Конспект урока Сюжет и композиция Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях А. С. Пушкина
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ
в 5 классе по «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина.
(авторская разработка учителя МБОУ «Сретенская СОШ» Мухлади Н. Н.)
Тема: Сюжет и композиция «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».
Цель: 1. Знакомство с понятием сюжета литературного произведения.
Задачи:
1. Дать представление о сюжете и композиции литературного произведения; способствовать усвоению этих понятия, научить определять сюжет и композицию литературного произведения на примере «Сказки о мёртвой царевне» А. С. Пушкина.
2. Развивать умение характеризовать героев литературного произведения на основании их поступков и поведения, а также взаимоотношений с другими героями; совершенствовать навыки выразительного чтения; способствовать формированию аналитического мышления и эмоциональной сферы учеников.
3. Воспитывать интерес к творчеству А. С. Пушкина; осуществлять нравственное и эстетическое воспитание; способствовать духовному развитию школьников.
Тип урока: изучение нового материала; реализация ранее полученных знаний.
Оборудование урока: наглядно-дидактический материал: презентация.
Пояснительная записка
Урок по теме «Сюжет и композиция «Сказки о мёртвой царевне » проводится в 5 классе как урок изучения нового материала по разделу «А. С. Пушкин».
Преподавание уроков литературы в 5 классе проводится на основе программы по литературе под редакцией В.Я.Коровиной в соответствии с учебным планом 68 часов в год ( 2часа в неделю ) ( Программа по литературе для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Автор программы: В.Я.Коровина. Издательство «Дрофа»,2010 ). Настоящая программа рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ. Преподавание ведётся по учебнику-хрестоматии для 5 класса; автор-составитель –
В. Я. Коровина ( Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-х частях, 5 класс. М., Просвещение, 2010).
Система уроков по творчеству А. С. Пушкина в 5 классе включает 6 учебных часов:
1-й урок: А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны.
2-й урок: Поэма «Руслан и Людмила». Пролог к поэме как собирательная картина народных сказок.
3-й урок: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Противостояние добрых и злых сил. Система образов сказки.
4-й урок: Сюжет и композиция «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях »
5-й урок: Сходство и различие литературной и народной сказки. Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Стихотворная и прозаическая речь (урок развития речи).
6-й урок Художественный мир пушкинских сказок (урок внеклассного чтения).
Тип урока: урок изучения нового материала.
Основные методы: репродуктивный, исследовательский, словесные, наглядные.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Ключевые понятия: пушкинская сказка; народная сказка; литературная сказка; сюжет литературного произведения; композиция сказки; элементы сюжета; народная речь.
Изучение материала урока сопровождается слайдами презентации.
Урок проводится с опорой на изученный материал предшествующего урока.
Домашнее задание к уроку:
Прочитать «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Ответить на вопросы учебника (с. 93).
Подготовить индивидуальное сообщение «Использование в «Сказке» элементов народной речи» с опорой на исследование языка «Сказки», статьи учебника «Будьте внимательны к слову» и дополнительных источников информации.
Содержание урока.
Актуализация темы урока; постановка задач урока.
Слайд 1: «Александр Сергеевич Пушкин»; портрет А. С. Пушкина работы В. А. Тропинина.
Слайд 2: «Сюжет и композиция
«Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»
(Запись темы урока в тетради)
Изучение нового материала: объяснение учителем литературоведческих понятий.
1. Введение понятий «сюжет» и «композиция» литературного произведения.
Слайд 2:
Сюжет – последовательность и связь событий в художественном произведении.
Композиция – построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов.
2. Углубление знаний учеников: знакомство с понятием «элементы сюжета»
Слайд 3: «Элементы сюжета: пролог, завязка, кульминация, развязка».
(Запись определений в тетради)
Закрепление понятий «сюжет литературного произведения»; «композиция литературного произведения».
1. Определение сюжета «Сказки»: исследовательская работа в группе
(3-4 ученика).
Карточка с заданиями:
Выявить, на какие композиционные части можно разделить сказку.
Какие эпизоды сказки являются экспозицией, завязкой, кульминацией и развязкой?
Есть ли в «Сказке о мёртвой царевне внесюжетные элементы: пролог и эпилог?
(пока ученики выполняют групповое задание, учитель работает над реализацией домашнего задания по вопросам учебника)
Герои сказки: развитие умения характеризовать героев на основании их поступков, поведения и взаимоотношений; совершенствование навыков выразительного чтения (реализация домашнего задания).
Фронтальная беседа:
- Кто герои этой сказки? Как они по сюжету связаны друг с другом?
- Какой вы представляете себе царицу-мать?
- Похожа ли царица-мачеха на первую и что вы можете сказать о ней? Найдите и прочитайте в сказке строчки, рассказывающие о новой царице.
- Прочитайте строки, рассказывающие о царевне. Какой выросла царевна? Что ее ожидало?
- С какого эпизода начинают развиваться основные события сказки? Что решила предпринять царица-мачеха для осуществления своих замыслов? Кому она поручила погубить царевну?
- Выполнила ли девушка приказание царицы? Почему она отпустила царевну?
- Как ведет себя царевна, очутившись в тереме у семи богатырей?
( Прочитать строки сказки) Как ее характеризует ее поведение?
- Как богатыри относились к царевне? Как они отнеслись к тому, что царевна отказалась быть женой одного из них?
- Удалось ли царице погубить царевну? Как она это сделала?
- Как богатыри похоронили царевну? Как они прощались с ней? Почему они не стали хоронить ее?
- Как ведет себя королевич Елисей, узнав об исчезновении невесты?
Прочитайте его обращения к Солнцу, Месяцу и Ветру. Кто из них помог королевичу отыскать невесту.
- Чем закончилась сказка?
- Понравилась ли вам «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»? Чем она вам понравилась? Кто из героев вам особенно дорог и почему?
3. Реализация группового задания. Выступление с результатами исследовательской работы:
Сюжет сказки строится таким образом:
Экспозиция: рассказ о смерти царицы, женитьбе царя, сватовстве королевича Елисея к царевне.
Завязка: «На девичник собираясь, вот царица, наряжаясь перед зеркальцем своим, перемолвилася с ним»
Кульминация: смерть царевны.
Развязка: царевна оживает и возвращается в родное царство; смерть злой мачехи-царицы.
В «Сказке» А. С. Пушкина отсутствуют внесюжетные элементы: пролог и эпилог.
4. Закрепление понятий «сюжет» и «композиция» литературного произведения. Практическая работа с использованием иллюстративного материала к «Сказке»
Задание: подобрать строчки из сказки к иллюстрациям.
Слайды 6-18
Подведение итога:
Слайд 19: «Свободно и стремительно движется сказка, создавая на лету беглые, но навсегда запоминающиеся картины природы, образы людей, зверей, волшебных существ»
Исследовательская работа над словом.
Реализация индивидуального домашнего задания: сообщение «Использование в «Сказке» элементов народной речи».
Слайд 20: «Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной»
С. Я. Маршак; Палех, «Пушкин у Лукоморья»
А. С. Пушкин одним из первых в русской литературе стал использовать в своих произведениях народную речь. Читая «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях», мы встречаем такие слова и выражения: в путь-дорогу снарядился, ждет-пождет с утра до ночи, воротился издалеча, тяжелешенько вздохнула, нраву кроткого такого, красная девица, что-де в гости к ним зашла, хоть звана и не была, спознали, отрекалася, аль товар не по купцам, я там был, мед-пиво пил
Использование народной речи делает сказку более понятной, доступной и интересной. Народная речь делает «Сказку» особенно поэтичной. (С. 93, «Будьте внимательны к слову»)
2. Работа на выявление значения устаревших слов.
Слово учителя:
К сожалению, многие слова, употребляемые во времена А. С. Пушкина, вышли из активного употребления, такие слова называются устаревшими. Их значение разъясняется в словарях и в сносках книг и учебника.
Слайды 22-24: работа над выявлением слов сочельник, молодица, перст, девичник; сенная девушка, светлица; перечить, прекословить;
Проблемный вопрос: одинаковое ли значение имеют слова «чернавка» и «черница»?
Подведение итогов исследовательской работы: чтение статьи учебника «О сказках Пушкина».
Этап рефлексии: выводы и обобщения по уроку.
Слайд 25: «Каждая строчка сказок хранит частицу души поэта», Неизвестный художник, копия с оригинала О. А. Кипренского.
Домашнее задание и инструктаж по его выполнению:
Слайд 26:
1. Выучить по тетради определения понятий: «сюжет литературного произведения», «композиция литературного произведения», «элементы сюжета литературного произведения».
Выбрать один из эпизодов сказки (по выбору), дать ему название, выучить наизусть.
Иллюстрация выбранного эпизода (по желанию учеников).
Литература
А. С. Пушкин, Собрание сочинений в 10 томах. М., «Художественная литература», 1975.
А. С. Пушкин в портретах. М., 1989. Автор-составитель Е. В. Павлова.
Литература. Программы общеобразовательных учреждений. Под редакцией В. Я. Коровиной. М., «Просвещение», 2010.
В. Я. Коровина, Учебник-хрестоматия по литературе, 5 класс. М., Просвещение, 2010.
И. В. Золотарёва, С. М. Аникина, Поурочные разработки по литературе. 5 класс. М., «Вако», 2009.
Р. М. Волков, «Народные истоки творчества А. С. Пушкина», Черновцы, 1960
Т. В. Зуева, «Сказки Пушкина», Книга для учителя, М., 1989
В. А. Кошелев, Пушкин и «Бова Королевич», «Русская литература», № 4, 1993
«Литература в школе», № 9, 2010; «Стихотворная сказка как род сочинений», статья В. А. Кошелева, с. 2-8
«Литература в школе», № 5, 2008; «Пушкинская тема в школьной программе и во внеклассной работе», статья Н. В. Михалёвой, с. 44-45
«Русский язык», Приложение к газете «Первое сентября», 2009, №№ 17-24, «Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе»
15