Рабочая программа по родному (марийскому)языку


\s
Пояснительная записка
Нормативные документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010г. №373);
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)
- Закон РФ от 25.10.1991 N 1807-1 (ред. от 12.03.2014) "О языках народов Российской Федерации"
- Указ Президента РФ от 19.12.2012 N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года"
- Постановление Правительства РФ от 20.08.2013 N 718 (ред. от 25.08.2015) "О федеральной целевой программе "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)"
- Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 г. N 696-з "Об образовании в Республике Башкортостан"
- Закон Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан» № 216-З от 15 февраля 1999 года
- Государственная программа «Развитие культуры, искусства и кинематографии в Республике Башкортостан» от 26 июня 2013 года №279 --Закон Республики Башкортостан «О государственной символике Республики Башкортостан» от 29 мая 2014г. №98-з
- Целевая республиканская программа сохранения, изучения и развития языков народов Республики Башкортостан
-Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821 – 10;
- Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 8 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан на 2015 – 2016 учебный год (5 класс)
-Календарный учебный график учебного процесса на 2015-2016 учебный год Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 8 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
-Положение МБОУ СОШ № 8 «О рабочих программах по предмету (курсу) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 8 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан»
Сведения о программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа Константинова В.В., Крылова Г.С.,Кулалаева Н.А.,Игнаева Р.П. Программа по марийскому языку для 1-11 классов .- Йошкар-Ола: Министерство образования и науки Республики Марий Эл, ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2011.-112с.
Сведения об УМК Реализация данной программы осуществляется с помощью УМК« Марийский язык» (О.Н.Васенина, Л.Н.Рябинина, Г.А.Малинина) авторов Йошкар-Ола 2012 для 5 класса общеобразовательных учреждений
Цель и задачи учебного предмета Познавательная цель предлагает ознакомление обучающихся с марийским языком как одним из языков финно- угорской языковой группы, с основными начальными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково - символического восприятия и логического мышления обучающихся;
социокультурная цель предлагает овладение речью на марийском языке, формирование коммуникативной компетенции обучающихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:
- обогащение словарного запаса, развитие навыков общения на марийском языке; развитие мышления, воображения, памяти и внимания на основе совершенствования речевых навыков;
- освоение обучающимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике марийского языка;
- овладение обучающимися умениями правильно произносить звуки марийского языка, писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты- повествования;
- воспитание у обучающихся уважения к языку как духовному богатству народа, чувства сопричастности к его сохранению, толерантного отношения к представителям разных народов и народностей; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь на марийском языке.Общая характеристика учебного предмета Учебный курс «Марийский (государственный) язык» представлен в 5 классе обучением следующим видам речевой деятельности: аудированию, говорению, чтению, письму. Но в общем объеме часов, выделенных на изучение предмета, приоритет отдается развитию навыков аудирования и говорения. Навыки чтения и письма формируются параллельно с развитием навыков говорения. На такое структурирование учебного материала указывает коммуника- тивная технология обучения языку.
Основное назначение марийского (государственного) языка в 5 классе состоит в формировании элементарных представлений о системе марийского языка, в формировании речевых умений и навыков, необходимых для повседневного общения.
Являясь существенным элементом культуры марийского народа, курс обучения в 5 классе призван выполнять функцию обеспечения развития ученика как личности, полноценно (с учетом своего возраста) владеющей устной и письменной речью, а также формирования своей собственной траектории
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами марийского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики марийского языка, владение нормами речевого этикета, культурой общения. . Большое значение для успешного овладения марийском языком в школе имеет его связь с другими предметами, включёнными в программу школы.
Данная программа формирует ценностные ориентиры учащихся и раскрывает связь учебного предмета с программой воспитания и социализации обучающихся, включая:
- формирование экологической культуры;
- осознание необходимости вести здоровый образ жизни путём информирования об общественно признанных формах поддержания здоровья и обсуждение необходимости отказа от вредных привычек. Приобщение к здоровому образу жизни происходит в рамках таких тем, как «Лето растит, осень припасает», «Дружим со спортом»
Кроме того данная программа содержит и региональный компонент. Этнокультурные особенности Республики Башкортостан обсуждаются в ходе изучения таких тем, как « Марийский язык родной язык марийского народа», « Родной Марийский край
Свободное время» когда учащиеся рассказывают о свое малой Родине городе Бирск; «Путешествия», учащиеся совершают поездки в столицу республики, город Уфа; «Праздники и обычаи», где учащиеся рассказывают про сабантуй,; при обсуждении темы “Национальные блюда” учащиеся говорят про башкирский мёд, чэк-чэк и т.д.
Большое значение на современном этапе развития общества приобретает социализация и самореализация личности учащихся. Задачи социализации легко могут быть решены на уроках родного языка и литературы посредством включения ребят в специально организованные ситуации урока. И до того, как жизнь поставит ученика перед проблемой выбора, у него уже будет собственное мнение, он будет иметь возможность самостоятельно принимать решения, будет адекватен окружающей его реальности.
Место учебного предмета в учебном плане Региональный базисный учебный план для образовательных организаций Республики Башкортостан, реализующих основное общеобразовательные программы - образовательные программы основного общего и среднего общего образования. Приказ. №905 « 29» апреля 2015 предусматривает изучение родного (марийского) языка и литературы в 5 классе общеобразовательных учреждений в объеме 102часов (3 часа в неделю).
Результаты изучения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные) Основными целями освоения программы по предмету «марийский (государственный) язык» являются:
- развитие личности ребенка, его речевых способностей, формирование познавательных процессов деятельности – восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления;- освоение знаний о марийском языке, его особенностей; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся» умение анализировать языковые явления;
- развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих использование марийского языка в различных сферах общения; формирование готовности и способности к общению на марийском языке;
- воспитание интереса к изучению марийского языка, приобщение к истории и культуре марийского народа;
- формирование сознательного отношения к марийскому языку как духовной и культурной ценности народа; воспитание любви и интереса к марийскому языку;
- применение полученных знаний, умений и навыков в речевой практике.
Требования к уровню подготовки выпускников.
Личностные УУД
- понимает значимость марийского языка;
- сознательно относится к марийскому языку как духовной и культурной ценности народа.
Регулятивные УУД
- контролирует и выполняет свои действия по заданному образцу и правилу при выполнении упражнений и составлении устных и письменных высказываний на мариском языке;
- подбирает и конструирует языковые средства при создании собственных высказываний в рамках тематики начальной ступени;- применяет изученные грамматические правила (в устной и письменной формах);- оценивает выполненную работу;
- приобретает навыки самостоятельной работы над ошибками при выполнении грамматических заданий.
Познавательные УУД
- выполняет простые логические действия (анализ, сравнение, обобщение) в соответствии с лингвистическими особенностями марийского языка;
- соотносит графический образ слова с его звуковым образом в процессе чтения и письма;
- выписывает и вставляет слова и буквы, изменяет форму слов в процессе выполнения орфографических, лексических и грамматических заданий;
- читает и понимает основное содержание несложных текстов, находит в них нужную информацию;
- опирается на языковую догадку в процессе чтения (восприятие на слух) текстов, содержащих отдельные незнакомые слова или новые комбинации знакомых слов;
- умеет осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме (описывать картинку, рисунок на заданную тему, предмет, кратко высказываться о себе, своей семье, своем друге, о любимом животном, называть возраст, место жительства, описывать внешность, что умеет делать, любимое занятие и выразить при этом свое отношение к предмету высказывания).
Коммуникативные УУД
- соблюдает правила этикета на основе традиций марийского народа;
- умеет вести беседу в ситуациях учебного и семейно-бытового общения (вести диалог этикетного характера: знакомится, представлять друг друга, прощаться, поздравлять, предлагать угощение, благодарить за угощение; вести диалог побудительного характера: обращаться с просьбой, предлагать совместное действие, просить о помощи, предлагать свою помощь; вести диалог, задавая вопросы: кто? что? где? у кого? с кем? куда? почему? зачем? откуда? от кого?; переспрашивать, уточнять);
- составляет рассказ (в письменной и устной форме) по картинке, рисунку на заданную тему; кратко высказываться о себе, своей семье, своем друге, о любимом животном, называет возраст, место жительства, описывает внешность, что умеет делать, любимое занятие и выражает при этом свое отношение к предмету высказывания;
- пересказывает содержание прочитанного текста с опорой на ключевые слова, план, иллюстрации;
- работает в различных режимах (индивидуально, по парам, в группах);
- высказывает свою точку зрения;
- толерантно относится к культуре других народов.
Предпочтительные формы контроля Формами контроля учащихся являются, как традиционные - самостоятельные работы, тестирование, контрольные работы, так и современные – творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, проекты, а также внеурочная деятельность учащихся (участие в олимпиадах, творческих конкурсах).Педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем Данная программа реализуется с помощью разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Программа предусматривает такую систему организации учебного процесса, основу которой являет собой современный урок с использованием интернет технологий, развивающего обучения, проблемного обучения, обучение развитию критического мышления, личностно - ориентированного обучения. В поддержку современному уроку выступает система консультаций, а также самостоятельная работа учащихся с использованием современных компьютерных технологий.
Осуществление целей данной программы обусловлено использованием в образовательном процессе информационных технологий, диалоговых технологий, программированного обучения, проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения. Программа направлена на создание оптимальных условий обучения, исключение психотравмирующих факторов, сохранение психосоматического здоровья учащихся, развитие положительной мотивации к освоению программы, развитие индивидуальности и одарённости каждого ребёнка.
Основное содержание учебного предмета
Содержание предмета
Марийский язык родной язык марийского народа( 7 часов)
Я изучаю марийский язык;  Марийский язык в финно – угорской языковой семье;  Наш класс;  На уроке в школе.
Лето растит, осень припасает (7 часов)Осенняя погода ; Осенние краски; Осенняя одежда;; В саду осенью; Любимый цветок.
Дружим со спортом (10 часов)На уроке физкультуры; Мой друг-футболист; Игры народа мари; Режим дня; Любимая игра.
Родной Марийский край (9 часов)Край родной марийский; Символика республики; Символика республики; День рождения Марий Эл; Оршанский район Поселок Оршанка; Славные люди родного края (экскурсия в музей).
Зима (9 часов)Первый снег; Природа зимой;Зимние забавы; Скоро елка; подарок в новый год; На елке.
В разных странах Новый год (6 часов)Новый год в разных странах; Новый год в Финляндии; Новогодние блюда; Шорыкйол.
Свободное время (9 часов)Свободное время: чем заняться? Определение времени; После уроков; Выходной день; Любимое занятие.
Мы гордимся ими (10 часов)Характер человека; дружная семья; Каким должен быть врач; Вечером в семье; Что такое хорошо и что такое плохо.
Весна (10 часов)Первый весенний праздник; Природа весной; Весенние гости; Весна в деревне.
На берегу Волги (9 часов) Горномарийский район; Козмодемьянск; Этнографический музей; Экскурсия по городу; Григорьев – первый марийский художник.
В музее (8 часов)Тимофей Евсеев – выдающийся этнограф; Музей им. Т. Евсеева; Музеи республики; Суффикс-ер; Марийский народный костюм.
Готовимся в поход (8 часов) Готовимся в поход; В походе; У костра; Игры у костра.
Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, график контрольных и лабораторных работ Четверть Количество часов в неделю Количество часов в четверти Количество контрольных работ
I четверть 3 26 2
II четверть 3 23 2
III четверть 3 29 2
IV четверть 3 24 2
Итого в год 102 8
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки учащихся -понимать речь учителя, отвечать на вопросы;
- пересказать текст, звучащий в течение 2 минут, определить тему и идею;
-при общении знать 600 слов и словосочетаний и применять их в повседневной жизни, уметь составлять диалог из 6-7 реплик, монолог из 8-10 предложений;
- при диалоге отвечать на вопросы и составлять вопрос по теме;
-умение написать текст по рисунку;
-читать про себя и вслух выразительно;
-уметь пересказать содержание прочитанного подробно и сжато;
-находить значение новых слов в словаре и применять это слово в устной и письменной речи;
-правильно писать слова;
-по рисунку составлять 5-6 предложений;
-уметь написать поздравительную открытку;
-уметь писать текст по плану.
Обучающиеся 5 класса должны к концу учебного года знать конкретно материал по грамматике: падежи имен существительных; число имен существительных; времена глагола; некоторые разряды местоимений; наречия времени, места, образа действия; по словообразованию и морфемике: суффиксы имен существительных, образование сравнительной степени прилагательных; по синтаксису: простые и сложные предложения
Календарно-тематический план
№ урока Дата Тема урока Количество часов по разделу
План факт 1.Марийский язык – родной язык марийского народа( 7 часов)
1 01.09
02.09 Марийский язык – родной язык марийского народа.Я изучаю марийский язык 1
2 03.09 Марийский язык в финно – угорской языковой семье. 1
3 08.09 Наш класс 1
4 09.09 На уроке в школе 1
5 10.09 Р/р. Написание изложения «Онар» 1
6 15.09 Повторение темы «Родной язык» 1
2.       Лето растит, осень припасает (7 часов)
7 16.09 Осенняя погода 1
8 17.09 Осенние краски 1
9 22.09 Осенняя одежда 1
10 23.09 В саду осенью 1
11 29.09 Любимый цветок. 1
12 30.10 Повторение по теме «Лето растит, осень припасает 1
13 01.10 Составление рассказа «Шыже» 1
3. Дружим со спортом (10 часов)
14 06.10 На уроке физкультуры 1
15 07.10 Мой друг-футболист 1
16 08.10 Игры народа мари 1
17 13.10 Режим дня 1
18 14.10 Любимая игра 1
19 15.10 Контрольный диктант «Шем портышто» 1
20 20.10 Работа над ошибками. Прилагательное 1
21 21.10 Повторение по теме «Дружим со спортом» 1
22 22.10 Любимая передача 1
23 27.10 Разучивание игр. 1
4.Родной Марийский край (9 часов)
24 28.10 Край родной марийский 1
25 29.10 Символика республики 1
26 05.11 День рождения Марий Эл 1
27 10.11 Оршанский район. Поселок Оршанка 1
28 11.11 Славные люди родного края (экскурсия в музей) 1
29 12.11 Р/р Подготовка к сочинению «Шочмо ял» 1
30 17.11 Р/р Написание сочинения «Шочмо ял» 1
31 18.11 Н.Ильяков Майра ден Тайра. 1
32 19.11 Вн. чт. М. Емельянов « Шочмо вер» 1
5. Зима (9 часов)
33 24.11 Первый снег 1
34 25.11 Природа зимой 1
35 26.11 Зимние забавы 1
36 01.12 Скоро елка 1
37 02.12 Подарок в Новый год 1
38 03.12 На елке 1
39 08.12 Ш.Осып Кориш1
40 09.12 Ш.Осып Кориш1
41 10.12 Повторение по теме «Зима» 1
6.       В разных странах Новый год (6 часов)
42 15.12 Новый год в других странах 1
43 16.12 Новый год в Финляндии 1
44 17.12 Контрольный диктант «Телым» 1
45 22.12 Работа над ошибками. Поздравление. 1
46 23.12 Новогодние блюда 1
47 24.12 Шорыкйол1
7.       Свободное время (9 часов)
48 29.12 Свободное время: чем заняться? 1
49 14.01 Определение времени 1
50 19.01 После уроков 1
51 20.01 Выходной день 1
52 21.01 Любимое занятие 1
53 26.01 Р/р. Написание сочинения «Мыйын яра жапем» 1
54 27.01 Упражнения на тему «Наречия времени» 1
55 28.01 Разучивание марийских народных игр 1
56 02.01 Повторение по теме «Свободное время» 1
8.       Мы гордимся ими (10 часов)
57 03.02 Характер человека 1
58 04.02 Дружная семья 1
59 09.02 Каким должен быть врач 1
60 10.02 Вечером в семье 1
61 11.02 Составление рассказа «Ешыште» 1
62 16.02 М.Шкетан Патыр шольо-влак1
63 17.02 Что такое хорошо и что такое плохо 1
64 18.02 Повторение по теме «Мы гордимся ими» 1
65 24.02 Вн.чт. К .Васин «Эчу» 1
66 25.02 В.Абукаев.Йошкар энер1
9.       Весна (10 часов)
67 02.03 Первый весенний праздник 1
68 03.03 Природа весной 1
69 04.03 Весенние гости 1
70 09.03 Весна в деревне 1
71 10.03 А.Бик Шошо лирика 1
72 15.03 С.Чавайн Шошым1
73 16.03 Повторение по теме «Весна» 1
74 17.03 Контрольный диктант «Коча ден уныкаже» 1
75 22.03 Работа над ошибками. Падежи 1
76 23.03 Ю.Чавайн Апрель 1
10.    На берегу Волги (9 часов)
77 24.03 Горномарийский район 1
78 05.04 Козьмодемьянск 1
79 06.04 Этнографический музей 1
80 07.04 Экскурсия по городу 1
81 12.04 Григорьев – первый марийский художник 1
82 13.04 Музеи города Бирск 1
83 14.04 На берегу Белой1
84 19.04 Р/р Написание изложения « Сар жапым шарналтен» 1
85 20.04 Повторение по теме « На берегу Волги» 1
11.    В музее (8 часов) 86 21.04 Тимофей Евсеев – выдающийся этнограф 1
87 26.04 Музей им.Т. Евсеева 1
88 27.04 Музеи республики 1
89 28.04 Суффикс –ер. 1
90 03.05 Марийский народный костюм 1
91 04.05 А. Бик Марий Эл 1
92 05.05 С.Николаев Марий луман ола1
93 10.05 Повторение по теме «В музее» 1
12.    Готовимся в поход (8 часов) 94 11.05 Готовимся к походу 1
95 12.05 В поход 1
96 17.05 У костра 1
97 18.05 Игры у костра 1
98 19.05 Составление диалога «У костра» 1
99 24.05 Контрольный диктант «Луддымо Настя» 1
100 25.05 Работа над ошибками. Наречие 1
101 26.05 Повторение по теме « Готовимся в поход» 1
102 31.05 Повторение по теме « Готовимся в поход» 1
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебный комплект: концепция и программа, учебник, учебное пособие, рабочая тетрадь, учебно-справочное издание, книга для учителя и т.д. 5 класс: Васенина О. Н., Рябинина Л. Н., Малинина Г. А.
В19 Марийский язык : Учебное пособие для 5 класса.- Йошкар-Ола 2012 З. В. Учаев, Л. А. Петухова Марийский язык. Учебник для 5 – 6 классов. – Йошкар – Ола 1997    
Константинова В.В., Крылова Г.С.,Кулалаева Н.А.,Игнаева Р.П. Программа по марийскому языку для 1-11 классов .- Йошкар-Ола: Министерство образования и науки Республики Марий Эл, ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2011.-11
Контрольно-диагностические материалы, тесты и т.дЕфимов Е.Е. Марий йылме: Тест сборник: 5- класс.- Йошкар-Ола: ГОУ ДПО(ПК) С «Марий образований институт»,2007.-40с.
Г. Матюковский. Эх, тый, шочмо йылме.
А. Горохов. Тунемше.
В. Регеж Горохов. О шочмо мланде!
Б. Данилов. Сылне У ий елкына(отрывок)
А. Федоров Шошо толын.
Учебно-наглядные издания и пособия Портреты поэтов и писателей.

Учебно-методические пособия Методика преподавания марийской литературы
Для учителей 4-8 классов
Йошкар-Ола.1981
Научно-популярная литература, словари и справочники, атласы, развивающие и дидактические игры и т.д. Русско-марийский словарь для учащихся начальных классов. С.Д.Дмитриев – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2007г.
Марийско-русский словарь. В.М.Васильев, З.В.Учаев – Йошкар-Ола:Марийское книжное издательство,2007г.
Марийско-русский словарь. В.М.Васильев, А.А.Саваткова, З.В.Учаев – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2006г.
Русско-марийский словарь. И.Ф.Андреев, Л.П.Васикова, Ф.И.Гордеев – Москва: издательство “Советская энциклопедия”, 2007г.
История марийского народа. Учебное пособие для учащихся среднего и старшего школьного возраста. А.Г.Иванов, К.Н.Сануков – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2010г.
Аудио- и видеоприложенияАудио кассеты: «Времена года», «Марийские песни».
цифровые образовательные ресурсы: Интернет-поддержка, электронные приложения и т.д.) Презентациии: «Орнаменты», «Н. Лекайн», «Кайык шулдыран тана». « Шочмо кундем»
oprb.ruwww.morb.ru Официальный сайт Министерства образования Республики Башкортостан
www.edu.ru     Федеральный портал "Российское образование"
www.минобрнауки.рф.минобрнауки.рф Министерство образования и науки РФhttp://www.pravitelstvorb.ru/  Официальный сайт Правительства Республики Башкортостан
www.apkpro.ru  Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
www.ege.edu.ru официальный информационный портал ЕГЭ
www.zankov.ru Образовательная система Л.В.Занковаkpolyakov.narod.ru  Методические материалы и программное обеспечение для школьников и учителей
Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса
Библиотечный фонд, печатные пособия Наборы сюжетных (предметных картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе по родному языку. 1. Географические карты РМЭ;
2. Предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
Технические средства обучения Ноутбук
Список литературы
Литература, рекомендованная для учителя Марийские писатели в школе ( В.Иванов, В. Сапаев, З. Каткова, В. Косоротов) Йошкар-Ола Марий книга савыктыш ГОУ ДПО (ПК) С « Марий образований институт» 2008
Литература, рекомендованная для учащихся Т.Н.Воронцова Дубок Книга для внеклассного чтения.Йошкар-Ола-2008