Методические рекомендации для воспитателей «Использование здоровьесберегающих технологии в группе продлённого дня»
Методические рекомендации для воспитателей
«Использование здоровьесберегающих технологии
в группе продлённого дня»
Проблема формирования здоровья и воспитания здорового образа жизни у обучающихся является актуальной проблемой специального образования.
Целью здоровьесбережения: обучение каждого обучающегося способам поддержания и сохранения здоровья, воспитание и развитие обучающегося на основе здоровьесберегающих знаний, умений и навыков, а также формирование эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других людей/
Задачи:
коррекционно-образовательные:
формирование знаний об организме человека, его функционирования в разных социальных и природных условиях, о факторах здоровья и здорового образа жизни;
коррекционно-развивающие:
коррекция и развитие у обучающихся познавательных процессов (восприятия, внимания, мышления, памяти) на основе установления взаимосвязи организма человека и окружающей среды; обогащение эмоциональной сферы; развитие воли при принятии и реализации компонентов здорового образа жизни;
коррекционно-воспитательные:
формирование личности, адаптированной к природным и социальным условиям, ответственно относящейся к своему здоровью других людей, укрепляющей свое физическое здоровье, стремящейся к охране ближайщей окружающей среды.
Здоровый образ жизни – это личная гигиена, рациональное питание, закаливание, чередование труда и отдыха, организация целесообразного режима двигательной активности, занятий физическими упражнениями и спортом.
В группе продлённого дня, особенно важны и нужны оздоровительные моменты, так как в первую половину дня обучающиеся основном сидят за партами. У них устают глаза, пальцы, мышцы спины, они искажают позвоночник, подгибают ноги, подпирают голову руками и т.д., а в ГПД обучающиеся опять должны сидеть за партами во время самоподготовки, на занятиях в кружках и т.п.. Поэтому приоритетными направлениями здоровьесбережения обучающихся во время их пребывания в ГПД являются:
1.соблюдение режима дня;
Режим дня - основа жизни. В коррекционной школе смена режимных этапов должен работать как часы. Благодаря этому должен получится насыщенный, но сбалансированный день: усиленная учёба в первой половине дня, во второй половине дня желанная, оздоровительная прогулка, долгожданный, вкусный обед, бодрость ума, духа и тела.
2. рациональное питание; Перед приемом пищи воспитатель может провести краткую беседу о пользе определенных продуктов, важности своевременного и здорового питания. Всего несколько слов перед каждым обедом – и дети получат полезную информацию о витаминах, белках и жирах, узнают, почему надо есть овощи, чем вредны чипсы, какой продукт может заменить любимые конфеты, зачем человек пьет воду. Именно в школе ребенок может приобщиться к культуре питания, полюбить здоровую пищу.
Не все дети с удовольствием едят каши или салаты, но хороший воспитатель знает, как преодолеть эту проблему. Может помочь беседа, разъяснение, личный пример, взаимовлияние детей, соревновательный элемент, поощрение, игровые приемы. Здоровому питанию может быть посвящено и отдельное занятие. С успехом можно провести беседу на тему «Как полюбить полезную пищу». Ребята сами предложили интересные способы, которые могут помочь сделать нелюбимую кашу вкусной и красивой, а скучную морковку – веселой.
2.соблюдение правил личной гигиены;
Это важное условие укрепления здоровья обучающихся в ходе продленного дня. Обучающиеся приучаются мыть руки перед едой, после прогулки , содержать в чистоте себя, свою одежду. Воспитатель должен стараться последовательно вырабатывать у ребят понимание, как следует в соответствии с погодой одеться на прогулку, почему нельзя находиться в промокшей одежде и обуви, показываю, как ее следует сушить и т.д.
3. двигательная активность, прогулки на свежем воздухе;
После уроков обучающимся необходимо находиться на свежем воздухе, поиграть, подвигаться, размять мышцы тела, расслабиться от школьной нагрузки, передохнуть, пообщаться свободно между собой. Окружающий мир дети познают в движении, которого должно быть достаточно для их роста и развития. Но необходимо не допускать двигательную перегрузку организма ребенка. Двигательную активность обучающихся должны не только поощрять, но и регулировать, что должно отражаться в составлении режима дня, недельной нагрузки и плана работы в ГПД. Этому в работе воспитателя помогают подвижные игры, которые приносят детскому организму пользу. На прогулке дети могут играть в хорошо знакомые игры. Динамичные игры, например, «У медведя во бору», «Шишки, желуди, орехи», «Палочка- выручалочка», "Поймай мяч", "Веселая скакалочка" и др., удовлетворяющие потребность ребёнка в движении, заменяю более спокойными: «Колечко, выйди на крылечко», "Съедобное - несъедобное", чтобы дети отдохнули. Также можно организовать познавательную прогулку - экскурсии. Им обычно придаётся оздоровительно-воспитательный характер. Этим они отличаются от учебных экскурсий. В группе они представляют одну из форм отдыха и поэтому требуют применения методов и средств организации активного отдыха.
4. закаливающие процедуры;
Закаливание – комплексная система оздоровительных мероприятий и воздействий на организм с использованием целебных сил природы – солнца, воздуха и воды. В группе продленного дня используем закаливание солнцем и воздухом на прогулках, экскурсиях, спортивных часах.
Закаливание солнцем повышает тонус центральной нервной системы, активизирует деятельность желез внутренней секреции, улучшает обмен веществ и состав крови, способствует образованию в коже витамина Д. Все это положительно сказывается на работоспособности и общем настроении человека.
Закаливание воздухом – это распространенное и доступное средство. Оно усиливает обмен веществ. Укрепляет нервную и сердечно-сосудистую системы. Здоровый образ жизни положительно влияет на организм и качества личности.
5. физминутки; Во время самоподготовки проводятся физминутки. Во время самоподготовки провожу оздоровительные минутки, для того, чтобы учащиеся не уставали и могли работать на занятиях в полную силу. Термином физкультминутка принято обозначать кратковременные серии физических упражнений, используемых, в основном, для активного отдыха. Физкультминутки проводим зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность. Время начала физкультминутки выбирает сам воспитатель, ориентируясь на состояние, когда у значительной части учащихся начинает проявляться утомление. В течение самоподготовки проводится 1-2 физкультминутки. В физкльтминутки нужно включать:
- упражнения для глаз;
- упражнения для мышц пальцев рук, ног;
- дыхательную гимнастику;
- обще-развивающие упражнения, позволяющие компенсировать недостаточную двигательную активность.
Выполняются упражнения как сидя, так и стоя. Время проведения: не более 1-2 минут, целесообразно проводить их тогда, когда у обучающихся начинают появляться первые признаки переутомления: снижается работоспособность, активность, нарушается внимание.6. подвижные игры;
Важную роль в развитии обучающихся играет потребность в движении. Двигательная активность имеет тесную связь с формированием личности, самосознания ребенка. Обучающиеся, которые вынуждены подолгу не выходить на улицу, становятся раздражительными, плаксивыми, обидчивыми.
Игры вызывают качественные изменения в психике ребенка. Разнообразные подвижные игры с правилами способствуют развитию восприятия отдельных вещей, наблюдательности, формированию обобщений, совершенствованию координации движений, быстроты, силы, ловкости, меткости, выносливости и других психофизических качеств.
По определению современных педагогов, «подвижная игра» относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений (Л.В. Былеев, Е.М. Геллер, И.М. Коротков, М.Н. Жуков).
Подвижная игра с правилами – это активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Особенность подвижной игры состоит в мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Беги!», «Стой!», и др. В игре он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, перелезании, бросании, ловле и др.
Сущность подвижной игры – это ярко выраженная в подвижных играх деятельность различных анализаторов создает благоприятные возможности для тренировки функций головного мозга – это положительно сказывается на усвоении учащимися знаний и представлений и создает предпосылки к успешному овладению учебной деятельности в будущем.
При подборе подвижных игр нужно учитывать возрастные индивидуальные способности физического развития обучающихся, уровень физической подготовленности. Занятия проводить разнообразные по характеру и интенсивности, доступные, имеющие оздоровительную направленность. Подвижные игры эффективно содействуют нормальному росту, развитию и укреплению важнейших функций и систем организма обучающихся с учетом возраста, а также формированию правильной осанки.
По возможности использовать на прогулке спортивный инвентарь (мячи, кегли, флажки, скакалки), с ними игра становится интереснее, привлекательнее, способствует укреплению осанки и развитию координации движений, ловкости, силы, выносливости.«В детском возрасте, как говорил А.С. Макаренко, игра – это норма жизни, ребенок играет даже тогда, когда делает серьезное дело». Вот почему игра является основным видом деятельности моих воспитанников, а также игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка.
Разнообразные движения и действия обучающихсяво время игры эффектно влияют на деятельность сердечно – сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну.
В игровой форме развиваются познавательные способности, воспитывается доброжелательное отношение к сверстникам, соперникам, сплачивается детский коллектив, формируются навыки коллективных дел. Нужно давать обучающимся возможность самостоятельно организовывать собственную деятельность, наблюдая, чтобы обучающиеся не несли вред собственному здоровью.
С большим удовольствием обучающиеся играют в следующие игры: «Краски», «Арбузики», «Тише едешь, дальше будешь», «Третий лишний», «Салки», «Волк во рву», «Охотники и утки», «Круговая лапта», «Море волнуется», «Бегущая скакалка», «Чей красивее прыжок», «Кто быстрее», «Совушка», «Дочки- матери», «Классики», «Резиночки».В подвижных играх обучающиеся могут проявлять творческую инициативу в выборе способов достижения цели. В таких играх, связанных с выполнением двигательных действий, всегда заложен элемент нового, непознанного. Например, игры: «Хитрая лиса», «Мышеловка», «Заводила», «Пустое место» и многие другие.
В ГПД нужно проводить спортивные игры. В этих играх обучающиеся выполняют каждое упражнение под счет. Это, например, прыжки, приседания, бег, ходьба.
В ГПД обучающиеся любят играть в эстафетные игры: «Веселые старты», «Сильные, смелые, ловкие», «Молодецкие забавы», «Веселые туристические старты».
Таким образом, игра имеет огромное значение в становлении личности и задача воспитателя, контролируя процесс игры, направлять ее в «нужное русло».
7. Нет сомнений в важности соблюдения санитарно-гигиенических норм, в том числе в кабинете, где проводит часть времени группа. Контроль освещенности помещения, соблюдение температурного режима, своевременная влажная уборка, проветривание, озеленение кабинета и рекреаций – необходимые условия сохранения детского здоровья. Ответственность лежит на взрослых, но обучающиеся могут помочь.
Обучающиеся должны приучаться содержать в чистоте себя, свою одежду и свой второй дом. Регулярно мыть руки, поливаем цветы, вытираем пыль.
Вывод:
Таким образом, успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих, в частности
1.активного участия в этом процессе самих обучающихся;
2.создание здоровьесберегающей среды;
3.высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;
4.планомерной работы с родителями;
В сложившейся ситуации здоровьесбережение – это уже не модное нововведение, а необходимость.
Задача воспитателей – пополнять свои знания о здоровьесберегающих технологиях, активно внедрять их в свою практику, делиться опытом с коллегами.