Конспект занятия по программе социокультурные истоки Дружная семья (средняя группа)


МБДОУ №21 «Светлячок»
Конспект занятия
по программе социокультурные истоки
«Дружная семья» (средняя группа).

Воспитатель: Зуева Е.А.



г. Сургут
Тема: «Дружная семья». Программа социокультурные истоки.
Цели:
- Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Семья»
- Приобщение к семейным ценностям и традициям семьи.
Задачи.
Образовательные:
- обучение выполнению правил поведения в ресурсном круге;
- мотивация родителей на совместную деятельность с ребенком и воспитателем.
Развивающие:
- развитие коммуникативно-речевых умений и навыков детей;
- развитие самооценки у детей.
Воспитательные:
- формирование у детей и родителей отношения к семье, как основной из главных социокультурных ценностей.
-формирование у детей способности договариваться, приходить к единому мнению.
Оборудование: Аудиозаписи, выставка «Моя дружная семья», коллаж «Семья-мир самых близких людей», книги для развития детей 4 – 5 лет по теме «Моя дружная семья», карандаши, песочные часы.
Предварительная работа:
- знакомство детей с первой частью книги для развития «Дружная семья»;
- рассматривание иллюстраций по теме;
- разучивание пословиц, поговорок о семье;
- слушание: «Моя семья» муз. Н. Мурычевой, русская народная песня «Где был Иванушка»;
- музыкальные движения: нар. игра «У дедушки Трифона», «У тетушки Ларисы»;
-пальчиковая игра «Семья»;
-семейное чтение по теме «Моя дружная семья»:
Рассказ. Л. Корсунская «Семья». Поэзия. И. Бунин «Матушке», Е. Трутнева «Наша бабушка», Р. Гамзатов «Мой дедушка», В. Берестов «Любили тебя без особых причин»,Е. А. Пермяк «Первая рыбка»; Рассказ. Э. Шим «Брат и младшая сестра». Поэзия: Е. Благинина «Посидим в тишине», К. Лукашевич «Садик»
- игровая деятельность «Наша дружная семья».
- фотоколлаж «Семья-мир самых близких людей»;
- художественное творчество: конструирование из бумаги «Солнышко» ( как символ тепла и семейного благополучия).
ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Организационный момент.
Звучит песня «Моя семья»
Дети вместе с воспитателем и родителями заходят в группу.
2. Подготовительный этап. Ресурсный круг.
Воспитатель: Как говорят в народе «Вся семья вместе так и душа на месте». Вы наверно догадались, что сегодня наш разговор пойдет о семье. Ведь семья – одна из самых великих ценностей жизни, к которой нужно относиться очень бережно.
А сейчас я хочу обратить ваше внимание на фотоколлаж «Семья – мир самых близких людей».
-Кто изображен на фотографиях? » (дети перечисляют)
-Как можно назвать одним словом всех тех, кто изображен на фотографиях? (Семья)
-А какую семью можно назвать дружной? Почему? (В которой вместе помогают друг другу, читают книги, гуляют, вместе трудятся и т.д.).Рассказ 2-3 детей о своей дружной семье.
Воспитатель: Семья- это слово греет душу. Оно напоминает о ласковом голосе мамы и о заботливой строгости папы. Она бывает большой и маленькой. В семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, характером. Могут быть общие увлечения и любимые занятия. Главная забота родителей –чтобы дети выросли хорошими людьми. Они ни жалеют для этого ни сил, ни времени. В дружной семье все заботятся друг о друге. У каждого есть свои обязанности. Их выполняют без напоминания. В дружной семье все проявляют любовь друг к другу, заботу, а дети -уважают и слушают своих родителей. Не зря говорят, что «не нужен и клад, когда в семье мир и лад».
-Ребята, а какие стихи , пословицы, поговорки вы знаете о семье? (выступление 2-3 детей).
Хороводная игра «Где был Иванушка»
3.Индивидуальный этап. Работа в книгах «Дружная семья».
Расставить столы по кругу. Предлагаю детям сесть за столы так, чтобы дети сидели парами.
-Ребята, откройте пожалуйста книгу на той странице, где лежит закладка.
-Рассмотрите иллюстрации в книге для развития, выберите те, на которых изображена дружная семья, отметьте эти иллюстрации знаком «+».
Время работы 3 минуты.
(Обращаю внимание на иллюстрации с изображением дружной семьи: семейная прогулка, семейное чаепитие, семейное чтение, совместный труд на даче. При затруднении воспитатель помогает выполнить задание).По завершении индивидуального этапа прошу всех одновременно закончить работу и внимательно выслушать следующее задание.
Пальчиковая гимнастика «Семья»
4. Работа в паре.
-Пододвиньтесь пожалуйста к друг другу, ещё раз внимательно рассмотрите эти иллюстрации. Выберите те, на которых изображена дружная семья. Расскажите друг другу почему вы выбираете именно эти иллюстрации. Придите к совместному решению. И отметьте знаком «+» те иллюстрации, которые вы выбрали вместе.
Время работы – 3 минуты.
(Воспитатель наблюдает за действиями детей, поощряет тех, кто общается в спокойной, доброжелательной форме. За минуту до окончания данного времени предупреждаю детей и родителей о своевременном завершении диалога).- А теперь договоритесь кто из вас от каждой пары будет представлять совместное решение.
5. Обсуждение в группе и экспертная оценка.
(Воспитатель предлагает одной из пар показать выбранные иллюстрации и объяснить свое решение. Ответ начинать со слов: «Мы решили… », «Мы думаем… », «Мы отметили», «Мы выбрали». Предлагаю детям, кто согласен с данным решением, поднять руку).-А теперь поднимите руку кто выполнил эту работу по - другому?
(Далее воспитатель даёт экспертную оценку: показывает иллюстрации и объясняет правильность выбора).
-А теперь послушайте пожалуйста внимательно, как правильно нужно было выполнить это задание.
(Обобщает результаты работы, отмечает детей, которые внимательно слушали друг друга, вежливо общались, вовремя справились с заданием).
Экспертная оценка звучит мотивация о выборе всех 4 иллюстраций.
6. Рефлексия.
- Понравилось ли вам работать в паре?
(Воспитатель предлагает детям договориться между собой, чем они совместно хотели бы заняться в группе: построить дом для куклы, слепить игрушку, подклеить книгу, нарисовать картинку и т. д.).
- Что интересного вы увидели сегодня на занятии? С каким настроением вы пойдете домой?
Домашнее задание . Оформление страницы альбома «Дружная семья».