Методическая разработка для учителей технологии и ИЗО «Коллективный творческий проект»
Министерство образования РФ
Управление образования Администрации Юргинского района
МБОУ «Верх-Тайменская основная общеобразовательная школа»
Методическая разработка
Выполнила: Басалаева Татьяна Федоровна
учитель оо «Технология»
Оглавление
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
Глава 1.
Коллективный творческий проект
6
1.1.
Воспитательно-образовательные возможности коллективной проектной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6
1.2.
Формы организации коллективной деятельности при выполнении творческого проекта
7
Глава 2.
Основные методические условия организации коллективной деятельности учащихся в выполнении проектов
. . . . . . . . . . . . . . . . .
12
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
14
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
16
Приложения
Приложение 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
17
Приложение 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
19
Приложение 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
20
3
Введение
В настоящее время в школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся. В образовательной области «Технология» наиболее продуктивными являются проектные творческие технологии обучения. «Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества».В процессе проектной деятельности учащиеся развивают свой творческий потенциал и усваивают основополагающие закономерности построения современных технологий. Наиболее эффективными в образовательном смысле являются метод проектов, современные методы создания новых технических и технологических решений, технология игры.
Метод проектов – это то дидактическое средство, которое способствует формированию навыков целеполагания и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога. Он применяется и при индивидуальной, и при коллективной работе учащихся.
В своей педагогической практике мне приходилось неоднократно отдавать предпочтение применению именно коллективной деятельности учащихся при выполнении творческого проекта, так как я считаю ее наиболее эффективной. Совместное выполнение творческого проекта создает большие возможности для оптимальной организации коллективных действий учащихся, когда от каждого школьника зависит успешность выполнения проекта.
4
Несмотря на разнообразие форм организации коллективной
проектной деятельности учащихся недостаточно разработана теория и практика коллективного проектного творчества учащихся, высоко оценивается результат совместной проектной деятельности, но недооценивается воспитательный потенциал самого процесса работы над коллективным проектом и роль коллективной деятельности в развитии творческой активности учащихся.
5
Воспитательно-образовательные возможности коллективной проектной деятельности
Совместная трудовая деятельность способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить практическую деятельность и творчество других. В процессе совместной проектной деятельности на уроках технологии ученики приобретают и совершенствуют опыт эстетического и делового общения. Чем совершеннее общение на уроке, тем активнее протекает процесс взаимообмена чувственными представлениями, творческими идеями, знаниями и умениями, тем богаче становится эмоционально-интеллектуальный опыт каждого участника общения.
В настоящее время формирование культуры общения – одна из актуальных проблем подрастающего поколения. Рассматривая коллективную деятельность как продуктивное общение, педагоги высоко оценивают ее роль в развитии социальной активности. В коллективной деятельности социальная активность проявляется в двух формах: общение и общественно значимый результат. Общение в процессе коллективной деятельности – это средство передачи полезной информации и практического опыта, средство формирование культуры самого общения.
Коллективная проектная деятельность рассматривается как продуктивное общение, в котором осуществляются следующие функции:
информационная – обмен чувственной и познавательной информацией;
контактная – готовность к приему и передаче информации;
координационная – согласование действий и организация взаимодействия;
перцептивная – восприятие и понимание друг друга;
развивающая – изменение личностных качеств участников деятельности.
6
Подлинная коллективность предполагает не только наличие четких организационных связей, эффективно-продуктивную организацию дел, на и нравственную потребность в другом человеке, которая основывается на общем коллективном сознании. В качестве критериев подлинной коллективности, способствующей развитию коллективного творчества, выступают следующие показатели:
общность интересов и осознанность цели работы каждым участником коллективной деятельности;
неограниченность индивидуально-творческого проявления, наличие условий самовыражения и самореализации каждого;
гуманистический характер общения, составление групп на основе добровольности и взаимных симпатий, защищенность личности от произвола;
доверие и взаимопомощь 9между членами коллектива);
сочетание ролевого и личностного взаимодействия с периодической сменой лидеров.
Таким образом, коллективная деятельность определяется педагогами как равноправное личностное взаимодействие учащихся, направленное на согласование и объединение общих усилий с целью достижения высокого уровня активности, коллективной общности и индивидуальной удовлетворенности, проявляющейся в адекватной оценке себя и других, реализация творческого потенциала и комфортности.
7
Формы организации коллективной деятельности при выполнении творческого проекта
Анализируя имеющиеся различные формы коллективной деятельности учащихся, различные классификации форм коллективных методов я пришла к выводу, что выявлено несколько видов коллективной деятельности, которые систематизированы по количеству участников процесса совместного труда, т.е. все коллективные работы учащихся делятся на: парные – работа в паре, например, учащиеся сидят за одной партой, групповые – в небольших группах по 3-5 человек; коллективные – работа осуществляется большой группой, половиной или всем классом, несколькими классами или всей школой. Такая классификация по количественному составу участников совместной деятельности раскрывает лишь методику организации коллективной работы, но не специфику взаимодействия учащихся в процессе выполнения совместного творческого проекта.
В своей деятельности я использую более точную и полную систематизацию видов коллективной деятельности представленную в классификации, разработанной Т.С.Комаровой и А.И.Савенковым1. В ее основе лежат три основные формы организации совместной деятельности, выделенные психологами: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная и совместно-взаимодействующая:
- совместно-индивидуальная форма характеризуется тем, что участники сначала работают индивидуально с учетом единого замысла и лишь на завершающем этапе деятельность каждого становится частью общей композиции;
- совместно- последовательная форма характеризуется тем, что предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной зависимости от результатов предыдущего и последующего участников.
8
- совместно – взаимодействующая форма представляет возможности вести совместную работу одновременно всем участникам, согласовывая их действия на каждом из этапов коллективной деятельности.
Эта классификация отличается тонкой внутренней дифференциацией методов организации коллективного труда. Я выбираю ее для обобщения своего опыта организации проектной коллективной деятельности на уроках технологии еще и потому, что каждая из представленных в ней форм совместной деятельности не препятствует делению класса на пары, малые или большие группы, либо задействовать всех учащихся школы при выполнении коллективной работы.
Совместно-индивидуальная деятельность является одной из самых простых форм организации работы над коллективным проектом. Эта форма деятельности предполагает, что каждый ученик индивидуально выполняет изображение или изделие, которое на завершающем этапе становится частью, элементом коллективной композиции. Хотя на первом (подготовительном) этапе выполнения творческого проекта происходит коллективное обсуждение темы проекта, согласование действий каждого из участников, выбор тем отдельных работ, материалов, техники исполнения работ и т.д., и также на последнем этапе действия совместные, когда составляется и обобщается коллективная композиция. В процессе же выполнения технологического этапа проекта действия участников разобщены. На данный момент применение совместно-индивидуальной деятельности в выполнении творческих проектов в моей деятельности является ведущим и составляет 60 %. Совместно-индивидуальная форма работы использована в таких проектах как:
«Светлый праздник Пасха»
«Изготовление наглядных пособий в характере народных промыслов»
9
«60 лет Великой Победе»
«Рождественские узоры России» (см. Приложение 1)
«Изготовление панно в технике ошибана»
Совместно-последовательная деятельность как форма коллективного творчества учащихся встречается довольно редко. Это можно объяснить, с одной стороны, сложностью организации совместного труда, процесс которого напоминает работу производственного конвейера; с другой, таким мнением, что этот вид совместной деятельности вообще исключает творчество.
Действительно, совместно-последовательная деятельность предполагает последовательное выполнение учениками определенной технологической операции, когда результат работы одного ученика становится результатом деятельности другого. Но, анализируя свой собственный опыт можно сказать, что таких проектов в моей практике пока 18%, но такая форма деятельности применима в случае, когда необходимо использовать учащихся различного уровня подготовленности. Например, изготавливая швейное изделие достаточно сложного уровня, можно объединять усилия учащихся разных классов. К примеру, учащиеся 7 класса займутся раскроем изделий, т.к. у них это получится качественнее, чем у учащихся 6 класса, учащиеся же 6 класса выполнят простейшие операции, такие как: обработка вытачек, стачивание средних и боковых швов, подгибка низа изделия. Восьмиклассницам вполне можно поручить такие ответственные операции как втачивание рукавов и соединение лифа с юбкой, и т.д. Именно таким образом , применяя совместно-последовательную деятельность учащихся выполнялся проект «Изготовление костюмов для танцевальной группы» (см. Приложение 2). Как правило, такая форма деятельность применяется учителем, когда встает задача за короткий срок выполнить большое количество
10
одинаковых изделий, следовательно, совместная деятельность учащихся, организованная по принципу конвейера всегда имеет практический, общественно значимый результат. К тому же, производительность труда учащихся в данном случае гораздо выше.
Совместно-взаимодействующая форма является наиболее сложной в организации коллективной деятельности учащихся при выполнении творческого проекта. Сложность заключается в том, что эта форма организации предполагает или одновременную совместную работу всех участников коллективного творчества (работа на одном листе, плоскости), или постоянное согласование действия всех участников коллективной деятельности. Эту форму часто называют формой сотрудничества или сотворчества. Сотрудничество требует от учителя определенных организаторских способностей, а от учеников – умения общаться в процессе восприятия и в практической деятельности. Но, несмотря на сложность организации взаимодействия в процессе коллективной проектной деятельности эта форма привлекает педагогов и дает широкие возможности для педагогического творчества.
Одним из наиболее популярных направлений в поиске методики организации процесса сотрудничества является деление класса на группы, малые и большие, которые ведут работу над частью коллективного проекта. Каждый участник совместной деятельности имеет представление об общем замысле. Сотворчество участников проекта в данном случае начинается с разработки идеи, эскиза, общей композиции и заканчивается составлением некого целого из частей, обобщением.
Опыт работы над коллективными проектами показывает, что 22% всех коллективных проектов было выполнено, используя совместно - взаимодействующую форму деятельности учащихся, это такие проекты как:
11
«Выполнение изделий в стиле авангардной моды»;
«Времена года» (см. Приложение 3)
«Снежный городок»
«Картины родного села»
Такая форма коллективной деятельности требует от каждого участника определенного опыта общения: умения сотрудничать, уважать чужую инициативу, защищать собственные идеи в процессе согласования вопросов содержания и формы, использования материалов и техники исполнения проекта. В коллективной работе, организованной в форме сотрудничества, у учащихся совершенствуется опыт общения, умения сотрудничать, координировать свою деятельность и объективно оценивать результаты коллективного творчества.
На практике часто встречается сочетание различных форм и методов организации совместной работы учащихся над творческим проектом
12
2. Основные методические условия организации коллективной деятельности учащихся в выполнении проектов
Успех любой деятельности зависит от ее организации, а коллективная работа вообще невозможна без тщательно продуманной методики выполнения, без четкого представления о конечных результатах проектирования.
Организация коллективной проектной деятельности по предмету технология требует от педагога больших усилий, чем индивидуальная. Особенно сложно организовать коллективную работу совместно-взаимодействующей формы, в которой надо учитывать взаимодействие как внутри групп, так и между группами. Преподаватель при выборе формы, методов коллективной проектной работы должен руководствоваться следующими правилами:
учитывать возрастные особенности учащихся – участников коллективной проектной деятельности;
посильность проекта и доступность технологии его выполнения.
Коллективная проектная деятельность предполагает единый информационный уровень подготовленности ее участников и относительно одинаковый уровень их практических умений и навыков, так как только это гарантирует их равную ответственность за качество результата совместной деятельности. Поэтому необходимо, чтобы совместная проектная деятельность была по возможности более органично связана с системой выполняемых ранее учащимися заданий, являясь как бы их итогом.
В организации коллективной проектной деятельности немаловажно учитывать возрастные особенности школьников. Так, младшие школьники отличаются:
высокой эмоциональностью;
13
целостностью восприятия;
развитым воображением;
конкретно-образным мышлением;
высоким уровнем проявления индивидуальности и самостоятельности в работе;
увлеченностью процессом деятельности;
низкой направленностью интереса на качество результата;
легким переключением с одного вида деятельности на другой;
быстрой утомляемостью от однообразной работы.
Учитывая эти обстоятельства, можно сделать вывод, что коллективная деятельность может выйти за круг интересов младших школьников. Чтобы этого не произошло необходимо создавать условия, которые бы способствовали заинтересованности младших школьников в совместной проектной деятельности.
В отличие от младших школьников у подростков развивается объективная оценка творческих способностей, неудовлетворенность низкими результатами практической деятельности. Подростковый кризис вызван конфликтом между притязаниями и возможностями. Ведущим видом деятельности в этом возрасте является общение. Именно общение, а коллективное выполнение творческого проекта и предполагает постоянное общение в процессе творчества. Если результат индивидуальной деятельности зачастую не удовлетворяет подростка, то результат коллективного труда превосходит все ожидания: успех способствует положительному отношению к урокам технологии, к творческому труду.
Коллективные композиции очень эффектно смотрятся, ими можно украшать интерьеры школы, поэтому применение коллективного проектирования социально значимо. Мы планируем дальнейшее широкое применение коллективного творчества в выполнении проектов, причем используя различные формы коллективной деятельности.
14
Заключение
Из всех видов творческих проектов коллективный творческий проект вызывает у меня наибольший интерес, более того, он стал неотъемлемой частью моей педагогической деятельности. В работу над коллективным проектом можно вовлечь большое число участников, объединенных общей идеей. Над одной и той же темой проекта может работать группа учащихся одного или разных классов, а также вся школа.
При использовании коллективного метода в проектной деятельности учащиеся приобретают навыки ученического самоуправления, которые не только формируются, но и совершенствуются, создают предпосылки для максимального использования умственных способностей каждого учащегося, позволяют проявить ему его неповторимую индивидуальность на отдельных этапах деятельности.
Свои проекты мы представляем на школьных выставках и районных и областных конкурсах.
Выпускницы с удовольствием приходят в родную школу и непременно заглядывают в кабинет технологии, ведь там есть частица труда каждой из них
В последнее время, готовясь к защите проектов, учащиеся создают компьютерные презентации своих проектов с помощью программы Power Point, это помогает им более убедительно и красочно представить свой проект, так созданы компьютерные презентации проектов «Картины родного села», «Светлый праздник Пасха», «Рождественские узоры России»
Трудно переоценить значимость коллективного проекта для воспитания школьников. Конечно же, большое значение имеет выбор темы проекта. Тема может быть направлена на патриотическое воспитание (например «Картины родного села», «60-летие Великой Отечественной войны»), на изучение утраченных традиций (например «Рождественские узоры России», «Светлый
15
праздник Пасха»), на принесение практической пользы образовательному учреждению (например «Изготовление новогодних костюмов», «Украшение интерьеров школы», «Изготовление наглядных пособий в характере народных промыслов»). Очень важно и то, что работы детей остаются в школе, создавая родную атмосферу для школьников, делая пространство своим, созданным своими руками.
Работа над коллективным проектом приносит всем участникам большую радость: радость творчества, радость общения, радость причастности к общему делу. Выполняя общее дело, ученик ощущает свою принадлежность коллективу, ощущает себя частицей этого коллектива, при этом, не утрачивая свою индивидуальность. Очень точно по этому поводу сказал Д.Уэбстер: «Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим».
Как показала практика, коллективная работа над проектом увлекает школьников, объединяет их творческую энергию и умения, предоставляет простор для воображения и успешного воплощения задуманного.
16
Список литературы
Бешенков А.К.,Методика обучения технологии. 5-9 кл.: метод. пособие, М.: Дрофа, 2007. – 220с.
Колякина В.И., Методика организации уроков коллективного творчества , М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004 - 176 с.
Метод проектов в образовательной области «Технология»: Методические рекомендации /Сост. Л.И.Дубровская. – М.:МИПКРО,1999.
Перова Е.Н., Уроки по курсу «Технология»: 5-9 класс (девочки). – М.:5 за знания, 2007. – 208 с.
17
Приложение 1
Коллективный творческий проект «Рождественские узоры» (совместно-индивидуальная форма организации проектной деятельности).
Это серия настенных панно выполненных в рождественской тематике.
Работы выполнены учащимися 9 и 11 класса. В декоративной работе по созданию панно использована техника росписи акварелью, аппликация из фольги, ткани и подручных материалов, лепка из соленого теста. Сюжетами работ являются традиционные для России атрибуты и картины рождественского праздника:
вечно-зелёная ель – символ обновляющейся жизни, главный атрибут Рождества;
торжественный миг рождения младенца Иисуса;
Вифлеемская звезда, возвестившая миру о рождении Христа;
Дед Мороз – сказочный персонаж, непременный атрибут Рождества;
рождественские подарки;
рождественские колядки;
народные гуляния;
традиционное гадание на Рождество.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Рис. 1 « Рождение Христа» Рис. 2 Рождественская ночь
Гусева Надежда 11 класс Дьяченко Александра 9 класс
18
Рис. 3 « Рождественский венок» Рис. 4 « Веселый Дед Мороз»
Белянина Екатерина 9 класс Басалаева Татьяна 9 класс
Рис.5 «Гадание в Рождество» Рис.6 «Рождественские колядки»
Самонкина Настя 11 класс Белоногова Катя 9 класс
19
Приложение 2
Проект «Изготовление костюмов для детской танцевальной группы» (форма коллективной проектной деятельности совместно-последовательная)
Рис. 7 Костюмы, выполненные учащимися 6 – 8 классов для школьной танцевальной группы
20
Приложение 3
Коллективный творческий проект «Времена года» (форма коллективной деятельности совместно – взаимодействующая)
Рис.8 «Весна» Рис.9 «Лето»
Рис. 10 «Осень» Рис. 11 «Зима»
Коллективный творческий проектTimes New Roman
Технология 018Технология 019
Заголовок 115