Сообщение по теме домашнее задание как одна из форм организации обучения в школе
«ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ»
Сообщение подготовила учитель математики Сойчак Н.Б.
Домашняя работа учеников -- важная и неотъемлемая часть учебного процесса. Ее цель -- расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности, дарования и способности учеников. В структуре современного урока имеется один из этапов «информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению». Значит, каждый учитель, готовясь к уроку, ставит вопрос: Каким должно быть домашнее задание? Объём задания и время на выполнение домашнего задания.
Чтобы ответить на вопрос, «Каким должно быть домашнее задание?» пришлось прочесть множество статей, в которых прекрасно расписано каким оно, должно быть? Что должно быть включено в домашнее задание? Сколько времени ребёнок должен отводить на выполнение его? Плюсы и минусы в домашних заданиях? И на многие другие вопросы можно найти ответы. Но мне хотелось поговорить о видах домашнего задания, которые использую в своей работе и о его необходимости. О домашнем задании проводился неоднократно разговор с учащимися и их родителями.
Домашнее задание является одной из форм организации обучения в школе, она имеет контролирующее, обучающее и воспитывающее значение. Работая дома, ученики не только закрепляют полученные на уроке знания, совершенствуют умения и навыки, но и приобретают навыки самостоятельной работы, воспитывают в себе организованность, трудолюбие, аккуратность, ответственность за порученное дело.
Один из приёмов традиционный «повторяем с контролем». Данный приём хорош в слабых классах. Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие на них отвечают. Либо попарно отвечают на вопросы друг другу. Могут по очереди задавать друг другу вопросы вразбивку и т.д. Такой приём использую в основном на уроках геометрии в 7 – 9 классе.
Следующий приём составление опорного конспекта по всей изученной теме (использую в основном в 10 – 11 классах на обобщающих уроках и уроках подготовки к экзаменам).
Домашнее задание может быть задано двух или трёх уровней. Первый уровень – обязательный уровень. Оно должно быть понятно и посильно любому ученику.
Второй уровень задания – тренировочный. Его выполняют те ученики, которые хорошо желают знать предмет и без особой трудности осваивают программу. Иногда эти ученики освобождаются от заданий первого уровня.
Третий уровень – творческое задание. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется высокой оценкой и похвалой.
Любой из уровней домашнего задания может быть задан массивом, т.е. я даю 8 – 10 заданий, из которых ученик сам выбирает и решает не менее оговорённого минимального объёма заданий. Иногда задаётся большой массив задач – в рамках изучаемой или повторяемой темы. Количество задач зависит от темы. Допустим по теме «уравнения» в 9 классе при повторении даю 50 уравнений, и ученик обязан решить минимум 15 , а остальные – по желанию. Чем больше нарешал – тем больше вероятность встретить знакомую задачу в контрольной работе или на экзамене. Такой массив задаётся на более продолжительный отрезок времени. И он хорош тем, что ученик выбирает тот уровень сложности, который ему по силам. И таким образом сам как бы отслеживает уровень своей компетентности. Ведём открытую ведомость, в которой ученики сами отмечают своё продвижение. Решил задание – закрасил квадратик. А так же массив хорош тем, что решая задачи, у них появляется возможность обменяться решениями.
Необходимо иметь в виду, что при задании домашнего задания нельзя:
– завышать объем предлагаемой домашней работы;
-давать задания на выходные, праздничные и каникулярные дни;
-предлагать для выполнения дома задания на неотработанный материал, который не был еще объяснен на уроке;
-задавать домашнее задание «под звонок», без необходимых разъяснений сущности предлагаемых задач и упражнений;
-предлагать для домашней работы задачи и упражнения, подобные которым еще ни разу не выполнялись на уроке;
-отсылать к другим источникам информации, помимо учебников, без указания на то, какие это именно источники и где их можно найти;
-не учитывать индивидуальных особенностей учеников, уровень их работоспособности.
Дозируя домашнее задание, учитель должен спланировать работу такого объема и содержания, чтобы учащиеся не испытывали перегрузки, для чего необходимо учитывать и то, как заняты учащиеся по другим предметам в этот день.
По дозированию домашнего задания необходимо:
-на объяснение домашнего задания отводить на уроке не менее 2 минут;
-инструктаж по выполнению домашнего задания;
- включать в содержание домашнего задания работу над ошибками;
-осуществлять дифференцированный подход к подбору домашнего задания; проверять наличие записей домашнего задания в дневниках учащихся;
-давать для работы дома задания, подобные которым выполнялись на уроке: систематически проверять домашнюю работу учащихся; учитывать нормы продолжительности домашней подготовки к урокам.
Учащиеся должны знать, что выполнить домашнее задание легче и быстрее в тот же день, когда оно было задано. Полезно делать уроки рано утром. Некоторым полезно прочитать параграф учебника до того, как его объяснит учитель. С помощью родителей необходимо организовать определенный режим; исключить нерациональные способы выполнения заданного материала; проследить, чтобы рабочее место находилось в порядке. Для ученика волевого, настойчивого можно посоветовать начинать подготовку домашней работы с более трудного предмета. При отсутствии качеств, как целеустремленность, настойчивость, лучше начать подготовку с более легкого предмета.
Проблемы с домашним заданием существуют, и решать их необходимо. Не надо забывать о единстве обучения на уроке и домашней работы. Как бы ни был эффективен урок, знания, полученные на нем, должны быть повторены и закреплены. Огромное значение домашняя работа имеет также для воспитания учащихся, поскольку способствует формированию навыков самостоятельной деятельности.
15