Разработка урока по музыке 5 класс Звучат картины
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Добровская школа-гимназия имени Я.М.Слонимского»
Симферопольского района Республики Крым
ул.Комсомольская, 1-А, с. Доброе, Симферопольский район, РК, 297571
тел/факс 3(652) 31-12-24, e-mail: dobrovskijuvk@mail.ru ИНН 9109008822
Разработка урока по музыке
5 класс
«Звучат картины »
Темеш усние Умеровна, учитель музыки,
специалист высшей квалификационной
категории «Старший учитель»
2013г.
Тема: Звучат картины.
Название урока: Образ материнской любви.
Цели и задачи:
дать возможность почувствовать учащимся, что каждый может услышать в мыслях то, что на самом деле не звучит в этот момент, сопоставив разные по настроению картины;
дать сравнительную характеристику музыкальным и живописному произве-
дениям через раскрытие внутренних жизненных связей;
анализировать музыкальные произведения по комплексу выразительных средств;
закрепить понятия романс, картина, художественный образ;
работать над вокально-хоровыми навыками в процессе разучивания песни;
воспитывать интерес к творчеству композиторов и художников классиков;
развивать мышление, творческое воображение.
Тип урока: урок углубление и закрепление темы.
Оборудование: портреты Ф.Шуберта; Р.Санти; Ж.Буржуа; И.Шишкина; В.Сурикова; И. Айвазовского; аудиозапись с музыкальным материалом
урока; словарь для характеристики и настроения музыки; раздаточный материал; проектор.
Музыкальный репертуар: «Аве Мария»,музыка Ф.Шуберта;репродукция картины «Сикстинская Мадонна» Рафаэль Санти;«Мама» Ж.Буржуа.
Эпиграф урока: Ничего нет на свете чудесней
И сильней материнской любви.
Р.Рождественский.
Ход урока:
Музыкальное приветствие:
-Читая книги и слушая музыку, мы не раз убеждались в том, что литература и музыка помогают нам представить «внутри себя» то, чего на самом деле в этот момент нет перед глазами. Если вспомнить стихотворение А.С.Пушкина « Зимнее утро», то мы представим себе картины родной природы: и блестящее в прозрачных лесах солнце зимним утром, великолепные ковры, зеленеющую сквозь иней ель и речку подо льдом. С помощью «внутреннего зрения» мы можем увидеть разные жизненные картины, слушать не только музыку со словами, но и без слов. Мы обязательно представим себе нежный «Танец цветов» в изящном вальсе из балета « Щелкунчик».
-Но у человека есть не только «внутреннее зрение», но и « внутренний слух»-способность, услышать « мысленно», «внутри себя» то, что на самом деле в этот момент не звучит.
-Ребята, скажите, пожалуйста, что мы называем визуальными видами искусства.
-Ответ детей:
-Тема нашего урока: «Звучат картины».
(Слайд с названием темы урока).
-Ребята, скажите, пожалуйста, одинаково ли будут звучать картины: Ивана Айвазовского русского художника 19 века « Парусник»;
(Слайд с портретом И .Айвазовского и репродукцией картины «Парусник»).
Ответ детей:
Василия Сурикова русского художника 19 века « Взятие снежного города»;
(Слайд с портретом В.Сурикова и репродукцией картины «Взятие снежного города»).
Ответ детей:
Ивана Шишкина русского художника 19 века «Ручей в лесу».
Ответ детей:
(Слайд с портретом И. Шишкина и репродукцией картины «Ручей в лесу»)
-Одинаково ли прозвучали картины?
Ответ детей:
-Что такое художественный образ?
Ответ детей:
-Сейчас мы поиграем , попытаемся создать образ, который нам поможет узнать художественное название урока.
Образовательная игра:
-Кто изображен на картине ?-Расскажите, что для вас слово «мама»?
Ответ детей:
-Художественное название урока « Образ материнской любви».
Эпиграф урока: Ничего нет на свете чудесней
И сильней материнской любви.
Р.Рождественский.
( Слайд с художественным названием урока и эпиграфом).
-Конечно, мать – это начало человеческого рода, это святое, мать дарит нам жизнь, всегда рядом, поможет, научит, согреет. Не случайно поэты, писатели, композиторы, художники посвятили образу матери свои произведения.
-Перед нами репродукция картины выдающегося итальянского художника эпохи Возрождения Рафаэля Санти « Сикстинская Мадонна».
(Слайд с портретом Р. Санти и репродукцией картины « Сикстинская Мадонна»).
-Рафаэль Санти жил и писал свои удивительные картины более 5 веков назад .Почему мы до сих пор не можем без волнения смотреть на простой, очень нежный и в то же время возвышенный образ матери с ребенком на руках.
« Сикстинская Мадонна» - самая знаменитая картина Рафаэля .В основу ее содержания художник положил библейскую легенду, прославляющую великую силу материнства.
-Нас покоряет взгляд матери- в нём и необыкновенная доброта, нежность, и вместе с тем печаль и тревога за судьбу сына, с которым она идет к людям.
-Я хочу прочитать стихотворение Вс. Рождественского
« Сикстинская Мадонна».
На нас глядят два озера печали,
И в каждом по звезде отражено,
В эпоху Возрождения писали
Так лик мадонны на фоне синей дали,
Зеленых или небесных – все равно
Вот почему извечный лик Мадонны.
Лик женщины с младенцем на руках.
Сияньем материнства озаренный,
Стал обликом не фрески иль иконы.
А вечности, земной презревший прах!
Вс.Рождественский.
-Какую музыку нужно было бы сочинить, чтобы выразить всю силу материнской любви и то чувство восхищения ею, которое передает нам художник?
-Образ матери в музыке создает великий австрийский композитор, живший в начале 19 века, Франц Шуберт.
(Слайд с портретом Ф.Шуберта).
-Русские художники расписывали церкви, обращались к Матери, где она все разрешит и поможет.Франц Шуберт написал романс – молитву ( о теплой защитнице « мира холодного») о мольбе к «Аве Марии».
-Мы сейчас услышим романс – молитву « Аве Мария» в исполнении итальянского певца Робертино Лоретти , у которого великолепный , редкий голос, дисконт .А перед этим вашему вниманию я предлагаю послушать стихотворение Наташи Катасоновой, которая написала его в 13 лет.
« Аве Мария»
Висит на стене Рафаэля картина
Мадонна с младенцем в тревоге за сына .Внимательно смотрят, думают дети…
В классе ни звука . Слушают дети.
«Аве Марию».Голос ЛореттиСамый прекрасный голос на свете !Что происходит с каждым из нас?
Что же случилось в классе сейчас?
Ты оживил нам Мадонну с картины.
Вот, что ты сделал для нас, Робертино.
Слушание.
« Аве Мария» Франца Шуберта.
Анализ прослушанного произведения.
( Слайд-шоу с аудиозаписью).
-Понравился ли вам романс- молитва? Какие чувства вызвал, какое произвел впечатление?
-Могла бы маршевая или танцевальная музыка передать глубокие нежно- лирические и поэтические чувства.
Ответ детей:
-Второе задание будет творческим. Попробуйте написать сочинение – миниатюру. Кем для вас является мама, создайте художественный образ своей мамы. Можно использовать опорные слова, которые написаны на доске.
Сочинение – миниатюра.
Повторное слушание.
« Аве Мария» Франца Шуберта.
(Зачитывание сочинений)
Распевка.
А)Дыхательная гимнастика по А.Стрельниковой;
Б)Вокально- ладовые упражнения;
В) Гамма до мажор;
Г) Работа над песней «Мама» Ж.Буржуа.
Итоги урока: Художник –кистью, писатель- словом, композитор –музыкой всегда воспевали и будут воспевать в своих произведения образ матери.
-Я хочу прочитать стихотворение
Прошу вас, берегите матерей,
Теплом укройте от житейской вьюги,
Их любовь во сто крат горячей,
Чем друзей и любимой подруги.
Материнской любви не объять,
И канонов я здесь не нарушу,
Коль скажу: « Мать готова отдать
Свою ласку, нежность и душу».
Мать возьмёт на себя вашу боль.
Все терзанья, смятенья и муки,
Мать положит в дорогу хлеб – соль
И протянет навстречу вам руки.
Пусть за шалость накажет нестрого,
Только ей никогда вы не лгите
И во имя великого Бога
Матерей своих берегите
Не оставьте их без участия.
Сей наказ вы запомните, дети,
Ведь не может быть полного счастья,
Если мамы не будет на свете.
-И в заключение, прозвучит песня« Мама», на слова Ольги Голубевой, которая является автором стихов гимна Республики Крым и музыку Сервера Какуры в исполнении Арсена Бекирова.
(Песня звучим со слайдами).
Я хочу закончить урок словами Роберта Рождественского
Ничего нет на свете чудесней
И сильней материнской любви.
-Что вам понравилось на уроке?
-Что для себя вы взяли нового? С чем вы уходите с урока?
Микрофон: