гуманитарное, в том числе историческое образование в первую очередь должно способствовать формированию базовых, в том числе нравственных качеств человека, его способности жить в изменяющемся мире, формированию толерантности, способности воспринимать свою культуру и культуры «других».
В соответствии с демократической культурной традицией школьное образование должно подготовить человека к частной, социальной и деловой жизни в обществе. Эта подготовка может выражаться в овладении социальными, учебными, методологическими и другими компетенциями. Эти компетенции подразумевают способность и готовность человека конструировать новое знание, его нравственную, информационную и коммуникативную культуру, толерантность, способность находить решения проблем путем освоения и анализа разноплановой информации.
Применительно к современной России, учитывая её культурно-историческое наследие и духовную традицию, есть необходимость подчеркнуть и акцентировать внимание на значимости гражданско-патриотической составляющей системы образования и актуальности задачи воспитания гражданственности и патриотизма молодого поколения как ценности образования.
Мировой педагогический опыт позволяет нам получить представление о стратегии компетентностного подхода как перспективного направления модернизации образования. В документах Совета Европы сформулированы ключевые компетенции, формирование которых рассматривается в качестве целей образования. Речь в частности идет о:
1) политических и социальных компетенциях (способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем и др.;
2) компетенциях, касающихся жизни в многокультурном обществе;
3) компетенциях в области коммуникаций;
4) компетенциях, связанных с информацией;
5) компетенциях, связанных со способностью к самообразованию.
Применительно к Российской Федерации названный выше перечень необходимо дополнить и подчеркнуть актуальность формирования компетенции российского гражданина. Образование и воспитание школьников в качестве граждан России, формирование российской идентичности, воспитание у учащихся гражданского патриотизма и гражданской культуры является приоритетной задачей системы социально-гуманитарного, в том числе исторического образования.
Из документа «Фундаментальное ядро содержания общего образования»
История
Вступившая в новый этап исторического развития Россия нуждается в образовании, оперативно откликающемся на магистральные задачи современности. Исторические знания, получаемые в школе, должны быть открыты перспективному видению будущего, стать действенной частью подготовки молодого поколения к включению его в жизнь и разнообразные формы деятельности, имеющие позитивное общественное значение. Учащемуся надо дать не только определенный объем знаний, замкнутых на определенных исторических периодах и цивилизациях, но важнее выявить основные линии исторического движения к современному миру; объяснить, как разные исторические события связаны с современностью, обнажить корни современных процессов и явлений; показать, что современный мир стоит на фундаменте исторического наследия. Очень важно сделать исторический опыт частью личностного опыта молодых людей, чтобы они ощутили неразрывную связь поколений.
Изучение истории в школе предусматривает решение следующих задач:
– формирование у молодого поколения исторические ориентиры самоидентификации в современном мире;
– обучение на историческом опыте находить свою позицию в мире мультикультурности и поликонфессиональности, быть толерантным и открытым к социальным коммуникациям;
– вырабывание основ исторического сознания, гражданской позиции и патриотизма;
– формирование системы позитивных гуманистических ценностей, гуманитарной культуры с помощью анализа исторического опыта человечества.
– усвоение интегративной системы знания об истории человечества особым вниманием к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
– выработка современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни;
– развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияния исторических событий и процессов.
Реализация исторического образования в школе осуществляется в двух курсах «История России» и «Всемирная история». Сегодня очевидно, что для повышения эффективности изучения истории в школе необходима более интенсивная их интеграция, а также координирование их со всеми предметами гуманитарного цикла.
Деятельность ШМО соответствует методической проблеме школы: «Повышение профессиональных компетентностей педагогов в условиях перехода на новые образовательные стандарты»
Тема работы МО: «Использование современных педагогических технологий как средство реализации личностно- ориентированного подхода в образовании»
Цель работы МО: непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, развитие их компетенций, создание образовательного пространства, способствующего самореализации и социализации личности.
Задачи работы МО:
обеспечение повышения качества образования и интереса к дисциплинам социально-гуманитарного цикла
создание условий для непрерывного повышения психолого педагогической, методической и общекультурной компетенции учителя;
совершенствование педагогического мастерства;
продолжение работы по освоению и апробации инновационных технологий в педагогической практике;
работа по накоплению и обогащению методического материала, пополнение информационно- методических ресурсов;
совершенствование работы педагогов с документами ( ведение журналов, составление рабочих программ, знание стандартов )
стимулирование творческого самовыражения и профессионального потенциала учителей;
активизация работы учителей над темами самообразования;
обобщение и распространение положительного педагогического опыта на внутришкольном и городском уровнях;
активизация работы с одарёнными детьми: организация и осуществление проектной деятельности обучающихся, их участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах
совершенствование системы подготовки учащихся к олимпиадам, итоговой аттестации и ЕГЭ.
Совершенствование качества знаний, умений, навыков учащихся
Совершенствование воспитательного процесса, гражданское и патриотическое воспитание учащихся.
Основные направления и формы деятельности ШМО:
Работа с документацией, изучение нормативных документов.
Научно-методическая и экспериментальная деятельность: повышение качества и обновление содержания образования, работа по созданию методической базы кабинета
Организация взаимных посещений и открытых уроков
Разработка рекомендаций, памяток, наглядных пособий
Изучение и ознакомление с новинками методической литературы и научными изданиями
Работа с одарёнными детьми
Подготовка к ГИА и ЕГЭ
Внеклассная работа
Повышения квалификации через систему курсов повышения квалификации
Общая характеристика методического объединения:
Ф.И.О учителя образование
ВУЗ Стаж
работы Категория, дата последней аттестации Тема самообразования
Лашина Елена
Леонидовна Курский гос.пед.инст.
1997 г. 16 лет I категория
Ноябрь 2008 Метод проектного обучения как способ формирования ключевых компетенций на уроках истории
Новикова Оксана Николаевна Курский гос.пед.инст1990 г. 23 года
I категория
Ноябрь 2008
Технология совместной деятельности учителя и обучающихся на уроках истории по формированию и развитию познавательной активностиСеина Елена Алексеевна Курский гос.пед.инст1991 г. 22 года I категория
Декабрь 2008 Социализация личности через формирование компетенций исторического и гуманитарного познания посредством познавательных игр
Ярощук Елена Юрьевна Белгородский гос.пед.инст1993 г. 20 лет I категория
ноябрь 2009 Факторы, повышающие положительную мотивацию в деятельности обучающихся на уроках историиФормы текущей работы МО:
сбор методической литературы, Интернет ресурсов, электронных носителей информации;
посещение семинаров и открытых уроков, взаиомопосещение уроков;
проведение учителями МО семинаров и «мастер – классов», открытых уроков;
участие в работе НОУ;
участие в работе ГМО учителей истории и обществознания
участие в работе школьной методической службы и педагогических советов
усовершенствование оборудования кабинетов истории
проведение предметной недели
Заседания МО
Август
29.08.12 1) постановка целей и задач деятельности на 2012-2013 учебный год;
3)составление и утверждение плана работы на 2012-2013 учебный год
4)обсуждение и утверждение рабочих программ по истории, обществознанию, праву, предметным и элективным курсам на новый учебный год.
Сентябрь
06.09.12 1) утверждение тем самообразования, творческих и исследовательских работ, предметной недели;
2)утверждение графика открытых уроков, форм участия учителей в школьной методической службе;
3)сообщение «Результаты ГИА и ЕГЭ в 2012 году. Рекомендации по совершенствованию подготовки» (Новикова О.Н., Лашина Е.Л.)
Октябрь
12.10.12 1) разработка заданий предметных городских олимпиад по истории, обществознанию;
2) обсуждение «Закона об образовании»
3) сообщение «Основные направления модернизации образования: рекомендации организации образовательно-воспитательного процесса с использованием ФГОС» (Ярощук Е.Ю.)
4)подготовка проведения предметной недели
Ноябрь
12.11.12 1) анализ успеваемости обучающихся за 1-ую четверть;
2)подготовка и организация мотивированных обучающихся для участия в муниципальном уровне предметных олимпиад;
3)подготовка материала к пробному экзамену по истории и обществознанию в 11 кл.
4) сообщение «Проблемы обучения учащихся 5 классах по ФГОС-пути их преодоления» (Лашина Е.Л, Ярощук Е.Ю.)
Январь
10.01.13 1)анализ успеваемости обучающихся за 2-ую четверть;
2) итоги пробного экзамена по истории и обществознанию в 11 кл.
3)итоги участия обучающихся в предметных городских олимпиадах, предложения по совершенствованию работы с одарёнными детьми (Ярощук Е.Ю.)Март
14.03.13 1) организация и проведение повторного пробного экзамена в 11 кл. по истории и обществознанию;
2) подготовка к ГИА и ЕГЭ
3)сообщение «Проблемно-диалогическое обучение истории как основная форма работы по ФГОС» ( Сеина Е.А)
Апрель
25.04.13 1) подготовка экзаменационных переводных контрольных работ по истории в 6-8, 10 классах
2)сообщение «Работа с картографическим материалом в 5-9 классах» ( Новикова О.Н)
Май
17.05.13 Подведение итогов работы МО за год
ПРЕДМЕТНАЯ НЕДЕЛЯ 25.11-30.11.2013 год
Задачи проведения Недели истории и обществознания:
усиление интереса к истории в целом, истории нашей Родины, родного края, понимание закономерностей, связь их с современностью;
сочетание различных составляющих её элементов, которые наиболее оптимально отвечают познавательным интересам, уровню подготовленности обучающихся и педагогическому замыслу учителя;
развитие познавательного интереса, любознательности обучающихся.
Взаимопосещение уроков – декабрь 2013 года