Урок литературы в 5 классе Добро и зло в Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях


МОБУ «Вышнереутчанская СОШ»
Сценарный план урока литературы в 5 классе
Добро и зло в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина
Учитель русского языка и литературы
Ачкасова Н.Л.
2017г.
Программно-методическое обеспечение: Программа для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной, учебник «Литература 5 класс», автор-составитель В.Я.Коровина, Москва, Просвещение, 2016г.
Образовательные технологии: информационно-коммуникативная, оборудование: текст, иллюстрации к тексту, презентация.
Раздел: Литературная сказка
Цели:
Образовательные: предоставление обучающимся возможности углублять знания и совершенствовать умения; учить видеть затруднения в изучаемом материале, устанавливать их причину; учить проектированию способов преодоления затруднений, применению имеющихся знаний в процессе совместного решения учебных задач.
Воспитательные: создание благоприятных условий для проявления индивидуальности; воспитание внимательного, вдумчивого, мыслящего читателя, стремящегося к самосовершенствованию; формирование умения аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Развивающие: развитие навыков аналитического проникновения в текст художественного произведения; формирование способности обучающихся к новому способу действия ( формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать).
Методы обучения: наглядный, словесный, практический, проблемно-поисковый.
Формы работы: индивидуальная, групповая, работа в парах.
Планируемые результаты деятельности обучающихся:
Метапредметные:
Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, формирование интереса к творчеству А.С.Пушкина.
Регулятивные: умение проявлять познавательную инициативу, умение оценивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников.
Познавательные: умение делать выводы из полученной информации, перерабатывать ее для получения необходимого результата, анализировать и сравнивать информацию, умение пользоваться знаниями, полученными ранее, в том числе и на уроках по другим предметам.
Коммуникативные: умение организовывать учебное взаимодействие в парах, группах.
Предметные: развитие навыков выразительного чтения поэтического текста, умение давать сравнительную характеристику персонажам произведения.
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности.
Учитель приветствует обучающихся.
Слайд №1. На слайде высказывание С.Я.Маршака.
С.Я.Маршак, известный поэт и писатель, автор множества детских книг, в том числе и сказок, написал следующие строки: «Свободно и стремительно движется сказка, создавая на лету картины природы, образы людей, зверей, волшебных существ. А между тем, за этой веселой свободой сказочного повествования кроется серьезная мысль, глубокая мораль». Так Маршак говорил о пушкинской сказке. Согласны ли вы с высказыванием?
Какие строки А.С.Пушкина вы вспомнили, читая это высказывание? Правильно.
Слайд №2 «Сказка – ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок».
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Вы уже прочитали «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях». В ней тоже содержатся серьезные мысли. И я надеюсь, что сегодняшнее занятие поможет вам извлечь из сказки полезный урок.
Вспомните, с какими героями вы встречаетесь в этой сказке? Кто в ней является главными действующими лицами?
Слайд №3. «Морозко», «Двенадцать месяцев», «Крошечка-Хаврошечка». Назовите главных героев данных произведений. Кого в финале ждет награда, счастье, а кто терпит поражение? Какая основная мысль, по вашему мнению, объединяет эти сказки?
Почему сильному, могущественному злу не удается одержать победу? В чем преимущество добрых сил?
Выявление места и причины затруднения. (Обучающиеся не могут уверенно ответить на заданный вопрос).
Учитель предлагает обучающимся сформулировать тему урока, как материал, который поможет найти выход из затруднения. Обучающиеся формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь. Слайд №4 Тема урока.
Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель предлагает обучающимся сформулировать цели занятия как этапы пути решения проблемы. (Прогнозируемые варианты: объяснить, в чем преимущество добрых сил в сказке Пушкина, научиться давать характеристику персонажам, научиться сравнивать личностные качества героев и т.д.) Учитель корректирует намеченный план, использует Слайд №5 (этапы реализации проекта).
Реализация построенного проекта.
Обучающимся предлагается работа в парах. На каждой парте – карточка с заданиями:
Царица Царевна
1 задание: Выберите из перечисленных определений те, которые подходят для характеристики мачехи. Запишите их столбцом. Слайд №6 (своенравная, душевная, надменная, добродетельная, честная, гордая, грубая, скромная, жестокая). Представитель одной пары озвучивает свои записи. Учитель спрашивает, какие еще качества мачехи можно отметить, и другие пары предлагают(если это необходимо)свои варианты. Как относятся к царице другие герои? Почему? Можно ли понять, как автор относится к этому персонажу?
Рисуя образы царевны и ее мачехи, А.С.Пушкин использовал антитезу. Нужно вспомнить, в чем суть этого средства художественной выразительности. Как антитеза проявляется в сказке? Как называются слова, противоположные по смыслу?
2 задание: Подберите к словам в левой части таблицы антонимы и запишите их в правой, ориентируясь в том числе и по начальным буквам.
Царица Царевна
своенравная кр…
надменная пр…
гордая ск…
грубая веж…,дел…
жестокая д…
красивая красивая
Обучающиеся, выполнив задание, сверяются с таблицей на слайде (кроткая, простая, скромная, вежливая, деликатная, добрая).Можно ли сказать, что красота – это общее качество обеих героинь? Есть ли в мачехе внутренняя красота? Как вы считаете, в чем заключается слабость мачехи, обладающей таким «набором» отрицательных качеств? Обучающиеся делают выводы, которые и являются ответом на проблемный вопрос урока.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Где можно найти подтверждение вашим рассуждениям? Действительно, нужно обратиться к тексту.
1 задание: Найдите в тексте и прочитайте отрывок, в котором речь идет о кротком нраве царевны.
2.Каким фрагментом текста можно доказать, что царевна не боялась труда?
3.Найдите подтверждение тому, что царевна была скромной и деликатной девушкой.
4.Подтвердите текстом, что царевна была вежлива и добра.
Сделайте вывод о том, как относились к царевне другие герои сказки, сам автор. Чем привлекателен образ царевны?
Физкультминутка
Самостоятельная работа с самопроверкой
Выступают 2 творческие группы, выполняющие заранее подготовленное задание. Они представляют инсценировки фрагментов текста (1 – с центральным персонажем-мачехой, «На девичник собираясь…», 2- с падчерицей, «Раз царевна молодая…»). Остальные обучающиеся наблюдают за их работой и стараются определить, удалось ли участникам сцен-миниатюр передать характер персонажей. В рабочих тетрадях делаются пометки для последующих комментариев.
1.Что передано особенно удачно: Слайд№8 (интонация, жесты, мимика, выразительность).
2.Какие характерные черты героинь прослеживаются в данных фрагментах?
После выступления творческих групп обучающиеся дают свою оценку, сверяют записи в тетрадях с информацией на слайде. Слайд№9 (самоуверенность, гневливость, грубость, зависть, жестокость; трудолюбие, доброжелательность, вежливость, душевность).Включение в систему знаний и повторение.
Итак, ребята, вы сумели дать характеристику главным героям сказки А.С.Пушкина, сравнивая их личностные качества. Можете ли вы сейчас ответить на вопрос, который вызвал затруднение в начале урока? В чем же заключается преимущество добра перед злом? Что помогает ему победить?
Слайд №10 («Добро не умрет, а зло пропадет», «Делай добро и жди добра»).
Раскройте смысл этих пословиц на примерах из жизни.
Чему вас научила «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»?
Рефлексия.
Что для вас было самым интересным на уроке?
Какие задания показались самыми трудными?
Оцените свою работу на уроке:
«5» - выполнил все задания самостоятельно, активно работал в паре.
«4» - выполнил все задания, но с помощью учителя или своих товарищей.
«3» - не смог выполнить некоторые задания.
Слайд №11 Домашнее задание: объясните (письменно) своим младшим товарищам, почему не нужно вести себя так, как мачеха в сказке.