Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей.


Пояснительная записка
Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.
На сегодняшний день наблюдается тенденция возрастания детей у которых наблюдаются те или иные речевые расстройства. Дети с нарушениями речи с возрастом начинают осознавать свой речевой дефект и стесняться его. Страдающий нарушением речи ребенок может быть повышенно агрессивным, или, наоборот, замкнут и подавлен. Такие дети требуют к себе особого внимания. Развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Изучая методическую литературу по развитию мелкой моторики и речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста, опыт работы педагогов, воспитателей, учителей–логопедов, мы пришли к выводу, что песочная терапия используется очень редко. Мы не нашли конкретных, апробированных программ с использованием песка для учителя-логопеда или воспитателя. Поэтому разработали программу для детей дошкольного и младшего школьного возраста под названием: “Коррекция речевых нарушений и улучшение мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами песочной терапии”.
Новизной и отличительной особенностью данной программы является использование песочной терапии в коррекции речевых нарушений ребенка и улучшение мелкой моторики рук у детей имеющих речевые нарушения.
Разработанная нами программа дает представление о песочной терапии. Материал данного пособия поможет педагогам в увлекательной форме организовать занятия по психологии, логопедии, развитию речи, ознакомлению с окружающей средой, экологии. Предложенный материал способствует развитию у детей познавательных процессов (внимание, память, воображение, восприятие) и развитию речи.
Целью данной программы является развитие коммуникативных функций, мелкой моторики, координации движений, кинестетической чувствительности у детей через пальчиковые игры в песке.
Программа рассчитана на детей от 5 лет с нарушениями речи.
Песочная терапия в практике.
Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Песочную терапию можно использовать в работе с детьми, начиная с трех лет.
Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях.
Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи.
Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три направления:
1.Обучающие игры. Такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.
2.Познавательные игры направлены на познание многогранности нашего мира.
3.Проективные игры. Направлены на развитие ребенка.
Задачи:
1. Развитие коммуникативных функций у детей.
2. Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.
3. Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности.
Этапы работы:
1.Диагностический этап.
Цели: - Диагностика коммуникативной сферы.
-Диагностика мелкой моторики рук.
2.Установочный этап.
Цель: Установление положительного настроя между педагогом и ребёнком.
3.Коррекционный этап.
Цели: - Развитие речи ребёнка через пальчиковые игры в песке.
-Развитие мелкой моторики рук через пальчиковые игры в песке.
4.Этап оценки эффективности.
Цель: Оценка эффективности коррекционной работы.
Ожидаемый результат:
•У детей совершенствуется координация движений, мелкая моторика, ориентация в пространстве;
•Совершенствуются навыки коммуникации;
1.Диагностический этап.
Диагностика включает в себя два направления:
1)Диагностика коммуникативной сферы с использованием методики Иншаковой Ольги Борисовны «Альбом для логопеда».
2)Диагностика мелкой моторики рук с использованием тестов Озерецкого.
2. Коррекционный этап.
Тематический план программы.
Месяц Январь Источники,
примечания
Тема 1. Зима. Зимние забавы.
2.Игрушки
3.Деревья. Артикуляционная гимнастика «Лошадка» , «Индюк», «Качели», «Часики», «Накажи непослушный язычок». Согласование артикуляционных упражнений с движениями на песке.
Игры на развитие речевого дыхания «Снегопад»
(Сдувать вырезанные снежинки из одного угла в песочницы в другой»«Что под песком». (Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение).Нарисовать листочки на песке и подуть на песок. Игры на развитие фонематического слуха 1.«Спрячь ручки»
2.«Мой город»
3.«Два города»
4.«Слоговые дорожки» http://ipk74.ru/kafio/ksko/download/132/
Игры на развитие лексико-грамматических категорий
1.«Строители»
2.«Чего не стало»
3.«Подбери слово»
4.«Я- делал, я- сделал»
5.«Волшебный клад»
http://ipk74.ru/kafio/ksko/download/132/
Пальчиковые игры на песке «Лепим мы из снега ком» «У Антошки есть игрушки» «У сосны, у пихты» http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/11/01/kartoteka-palchikovykh-igr-po-leksicheskim-temamФевраль Тема 1. Мебель.
2.Посуда. 3.Продукты питания.
4.Защитники отечества. Артикуляционная гимнастика «Лошадка» , «Индюк», «Качели», «Часики», «Накажи непослушный язычок». Согласование артикуляционных упражнений с движениями на песке.
Игры на развитие речевого дыхания «Что под песком». (Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение).Игры на развитие фонематического слуха 1.«Спрячь ручки»
2.«Мой город»
3.«Два города»
4.«Слоговые дорожки» http://ipk74.ru/kafio/ksko/download/132/
Игры на развитие лексико-грамматических категорий 1.«Строители»
2.«Чего не стало»
3.«Подбери слово»
4.«Я- делал, я- сделал»
5.«Волшебный клад» http://ipk74.ru/kafio/ksko/download/132/
Игры на развитие мелкой моторики «Мебель я начну считать» «Мы посуду перемыли» «Хлеб» «Наша армия» http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/11/01/kartoteka-palchikovykh-igr-po-leksicheskim-temamМарт Тема Весна. Признаки весны. Мамин праздник Домашние животные. Домашние птицы. Артикуляционная гимнастика «Лошадка» , «Индюк», «Качели», «Часики», «Накажи непослушный язычок». Согласование артикуляционных упражнений с движениями на песке.
Игры на развитие речевого дыхания «Что под песком». (Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение).«Секрет»
В песок неглубоко закапывается игрушка домашнего животного. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное. «Чьи следы»
На песке рисуются следы домашних птиц, ребенку предлагается плавно сдуть их. Игры на развитие фонематического слуха 1.«Спрячь ручки»
2.«Мой город»
3.«Два города»
4.«Слоговые дорожки» http://ipk74.ru/kafio/ksko/download/132/
Игры на развитие лексико-грамматических категорий 1.«Строители»
2.«Чего не стало»
3.«Подбери слово»
4.«Я- делал, я- сделал»
5.«Волшебный клад» http://ipk74.ru/kafio/ksko/download/132/
Игры на развитие мелкой моторики «Весенний дождик» «Мамочка» «Кусается сильно котёнок-глупыш…» «Зёрнышки» «Картотека игр и упражнений по лексическим темам»,учитель-логопед Лопатина А.А.
Апрель Тема Дикие животные Транспорт Космос Улица. Дом Артикуляционная гимнастика «Лошадка» , «Индюк», «Качели», «Часики», «Накажи непослушный язычок». Согласование артикуляционных упражнений с движениями на песке.
Игры на развитие речевого дыхания «Помоги зайцу»
(В песке делается три-четыре углубления - «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца).«Выровняй дорогу»
(От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой). Нарисовать звёздочки на песке и подуть на них. Нарисовать на песке дом с трубой из которой идёт дым и сдувать его. Игры на развитие фонематического слуха 1.«Спрячь ручки»
2.«Мой город»
3.«Два города»
4.«Слоговые дорожки» http://ipk74.ru/kafio/ksko/download/132/
Игры на развитие лексико-грамматических категорий 1.«Строители»
2.«Чего не стало»
3.«Подбери слово»
4.«Я- делал, я- сделал»
5.«Волшебный клад» http://ipk74.ru/kafio/ksko/download/132/
Игры на развитие мелкой моторики 1.«Это зайчонок,
это бельчонок…» 2.«Лодочка» 3.«Космонавтом хочешь стать?» 4.«На поляне дом стоит» 1,3,4.http://ped-kopilka.ru/blogs/ekaterina-yurevna-kul/kartoteka-palchikovyh-igr-po-leksicheskim-temam.html2. «Картотека игр и упражнений по лексическим темам»,учитель-логопед Лопатина А.А.
Май Тема Праздники Насекомые Цветы Артикуляционная гимнастика «Лошадка» , «Индюк», «Качели», «Часики», «Накажи непослушный язычок». Согласование артикуляционных упражнений с движениями на песке.
Игры на развитие речевого дыхания «Ямка»
(Ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке). Вырезать цветок и пчелу, положить их в разные углы песочницы и попросить ребёнка подуть на пчелу и помочь ей долететь до цветка. «Что под песком?»
(Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение и называет название цветка).Игры на развитие фонематического слуха 1.«Спрячь ручки»
2.«Мой город»
3.«Два города»
4.«Слоговые дорожки» http://ipk74.ru/kafio/ksko/download/132/
Игры на развитие лексико-грамматических категорий 1.«Строители»
2.«Чего не стало»
3.«Подбери слово»
4.«Я- делал, я- сделал»
5.«Волшебный клад» http://ipk74.ru/kafio/ksko/download/132/
Игры на развитие мелкой моторики 1.«Здравствуй солнце золотое». 2.«Божья коровка» 3.«Цветки». 1.http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2013/09/01/ palchikovaya-gimnastika2,3.«Картотека игр и упражнений по лексическим темам»,учитель-логопед Лопатина А.А.
Июнь Тема Лето. Признаки лета. Одежда летом. Семья. Фрукты. Артикуляционная гимнастика «Лошадка» , «Индюк», «Качели», «Часики», «Накажи непослушный язычок». Согласование артикуляционных упражнений с движениями на песке.
Игры на развитие речевого дыхания «Что под песком?»
(Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение и называет его).Игры на развитие фонематического слуха 1.«Спрячь ручки»
2.«Мой город»
3.«Два города»
4.«Слоговые дорожки» http://ipk74.ru/kafio/ksko/download/132/
Игры на развитие лексико-грамматических категорий 1.«Строители»
2.«Чего не стало»
3.«Подбери слово»
4.«Я- делал, я- сделал»
5.«Волшебный клад» http://ipk74.ru/kafio/ksko/download/132/
Игры на развитие мелкой моторики «Пчёлки» «Моя семья» «Яблоня» «Картотека игр и упражнений по лексическим темам»,учитель-логопед Лопатина А.А.
Июль Тема Ягоды. Рыбы. Комнатные растения. Туалетные принадлежности. Артикуляционная гимнастика «Лошадка» , «Индюк», «Качели», «Часики», «Накажи непослушный язычок». Согласование артикуляционных упражнений с движениями на песке.
Игры на развитие речевого дыхания Закопать игрушку в песок попросить ребёнка подуть, отыскать и назвать ягоду. Разложить на песке фигурки рыб и попросить ребёнка подуть на них чтобы рыбы поплыли. «Что под песком?»
(Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение и называет что изображено).Игры на развитие фонематического слуха 1.«Спрячь ручки»
2.«Мой город»
3.«Два города»
4.«Слоговые дорожки» http://ipk74.ru/kafio/ksko/download/132/
Игры на развитие лексико-грамматических категорий 1.«Строители»
2.«Чего не стало»
3.«Подбери слово»
4.«Я- делал, я- сделал»
5.«Волшебный клад» http://ipk74.ru/kafio/ksko/download/132/
Игры на развитие мелкой моторики «За ягодами» «Ссора рыб» «Алые цветы» «Раз,два,три,четыре,пять...» 1,3,4.«Картотека игр и упражнений по лексическим темам»,учитель-логопед Лопатина А.А.
-2.http://www.maam.ru/detskijsad/ kartoteka-palchikovyh-igr-na-temy-ryby-i-vodnye-obitateli.html
Август Тема Морские жители. Дом и его части. Животные жарких стран. Инструменты. Артикуляционная гимнастика «Лошадка» , «Индюк», «Качели», «Часики», «Накажи непослушный язычок». Согласование артикуляционных упражнений с движениями на песке.
Игры на развитие речевого дыхания Разложить на песке фигурки рыб и попросить ребёнка подуть на нах чтобы рыбы поплыли. Нарисовать дом и сдуть его. Закопать фигурку животного в песок попросить ребёнка подуть, отыскать и назвать животное. «Что под песком?»
(Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение и называет его).Игры на развитие фонематического слуха 1.«Спрячь ручки»
2.«Мой город»
3.«Два города»
4.«Слоговые дорожки» http://ipk74.ru/kafio/ksko/download/132/
Игры на развитие лексико-грамматических категорий 1.«Строители»
2.«Чего не стало»
3.«Подбери слово»
4.«Я- делал, я- сделал»
5.«Волшебный клад» http://ipk74.ru/kafio/ksko/download/132/
Игры на развитие мелкой моторики 1.«На дне лежит звезда морская» 2.«На поляне дом стоит» 1.http://www.maam.ru/detskijsad/ kartoteka-palchikovyh-igr-na-temy-ryby-i-vodnye-obitateli.html
2.http://ped-kopilka.ru/blogs/ekaterina-yurevna-kul/kartoteka-palchikovyh-igr-po-leksicheskim-temam.html
Сентябрь Тема Осень. Признаки осени. Осень. Осенний лес. Одежда осенью. Перелётные птицы. Артикуляционная гимнастика «Лошадка» , «Индюк», «Качели», «Часики», «Накажи непослушный язычок». Согласование артикуляционных упражнений с движениями на песке.
Игры на развитие речевого дыхания Разложить вырезанные разноцветные осенние листочки и попросить ребёнка подуть на них (листопад). «Что под песком?»
(Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение и называет его).Попросить ребёнка подуть на фигурку птицы чтобы она полетела из одного угла песочницы в другой. Игры на развитие фонематического слуха 1.«Спрячь ручки»
2.«Мой город»
3.«Два города»
4.«Слоговые дорожки» http://ipk74.ru/kafio/ksko/download/132/
Игры на развитие лексико-грамматических категорий 1.«Строители»
2.«Чего не стало»
3.«Подбери слово»
4.«Я- делал, я- сделал»
5.«Волшебный клад» http://ipk74.ru/kafio/ksko/download/132/
Игры на развитие мелкой моторики «Вышел дождик погулять» «Маша варежку одела» «Птичка крылышки сложила» «Картотека игр и упражнений по лексическим темам»,учитель-логопед Лопатина А.А.
Октябрь Тема Головные уборы. Овощи. Грибы. Предметы быта. Артикуляционная гимнастика «Лошадка» , «Индюк», «Качели», «Часики», «Накажи непослушный язычок». Согласование артикуляционных упражнений с движениями на песке.
Игры на развитие речевого дыхания «Что под песком?»
(Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение и называет его).Игры на развитие фонематического слуха 1.«Спрячь ручки»
2.«Мой город»
3.«Два города»
4.«Слоговые дорожки» http://ipk74.ru/kafio/ksko/download/132/
Игры на развитие лексико-грамматических категорий 1.«Строители»
2.«Чего не стало»
3.«Подбери слово»
4.«Я- делал, я- сделал»
5.«Волшебный клад» http://ipk74.ru/kafio/ksko/download/132/
Игры на развитие мелкой моторики 1.«В шапочках желтых» 2.«Квасим капусту» 3. «Вылезли на кочке» 4. 1.http://ped-kopilka.ru/blogs/ekaterina-yurevna-kul/kartoteka-palchikovyh-igr-po-leksicheskim-temam.html2,3. http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2013/09/01/ palchikovaya-gimnastikaНоябрь Тема Поздняя осень. Обувь. Части тела. Профессии. Артикуляционная гимнастика «Лошадка» , «Индюк», «Качели», «Часики», «Накажи непослушный язычок». Согласование артикуляционных упражнений с движениями на песке.
Игры на развитие речевого дыхания Представить что пошёл дождь,постучать пальчиками по песку и оставляя капельки,
попросить ребёнка подуть и сдуть капельки дождя. Пошагать пальчиками по песку оставляя следы и попросить ребёнка подуть и сдуть следы. Оставить следы ладошек и сдуть их. «Что под песком?»
(Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение и называет его).Игры на развитие фонематического слуха 1.«Спрячь ручки»
2.«Мой город»
3.«Два города»
4.«Слоговые дорожки» http://ipk74.ru/kafio/ksko/download/132/
Игры на развитие лексико-грамматических категорий 1.«Строители»
2.«Чего не стало»
3.«Подбери слово»
4.«Я- делал, я- сделал»
5.«Волшебный клад» http://ipk74.ru/kafio/ksko/download/132/
Игры на развитие мелкой моторики «Река покрывается льдом в ноябре» 2.«Ботинки» 3«Рот,нос,голова,уши,щёки,лоб,глаза…» 4.«Много есть профессий знатных» 1. http://scastliwymalish.ru/moya-metodicheskaya-kopilka/ palchikovwye-igy palchikovyie-igyi-po-teme-osen2.http://ped-kopilka.ru/blogs/ekaterina-yurevna-kul/kartoteka-palchikovyh-igr-po-leksicheskim-temam.html
3. http://m/babyblog.ru/user/Kristina/30634661
4. http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/11/01/kartoteka-palchikovykh-igr-po-leksicheskim-temamДекабрь Тема Зима. Признаки зимы. Времена года. Зимующие птицы. Новый год. Артикуляционная гимнастика «Лошадка» , «Индюк», «Качели», «Часики», «Накажи непослушный язычок». Согласование артикуляционных упражнений с движениями на песке.
Игры на развитие речевого дыхания Разложить снежинки в песочнице и подуть на них. Закопать картинки на которых изображены времена года, попросить ребёнка сдуть песок с картинки и назвать время года. Закопать фигурку, сдуть с неё песок и назвать зимующую птицу. «Отгадай что под песком?»
(Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение и называет его).Игры на развитие фонематического слуха 1.«Спрячь ручки»
2.«Мой город»
3.«Два города»
4.«Слоговые дорожки» http://ipk74.ru/kafio/ksko/download/132/
Игры на развитие лексико-грамматических категорий 1.«Строители»
2.«Чего не стало»
3.«Подбери слово»
4.«Я- делал, я- сделал»
5.«Волшебный клад» http://ipk74.ru/kafio/ksko/download/132/
Игры на развитие мелкой моторики 1.«Погреемся» 2.«Круглый год» 3.«Прилетайте птички» 4«Наступает Новый Год» 1. «Картотека игр и упражнений по лексическим темам»,учитель-логопед Лопатина А.А.
2,4.http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/11/01/kartoteka-palchikovykh-igr-po-leksicheskim-temam
3. http://ped-kopilka.ru/blogs/ekaterina-yurevna-kul/kartoteka-palchikovyh-igr-po-leksicheskim-temam.html
3.Этап оценки эффективности.
Педагогическую коррекцию с использованием песочной терапии получили 194 ребёнка.
I полугодие 2015 года
Речевое развитие Мелкая моторика
Улучшение 94% 95%
Без изменений 6% 5%
Исходя из данных таблицы, у 94% детей отмечено улучшение в речевом развитии, и лишь у 6% - без изменений, у 95% наблюдается совершенствование мелкой моторики рук и у 5% - без изменений.
График 1

Результаты исследования позволяют говорить о возможности коррекции речи и совершенствования мелкой моторики рук с помощью песочной терапии. Кроме количественного показателя существуют изменения в качественной характеристике. Дети стали меньше проявлять в играх в песке робость и нерешительность, наблюдается речевое развитие детей ,улучшение мелкой моторики, координации движений и тактильных ощущений.
Экономическая обоснованность.
Для организации процесса песочной терапии потребуются песочница (ящик для песка), песок, вода, коллекция миниатюрных фигурок.
Песочница представляет собой деревянный ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50х 70х 8 (где 50 х 70 — размер поля, а 8 — глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Мы немало экспериментировали с размером и формой песочницы и пришли к выводу, что данный размер действительно наиболее удачен и гармоничен.
Для организации игр с песком будет необходим наборы миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир.
Итак, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины теста, вырезать из бумаги.
Список использованной литературы.
1.Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д.Чудеса на песке. Песочная игротерапия. Методическое пособие для педагогов и родителей / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии,1988. – 48с.
2.Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии /Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева - СПб.: Речь, 2002. – 224 с.
3.Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева – СПб.: Речь, 2008.- 340с.
4.Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии /Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева – М.: Сфера Речь,2001.С.279–299.
5.Инновации – в логопедическую практику/ Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/ Сост. О. Е. Громова. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 232 с.
6.Набойкина. Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком / Е.Л. Набойкина – СПб.: Речь, 2006.-144с.
7.Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту / Н.А. Сакович – СПб. : Речь,2006.– 176с.