КУЛЬТУРНЫЙ ПРОЕКТ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ « ИХ ИМЕНАМИ НАЗВАНЫ УЛИЦЫ НАШЕГО ГОРОДА»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
« ФЕОДОСИЙСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ РК
« Феодосийский политехнический
техникум»
____________ Н.Ю. Мишакина «_07__» _10__ 2015 г.
КУЛЬТУРНЫЙ ПРОЕКТ
ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
« ИХ ИМЕНАМИ НАЗВАНЫ УЛИЦЫ НАШЕГО ГОРОДА»
Разработчик:
преподаватель
_____ С.В. Лазуренко Рассмотрен и одобрен
на методическом объединении
классных руководителей
Протокол № 03 от 06.10. 2015 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание гражданственности, любви к Родине- один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе РФ « Об образовании». Патриотическое воспитание является самостоятельным и важным звеном российского образования. Развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно- нравственных и социальных ценностей, приумножение лучших традиций своего народа, его культурных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества являются его главными задачами. Онивыдвигаются самой жизнью, признаются актуальными и государством, и обществом.
В Концепции модернизации российского образования сказано: « Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные люди,… которые обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Государственная программа
« Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011- 2015 годы» сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как основного из факторов единения нации.
Стратегический ориентир патриотического воспитания в Государственной программе « Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016- 2020 годы» ( проект) направлен на формирование установки граждан на потребность в ценностях патриотизма.
Программно- целевой, проектно- программный и системно- правовой подходы к патриотическому воспитанию реализуются в условиях объективно сложившегося перехода мирового сообщества к глобальному информационному пространству, насаждению массовой культуры, космополитической среды Интернета, актуализирует необходимость сохранения и развития в российском обществе исторически сложившихся культурно- самобытных ценностей, духовных традиций страны, ценностей патриотизма.
Гражданско- патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений работы преподавателей гуманитарных и социально- экономических дисциплин образовательного учреждения. Повышению эффективности патриотического воспитания студентов служит культурный проект добровольческого направления « Их именами названы улицы нашего города». Он имеет возможность использовать во внеурочной деятельности инновационные формы и активные методы, которые развивают активность каждого студента, способствует расширению социального опыта в практическом применении полученных знаний.
« Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже
и плохонькие, значит у негонет любви к своему городу…
Если человек равнодушен к памятникам истории своей
страны - он, как правило, равнодушен к своей стране».
Д.С. Лихачев
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Мы живем в городе с богатым историческим прошлым, охватывающим огромный временной пласт и по праву гордимся его историей. В ней переплетены судьбы людей, которые связаны с мировой историей, судьбы наших легендарных земляков, внесших многочисленный вклад в летопись родного края.
Улицы, парки, площади- это визитная карточка города. Имя улицы- это свидетельство тех ценностей, которые характеризуют наш образ жизни. Сегодня в г. Феодосия более 47 улиц и лишь около 21 носят имена.История нашего города складывалась из биографий людей многих поколений десятилетий и столетий. В табличках на фасадах домов читается память о людях и событиях, сыгравших значительную роль в судьбе города, всей страны.Это участники войн, государственные деятели, врачи, ученые, поэты, чье мужество, ум, самоотдача, и труд сделали их примером для нас.
К сожалению, современная молодежь не задумывается, кто дает названия улицам нашего города и почему они именно так называются.Нельзя быть патриотом своей страны, если ты не патриот того края, где ты родился, рос, где находится родительский дом и родная улица. Сегодня остро ощущается необходимость исторической преемственности поколений, воспитания бережного отношения к его историческому и культурному наследию. Поэтому у студентов технолого- экономического отделения техникума возникла идея расширить знания об истории города через именные названия его улиц, исследовать исторические и социальные события, связанные с их переименованием. Культурный проект добровольческого направления « Их именами названы улицы нашего города» имеет практическую направленность и новизну. Результаты исследования прогнозируется отобразить через использование современных коммуникативных технологий, а именно в создании фильма, его пропаганда в сети Интернет. Фильм может быть использован учителями- предметниками общеобразовательных школ, преподавателями социально- экономических дисциплин образовательных учреждений, классными руководителями, педагогами дополнительного образования для патриотического воспитания молодежи.А также предусматриваетразработку пакета методических рекомендаций по организации и сопровождению поисково- исследовательской деятельности обучающихся техникума.
Ведь без знания прошлого, невозможно постичь настоящее и предугадать будущее.
« Только та страна, в которой люди помнят о своем прошлом, достойна будущего».- гласит человеческая мудрость.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цели:
- воспитание социально- гражданской активности обучающихся через формирование потребностирасширить знания об истории города через изучение судеб замечательных людей, их роли в историигорода;
- формирование личностно- ценностного отношения обучающихся к своему родному краю через пробуждение активной исследовательской историко- краеведческой работы;
- воспитание социально ответственного поведения по отношению к историческому наследию, социокультурной среде;
- воспитание чувства гордости за судьбу своего города,страны.
Задачи:
-провести социологический опрос жителей города, в частности молодежи, с целью выявления знаний о названиях улиц;
-изучить теоретические источники истории родного края;
-изучить картографию города;
- выявить именные улицы и систематизировать их названия методом анализа и нахождения общих черт и различий;
- изучить биографию знаменитых людей, чьими именами названы улицы города;
- выяснить основания присвоения именных названий улицам города;
- организовать проведение встреч со знаменитыми людьми города;
- создать условия для самоопределения и саморазвития личности обучающегося впроведении поисково-исследовательской работы;
-выявить, стимулировать и поощрить творчески работающих обучающихся;
- использовать информационные технологии для совершенствования краеведческой деятельности;
- организовать работу по привлечению общественного вниманияо необходимости исторической преемственности поколений через проведение совместных встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, знаменитыми людьми города, общественными организациями.
МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Выявление путей реализации проекта( обоснование темы, определение проблем и задач исследования, выдвижение гипотезы, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов).
Проведение социального опроса молодежи города по проблеме.
Распределение обязанностей по поисковой деятельности между участниками проекта.
Проведение историко- топонимического исследования.
Изучение источников ( статистические, научно- популярная, научная литература, художественная литература, публикации местной и центральной периодической печати, изучение материалов музеев, документов из фондов архивного отдела администрации города, Центральной городской библиотеки, ресурсов Интернета).
Проведение экскурсий по городу.
Посещение музеев города.
Поиск, сбор,систематизация, анализ, обобщение результатов исследования.
Подготовка лекционного материала и визитной карточки проекта.
Организация проведения тематических информационных классных часов, бесед.
Организация проведения встреч обучающихся со знаменитыми людьми города.
Организация проведения встреч с общественными организациями города.
Пропаганда в СМИ социально- исследовательского проекта « Их именами названы улицы нашего города».
Разработка пакета методических рекомендаций по организации и сопровождению поисково- исследовательской деятельности обучающихся техникума.
Создание фильма « Их именами названы улицы города».
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Наличие значимой проблемы, задач, требующих исследовательского поиска их решений.
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
Индивидуальная, групповая деятельность обучающихся.
Структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов.
Использование исследовательских методов.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
Активная гражданско- патриотическая работа.
Знание и уважение исторического прошлого своего родного города, страны.
Воспитание уважения к павшим героям и живым ветеранам.
Приобретение навыков поисково- исследовательской работы.
5. Осознание возможности применения знаний в практическом решении проблемы.
6. Возможность самоопределения и реализации личности обучающегося в различных видах деятельности.
7. Возможность обучающимся приобрести навыки дальнейшей социализации в обществе.
8. Использование информационно- коммуникативных технологий в практической реализации проекта.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
Обучающиесятехнолого- экономического отделения техникума под руководством преподавателя.
Члены Совета ветеранов города, знаменитые люди города,общественные организации.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
С 01. 10. 2015 г- по 31. 05. 2015 г.
Проект, состоящий из трех этапов, предполагает реализацию в течении двух лет. Анализ промежуточных результатов позволяет определить перспективные направления дальнейшей деятельности: расширение круга участников проекта, внедрение новых технологий в процесс формирования гражданско- патриотических ценностей обучающихся техникума.
МЕХАНИЗМ ОЦЕНИВАНИЯ ПРОЕКТА
Анкетирование обучающихся техникума.
Анкетирование классных руководителей техникума.
Обсуждение работы над проектом, его результата на методическом объединении классных руководителей, родительских собраниях.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Актуальность и значимость темы.
Полнота раскрытия темы.
Оригинальность решения проблемы.
Презентация конечного продукта.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Создание единого воспитательного пространства техникума и социума.
Повышение интереса обучающихся к социально- значимым и общественно- полезным мероприятиям.
Развитие у обучающихся стремления к реализации творческого потенциала.
Создание условий для активной жизненной позиции через встречи, беседы, совместные мероприятия с ветеранами Великой Отечественной войны, знаменитыми людьми города.
Воспитание у обучающихся уважения к подвигу земляков.
Активизация поисковой работы в техникуме.
Привлечение общественности к участию в работе по гражданско- патриотическому воспитанию обучающихся.
Привлечение средств информации.
Разработка пакета методических рекомендаций по организации и сопровождению поисково- исследовательской деятельности обучающихся техникума.
Создание фильма « Их именами названы улицы города».
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО ПРОЕКТУ
В ходе реализации проекта обучающиеся имеют возможность расширить исторические знания о нашем городе, с биографией знаменитых людей. Улицы города являются напоминанием о нашей богатой истории, связующим звеном с нашими предками. Названия улиц- это памятники старины. Это наша история.
Реализуемый проект дает положительные результаты. Теоретически обоснованная и созданная система форм и методов воспитательного воздействия на обучающихся способствует повышению уровня гражданско- патриотического воспитания обучающихся:
- обучающиеся освоят определенный объем знаний исторического прошлого города Феодосия, его культурного наследия, ознакомятся с деятельностью знаменитых земляков;
- формируются положительные качества личности: патриотизм, активная гражданская позиция, ответственность, экологическое поведение.
В процессе реализации проекта могут быть выявлены определенные недостатки, которые станут основой для последующей воспитательной работы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Марков А.П., Бирженюк Г.М. Социально- культурные технологии: Учебное пособие.- СПб: ГУП, 1997.
Матвеевская Н.С. Формирование креативных способностей старшеклассников в результате культурологического погружения // Известия южного федерального университета. Научно- педагогический журнал № 7, 2012. С. 151- 158.
Матвеевская Н.С. Развитие личностно- креативных ориентаций школьников на основе применения культурологических технологий // Журнал « Научное мнение» № 11.- СПб, 2012. С. 97- 101.Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалификации пед кадров / Под ред. Е.С. Полат.- М.: Издательский центр
« Академия», 2002.
Ступницкая М.А. Творческий потенциал проектной деятельности школьников. Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета индивидуальных достижений. М.: Центр « Школьная книга», 2006.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
Подготовительный этап.
1.1 Определение темы и актуальности проекта.
Определение целей и задач проекта.
Проведение социального опроса молодежи города по проблеме.
1.4 Распределение обязанностей по поисковой деятельности между участниками проекта
Практический этап.
Составление плана исследовательской работы.
Работа со справочной литературой.
Поиск информации в сети Интернет.
Сбор и систематизация рабочего материала.
Анализ собранной информации.
Проведение плановых мероприятий.
Создание фильма « Их именами названы улицы города».
Заключительный этап.
Контроль и оценка проведения мероприятия.
Анализ результатов деятельности.
Освещение деятельности обучающихся в рамках проекта в средствах массовой информации.Подведение итогов. Награждение участников проекта.
Разработка пакета методических рекомендаций по организации и сопровождению поисково- исследовательской деятельности обучающихся техникума.
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этап работы Проводимые мероприятия Сроки реализации
Подготовительный
этап Определение темы и актуальности проекта
Определение цели и задач проекта, определение проектного продукта
Разработка календарного плана работы
Распределение обязанностей по поисковой деятельности между участниками проекта
Проведение социального опроса молодежи города по проблеме Октябрь 2015г
Октябрь 2015г
Октябрь 2015г
Октябрь 2015 г
Ноябрь 2015 г
Практический этап Посещение музеев города
Проведение экскурсий по городу
Проведение историко- топонимического исследования
Изучение источников:
( статистические, научно- популярная, научная литература, художественная литература, публикации местной и центральной периодической печати, изучение материалов музеев, документов из фондов архивного отдела администрации города, Центральной городской библиотеки, ресурсов Интернета)
Сбор и систематизация рабочего материала
Анализ собранной информации
Подготовка лекционного материала и визитной карточки проекта
Подготовка и проведение тематических информационных классных часов, бесед
Организация проведения встреч обучающихся со знаменитыми людьми города
Организация проведения встреч с общественными организациями города
Создание фильма « Их именами названы улицы нашего города»
Освещение деятельности участников проекта в средствах массовой информации
Октябрь 2015г-
Январь 2016 г
Октябрь 2015 г-
Декабрь 2015 г
Январь 2015г-
Февраль 2016г
Октябрь 2015 г-
Май 2016 г
Октябрь 2015 г-
Октябрь 2016 г
Ноябрь 2016 г
Ноябрь 2016г
Декабрь 2017 г
Октябрь 2015 г-
Декабрь 2017 г.
Октябрь 2015 г-
Декабрь 2017 г.
Октябрь 2015 г-
Март 2017 г.
Октябрь 2015 г-
Май 2017 г.
Заключительный этап Контроль и оценка реализации социально- исследовательского проекта « Их именами названы улицы города»
Разработка пакета методических рекомендаций по организации и сопровождению поисково- исследовательской деятельности обучающихся техникума.
Анализ результатов деятельности, выступление на методическом объединении классных руководителей.
Подготовка итогов.
Награждение участников проекта. Апрель 2017г.
Февраль 2017г-
Март 2017 г.
Май 2017 г
Май 2017 г.