Рабочая программа по родному (марийскому) языку на 2015-2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015);
-Закон РФ от 25.10.1991 N 1807-1 (ред. от 12.03.2014) "О языках народов Российской Федерации"
-Указ Президента РФ от 19.12.2012 N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года";
-Постановление Правительства РФ от 20.08.2013 N 718 (ред. от 25.08.2015) "О федеральной целевой программе "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)";
-Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 г. N 696-з "Об образовании в Республике Башкортостан";
-Закон Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан» № 216-З от 15 февраля 1999 года;-Государственная программа «Развитие культуры, искусства и кинематографии в Республике Башкортостан» от 26 июня 2013 года №279;
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования РБ №373 от 06.10.2009 г.);
-Приказ Минобрнауки РФ от 08 июня 2015 года № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014г. №253»;
- Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821 – 10;
- Учебный план МБОУ СОШ с. Бахтыбаево на 2015-2016 учебный год. Приказ №55 от 31.08.2015г.;
- Календарный учебный график учебного процесса МБОУ СОШ с. Бахтыбаево на 2015-2016 учебный год. Приказ №55 от 31.08.2015г.;
- Приказ №59 от 01.09.2015 МБОУ СОШ с. Бахтыбаево «Об утверждении списка учебников, Федерального компонента учебников на 2015-2016 учебном году»;
- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования";
-Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ с.Бахтыбаево муниципального района Бирский район Республики Башкортостан (Приказ № 62 от 01.09.2015 г.).
Сведения о примерной программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора и года издания Примерные программы по марийскому языку и литературному чтению:/1-4 классы/ под редакцией С.Д.Дмитриева, А.М.Ефремова. - Йошкар-Ола: Марийский институт образования, 2011.
Сведения об УМК 1) Учебник «Азбука» Н.И.Бушкова, Н.М.Аспаева, А.С.Ибатова. «КИТАП» УФА-2008.В двух частях.
Рабочая тетрадь «Возаш тунемына». Аспаева .М.УФА-2008. В двух частях.
2) Емельянов П.Е., Рыбакова Е.Я. «Марий йылме»: 2 класслан учебник. - Йошкар-Ола: Марий книга савыктыш, 2008. Учебник «Лудшаш книга», С. Д. Дмитриев, Марий книга савыктыш, 2006.
3) П.Е.Емельянов,, Е.А.Рыбакова. Учебник «Марий йылме»,3.класс.-Йошкар-Ола:ГУП «Марий полиграфическо-издательский комбинат»,2001г., С.Д.Дмитриев. Учебник «Лудшаш книга», 3 класс.-Й.-Ола.: «Марий полиграфическо-издательский комбинат,1995 г.
4) С.Д. Дмитриев «Марий йылме»: 4 - ше класслан учебник. - Йошкар-Ола: Марий книга савыктыш, 2005;
П.Е. Емельянов, В.В. Крылов «Лудшаш книга»: 4 - ше класслан учебник. - Йошкар-Ола: Марий книга савыктыш, 2003.
Цель и задачи учебного предмета Цели обучения марийскому языку:
- развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения).
-освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике марийского языка;
-развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка».
-воспитание стремления совершенствовать свою речь.
Цели программы: познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
Социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи курса марийского языка и литературного чтения :-формирование умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке;
-формирование чувства языка, потребности совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
-развитие патриотического чувства к родному языку и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части марийской национальной культуры;
-расширение активного, пассивного и потенциального словаря детей, овладение грамматическим строем речи;
-овладение орфографией и пунктуацией, развитие орфографической и пунктуационной зоркости;
-овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов;
-создание условий для творческого развития личности;
Задачи программы:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Общая характеристика учебного предмета В начальном обучении предмет «родной марийский язык и литературное чтение» занимает одно из ведущих мест, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Родной язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении родного языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. Язык- это средство общения и воздействия , хранения и усвоения знаний. Он является сосредоточением духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. Знание родного языка помогает обучающимся уважать свою семью, любить свою историю, Родину. Родной язык способствует глубокому изучению других языков. Учитывая намеченную цель, задачу, требования Госстандарта, учитель начальных классов должен использовать новые технологии обучения. При обучении родному языку в 1 классе осуществляется не только подготовка к изучению языка ( период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-7 лет. Специфика начального курса марийского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Во 2 классе вся начатая работа углубляется и расширяется. Так, в связи с повторением основных проблем марийской графики рассматриваются вопросы: а) обозначение мягкости согласных звуков, стоящих перед другими согласными; б) использование ь и ъ разделительных знаков при обозначении звука [й'].
Особенностью знакомства с разделительными знаками является то, что они предъявляются сразу, в одной теме, поскольку выполняют одну функцию. Осознанному выбору знака из двух возможных второклассники научатся в конце учебного года — после изучения состава слова. Работа над словом как морфологической единицей продолжается на том же уровне, что и в 1-м классе. Отличие состоит лишь в том, что при повторении классификации слов вводится понятие предмет, за которым скрывается категориальное значение всех имен существительных. До этого момента понятие не использовалось.
Новым в работе над предложением является знакомство на данном этапе с главными и второстепенными членами предложения. Здесь же учащиеся овладевают понятием предложение, знакомятся с видами предложений по цели и интонации, учатся их построению. Введение понятия «текст» предусматривает появление и двух других, с ним связанных, — тема и основная мысль. Все понятия служат базой для формирования умения обдумывать текст (при пересказе и создании собственного) и после записи совершенствовать его. Работа ведется на текстах делового и художественного стилей, преимущественно повествовательного характера, включающих чаще одну микротему, состоящих из одного абзаца с зачином и концовкой. Специально обсуждается роль первого и последнего предложений в тексте.
Центральным направлением работы во 2-м классе является обучение орфографии. В рамках первого раздела учащиеся знакомятся с понятием «орфограмма» и уточняют признаки сильных и слабых позиций фонем. Для объединения орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в одну группу, которую они составляют как орфограммы слабых позиций, используется выражение «главные опасности письма». «Главными» они признаются в силу их частотности, в чем учащиеся убеждаются, проведя подсчеты всех известных орфограмм в двух-трех текстах. Таким образом, во 2-м классе заканчивается освоение вопросов графики, изучаются разделы: «Орфография», «Предложение», «Текст», «Состав слова». Указанные в программе каждого модуля – блока ЗУН по темам развиваются и формируются последовательно в ходе изучения всего курса. На каждом уроке младшие школьники учатся работать с учебником, ориентироваться в нём, понимать назначение выполняемых упражнений. В целях активизации познавательной деятельности в учебный процесс вводятся игровые технологии, ИКТ. В 3 классе проводятся подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др. Систематический курс марийского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.
Важными в начальном курсе «Марийского языка» является разделы «Звуки и буквы» «Слово. Предложение. Текст». Основные универсальные учебные действия по этому разделу обучающиеся приобретают в период обучения грамоте по русскому языку. Они получают сведения о гласных и согласных звуках и буквах, слоге, ударении, ударных и безударных гласных, глухих, звонких, мягких и твердых согласных, учатся выполнять простейший фонетический анализ слов. На уроках марийского языка при работе над темой «Звуки и буквы» необходимо направить на правильное произношение марийских звуков, а также и на совершенствование культуры речи, верное произношение слов, развитие дикции. Особое место отводитсяв программе работе над словом. Слово рассматривается в лексическом и грамматическом плане.. Дети учатся различать слова-предметы, признаки, действия по вопросам. Вводится понятие о видах предложений (повествовательных, вопросительных, побудительных, о членах предложения, о связи слов в предложении). В 1 классе обучающиеся знакомятся со знаками препинания в конце предложений, кроме точки, вопросительного и восклицательного знаков, учатся выделять голосом нужные по смыслу слова, соблюдать правильные интонации в соответствии со знаками препинания, формируется первоначальное понятие о главных членах предложения (подлежащее, сказуемое), начинается работа по установлению связи слов в предложении. Следовательно, на уроках марийского языка при ознакомлении обучающихся с данными понятиями необходимо обратить внимание на особенности синтаксической системы марийского языка. Содержание учебного материала располагается таким образом, что оно представляет собой систему понятий и правил, органически связанных между собой: изучение одной темы опирается на результаты усвоения предыдущих тем, знания по данной теме входят в фундамент, на котором основывается изучение последующих тем. Каждая тема раскрывается в определенной последовательности, как на уроках русского, так и на уроках родного языка. Поэтому универсальные учебные действия, указанные в программе каждого раздела развиваются и формируются последовательно в ходе изучения всего курса.
Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное вниманиек значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении марийскому языку углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных учебных действий в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, поздравление и т. п.).
На уроках марийского языка при обучении этих детей особое внимание уделяется формированию навыков связанной письменной речи, т.к. возможности школьников излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведётся постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию.
В 3-4 классах проводятся подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.
Трудности формирования графических навыков у учащихся часто бывают связаны с недостатком развития движений мелких мышц руки и мелкой моторики кисти, их координацией. Эта работа заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок в списывании с рукописного и печатного текста.
Учащиеся, отстающие от одноклассников в усвоении знаний, должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (повторять вопросы, ответы, действия, объяснения за учителем, хорошо успевающими учащимися, списывать с доски, работать у доски с помощью учителя). Для самостоятельного выполнения таким учащимся даются посильные для них задания.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним.
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка;
осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Место учебного предмета в учебном плане в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования Рабочая программа предназначена для общеобразовательных учреждений и школ с изучением марийского языка и литературного чтения составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, с учётом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Всего на изучение родного марийского языка и литературного чтения в начальной школе отводится 12 учебных часов (по 3 ч. в неделю в каждом классе). В 1 классе 3 ч в неделю, 33 учебные недели(99ч), родной марийский язык и литературное чтение изучается после курса обучения грамоте.
Во 2-4 классах - 34 учебные недели (102 ч.,102ч., 102 ч.)
Результаты изучения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные) Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
осознание иностранного языка как средства международного межкультурного общения, сближающего людей, обеспечивающего дружеские контакты и деловое взаимодействие, расширяющего познавательные возможности, востребованность в мобильности человека в современном мире;
формирование представлений о мире, как о многоязычном, поликультурном, разнообразном и вместе с тем едином сообществе, открытом для дружбы, взаимопонимания, толерантности и уважения людей друг к другу;
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
развитие социальных умений младшего школьника, необходимых для общения как на родном, так и иностранном языке в пределах доступных и соответствующих возрасту речевых ситуаций, коммуникативных потребностей ребёнка и его языковых способностей;
формирование общего кругозора младших школьников с постепенным развитием и усложнением языковой картины окружающего их мира, отражающей явления природы, межличностные отношения, учебную и трудовую деятельность, сферу искусства и культуры;
усвоение общеучебных умений и универсальных познавательных действий, к которым относится извлечение информации из материалов на печатных и электронных носителях, преобразование информации из графической формы в текстовую, использование справочной литературы и словарей, поиск информации с использованием ИКТ, индивидуальный поиск решения, парное и групповое взаимодействие в познавательных целях, преобразование информации в целях понимания, коммуникация информации; сохранение познавательной цели при выполнении учебных заданий с компонентами учебно-познавательного комплекта и перенос сформированных умений, а также универсальных познавательных действий на новые учебные ситуации.
Предметные результаты:
А. В сфере коммуникативной компетенции:
языковые представления и навыки (фонетические, орфографические, лексические и грамматические);
говорение (элементарный диалог этикетного характера, диалог в доступных ребёнку типичных ситуациях, диалог с вопросами и побуждением к действию, монологические высказывания с описаниями себя, семьи и других людей, предметов, картинок и персонажей);
Б. В познавательной сфере:
формирование элементарных системных языковых представлений об изучаемом языке (звуко - буквенный состав, слова и словосочетания, утвердительные, вопросительные и отрицательные предложения, порядок слов, служебные слова и грамматические словоформы);
умение выполнять задания по усвоенному образцу, включая составление собственных диалогических и монологических высказывание по изученной тематике;
умение использовать учебно-справочный материал в виде словарей, таблиц и схем для выполнения заданий разного типа;
осуществлять самооценку выполненных учебных заданий и подводить итоги усвоенным знаниям на основе заданий для самоконтроля.
В. В ценностно-ориентационной сфере:
восприятие языка как общечеловеческой ценности, обеспечивающей познание, передачу информации, выражение эмоций, отношений и взаимодействия с другими людьми;
ознакомление с доступными возрасту культурными ценностями народа и своей страны, известными героями, важными событиями, популярными произведениями, а также нормами жизни;
Г. В эстетической сфере:
знакомство с образцами родной детской литературы, образцов поэзии, фольклора и народного литературного творчества;
формирование эстетического вкуса в восприятии фрагментов родной детской литературы, стихов, песен и иллюстраций;
развитие эстетической оценки образцов родной детской литературы, стихов и песен, фольклора и изображений на основе образцов для сравнения.
Д. В трудовой сфере:
умение сохранять цели познавательной деятельности и следовать её задачам при усвоении программного учебного материала и в самостоятельном учении;
готовность пользоваться доступными возрасту современными учебными технологиями, включая ИКТ для повышения эффективности своего учебного труда.
Предпочтительные формы контроля Формами контроля учащихся являются, как традиционные - самостоятельные работы, тестирование, контрольные работы, так и современные – творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, проекты, а также внеурочная деятельность учащихся (участие в олимпиадах, творческих конкурсах). В 1 классе - устный опрос; письменные работы(списывание, словарные диктанты, тесты, самостоятельная работа по карточкам).
Личностные результаты не подлежат оценке и проверке. Метапредметные результаты выявляются в ходе проверки коммуникативных умений. Объектом итоговой оценки достижений учащихся -4 классов являются только предметные результаты обучения. Объектами контроля являются основные составляющие коммуникативной компетенции: говорение, чтение, письмо.
Педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем Основные формы: индивидуальная, групповая, парная, коллективная.
Основные технологии: проблемное обучение, игровая технология, объяснительно-иллюстративная, обучение развитию критического мышления, ИКТ.
Методы обучения: словесный, исследовательский, частично – поисковый, эвристический, ситуационный, видеометод, учебная дискуссия, упражнения, практический метод, познавательные игры, обучающий контроль. Основное содержание учебного предмета
Содержание предмета Содержание обучения марийскому языку в начальной школе дает ответ на вопрос «чему учить обучающихся младшего школьного возраста» и включает все то, что вовлекается в деятельность учителя, учебную деятельность обучающегося, а также учебный материал и процесс его усвоения.
В содержание обучения входят как предметные и процессуальные аспекты, так и имеющийся, а также приобретаемый эмоционально-оценочный опыт участников образовательного процесса:
•сферы коммуникативной деятельности (или сферы общения), темы и ситуации, коммуникативные и социальные роли, речевые действия и речевой материал (тексты и образцы общения);
•языковой материал (фонетический, лексический, грамматический), правила его оформления и навыки оперирования им;
•комплекс речевых умений, характеризующих уровень практического овладения языком как средством общения, в том числе и в интеркультурных ситуациях;
•комплекс знаний национально-культурных особенностей и реалий этноса марийского языка, минимума этикетных форм речи
и умения пользоваться ими в различных сферах речевого общения (социокультурный компонент содержания);
•общие учебные ожидаемые и компенсирующие результаты, рациональные приемы умственного труда.
Важными в начальном курсе «Марийского языка» является разделы «Звуки и буквы» «Слово. Предложение. Текст». Основные универсальные учебные действия по этому разделу обучающиеся приобретают в период обучения грамоте по русскому языку. Они получают сведения о гласных и согласных звуках и буквах, слоге, ударении, ударных и безударных гласных, глухих, звонких, мягких
и твердых согласных, учатся выполнять простейший фонетический анализ слов. На уроках марийского языка при работе над темой «Звуки и буквы» необходимо направить на правильное произношение марийских звуков, а также и на совершенствование культуры речи, верное произношение слов, развитие дикции. Особое место отводится в программе работе над словом. Слово рассматривается в лексическом и грамматическом плане.
В начальных классах изучаются части речи. Подготовка к изучению частей речи на уроках родного (марийского) языка начинается с 1 класса. Дети учатся различать слова-предметы, признаки, действия по вопросам. Вводится понятие о видах предложений (повествовательных, вопросительных, побудительных, о членах предложения, о связи слов в предложении).
В 1 классе обучающиеся знакомятся со знаками препинания в конце предложений, кроме точки, вопросительного и восклицательного знаков, учатся выделять голосом нужные по смыслу слова, соблюдать правильные интонации
в соответствии со знаками препинания, формируется первоначальное понятие о главных членах предложения (подлежащее, сказуемое), начинается работа по установлению связи слов в предложении. Следовательно, на уроках марийского языка при ознакомлении обучающихся с данными понятиями необходимо обратить внимание на особенности синтаксической системы марийского языка. Содержание учебного материала располагается таким образом, что оно представляет собой систему понятий и правил, органически связанных между собой: изучение одной темы опирается на результаты усвоения предыдущих тем, знания по данной теме входят в фундамент, на котором основывается изучение последующих тем. Каждая тема раскрывается в определенной последовательности, как на уроках русского, так и на уроках родного языка. Поэтому универсальные учебные действия, указанные в программе каждого раздела развиваются и формируются последовательно в ходе изучения всего курса.
Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении марийскому языку (после обучения грамоте) углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных учебных действий в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, поздравление и т. п.).
Содержание тем учебного курса. Добукварный период(5ч)
Устная и письменная речь- формирование навыков и развитие умений воспринимать звучащую в разговрном темпе русскую речь; формирование навыков говорения;
Слово и предложение – членение речи на предложения, предложения на слова;
Составление предложений в соответствии с заданными схемами и с опорой на рисунок; различение предложений по интонации, по цели высказывания;
Слог и ударение- деление звучащих слов на слоги; различение ударных и безударных слогов; определение количества слогов в слове;
Звуки и буквы- различать гласные и согласные звуки;
По письму - в тетради «Возаш тунемына»-правильно по контуру рисовать предметы, правильно писать элементы букв, буквы;
Букварный период(68ч)
Знакомство с буквами, обозначающими гласные звуки и согласные звуки; различение слогов с твердыми и мягкими согласными; выработка навыков чтения ы, у, о, научить читать по слогам, опора на гласные, целыми словами; отвечать на вопросы по тексту, пересказать прочитанное.
Гласные звуки и буквы у, о, ы а и,у,о,э(е)
Сонорные согласные м, л, н, й,р;
Парные глухие согласные т, к, ш,с,п,ф;
Йотированные согласные е,я, ю, -выявление специфики их функции;
Непарные глухие согласные ч,х,ц,щ;
Ъ и Ь знаки- выявление их функции
Теоретической основой обучения грамоте (чтению и письму) является традиционный звуковой аналитико-синтетический принцип в его современной интерпретации. В учебном процессе этот принцип реализуется через графическое действие, имеющее фонемно- буквенную природу и реализующееся через звуковой анализ произносимых и воспринимаемых на слух слов; перекодирование их звуковой формы в графическую (процессе письма) и наоборот (процессе чтения), а также понимание значения воспроизведенных языковых единиц- слов, сочетаний слов, предложений и текста.
Овладение графическим действием в период усвоения грамоты- важнейшая задача обучения первоклассников, так как на основе этого действия у учащихся формируются навыки чтения и письма, без которых не возможно их дальнейшее полноценное обучение. Приемы:
Прием наращивания. Например: у -лы- лым- лымыПрием реконструирования ( метаграмма). Например: лом- лим, ныр-нер.
Полиндромы: манам, Уна Ану.
Анаграммы: тау-ута-аут.
Параллельно с обучением чтению в 1-м классе дети должны овладеть и письмом.
Обучение письму осуществляется с учетом его особенностей, с одной стороны, как интеллектуально-речевого, а с другой - как рукодвигательного действия.
Период обучения чтению и письму (26ч)
Основные блоки изучаемого материала во 2 классе по марийскому языку. (51ч.) Круг сведений о языке, речи и правописании. (Повторение)
Слово. Состав слова. Предмет как общее название слов, отвечающих на вопросы кто? что? Слова и их значения; семьи слова, родственные слова, корень слова, понятие однокоренные слова, слова близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы); отличие однокоренных слов от синонимов и слов с омонимичными («похожими») корнями. Способ нахождения корня в словах. – (5 ч.)
Изменение слов по числам и «по команде вопросов», понятие об окончании, в том числе нулевом (об «окончании-невидимке»).
Предложение. Назначение предложения, признаки (наличие выраженной мысли и в устной речи интонации ее конца, связь слов); оформление границ предложений в устной и письменной речи. Возможность запятых и других знаков внутри предложений; запятые при перечислении, перед словами-помощниками а, но.- (16 ч.)
Виды предложений по цели: повествовательные, вопросительные, побудительные. Разговор двух людей (диалог), обращение (на уровне общего представления), их оформление в письменной речи (выделение реплик диалога «черточками», восклицательный знак при обращении). Правила вежливости при разговоре по телефону. Виды предложений по интонации: восклицательные и невосклицательные; их оформление при письме. Способы построения предложений при ответе на вопрос «Почему?»; грамотная их запись (общее знакомство). Побудительные предложения с выражением совета, просьбы, пожелания, требования; особенности их произнесения; оформление предложений со словом «пожалуйста» в письменной речи.
Текст. Отличие текста от предложения: развитие мысли и потому наличие нескольких предложений. Тема и основная мысль как стержень текста. Требования к хорошему тексту, правила его обдумывания и улучшения после записи. Пересказ как способ передачи мыслей автора, изложение как письменный пересказ. – (25 ч.)
Орфография. Понятие орфограмма, необходимость выбора буквы как ее признак. Наиболее частотные орфограммы как «главные опасности письма»: орфограммы безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных.
Обобщение в конце года. Уроки развития речи. – (5 ч.)
Чтение и развитие речи (51ч).
Устное народное творчество. Тумна ден рывыж. Меран. Юзо кугызан туштыжо. Чавай ден Шавай. Орадым шорвондо туныкта. Соснаигын изаже. – (7 ч.)
Времена года. Кенежым. Чоя кудыр. Шыже тус. Могай понго палыза. Шыже эрдене. Поро паша. Шыже. Книга. Пиал. Ава кунам мала? Ко эн сай? Шарнем, коваем! Порткайыкиге. Тушман ден йолташ. – (14 ч.)
Трудиться- всегда пригодится. Ме пашам йоратена. Стройкышто. Полдыш. Презе. Вичу-шофёр. Авамлан полшем. Росота яшлык. Йытын дене мом ыштат? Кыша. –(9 ч.)
Доброта. Онгыр йук. Авай поро. Полек. Шыргыжше пеледыш. Полыш. Мый йоратем родной элемым. Шочмо ял. Курымеш йоратена. Шочмо вер.- (9 ч.)
Времена года. Первый лум. Телым ялыште. У шурно верч. Ниго деч сай. Эн шерге мут. Сылне пуртус лонгаште. - (9 ч.)
Марийские народные игры. Мо тугае модыш? Модмаште. Шолшо памаш. Шонаш таратыше парня. – (3 ч.)
3 класс. Чтение и развитие речи(51ч).
Устное народное творчество (3ч) Марийские народные песни. Пословицы, поговорки, загадки. Марийская народная сказка «Каза, тага да пырыс», « Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Русская народная сказка. Марийская народная сказка Сказки «Йуксо удыр», Шарль Перро «Красная Шапочка».
Природа. Лето и осень (3ч) И. Осмин «В летний день». И Васильев «Когда собирают малину». Д. Исламов «Шыже чия» А. Мичурин- Азмекей «Осень». Ю Чавайн «Птицы осенью» . «Сентябрь». К. Скворцов Сказка «Чик –чирик» . «Маленький ёж» В Бианки. Сказка «Меран, кудыр, маска да йушто кугыза».
Каким быть, и каким не быть (2ч.)Я. Пинясов «Каким быть и каким не быть». В.Осеева « Синие листья.» Н.Носов « Огурцы.» Р. Петрова «Кок койыш» А Новиков «Раненная берёза». Елин- Пелин «В беду попавшая пчела».
Элем пелен (4ч) И Осмин «Навек любимый». Г Алексеев «Утро». Б. Данилов «Наша деревня» С. Вишневский «Родная земля». М. Майн «Родной язык». А.Горохов «Люблю» . Н.Анхимкова «Кусо хлеба». К васин «Йошкар – Ола».В. А. Мухин- Сави.
Труд людей (4ч). В. Сави «Труд». М.Казаков «Наша работа». Сказка «Шуклан сливым»М.Емельянов «Його Япык». К. Мелихан «Счастье».Письмо Максима Горького своему сыну. А. Седугин «Молот». В. Осеева «Как поработали» А. Федоров «Муравьи». С. Чавайн «Мукшотар», Л. Воронкова «Труд это радость». Дим. Орай «Буй олыкышто». Волшебница зима (3ч) Дим. Орай «Первый снег». Ю. Чавайн «Зима» В. Даль «Старик годовик». Ю. Чавайн «Декабрь». А. Федоров.«Йоратем мый сылне телым», И. Васильев Федя – лыжник. Синица. Птичья столовая. И. А.Крылов.Стрекоза и муравей.
Наши соседи (3 ч) Г. Ладонщиков «Родной марийский край», Н. Носов «Каша».М. Колосов «Богатство».Произведения чувашских, татарских, башкирских писателей и поэтов.
Мама. Мамочка. (2ч) «Мама» А. Букетов. «Маме» С. Николаев. Ненецкая сказка «Кукушка». Б. Данилов «Черет», М. Емельянов «Самое родное слово», Э. Анисимов «Мамины руки», Ю. Артамонов «Ава».
Марийские праздники (4ч) Рождество. Масленица Агавайрем. Праздник семык Праздник сурем. Праздник цветов.
Ласковая весна улыбнулась.(2ч.) Весна в стихотворениях марийских писателей. День победы. Мир Русская народная сказка «Старик и медведь».
Пусть на земле всегда будет покой (3ч)Б.Данилов «Курымешлан чапнаже кодеш», А. Мичурин – Азмекей «Кыраш гын кыраш» , А. Бик «Партизанка Ольга Тихомирова». С. Вишневский «Победить врага», Ю корольков «Леня Голиков» . Г. Набатов «Смелость девушки». К. Курашкевич «Три сына». А. Бик «Тыныс лийже тунямбалне».
Марийские писатели (2 ч) М Шкетан «Якшывай», Произведения Ш. Осыпа. М. Казаков «Берёза», « В школьном саду»,В. Беляев «Секрет», « В саду». И. Осмин «Кролик», «Расцвела белым цветом».
Марийский язык и развитие речи(51ч).
Повторение(10ч).
Главные члены предложения.Второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Знаки препинания в конце предложений. Предложение. Текст. Части речи.:имена существительные, имена прилагательные, глагол, послеслог. Состав слова. Корень, суффикс, окончание. Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки. Ударный и безударный слоги. Слова с безударными гласными о. е, о:в конце слова.
Предложение и словосочетание(19ч).
Словосочетание. Слова в словосочетании. Главные и второстепенные члены предложения. Дополнение. Определение. Обстоятельсьво.Распространённые и нераспространённые предложения.Предложения с однородными членами. Преложения с однородными подлежащими. Предложения с однородными сказуемыми. Запятая в предложениях соднородными членами. Союзы ден, да,а.но в предложениях с однородными членами. Сложное предложение. Сложносочинённые предложения.Сложноподчинённые предложения с союзами гын .гынат, манын. Прямая речь. Предложения с прямой речью.
Предложение и части речи(17ч).
Имена числительные. Использование числительных в предложениях. Количественные и порядковые числительные. Местоимение. Личные местоимения. Изменение личных местоимений по лицам, числам, падежам. Наречия.
Итог(5ч).
4 класс. Чтение и развитие речи(51ч)
Устное народное творчество(6ч). Марий, руш да вес элласе калык-влакын йомакышт, туштышт да калыкмутышт.
Природа, труд, люди(10ч). Марий сылнымутчо-влакын «Ужар илем» темылан возымо произведенийышт. Шкенан автор-влакын калык йулалан полеклыме ойпогышт. Пашам чапландарыше марий сылнымут.
Известные люди народа мари(3ч). Шкенан калык гыч лекше шымлызе, сарын да пашан геройжо, сылнымут да сымыктыш (искусство) пашаен-влак нерген ойлымаш, почеламут ден статья-влак.
Финно-угорские народы(7ч). ) Удмурт, мордва, эстон, финн, венгр да финн-угор йылме ешыш пурышо моло калыкын ойпогышт, писатель ден поэтыштын сылнымутышт.
Доброта (3ч). Марий енын поро улмыжым, тудын лывырге кумылзак койышыжым, турло калык кокласе келшымашым суретлыше ойлымаш, почеламут-влак.
Известные марийские писатели и поэты(5ч). Н.С.Лекайнын, В.С.Юксернын, Йыван Кырлян, В.Х.Колумбын, М.С.Майнын ойпого аршашышт.
Произведения русских и зарубежных писателей(12ч). А.С.Пушкинын, И.А.Крыловын, Л.Н.Толстойын, А.П.Чеховын, К.И.Чуковскийын, С. Я.Маршакын, А.П.Гайдарын, Н.Н.Носовын да молынат йочалык сылнымутышт. Д.Дефон, Д.Свифтын, М.Твенын, В.Гюгон, Д.Родарин серымышт гыч ужаш-влак.
Юмористические произведения(5ч). Марий, руш да моло калык-влакын койдарчык сынан ойпогышт, мыскара шулышан мут аршашышт. Б.Даниловын, Гр. Ивановын шомакым модыктышо рифман почеламутышт. Буримела модмаш.
Марийский язык и развитие речи(51ч)
Повторение(10ч).
Главные члены предложения.Второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Знаки препинания в конце предложений. Предложение. Текст. Части речи.:имена существительные, имена прилагательные, глагол, послеслог. Состав слова. Корень, суффикс, окончание. Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки. Ударный и безударный слоги. Слова с безударными гласными о. е, о:в конце слова.
Предложение и словосочетание(19ч).
Словосочетание. Слова в словосочетании. Главные и второстепенные члены предложения. Дополнение. Определение. Обстоятельсьво.Распространённые и нераспространённые предложения.Предложения с однородными членами. Преложения с однородными подлежащими. Предложения с однородными сказуемыми. Запятая в предложениях соднородными членами. Союзы ден, да,а.но в предложениях с однородными членами. Сложное предложение. Сложносочинённые предложения.Сложноподчинённые предложения с союзами гын .гынат, манын. Прямая речь. Предложения с прямой речью.
Предложение и части речи(17ч).
Имена числительные. Использование числительных в предложениях. Количественные и порядковые числительные. Местоимение. Личные местоимения. Изменение личных местоимений по лицам, числам, падежам. Наречия.
Итог(5ч).
Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, график контрольных и лабораторных работ Четверть Количество часов в неделю Количество часов в четверти
Классы 1 2 3 4 1 2 3 4
I четверть 3 3 3 3 27 27 27 27
II четверть 3 3 3 3 24 24 24 24
III четверть 3 3 3 3 27 27 27 27
IV четверть 3 3 3 3 21 24 24 24
Итого в год 99 102 102 102
Количество контрольных работ по родному (марийскому) языку
Контрольные диктанты Изложения Сочинения В год
1 класс 1 1
2 класс 2 (списывание) +2 диктант 1 5
3 класс 4 1 5
4класс 5 1 2 8
В таблицу не включены обучающие изложения и сочинения (их пишем в рабочих тетрадях).
В контрольных тетрадях по родному (марийскому)языку пишем все контрольные диктанты, изложения и сочинения. Сочинения по литературе пишутся в рабочих тетрадях по литературе или в отдельных тетрадях по развитию речи по литературе.
Особенности класса Общеобразовательный
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки учащихся Обучающиеся 1 класса должны знать:
Все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).
Обучающиеся должны уметь:
вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова;
знать способы их буквенного обозначения;
обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и) и мягким знаком;
определять место ударения в слове;
вычленять слова из предложений;
чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;
правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;
грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, написание которых не расходится с произношением;
употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;
устно составлять 3-5 предложений на определённую тему;
знать гигиенические правила письма;
правильно писать формы букв и соединения между ними;
уметь прочитать слово орфографически и орфоэпически, на этой основе установить, так ли данное слово пишется, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение.
К концу 1 класса учащиеся должны уметь
все буквы русского алфавита;
пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и взрослым;
выслушивать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддерживать разговор репликами и вопросами;
проводить звуковой анализ слов;
различать гласные и согласные звуки и буквы, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые звуки в слове, обозначать мягкость согласных с помощью букв (е, ё, и, ю, я) и мягкого знака, определять ударный слог в слове;
списывать с печатного и письменного текстов, не искажая начертания строчных и заглавных букв и правильно соединяя буквы в словах;
употреблять большую букву в начале и точку в конце предложения;
писать под диктовку слова, предложения, тексты, включающие 15-17 слов;
самостоятельно составлять и записывать текст из 3 - 5 предложений, разных по цели высказывания, на определённую тему;
виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске, предложения восклицательные и невосклицательные по интонации;
слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета;
соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель;
использования прописной буквы в именах собственных;
написания слов с сочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу;
обозначения в словах мягкости согласных звуков на письме;
правильного написания слов типа пень, яма;
правописания слов с непроверяемыми орфограммам;
по чтению:
•наизусть 3—4 стихотворных произведения классиков русской литературы;
•автора и заглавие 3—4 прочитанных книг;
•имена и фамилии 3—4 писателей, произведения которых читали в классе.
Учащиеся должны уметь:
•пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и к взрослым;
•выслушать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддержать разговор репликами и вопросами;
•читать небольшой текст плавно, целыми словами с элементами послогового чтения;
•читать со скоростью не менее 30-35 слов в минуту небольшие тексты, соблюдать паузы, отделяющие
одно предложение от другого;
•отвечать на вопросы к прочитанному тексту;
•воспроизводить содержание эпизода или ситуацию из текста с опорой на вопросы и иллюстрации к нему;
•высказать свое отношение к прочитанному.
Навык чтения (оценка достижения).
I полугодие. Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и
обозначающими их буквами.
II полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого. Продолжение работы над звуковой культурой речи, над словом, предложением и связной речью, начатой в букварный период.
Обучающиеся 2 класса должны знать:
- пары согласных по глухости-звонкости;
- названия частей слова, способы их нахождения (изменение слова, подбор родственных);
- изученные орфографические правила написания (способы действия для выбора правильных букв): безударных гласных, парных по глухости-звонкости согласных, разделительных ь или ъ знаков;
- виды предложений по цели и интонации.
Умения, формируемые в процессе обучения:
Речевые. Слушать речь одноклассников на уроке, оценивать ее соответствие вопросу или заданию, требованиям к «хорошей речи»; строить собственные устные высказывания с учетом тех же требований. Выполнять правила речевого поведения, следить за ясностью, четкостью устной речи; соблюдать нормы употребления и произношения слов, помещенных в словаре учебника «Как правильно говорить?». Самостоятельно (по конкретным установкам) «добывать» информацию из текстов и справочных материалов учебника, воспроизводить ее, руководствуясь коммуникативными целями, и использовать для решения практических задач. Замечать в речи незнакомые слова, спрашивать о них, самостоятельно пользоваться толковым словарем учебника. Создавать предложения, обдумывая предмет речи (о чем или о ком?) и содержание сообщения, вопроса, просьбы, пожелания (что скажу?). Среди побудительных предложений различать просьбы, требования, пожелания, советы; строить предложения с этими значениями и произносить их с соответствующей интонацией.
Отличать текст от группы предложений, объяснять различие. Определять в тексте тему (о чем?) и основную мысль (что? — в ясных случаях, при ее словесной выраженности), отражать их в заголовках. Наблюдать за развитием мысли и последовательностью сведений при ее раскрытии. Использовать знания о требованиях к хорошему тексту при анализе предлагаемых материалов, редактировать их.
Подробно письменно пересказывать тексты повествовательного характера объемом 45—55 слов (после речевой и орфографической подготовки); проверять и улучшать написанное (с опорой на памятку).
Создавать речевые произведения определенных жанров: записку, письмо, поздравление, кулинарный рецепт, загадку, словесную зарисовку; обдумывать их содержание и языковые средства, а после написания проверять и совершенствовать (с опорой на памятку).
Языковые (фонетико-графические и грамматические).
Проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) анализ слов (с использованием элементарной транскрипции): обозначать звуки слова, устно или письменно давать их характеристику, указывать буквы для каждого звука, объяснять, если есть, различие в количестве звуков и букв.
Проверять написание с точки зрения графических ошибок (пропусков, замен и перестановок букв, а также неправильного обозначения мягкости согласных и звука [й']), обнаруживать и исправлять встретившиеся нарушения.
Различать слова по их функции (слова-названия, указатели, помощники), узнавать названия предметов в косвенных падежах (без термина), ставить вопросы к ним и другим словам-названиям, выбирая правильный: кто? Или что?; какой? Какая? какое? какие?; что делает ? что сделал ? что делала ?или что сделала! И т.п.
Подбирать родственные (однокоренные) слова, отличать их от синонимов, а также слов с омонимичными («похожими») корнями . Осознанно действовать, проводя полный и частичный морфемный анализ слов (на основе памятки).
Правильно образовывать слова с заданными морфемами, выбирать их в соответствии с указанным значением или с учетом контекста. Замечать и исправлять яркие нарушения словообразовательных норм.
Выделять предложения из потока устной и письменной речи по освоенным признакам (наличие мысли и интонации ее конца). Давать предложениям характеристику по цели и интонации; правильно ставить знаки на конце предложений при их записи.
Орфографические. Обозначать (или не обозначать) мягкость согласных звуков перед согласными. Использовать разделительные знаки ь и ъ при обозначении звука [й'] (сначала без их выбора, а потом осуществлять выбор).
Обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам, выделять те, способы решения которых известны.
Указывать на месте орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных варианты букв: а/о, е/и, д/т и т.п., из которых осуществляется их выбор.
Применять изученные правила и решать орфографические задачи на месте безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в корнях слов разных частей речи на месте непроизносимых и удвоенных согласных в корне.
Пользоваться орфографическим словарем учебника.
Списывать и писать под диктовку текст объемом
до 45 слов. Соблюдать при этом правила каллиграфии, критически оценивать их выполнение.
Уровень требований стандарта
В результате изучения родного языка ученик должен
знать \ понимать:
--значимые части слова;
--типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
уметь:
--анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова;
--различать произношение и написание слов;
--находить способы проверки слов (в том числе и по словарю);
--без ошибок списывать несложный текст объемом 30-50 слов;
--создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования;
--соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
--адекватного восприятия звучащей речи;
--работы со словарями;
--соблюдения орфоэпических норм;
--создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
--овладение нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения.
Литературное чтение
Развивать технику чтения (вслух и про себя). Обучающиеся знают буквы, умеют прочитать их и назвать звуки, которые они передают. Учащиеся способны: быстро и точно устанавливать буквенно-звуковые соответствия; правильно озвучить графический образ слова и соотнести его со значением, т.е. понимать читаемое; читать по синтагмам, объединяя слова в определённые смысловые группы; прочитать в естественном темпе текст, построенный на знакомом языковом материале, с пропущенными буквами, словами или рисунками вместо знакомых слов с неизвестной графикой; выразительно, с правильным ударением и интонацией прочитать вслух (обращённое чтение).
С полным пониманием содержания текста. Обучающиеся способны: прочитать текст про себя, точно и полно понять его содержание (пользуясь, в случае необходимости, построчными сносками, языковой догадкой) и отреагировать на его содержание невербально: см.выше, а также: выполнить инструкцию, сделать что – либо по рецепту; соотнести рисунок с текстом (его частями); вербально: см.выше, а также: ответить на вопросы относительно деталей содержания; составить своё школьное расписание, рецепт; расположить отдельные части текста в последовательности, соответствующей прочитанному тексту; поставить вопросы к тексту.
Обучающиеся 3 класса должны: - овладеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения не менее 65 – 70 слов в минуту; -понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного; -передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика) пересказа; -составлять план к прочитанному (с помощью учителя); - с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения; - знать наизусть не менее 10 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы; - знать не менее 5-6 народных сказок, уметь их пересказывать; -знать более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них. Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения и качества: – эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)свои эмоции; – эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; – чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; – любовь и уважение к родному языку, культуре; – интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; – интерес к изучению языка; – осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
В результате изучения марийского языка и литературного чтения в 4 классе дети научатся:
произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова;
использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуковв слабой позиции в корне слова;
разбирать простое предложение с однородными членами;
ставить запятую между однородными членами в изученных случаях;
оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания, точка, вопросительный и восклицательный знаки);
писать обучающее изложение доступного текста;
списывать и писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы;
производить разбор слова по составу;
подбирать однокоренные слова;
распознавать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие, предлог, союз);определять род, число, падеж имён существительных и имён прилагательных;
производить морфологический разбор доступных слов;
давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
понимать влияние ударения на смысл слова;
различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове;
устанавливать связь слов в предложении по вопросам;
производить элементарный синтаксический разбор предложения;
различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение).Орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75-80 слов), включающий изученные орфограммы за курс начальной школы;
проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;
производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова;
производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;
распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);
изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам;склонять в единственном и множественном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;
владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного выборочного, творческого ( с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей0 пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам.
Оценка
достижения планируемых результатов освоения учебной программы
В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по марийскому языку и литературному чтению должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка. Оценивать диагностические и стандартизированные работы следует в соответствии с уровнем освоения четвероклассником программы по марийскому языку. 70% сделанных верно заданий означает, что «стандарт выполнен».Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения марийскому языку в четвёртом классе. Основные виды письменных работ по марийскому языку: списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т.д.), обучающие изложения и сочинения. В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Одной из ее целей является оценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по марийскому языку в третьем классе: способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений. При оценивании письменных работ учитель принимает во внимание сформированность каллиграфических и графических навыков. Диктант
«5» - нет ошибок;«4» - 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки или 1 орфографическая и 3 пунктуационные; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм;«3» - 3-5 орфографических ошибок или 3-4 орфографических и 3 пунктуационных, работа написана небрежно;«2» - более 5 орфографических ошибок. Грамматическое задание
«5» - нет ошибок;«4» - ученик правильно выполнил ¾ заданий;«3» - ученик правильно выполнил не менее ½ заданий;«2» - не справился с большинством заданий.
Контрольное списывание
«5» - безошибочное аккуратное выполнение работы;«4» - 1 орфографическая ошибка и 1 исправление; 2 исправления;«3» - 2 орфографические ошибки и 1 исправление; 3-4 исправления;«2» - более 2 орфографических ошибок; более 4 исправлений.
Словарный диктант
«5» - безошибочное аккуратное выполнение работы;«4» - 1 орфографическая ошибка и 1 исправление; 2 исправления;«3» - 2 орфографические ошибки и 1 исправление; 3-4 исправления;2» - более 2 орфографических ошибок; более 4 исправлений.
Тест
«5» - верно выполнено 5/6 заданий;«4» - верно выполнено 3/4 заданий ;«3» - верно выполнено 1/2 заданий ;2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.
Изложение
«5» - правильно и последовательно воспроизведён авторский текст, нет речевых орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления;«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются 1-2 фактических и речевых неточностей, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления;«3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, 3-6 орфографические ошибки и 1-2 исправления;«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли, нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.
Сочинение: «5» - логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления;«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются 1-2 фактических и речевых неточностей, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления;3» - имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, 3-6 орфографические ошибки и 1-2 исправления;«2» - имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли, нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебный комплект: концепция и программа, учебник, учебное пособие, рабочая тетрадь, учебно-справочное издание, книга для учителя и т.д. 1.Дмитриев С.Д.Дмитриева В.М.Прописи. 1 класс, в 2частях. Йошкар-Ола: Марий книга савыктыш,2010г
2.Бушкова Н.И.,Аспаева Н.М «Азбука» 1 класс в 2 частях Издательство «Китап»2011
3 .Бушкова Н.И.,Аспаева Н.М. Методическое пособие по обучению грамоте 1 кл.Издательство «Китап»2011
Программа по марийскому языку(1-4 классы) Дмитриев С.Д.,Ефремов А.М. Министерство образования Республики Марий Эл,20011 год,
Учебно-практические издания Учебники:
1. Рабочая тетрадь «Возаш тунемына». Аспаева .М.УФА-2008. В двух частях.
2.Бушкова Н.И.,Аспаева Н.М «Азбука» 1 класс в 2 частях Издательство «Китап»2011
Контрольно-диагностические материалы, тесты и т.дА.М.Ефремов «Диктант ден изложений сборник»: Туналтыш классыште туныктышо-влаклан.- Йошкар-Ола: Марий книга савыктыш; ГОУ ДПО (ПК) С «Марий образований институт»,2008.
Учебно-наглядные издания и пособия Комплект таблиц по марийскому языку.
Писатели Марий Эл. Библиографический справочник. Йошкар- Ола Мар.кн.изд. 2008
Учебно-методические пособия А.М.Ефремов «Диктант ден изложений сборник»: Туналтыш классыште туныктышо-влаклан.- Йошкар-Ола: Марий книга савыктыш; ГОУ ДПО (ПК) С «Марий образований институт»,2008.
Научно-популярная литература, словари и справочники, атласы, развивающие и дидактические игры Словари по марийскому языку.
Йошкар-Ола. Открытки.
Марий орфографий мутер.- Йошкар-Ола, 2011.
Аудиовидеоприложения Аудио диск: «Айдеме-патыр» - (Марий калык йомак аршаш); ООО «Марий – Рекордс», 2011.
Цифровые образовательные ресурсы: Интернет-поддержка, электронные приложения и т.д.) https://mariuverm.wordpress.com/http://mari-el.gov.ru/Pages/main.aspx
Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса
Библиотечный фонд, печатные пособия Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по марийскому языку.
Компьютерные и ИКТ средства Персональный ноутбук с принтером и ксероксом;
мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике предмета;
интерактивная доска.
Технические средства обучения Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по марийскому языку.
Демонстрационные пособия Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование Касса букв и сочетаний.
Классная магнитная доска.
Учебные игры Комплекты для обучения грамоте (индивидуальное наборное полотно, образцы письменных букв).
Список литературы
Литература, рекомендованная для учителя Бушкова Н.И., Аспаева Н.М. Методическое пособие по обучению грамоте 1 кл.,Издательство «Китап»,2011
П. И.Быков, «Буква пайрем».- Йошкар-Ола: Марий туныктыш институт, 2011
Леонтьева М.Г. «Книгам йоратена». 1 классыште внеклассный лудмаш.- Йошкар- Ола: Марий книга савыктыш, 1993.
Дополнительная литература Школьниклан ойлымаш-влак. Акланов Г.А Институт образования 2000
Сылнымут йылме., Учаев З.В. Институт образования 1989, Писательын йымыже.
Туныктвшвжо-влакын пособий. Щанов И.С. Йошкар-Ола: Мар.кн.изд. 1989
Приложения к программе
Приложения к программе КИМЫ, темы проектов и творческих работ, основные понятия и термины по разделам учебного предмета и т.д.
Тексты для контрольного диктанта и контрольного списывания.