Рабочая программа по русскому языку для 6класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №3 с.Толбазы
муниципального района Аургазинский район
Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
На заседании МО Зам.директора по УВР Директор школы
________/Иванова О.О./
Протокол №____ ________/Бикбаева Г.М./ Приказ №____ «22» 08 2015г. «____»______2015г. от «____»_____2015г.
·
·
·
·
Рабочая программа
по русскому языку
для 6 класса (базовый уровень)
на 2015-2016 учебный год
учителя русского языка и литературы
Ахмеровой Гузель Ильясовны
с.Толбазы, 2015г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку разработана с учетом требований федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования (Приказ Минобразования РФ утвержденного приказом Минобразования РФ от 5.03.2004 г.№1089 (ред.от19.10.2009) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»), в соответствии с Учебным планом МБОУ СОШ №3с. Толбазы, на основе программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык 6 класс. Автор-составитель Е.А. Быстрова «Русское слово», 2010.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методический комплекта: Русский язык. Учебник для 5 класса в двух частях под редакцией Е.А.Быстровой.Москва «Русское слово», 2013г.
Рабочая программа предусматривает обучение русскому языку в 5 классе в объеме 204 часов, в неделю 6 ч.
Цели:
· воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
· совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
· освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете.
Задачи:
· осознание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его самобытности, уникальности, эстетического богатства родного языка, осмысление русского языка как средства общения и получения знаний в разных сферах жизни и деятельности;
· формирование и совершенствование умений и навыков свободного и грамотного владения устной и письменной речью в основных видах речевой деятельности, овладение русским языком как средством общения в разных сферах и ситуациях его функционирования, развитие готовности к взаимодействию и взаимопониманию в бытовой, учебной, учебно-научной, социокультурной и деловой сферах, потребности к речевому самосовершенствованию;
· усвоение системы знаний о русском языке, устройстве его системы и закономерностях ее функционирования, его стилистическом богатстве, основных нормах русского литературного языка, норах речевого этикета;
· формирование метапредметных умений и способов деятельности: способности определять цели предстоящей деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты; формирование способности извлекать информацию из различных источников, преобразовывать ее.
Содержание
Русский язык в жизни России-1час.
Речь -36часов (материал усваивается в течение года)
Повторение изученного в 5 классе -10+8 р.р.
Текст. Тема и основная мысль текста. Повторение изученного по теме «Фонетика», «Словообразование». Как строится текст. Связь предложении в тексте. Повторение изученного по теме «Морфология», «Синтаксис». Типы речи. Комплексная работа с текстом. Разговорная речь. Повторение по теме «Лексика». Повторение по теме «Морфология», «Синтаксис».Книжная речь. Научная речь. Язык художественной литературы.
Лексика – 11+2р.р.
Слово и его значение. Стилистические свойства слова. Паронимы. Слова общеупотребительные и ограниченного употребления. Термины, специальные слова (профессионализмы), жаргонизмы. Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.
Фразеология.- 8+2р.р.
Фразеологизмы, их признаки и значение. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Фразеологические словари.
Словообразование. Орфография. -25+4р.р.
Правописание корней слов. Чередование гласных в корнях слов. Урок «Проверяем себя». Способы образования слов. Словообразовательная цепочка. Приставочно-суффиксальный способ. Бессуфиксный способ. Сложные слова. Способы образования сложных слов. Переход слов из одной части речи в другую. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Основные выразительные средства морфемики и словообразования. Что такое этимология. Этимологический словарь. Словообразовательные и морфемные словари русского языка.
Морфология. Орфография. 105
Морфология как раздел грамматики.
Имя существительное. 12+2р.р.
Имя существительное как часть речи. Род, число, падеж имени существительного. Имена существительные общего рода. Имена существительные, имеющие форму только множественного числа. Типы склонении имён существительных. Склоняемые и несклоняемые имена существительные. Употребление существительных в речи.
Имя прилагательное как часть речи 12+4р.р.
Степени сравнения качественных прилагательных, их образование и грамматические признаки. Комплексная работа с текстом. Полные и краткие качественные прилагательные.
Глагол – 15+3р.р.
Глагол как часть речи. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Переходные непереходные глаголы. Безличные глаголы. Изъявительное, повелительное и условное наклонения. Настоящее и будущее, прошедшее время в изъявительном наклонении. Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы.
Местоимение – 22+3р.р.
Местоимение как часть речи. Морфологический разбор местоимения. Разряды местоимений. Личные местоимения. Возвратное местоимение СЕБЯ. Притяжательные местоимения. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Вопросительно-относительные местоимения. Неопределённые местоимения. Отрицательные местоимения. Употребление местоимений в речи.
Имя числительное – 13+3р.р.
Имя числительное как часть речи. Имена числительные простые, сложные и составные. Количественные числительные и их разряды. Склонение имён числительных, обозначающих целые числа. Склонение дробных имён числительных. Склонение собирательных числительных. Порядковые имена числительные. Морфологический разбор имени числительного. Употребление имён числительных в речи.
Наречие – 30+3р.р.
Разряды наречии по значению. Степени сравнения наречии. Словообразование наречии. Слитное и раздельное написание наречии. Дефисное написание наречий. Правописание не с наречиями на –о, -е. Правописание НЕ и НИ в отрицательных наречиях. Н и НН в наречиях на –о и -е., образованных от прилагательных Ь на конце наречии после шипящих. Морфологический разбор наречия. Употребление наречий в речи.
Повторение изученного – 8+3р.р.
Лексика и фразеология. Морфемика. Словообразование. Орфография.
Учебно-тематический план.
№ п/п
Разделы, темы
Количество часов
1
Русский язык в жизни России
1
2
Речь
36
(материал усваивается в течение учебного года)
3
Повторение изученного в 5 классе
10
4
Лексика
11
5
Фразеология
8
6
Словообразование
25
7
Морфология
105
Морфология как раздел грамматики
1
Имя существительное
12
Имя прилагательное как часть речи
12
Глагол
15
Местоимение
22
Имя числительное
13
Наречие
30
8
Повторение изученного
8
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать определение основных изученных в 6 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.
К концу 6 класса учащиеся должны уметь:
речевая деятельность:
чтение:
владеть техникой чтения;
выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
правильно расставлять логические ударения, паузы;
выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
говорение:
доказательно отвечать на вопросы учителя;
подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
письмо:
подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
создавать письменные высказывания разных типов речи;
составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы;
писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);
пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
фонетика и орфоэпия:
выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;
находить в художественном тексте явления звукописи;
работать с орфоэпическим словарем;
графика:
правильно произносить названия букв русского алфавита;
свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
морфемика:
выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;
учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;
лексикология и фразеология:
объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание,краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значенияслова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;
распределять слова на тематические группы;
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
различать прямое и переносное значение слов;
отличать омонимы от многозначных слов;
подбирать синонимы и антонимы;
выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
морфология:
различать части речи;
правильно указывать морфологические признаки имен существительных;
уметь склонять, правильно, уместно и выразительно употреблять имена существительные вроли главных и второстепенных членов, а также в роли обращения;
отличать имя существительное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;
орфография:
находить орфограммы в морфемах;
группировать слова по видам орфограмм;
самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
синтаксис и пунктуация:
выделять словосочетания в предложении;
определять главное и зависимое слово;
составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
выделять основы предложений с двумя главными членами;
конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений;
составлять простые и сложные предложения изученных видов;
владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;
самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Основные умения и навыки связной речи
Учащиеся должны уметь:
в аудировании:
воспринимать на слух содержащуюся в тексте информацию; в чтении:
читать тексты со снятыми языковыми трудностями изучающим ' способом чтения (при полноте восприятия до 90% и скорости чтения не ниже 50 слов в минуту);
читать и пересказывать содержание текста, соблюдая интонацию высказывания, темп речи, паузы, громкость голоса, логическое ударение;
определять тему текста, формулировать его основную мысль;
членить текст на смысловые части и составлять план прочитанного;
в говорении:
отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту, картине, диафильму;
ставить вопросы к предложениям, абзацам, смысловым кускам;
подробно излагать содержание небольшого рассказа или отрывка повествовательного характера;
вести беседу, подавая реплики-стимулы и ответные развернутые реплики, по предъявляемой теме, тексту или ситуации;
выделять при устном высказывании из предложения важные по смыслу слова, на которые нужно сделать логические ударения; в письменной речи:
определять объем (границы) темы, основную идею сочинения;
систематизировать материал, составлять план сочинения;
составлять описание знакомого предмета, домашнего животного;
составлять небольшой рассказ, сочинение по картине, данной теме.
Календарно-тематический план
№ п/п
Количество часов
д
Тема урока
дата проведения
по разделу
по теме
план
факт
1
Русский язык в жизни России
2
Повторение изученного в 5 классе
Текст. Тема и основная мысль текста
10+8 р.р.
3
Повторение изученного по теме «Фонетика», «Словообразование»
4 рр
Как строится текст. Связь предложений в тексте
5
Повторение изученного по теме «Морфология», «Синтаксис»
6 рр
Сжатое изложение (по отрывку
Ю. Коваля о коте)
7 рр
Типы речи
8
Входной контрольный диктант.
9 рр
Разговорная речь
10
Повторение по теме «Лексика»
11
Повторение по теме «Морфология», «Синтаксис»
12 рр
Книжная речь
13 рр
Научная речь
14
Комплексная работа с текстом
15 рр
Язык художественной литературы
16
Комплексная работа с текстом
В. Солоухина о Захарке
17 рр
Подготовка к изложению
18 пр
Изложение или сочинение на тему «Красота вокруг нас»
19
Повторение по теме «Морфемика»
20
Лексика
Слово и его значение
11+2рр
21
Стилистические свойства слова
22
Паронимы
23
Слова общеупотребительные и ограниченного употребления
24рр
Подготовка к сочинению
25
Сочинение-рассуждение по отрывку из повести В. Железникова «Чучело»
26
Термины, специальные слова (профессионализмы), жаргонизмы
27
Диалектизмы
28
Исконно русские и заимствованные слова
29
Устаревшие слова
30
Неологизмы
31пр
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Лексика»
32
Повторение по теме «Лексика»
33
Фразеология
Фразеологизмы, их признаки и значение
8+2рр
34
Свободные сочетания слов и фразеологические обороты
35
Нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы
36
Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова
37-38
Основные выразительные средства лексики и фразеологии
39
Подготовка к сочинению
40 рр
Сочинение с использованием фразеологизмов «Мой товарищ» или «Моя подруга»
41
Фразеологические словари
42 пр
Проверочная работа по теме «Фразеология»
43
Словообразование. Орфография
Повторение изученного в 5 классе
25+4рр
44р.р.
Подготовка к изложению
45 рр
Изложение или сочинение по тексту А. Платонова о цветке
46
Корни слов
47
Правописание корней слов
48
Контрольный диктант
49
Чередование гласных в корнях слов
50
Повторение. Корень слова
51
Урок «Проверяем себя»
52
2 четверть
Способы образования слов. Словообразовательная цепочка
53
Приставки и суффиксы
54
Приставочно-суффиксальный способ
55
Бессуффиксный способ
56
Сложные слова
57
Правописание сложных слов
58
Способы образования слов
59
Способы образования сложных слов
60
Переход слов из одной части речи в другую.
61
Подготовка к работе с текстом
62
Комплексная работа с текстом (отрывок из сказки М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)
63
Морфемный разбор слова
64
Словообразовательный разбор слова
65р.р.
Подготовка к изложению
66 рр
Контрольное изложение по тесту И.С. Тургенева «Воробей»
67
Основные выразительные средства морфемики и словообразования
68
Что такое этимология. Этимологический словарь
69
Словообразовательные и морфемные словари русского языка
70 пр
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Словообразование. Орфография»
71
Повторение. Словообразование
72
Морфология. Орфография
Имя существительное
Имя существительное как часть речи
105+
12+2рр
73
Род, число, падеж имени существительного
74
Имена существительные общего рода
75
Имена существительные, имеющие форму только множественного числа
76
Типы склонений имен существительных
77
Склоняемы и несклоняемые имена существительные
78
Склоняемы и несклоняемые имена существительные
79
Разносклоняемые имена существительные
80рр
Подготовка к сочинению
81рр
Контрольное сочинение о выборе профессии
82
Употребление существительных в речи
83
Употребление существительных в речи
84 пр
Контрольная работа по теме «Имя существительное»
85
Повторение. Имя существительное
86
Имя прилагательное как часть речи
Повторение изученного об имени прилагательном
12+4 рр
87
Имя прилагательное как часть речи
88
Степени сравнения качественных прилагательных
89
Образование и грамматические признаки
90
Комплексная работа с текстом
91
Полные и краткие качественные прилагательные
92
Полные и краткие качественные прилагательные, их грамматические признаки
93
Роль прилагательных в тексте
94рр
Подготовка к сочинению
95 рр
Сочинение-описание по картине
В. Серова «Девочка с персиками» или по картине И.Левитана «Осень»
96
Употребление прилагательных в речи
97пр
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное»
98
Урок «Проверяем себя»
99 рр
3 четверть
Комплексная работа с текстом
100
Имя прилагательное и речь
101
Повторение. Имя прилагательное
102
Глагол
Глагол как часть речи
15+3 рр
103
Глаголы совершенного и несовершенного вида
104
Переходные и непереходные глаголы
105
Безличные глаголы
106
Изъявительное, повелительное и условное наклонения.
107
Прошедшее время в изъявительном наклонении
108
Настоящее, будущее время в изъявительном наклонении
109
Спряжение глаголов
110
Глаголы и спряжение глаголов
111
Разноспрягаемые глаголы
112рр
Подготовка к изложению
113 рр
Выборочное изложение «Буран»
114
Употребление глаголов в речи
115
Глаголы и речь
116 рр
Сочинение о дожде
117
Урок-практикум или Защита проекта по теме «Глагол»
118 пр
Проверочная работа по теме «Глагол»
119
Повторение. Глагол
120
Местоимение
Местоимение как часть речи
22+3 рр
121
Морфологический разбор местоимения
122
Разряды местоимений.
123
Личные местоимения
124
Возвратное местоимение СЕБЯ
125
Притяжательные местоимения
126 рр
Изложение «Не зря старался»
127
Урок-практикум «Местоимения в тексте»
128
Указательные местоимения
129 рр
Изложение от 3-го лица
130
Определительные местоимения
131 рр
Рассказ о свободном времени с использованием местоимений разных разрядов
132
Вопросительные местоимения
133
Относительные местоимения
134
Неопределенные местоимения
135
Ударение в неопределенных местоимениях
136
Отрицательные местоимения
137
Употребление местоимений в речи
138
Местоимения и речь
139
Урок «Проверяем себя»
140 пр
Контрольная работа по теме «Местоимение»
144
Повторение. Местоимения
145
Имя числительное
Имя числительное как часть речи
13+3 рр
1
146
Имена числительные простые, сложные и составные
1
147
Количественные числительные и их разряды
1
148 рр
Сочинение-рассуждение «Времена года (с употреблением количественных числительных)
1
149
Склонение имен числительных
1
150
Склонение имен числительных, обозначающих целые числа
1
151
Склонение разных имен числительных
1
152
Склонение дробных имен числительных
1
153
Склонение собирательных числительных
1
154
Проверочный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя числительное»
1
155
Порядковые имена числительные.
1
156
Морфологический разбор имени числительного
157рр
Составление текста с использованием числительных
1
158 рр
Сочинение-рассуждение
1
159
Употребление имен числительных в речи
1
160 пр
Повторение. Склонение имён числительных
1
161
4 четверть
Наречие
Наречие как часть речи
30+3рр
1
162
Разряды наречий по значению
1
163
Степени сравнения наречий
1
164
Сравнительная и превосходная степени наречий
1
165рр
Что такое рассказ?
1
166рр
Рассказ о родном крае
1
167
Словообразование наречий
1
168-170
Слитное и раздельное написание наречий
1
171рр
Сочинение-описание по картине А.Дейнеки «Девочка у окна. Зима»
1
172
Дефисное написание наречий
1
173
Наречие и дефис
1
174
Урок «Проверяем себя»
1
175
Правописании НЕ с наречиями на
–о (-е)
1
176
Слитное правописание НЕ с наречиями на –о (-е)
1
177
Раздельное правописание НЕ с наречиями на –о (-е)
1
178
Правописание НЕ и НИ в отрицательных наречиях
1
179
Ударение в отрицательных наречиях
1
180
Н и НН в наречиях на –о(-е), образованных от прилагательных)
1
181
Закрепление. Н и НН в наречиях на –о(-е), образованных от прилагательных)
1
182
Повторение. Н и НН в наречиях на –о(-е), образованных от прилагательных)
1
183
О,Е,Ё на конце наречий после шипящих
1
184
Правописание наречий
1
185
О,А на конце наречий
1
186
Ь на конце наречий
1
187
Ь на конце наречий после шипящих
1
188 рр
Рассуждение «Будь человеком!» (по тексту В. Медведева)
1
189
Морфологический разбор наречия
1
190
Употребление наречий в речи
1
191
Наречие и речь
1
192 пр
Контрольная работа по теме «Наречие»
1
193
Повторение. Наречие
1
193 рр
Повторение изученного
Речь. Текст. Стили речи
8+3
1
194 рр
Контрольное изложение (по упр.247)
1
195
Лексика
1
196
Фразеология
1
197
Морфемика.
1
198
Словообразование.
1
199
Морфология. Орфография
1
200 рр
Контрольное сочинение. Рассказ о наступлении весны в родном крае
1
201
Морфология.
1
202
Орфография
1
203 пр
Годовой контрольный диктант с грамматическим заданием
1
204
Урок «Подведем итоги»
1
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Русский язык. Учебник для 6 класса в двух частях под редакцией Е.А.Быстровой.-Москва «Русское слово», 2013г.
Нормы оценок знаний учащихся.
Знания, умения и навыки учащихся оцениваются на основании устных ответов и письменных работ по пятибалльной системе оценивания.
I. Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных, способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями,
учитывать:
1) полноту и правильность ответа,
2) степень осознанности, понимания изученного,
3) языковое оформление ответа.
Отметка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка
Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 12 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание, большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка «1» не ставится.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
II. Оценка диктантов
Диктант одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для класса V – 90-100 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса – 15 слов.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
До конца первой четверти (а в V классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) на правила, которые не включены в школьную программу;
2) на еще не изученные правила;
3) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
4) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибок.
Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);
7) в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в здании; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода воды, рот ротик, грустный грустить, резкий резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Диктант оценивается одной отметкой.
Отметка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки. Отметка «4» выставляется при наличии в диктанте орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Отметка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Отметка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В V классе допускается выставление отметки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках.
Отметка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Отметка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Отметка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Отметка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Отметка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Отметка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «2».
Ш. Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения: в V классе – 100-150 слов.
При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений: в V классе 0,5-1.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая за соблюдение орфографических и пунктуационных норм.
Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словарного и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число языковых ошибок и стилистических недочетов.
Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. нормативы для оценки контрольных диктантов).
Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:
Отметка «5» ставится, если:
1) содержание работы полностью соответствует теме;
2) фактические ошибки отсутствуют;
3) содержание излагается последовательно;
4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;
5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка.
Отметка «4» ставится, если:
I) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);
2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;
3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;
4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;
5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2 грамматических ошибок.
Отметка «3» ставится, если:
1) в работе допущены существенные отклонения от темы;
2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;
4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;
5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.
Отметка «2» ставится, если:
1) работа не соответствует теме;
2) допущено много фактических неточностей;
3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;
4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;
5) нарушено стилевое единство текста.
В работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов и более 7 грамматических ошибок.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Список литературы:
1. Т.А.Костяева. М Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. 5класс. Просвещение,2000
2.Поурочные разработки по русскому языку. Универсальное издание. Авторы-составители: О.В.Беляева, О.А.Доценко, Москва «ВАКО» 2010.
3. Н.В.Охрименко, О.В.Федина Русский язык. Проверочные контрольные диктанты. «Аквариум» ГИППВ,2000
Заголовок 2Заголовок 515