Урок во 2 классе по теме: «Правописание парных согласных в корне слова» по программе УМК «Школа России»

МКОУ Новобирюсинская СОШ







Урок по русскому языку во 2 классе



«Правописание парных согласных в корне слова»



Урок – исследование.


























Цель: 1. Выяснить, в каких случаях необходимо проверять парные согласные
в корне слова.
2. Вывести правило проверки парных согласных в корне слова и
применять правило на практике.
3. Развивать аналитическое мышление, умение сравнивать, выделять
существенные признаки, обобщать, делать выводы.
4. Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Оборудование: картины сада и огорода, сигнальные карточки, карточка со словами (сад, огород, сказка)


Ход урока.

I.Орг. момент начинается с физминутки на внимание.
- Здравствуйте ребята! Садитесь. Читаем хором с доски.
«Без труда – нет и плода» (объясняют смысл пословицы)
- А мы с вами сегодня будем трудиться не просто на уроке, а в «саду» и «в огороде». Девиз нашего урока: «Без мысли ни шагу»
(подготовка к работе в тетради, хором проговаривают)
Я тетрадочку открою и как надо положу,
Я друзья мои не скрою, ручку правильно держу.
Сяду прямо не согнусь, за работу я возьмусь.

Записывают число и классная работа.

II.Целеполагание.
– Сегодня на уроке мы проведём исследование на тему: ?
Но, тему вы должны назвать сами.
Прочитайте слова на карточке: сад, огород, сказка.
Назовите опасные места в этих словах. (Дети называют – это парные согласные и формулируют тему урока)
- Значит, будем исследовать «Правописание парных согласных в корне слова»
- Но для изучения возьмём не любые слова.
Определить, что это за слова, вам поможет название нашего урока: «Во саду ли, в огороде»
- Что растёт в саду? (фрукты)
- А в огороде? (овощи)
Правильно. А теперь вспомним парные согласные.
(хором проговаривают б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с)
Нам предстоит. (Читают с доски)
Учиться видеть опасные места с парной согласной
Найти способ проверки
применять этот способ при написании слов.

III. Минутка чистописания.
Повторение – мать учения.
- Какая орфограмма встретилась в словах: лесок, земля.(безударная гласная е)
Букву этой орфограммы будем писать. Как проверить безударную гласную?
(Если гласная подверглась сомнению, мы её ставим под ударение)
Пишем Ее
Уч.ник п.тух д.журный Егор
Какое слово лишнее? Почему? (Егор. Доказывают. Петух)
Общее? (Существительное, одушевлённое)
Выполняют индивидуальные задания с этими словами. Задания подбирают самостоятельно.
Физминутка. «Глазки»
IV. Работа по теме.
- Давайте, исследуем некоторые слова и определим, в каких случаях мы можем ошибиться при написании парных согласных в корне слова.
Прочитайте слова.
Груша, плод, арбуз, дыня, ягодка.
Выберите те, где написание парных согласных отличается от их произношения.
Дети называют слова: плод, арбуз, ягодка и объясняют, что в слове арбуз пишется буква з, а слышится звук [с,]. Анализируется, таким образом, каждое слово. Выясняется, что парная согласная может стоять в конце слова или перед глухими согласными.
- Мы определили нужные нам слова работая коллективно, а теперь вы сделаете этот же самое самостоятельно.

1 вариант 2 вариант
Абрикос, лимон, гранат, виноград, Репка, огурец, морковка, свёкла,
яблоко, малина. редиска, помидор.

Где могут вырасти плоды, предложенные первому варианту? (В саду)
А второму? (В огороде)
Выпишите в столбик слова своего варианта, в которых необходимо проверить написание парных согласных в корне слова.
Учащиеся первого варианта записывают слова: абрикос, гранат, виноград, А второй вариант: репка, морковка, редиска.
Проверяется «цепочкой». Все согласные поднимают зелёную карточку, а несогласные показывают красную.
Если есть расхождение во мнениях, слово подвергается анализу. Затем проводится исследование выбранных слов. Учащиеся обращают внимание, на то, что в словах по теме «Сад» парные согласные, требующие проверки, стоят в конце слова, а по теме «Огород» - перед глухими согласными.
Несмотря на разное местонахождения парных согласных, все они стоят в конце корня слова. Выделяется корень и подчёркивается парная согласная.
- А теперь перед нами стоит вторая задача – найти способ проверки написания парных согласных в корне слова. Для этого нужно подумать, как нам изменить эти слова, чтобы произношение и написание этих слов совпадало. Учащиеся, изменяя слова, приходят к выводу:
Для проверки нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после согласных стоит гласный.
Используя правило, запишите проверочные слова к словам, записанным по вариантам. (Для слабых карточка подсказка)
Проверяется хором. Первый вариант говорит, а второй проверяет. Затем наоборот.
Абрикос – абрикосы репка – репа
Гранат – гранаты морковка – морковочка
Виноград – виноградина редиска – редисочка
- А сейчас мы выполним задание «наоборот». Надо изменить слово так, что бы парный согласный в слове нуждался в проверке.
Например, шуба – шубка.
Самостоятельная фронтальная работа.
Гряда – грядка
Садик сад
Ягода – ягодка
Сторожить – сторож
Взаимопроверка по образцу, записанному на обратной стороне доски.
Кто получил 5? (показывают зелёную карточку)
Физминутка.
Встанем дружно из-за парт
И скорее стройтесь в ряд!
Приседайте столько раз
Сколько раз услышишь
Парный звук опасный
Поработаем руками
Улыбнёмся и дружно за дело возьмёмся.
- Какой частью речи являются слова:
сладкий, лёгкий, узкий, гладкий, редкий. (прилагательными)
Где стоят в этих словах парные согласные? (стираются парные согласные)
- А теперь попытайтесь подобрать к этим словам проверочные слова.
Выбирается правильный вариант. На доске и в тетрадях появляется запись:
Сладок – сладкий
Лёгок – лёгкиё
Узок – узкий
Редок – редкий
- Как проверить парный согласный на конце слова? (дети подводят итог)
Итогом нашего исследования будет творческая работа. Вы должны дополнить свой рассказ, записанный на карточках, словами по теме нашего урока и написать правильно, используя найденный нами способ проверки парных согласных на конце корня. Задание по вариантам.
1 вариант
У нас на даче есть фруктовый _________. Осенью в нём созреют_______
плоды. Наливается соком спелый _______. На газонах зеленеет ________.
(Слова для справок: сад, огород, яблоки, сладкие, виноград, травка)

2 вариант
У бабушки в деревне большой ___________. Там на ________ растут ______ и ___________ . На бахче созрел огромный полосатый _________.
(Слова для справки: сад, огород, лук, морковка, помидоры, грядки, арбуз) Выбрать по теме.
3 вариант (для слабых)
У бабушки в деревне большой огород. Там на грядках растут __________, __________. На бахче созрел огромный полосатый ___________.
(Слова для справки: лук, морковка, арбуз.)

После выполнения работы тексты зачитываются вслух. Учащиеся сигнальными карточками выражают своё отношение к подбору слов. Оценивают свои работы. На полях ставят кружочки, если нет ошибок.
Кто быстро справился с заданием, работает с последним предложением, составленного текста. Разбирают по членам предложения и частям речи.

V. Итог урока
Подошло наше путешествие «В сад и огород» к концу. На какие вопросы отвечали? (дети высказываются)
- Как же проверить парную согласную на конце корня? (поясняют дети)
Какие были трудности в работе? Всё ли вам удавалось? Что понравилось?
Спасибо за активную работу на уроке. Молодцы!
Домашнее задание. Записать не менее 5 слов с парными согласными в корне и подобрать к ним проверочные слова.


Тема урока "Правописание  парных согласных в корне слова"
Проведённые в начале урока: физминутка пословица, девиз и стихотворение настраивают учащихся на активное занятие русским языком.
Для создания полноценной исследовательской работы, создаётся проблемная ситуация. Решая которую дети сами формулируют тему урока.
Из названия урока "Во саду, ли в огороде", дети определяют направленность слов с которыми им предстоит работать.
Чтение с доски, чем будут заниматься уроке, не только нацеливает ученика на работу, но и делает его инициаторам своих действий, деловым партнёром учителя.
Минутка чистописания начинается с проблемной ситуации, дети сами определяют написание, которой буквы будут повторять. И здесь же учатся обобщать, сравнивать, выделять существенные признаки.
Затем идёт исследовательская работа над группой слов, выбираются слова, где написание парных согласных отличается от произношения. Эта коллективная работа предшествует самостоятельной работе. При выполнении самостоятельной работы идёт закрепление умения находить слова, где написание парных согласных отличается от их произношения и нарабатывается правило проверки парных согласных в корне  слова.
Итогом исследовательской работы служит творческая работа. Карточки, на которых приготовлены задания творческого плана, разноуровневые.  


15