Рабочая программа по родному (марийскому)языку
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 8 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
СОГЛАСОВАНО
Руководитель РМО учителей марийского языка и литературы
_______________
Н. А. Николаева
СОГЛАСОВАНО
Руководитель методического совета школы
_____________
Т. А. Филякова
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 8
____________ С. В. Смирнов
Приказ №
от 29 августа 2016 г
Рабочая программа
по родному (марийскому) языку и литературе для 5 классов
на 2016-2017 учебный год
Составила учитель родного (марийского) языка
Шамуратова Варвара Андреевна
Рассмотрено на заседании кафедры учителей предметов
гуманитарного цикла
МБОУ СОШ № 8
Протокол № 1 от
29 августа 2016 года
Руководитель кафедры _____________________
Четверикова Н.А.
Нормативные документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016)«Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015)«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
3. Закон РФ от 25.10.1991 № 1807-1 (ред. от 12.03.2014) «О языках народов Российской Федерации»
4. Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»
5. Постановление Правительства РФ от 20.08.2013 № 718 (ред. от 25.05.2016) «О федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)»
6.Закон Республики Башкортостан от 15.02.99 № 216-з «О языках народов Республики Башкортостан» (принят Законодательной Палатой Государственного Собрания РБ 21.01.1999)
7.Закон Республики Башкортостан от 01.07.2013 № 696-з «Об образовании в Республике Башкортостан» (принят Государственным Собранием - Курултаем РБ 27.06.2013)
8.Постановление Правительства РБ от 26.06.2013 № 279 «О долгосрочной целевой программе «Развитие культуры, искусства и кинематографии в Республике Башкортостан» на 2013 - 2018 годы»
9.Основная образовательная программа основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 8 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан (ред.от 29.08.2016 г.)
10.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»(вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»);
11.Календарный учебный график на 2016-2017 учебный год Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 8 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
12.Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 8 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан на 2016 – 2017 учебный год (5 -6 классы);
13.Приказ МБОУ СОШ № 8 г. Бирска от 31августа 2016г. № ___ о перечне учебников, используемых в образовательном процессе в 2016-2017 учебном году;
14.Положение о рабочих программах по учебным предметам (курсам) основного и среднего общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 8 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан (ред.от 29.08.2016 г.)
Сведения о программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа
Константинова В.В., Крылова Г.С.,Кулалаева Н.А.,Игнаева Р.П. Программа по марийскому языку для 1-11 классов .- Йошкар-Ола: Министерство образования и науки Республики Марий Эл, ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2011.-112с.
Учебные пособия
Реализация данной программы осуществляется с помощью УМК« Марийский язык» (О.Н.Васенина, Л.Н.Рябинина, Г.А.Малинина) авторов Йошкар-Ола 2012 для 5 класса общеобразовательных учреждений
Результаты изучения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные)
Основными целями освоения программы по предмету «марийский (государственный) язык» являются:
- развитие личности ребенка, его речевых способностей, формирование познавательных процессов деятельности – восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления;
- освоение знаний о марийском языке, его особенностей; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся» умение анализировать языковые явления;
- развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих использование марийского языка в различных сферах общения; формирование готовности и способности к общению на марийском языке;
- воспитание интереса к изучению марийского языка, приобщение к истории и культуре марийского народа;
- формирование сознательного отношения к марийскому языку как духовной и культурной ценности народа; воспитание любви и интереса к марийскому языку;
- применение полученных знаний, умений и навыков в речевой практике.
Требования к уровню подготовки выпускников.
Личностные УУД
- понимает значимость марийского языка;
- сознательно относится к марийскому языку как духовной и культурной ценности народа.
Регулятивные УУД
- контролирует и выполняет свои действия по заданному образцу и правилу при выполнении упражнений и составлении устных и письменных высказываний на мариском языке;
- подбирает и конструирует языковые средства при создании собственных высказываний в рамках тематики начальной ступени;- применяет изученные грамматические правила (в устной и письменной формах);
- оценивает выполненную работу;
- приобретает навыки самостоятельной работы над ошибками при выполнении грамматических заданий.
Познавательные УУД
- выполняет простые логические действия (анализ, сравнение, обобщение) в соответствии с лингвистическими особенностями марийского языка;
- соотносит графический образ слова с его звуковым образом в процессе чтения и письма;
- выписывает и вставляет слова и буквы, изменяет форму слов в процессе выполнения орфографических, лексических и грамматических заданий;
- читает и понимает основное содержание несложных текстов, находит в них нужную информацию;
- опирается на языковую догадку в процессе чтения (восприятие на слух) текстов, содержащих отдельные незнакомые слова или новые комбинации знакомых слов;
- умеет осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме (описывать картинку, рисунок на заданную тему, предмет, кратко высказываться о себе, своей семье, своем друге, о любимом животном, называть возраст, место жительства, описывать внешность, что умеет делать, любимое занятие и выразить при этом свое отношение к предмету высказывания).
Коммуникативные УУД
- соблюдает правила этикета на основе традиций марийского народа;
- умеет вести беседу в ситуациях учебного и семейно-бытового общения (вести диалог этикетного характера: знакомится, представлять друг друга, прощаться, поздравлять, предлагать угощение, благодарить за угощение; вести диалог побудительного характера: обращаться с просьбой, предлагать совместное действие, просить о помощи, предлагать свою помощь; вести диалог, задавая вопросы: кто? что? где? у кого? с кем? куда? почему? зачем? откуда? от кого?; переспрашивать, уточнять);
- составляет рассказ (в письменной и устной форме) по картинке, рисунку на заданную тему; кратко высказываться о себе, своей семье, своем друге, о любимом животном, называет возраст, место жительства, описывает внешность, что умеет делать, любимое занятие и выражает при этом свое отношение к предмету высказывания;
- пересказывает содержание прочитанного текста с опорой на ключевые слова, план, иллюстрации;
- работает в различных режимах (индивидуально, по парам, в группах);
- высказывает свою точку зрения;
- толерантно относится к культуре других народов.
Основное содержание учебного предмета
Содержание предмета
Марийский язык родной язык марийского народа Я изучаю марийский язык; Марийский язык в финно – угорской языковой семье; Наш класс; На уроке в школе.
Лето растит, осень припасает Осенняя погода ; Осенние краски; Осенняя одежда;; В саду осенью; Любимый цветок.
Дружим со спортом На уроке физкультуры; Мой друг-футболист; Игры народа мари; Режим дня; Любимая игра.
Родной Марийский край Край родной марийский; Символика республики; Символика республики; День рождения Марий Эл; Оршанский район Поселок Оршанка; Славные люди родного края (экскурсия в музей).
Зима Первый снег; Природа зимой;Зимние забавы; Скоро елка; подарок в новый год; На елке.
В разных странах Новый год Новый год в разных странах; Новый год в Финляндии; Новогодние блюда; Шорыкйол.
Свободное время Свободное время: чем заняться? Определение времени; После уроков; Выходной день; Любимое занятие.
Мы гордимся ими Характер человека; дружная семья; Каким должен быть врач; Вечером в семье; Что такое хорошо и что такое плохо.
Весна (5 часов)Первый весенний праздник; Природа весной; Весенние гости; Весна в деревне.
На берегу Волги Горномарийский район; Козмодемьянск; Этнографический музей; Экскурсия по городу; Григорьев – первый марийский художник.
В музее Тимофей Евсеев – выдающийся этнограф; Музей им. Т. Евсеева; Музеи республики; Суффикс-ер; Марийский народный костюм.
Готовимся в поход Готовимся в поход; В походе; У костра; Игры у костра.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 8 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
СОГЛАСОВАНО
Руководитель РМО учителей марийского языка и литературы
_______________
Н. А. Николаева
СОГЛАСОВАНО
Руководитель методического совета школы
_____________
Т. А. Филякова
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 8
____________ С. В. Смирнов
Приказ №
от 29 августа 2016 г
Рабочая программа
по родной (марийской) литературе для 5 классов
на 2016-2017 учебный год
Составила учитель родного (марийского) языка
Шамуратова Варвара Андреевна
Рассмотрено на заседании кафедры учителей предметов
гуманитарного цикла
МБОУ СОШ № 8
Протокол № 1 от
29 августа 2016 года
Руководитель кафедры _____________________
Четверикова Н.А.
Заголовок 115