А.ПушкиТехнологическая карта урока по литературе на тему «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Добро и зло в сказке.
Технологическая карта урока по литературе (5 класс) Учитель Петрова И.М.
№ п/пПараметр Описание
Учебный предмет, класс Литература,5 класс
Тема урока А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Добро и зло в сказке.
Цель урока Формировать умение сопоставлять произведения, близкие по теме и жанру; раскрыть идейно-художественное своеобразие пушкинской сказки.
Ожидаемый учебный результат Предметные результаты Универсальные учебные действия
Создать условия для овладения навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.
Создать условия для ознакомления учащихся со сказкой А.С. Пушкина.
Формировать умение сопоставлять произведения, близкие по теме и жанру.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевые высказывание. Логические: анализ, синтез.
Регулятивные: прогнозирование, целеполагание.
Оборудование и материалы Для педагога Для учащихся
Портрет А.С.Пушкина; компьютер, медиапроектор, выставка рисунков, книг со сказками Пушкина.
Текст сказки А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях";
таблица для сравнительного анализа, тетради, карточки с заданиями
Основные этапы и виды деятельности
Этап урока Цель - результат Содержание
(страницы учебника) Деятельность учителя Деятельность ученика
I.Оргмомент.
Мотивация.
активизация учащихся
1. Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу - класс наш хоть куда!
Мы начнем урок, друзья.
-Урок у нас с Вами необычный. Сегодня к нам пришли гости. А как нужно обращаться с гостями(уважительно),попытаться их порадовать. Как мы сможем это сделать?(хорошо работать),отвечать на вопросы.
2 Эмоциональный настрой на работу, интеллектуальная разминка
II. Подготовка к работе на основном этапе
Введение в тему урока.
создание условий для определения темы, формулиро-
вания цели и учебных задач урока - Давайте обратим внимание на оформление нашего класса, книги какого писателя вы видите?
-Работа предстоит серьёзная. Сегодня мы работаем в группах(Знатоки, Исследователи, Лицедеи)
На столах у вас лежат вопросы с заданиями, тексты сказок, выбор эпизодов. Пообщайтесь между собой и решите, кто какой вопрос будет освещать.
Учитель. Ах, сколько замечательных сказок окружает нас с самого детства!
На протяжении всей жизни мы склонны верить, что зло слабее добра, оно не может победить, что несправедливость будет наказана. Эта вера зарождается в нас, когда еще совсем маленькими слушаем сказки.
– Как вы думаете, что испытывал маленький Саша Пушкин, слушая старинные предания и былины, которые рассказывала ему няня?
Осознание возникшей ситуации.
III.Открытие нового (знания, способа действия)
IV. Актуализация знаний
Постановка проблемы
V.Первичное закрепление
обучение новым способам деятельности
развивать умения переносить знания в новые ситуации
закрепление полученных знаний
Детство поэта
-Представьте себе: зима, поздний вечер, ближе к ночи. За окном разыгралась метель, в печной трубе гудит ветер. А в горнице тепло и уютно. Напевный голос Арины Родионовны звучит негромко, задушевно, погружая ребёнка-поэта в волшебный мир народной сказки.
Маленький Саша не шелохнётся, живо представляет он сказочные события, о которых повествует няня: «В некотором царстве-государстве…»
В течение всей жизни поэт вспоминал потом «прелесть этих таинственных ночей».
Когда же он засыпал, весь трепещущий от страха, просыпалось его детское творчество:
Волшебники, волшебницы слетали,Обманами мой сон обворожали,Терялся я в порыве сладких дум
Эти детские вымыслы сквозь сон и были первыми созданиями поэта… Поэтому мы можем утверждать, что любовь к народной поэзии зародилась у Пушкина под влиянием рассказов его старой няни. Позднее в селе Михайловском он, переодевшись в крестьянский наряд, частенько смешивался на ярмарках с толпой людей, подпевая нищим слепцам, прислушиваясь к меткому народному слову.
Став взрослым, Александр Сергеевич собирал и записывал народные песни, сказки, а затем и сам создал чудесные сказки.
б) - Сегодня мы начнем знакомиться со сказкой А.С Пушкина "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях";
- А.С. Пушкин говорил: "Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!".
– С какими сказками А.С.Пушкина вы уже знакомы? Назовите их.
– Что такое сказка?
-Какова композиция сказки?– Чему она учит? Какой урок может преподнести человеку?
– А какие сказки обычно начинаются со слов: «В некотором царстве, в некотором государстве..»? -Что значит волшебная сказка? Давайте вспомним, какими признаками отличается народная волшебная сказка?
-Верно. А ещё
троекратные повторы: три сестры, три задания;
место действия: подземное царство, королевство;
различные превращения: герои оживают, превращаются в предметы, животных;
фантастические персонажи: ведьма, Змей Горыныч;
в трудную минуту героям помогают волшебные предметы, волшебные слова, чудесные помощники.
– Что вы чувствуете, когда слушаете волшебные сказки?
-Эти знания сегодня пригодятся нам на уроке.
- А о какой сказке мы поведём речь на уроке? Похожа сказка А.С. Пушкина о мертвой царевне и о семи богатырях на народные волшебные сказки? А что поможет нам это доказать?
-Ребята анализировали композицию русских народных сказок и сказки Пушкина и пришли к выводам...
Постановка цели деятельности по отношению к познанию объекта или решению проблемы.
Рассказ о няне А.Пушкина
Группа "Знатоки"
“Сказка о рыбаке и рыбке”
“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”
“Сказка о попе и работнике его Балде”
“Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”
“Сказка о золотом петушке”
"Сказка о медведихе"
Группа "Знатоки"
-Занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях
-Присказка, зачин, завязка, развитие действия, кульминация, концовка-В сказке есть сказочное место действия: тридевятое царство, подводное царство; есть фантастические персонажи: леший, колдунья; в волшебной сказке случаются превращения: герои оживают, превращаются в предметы, животных; иногда им помогают волшебные предметы или волшебные слова. -В сказке есть сказочное место действия: тридевятое царство, подводное царство; есть фантастические персонажи: леший, колдунья; в волшебной сказке случаются превращения: герои оживают, превращаются в предметы, животных; иногда им помогают волшебные предметы или волшебные слова.
-Учит отличать доброе от злого, хорошее от плохого.-Они очаровывают; переживаешь за героев, сочувствуешь им, восхищаешься их качествами, поступками)
Группа "Лицедеи".Есть концовка и зачин, как в народной сказке; в тексте много фольклорных слов и выражений; добро торжествует над злом; отношения между главными героями схожи с отношениями героев в народных сказках; присутствуют магические числа 3,7.
Присказка----------
Зачин-Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился...
Завязка- Долго царь был неутешен, но как быть? И он был грешен..Год прошёл как сон пустой,
Царь женился на другой...
Развитие действия
Кульминация-------Королевич находит царевну, и она оживает
Концовка-----И никто с начала мира не видал такого пира,
Я там был, мёд, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.
Вывод..С точки зрения композиции сказка Пушкина похожа на народнуюДемонстрация своих образовательных умений
( Сказка А.С.Пушкина похожа на русские народные сказки «Хаврошечка» и «Морозко» )Мачеха, падчерица
Падчерица изгоняется из дома, находит приют в лесу, благодаря помощникам избавляется от смерти, заканчивается сказка торжеством добра и справедливости.
VI.Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным
Беседа.
обобщение, углубление уже известного материала
1. На прошлом уроке мы с вами прочитали с Вами сказку и познакомились с ее сюжетом. В народных сказках всех героев можно разделить на группы( положительных и отрицательных). Нам всем хорошо знакомо выражение «В сказках Добро всегда побеждает Зло».
- Назовите, пожалуйста, положительных героев народных сказок (они олицетворяют добро) и отрицательных (олицетворяют зло).
- Можем ли мы, ребята, так же четко разграничить положительных и отрицательных героев в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»?
Учитель: Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?
Ученики: В персонажах царевны и царицы.
Учитель: Хорошо, ребята. А сейчас запишите в тетрадях определения, характеризующие героинь, в два столбика в виде таблицы. Посмотрим, что у вас получилось, и сравним с таблицей. анализу отрывков из сказки.
то же это такое – Добро и Зло? Применение на практике полученных ранее знаний
Ответы детей: работать сообща, уважать и слушать мнение товарищей.
Группа "Исследователи"
Добро -нечто положительное, полезное, противоположное злу, добрый поступок.
Зло -нечто дурное, вредное, противоположное добру, злой поступок.
- Добро – Иван-царевич, Царевна-лягушка, Иван – крестьянский сын. Зло – Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Чудище поганое.
VII.Рефлексия учебной деятельности
развитие навыков самоанализа - Какая сказка из рассмотренных нами на сегодняшнем уроке вам нравится больше остальных? (Все три сказки интересны.)
- Как вы думаете, пересказал А.С. Пушкин сказку братьям Гримм, используя при этом русскую народную сказку "Морозко", или создал свою авторскую сказку?
(С одной стороны, в "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина отразился богатый и красочный мир народной фантазии, зазвучал во всей красоте народный язык. Но, безусловно, А.С. Пушкин создал свою авторскую сказку, выразив собственные идеалы, мысли.)- Создавая сказки, А.С. Пушкин стремился передать события, характеры героев с точки зрения народа. Истинная красота - в сочетании высоких душевных качеств с внешней красотой человека.
- Эта идея выражается в столкновении царевны с царицей - мачехой, в борьбе двух начал жизни - добра и зла.
- А об этом мы поговорим на следующих уроках.
- В начале урока вы говорили о том, чего ждете от урока.
-Ваши ожидания оправдались?
- Кто из одноклассников вам больше понравился во время урока, может даже удивил?
- Дома подготовьте выразительное чтение первой части сказки. Самооценка овладения главной идеей содержания учебного материала.