Подборку игр на свежем воздухе. Организация досуговой деятельности дошкольников.
Осенние игры для детей старшего дошкольного возраста
Игра «Добрые животные»
Что дают нам домашние животные? Слушаем вопросы и стараемся на них ответить.
«Бе-бе», «му-му» и «ко-ко-ко»!
А кто даёт нам молоко?
Кто даёт нам пух и шерсть?
У кого всё это есть?
Мы животных называем.
Чем они полезны, знаем.
1. Кто даёт нам яйца? (Куры.)
2. Кто даёт нам молоко? (Коровы, козы.)
3. Кто даёт нам шерсть? (Бараны, овцы, козы, кролики.)
4. Кто даёт нам пух и перья? (Гуси, утки, куры.)
5. Кто даёт нам мёд? (Пчёлы.)
Игра «Танец пчёл»
Звучит музыка. (Для этой игры можно включить «Полёт шмеля» Н. А. Римского-Корсакова.) Дети - пчёлы. Они исполняют пчелиный танец.
Давайте подумаем, какими движениями лучше показать, как летают пчёлы и как они танцуют в воздухе, над цветами.
Игра «Что лишнее?»
Воспитатель называет каждый раз по четыре предмета (или показывает картинки). Дети должны определить, что лишнее, и объяснить почему.
1. Грабли, мотыга, лопата, молоток. (Молоток. Этот инструмент - не для работы в огороде.)2. Комбайн, троллейбус, трактор, косилка. (Троллейбус. Он нужен не для работы в поле.)3. Кастрюля, чашка, лейка, стакан. (Лейка. Она нужна для работы в огороде, это не посуда.)4. Яблоко, морковь, капуста, кабачок. (Яблоко. Это фрукт, а остальное - овощи.)5. Груша, яблоко, огурец, апельсин. (Огурец. Это овощ, а остальное - фрукты.)6. Клубника, земляника, баклажан, ежевика. (Баклажан. Это овощ, а остальное - ягоды.)7. Гречка, перловка, горох, пшено. (Горох. Это бобы, а остальное - крупы.)8. Свёкла, репа, морковь, помидор. (Помидор. Это плод, а остальное - корнеплоды.)Игра «Съедобное - несъедобное»
Воспитатель бросает мяч и произносит названия того, что съедобно, и несъедобных предметов. Если названо что-то съедобное (овощ, фрукт, крупа или каша из крупы, а также то, что делают из муки), мяч нужно ловить, а если несъедобное, то ловить не надо.
Сладкие загадки
Слушаем загадки и стараемся их отгадать.
Синий мундир,
Зелёная подкладка,
В середине - сладко. (Слива.)
На деревьях меж листами
Висят птицы вверх ногами. (Груши.)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко.)
Сам он красный, сахарный,
А кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз.)
Игра «Чьи семена?»
Воспитатель показывает детям семена. Дети должны определить, какому растению принадлежат эти семена, и назвать растение. Для игры можно взять семена арбуза, дыни, абрикоса, яблони, сливы, фасоли, подсолнечника, тыквы, орешника, риса, гречихи и т. д.Игра «Репка»
Воспитатель предлагает детям провести игру по русской народной сказке. (Взять полный текст сказки.) Перед игрой распределить роли (в том числе роль репки). Дети - в шеренге. Сначала они выполняют движения все вместе. Выходит репка и садится на стульчик (может держать в руках верёвочку за которую её будут тянуть). В нужный момент выходят дед, бабка и другие персонажи. Происходит инсценировка сказки. Остальные дети помогают героям, показывая, как надо тянуть репку. Игру можно провести несколько раз, чтобы всем детям досталась какая-либо роль.
Посадил дед репку.
(Наклоняемся и показываем, как сажать репку.)
Выросла репка большая-пребольшая.
(Поднимаем руки вверх.)
Стал дед репку из земли тянуть.
Тянет-потянет, а вытянуть не может.
Позвал дед бабку.
Бабка за дедку, дедка за репку.
Тянут-потянут, а вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку.
Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку.
Тянут-потянут, а вытянуть не могут.
Огородные загадки
Слушаем необычные загадки, в которых названы признаки огородных растений, и стараемся их отгадать.
Красный, круглый - это что? (Помидор.)
Зелёный, овальный - это что? (Огурец.)
Жёлтая, внутри белая, сладкая - это что? (Дыня.)
Длинный, белый, большой - это что? (Кабачок.)
Жёлтая, круглая, сладкая, сидит в земле - это что? (Репа.)
Игра «Придумай загадки»
Воспитатель предлагает детям придумать свои загадки про овощи. Нужно загадать какой-то овощ и назвать его признаки. Можно составить загадки про картошку, тыкву, свёклу морковь, горох и др.
Что растёт у нас на грядке?
Мы придумаем загадки.
Про горох и про картошку,
Помидоры и моркошку,
А ещё про огурцы.
Отгадали? Молодцы!
Игра «Овощи, фрукты, ягоды»
Воспитатель называет букву. Дети должны вспомнить и произнести как можно больше названий овощей, фруктов, ягод на эту букву. Победителя можно определять по каждой букве или по нескольким буквам. Примеры: а - абрикос, апельсин, арбуз, айва; б - банан, баклажан, брусника, бузина; в - вишня, виноград; и т. д.Игра «Что мы едим?»
Воспитатель бросает игроку мяч и называет огородное растение (можно называть овощи и травы). Игрок ловит мяч и говорит, какую часть этого растения употребляют в пищу, а затем бросает мяч воспитателю. Например:
- Салат. (Листья.)
- Капуста. (Листья.)
- Огурец. (Плод.)
- Помидор. (Плод.)
- Редис. (Корнеплод.)
- Свёкла. (Корнеплод.)
- Морковь. (Корнеплод.)
Много в нашем огороде
Есть и трав, и овощей.
Мы побудем на природе,
А потом наварим щей.
Что нам есть, мы это знаем.
Что съедобно - называем.
Игра «Отгадай овощи»
Воспитатель бросает игроку мяч и произносит первый слог в названии какого-либо овоща. Игрок ловит мяч, произносит всё название овоща и бросает мяч воспитателю. Например:
- Ре... (Редис.)
- Ка... (Капуста.)
- Свё... (Свёкла.)
- По... (Помидор.)
- Мор... (Морковь.)
Игра «Соберём урожай»
Дети выстраиваются в шеренгу. У первого игрока в руках мяч. Он поворачивается ко второму игроку, громко сообщает: «Я собрал в огороде...» - и передаёт мяч. Так мяч по цепочке передаётся до конца шеренги. Называть нужно какое-либо огородное растение. Названия растений могут повторяться.
Огород у нас хорош!
Где ещё такой найдёшь?!
Что растёт, покажем.
И про всё расскажем.
Вот укроп, а вот петрушка,
Это свёкла и картошка,
Это тыква и горох.
Урожай совсем не плох!
Игра «Поварята»
Воспитатель называет какое-нибудь блюдо или напиток. Дети должны по очереди говорить, что нужно взять для приготовления этого блюда или этого напитка (овощи, фрукты, ягоды). Например: борщ (капуста, свёкла, морковь, помидор, петрушка, укроп); компот (яблоки, груши, сливы, вишни, смородина, крыжовник).Игра «Приметы осени»
Можно объявить и провести небольшой конкурс: кто даст более точное и более полное описание осени (кто назовёт больше примет).
Послушайте стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова. О каком времени года говорится в этом стихотворении? Обоснуйте свой ответ. Какие приметы осени вы знаете? Перечислите их.
Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь, отважный, поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл, и поле
Сквозь туман лишь серебрит
Игра «Деревья, кустарники, травы»
Когда воспитатель произносит название дерева, дети должны поднять руки вверх, когда название кустарника - должны стоять, опустив руки, а когда название травы (травянистого растения, цветочков) - приседают. Воспитатель может сопровождать слова действиями и иногда показывать неправильное действие, чтобы запутать участников игры. Примеры:
- Дуб. (Поднимаем руки вверх.)
- Подорожник. (Приседаем.)
- Ель. (Поднимаем руки вверх.)
- Шиповник. (Стоим, опустив руки.)
- Берёза. (Поднимаем руки вверх.)
Игра «Что лишнее?»
Воспитатель называет каждый раз по четыре растения (или показывает картинки). Дети должны определить, что лишнее, и объяснить почему.
1. Тополь, дуб, смородина, яблоня. (Смородина. Это кустарник, а остальное - деревья.)2. Осина, пальма, липа, клён. (Пальма. Она растёт в тёплых краях.)3. Сирень, берёза, акация, шиповник. (Берёза. Это дерево, а остальное - кустарники.)4. Смородина, вишня, яблоня, тополь. (Тополь. Это не плодовое и не ягодное растение.)5. Липа, клён, сосна, берёза. (Сосна. Это хвойное дерево, а остальные - лиственные.)Игра «Знаем, знаем!»
Воспитатель предлагает детям внимательно послушать рассказ. Условие игры: если дети услышат название дерева, они должны захлопать в ладоши и сказать: «Знаем, знаем!»
Мышонок вспомнил интересный случай, который произошёл с ним весной. Он гулял по лесу и услышал пение какой-то птицы. Сорока сидела на осине. Но сорока же не поёт, а стрекочет. Дятел сидел на сосне. Он стучал клювом по шишке. Ворона прилетела и села на берёзу. Вороны тоже не поют. Чья же в лесу песня? У лесного ручья стоит калина. Мышонок увидел маленького соловья на ветке калины. Так вот кто так красиво поёт! Ягоды калины - красные, красивые. Осенью и зимой их едят птицы. А соловьи улетели зимовать в Африку. Там тепло.
Лесные загадки
Слушаем загадки и стараемся их отгадать.
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево.)
Летом вырастают,
А осенью опадают. (Листья.)
Зимой и летом
Одним цветом. (Ель, сосна.)
Зелена, а не луг.
Бела, а не снег.
Кудрява, а не человек. (Берёза.)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Я кормлю свиней и белок.
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.)
Золотой коробочек,
А внутри - дубочек. (Жёлудь.)
Игра «Назови дерево»
Дети по очереди произносят названия деревьев например: ива, тополь, рябина, берёза, дуб, осина, ясень, клён, яблоня, липа и др. Победителем станет тот, кто назовёт дерево последним.
Игра «Листочки»
Разделить детей на три команды. В первой команде водящий играет роль берёзы, во второй - роль липы, в третьей - роль клёна. Команды собирают листочки, вырезанные из цветной бумаги (каждая - свои), и отдают их своему водящему. В конце игры воспитатель определяет, какая команда справилась с заданием быстрее.
«Раз шишка, два шишка…». Цель игры: знакомство детей с природой и повторение прямого счёта (можно и обратного счёта). Детям выдаются ведёрки, корзинки и т.д. За определённое время нужно набрать в него упавшие с дерева шишки, при этом приговаривая: «Раз шишка, два шишка и т.д.». Можно использовать листья, жёлуди и т. д. Далее идёт беседа о дереве, чьи плоды или листья были собраны.
«Круг, овал, треугольник…». Цель игры: знакомство детей с природой и повторение геометрических фигур.Данная игра может проводиться как индивидуально, так и парами или группами. Задача детей: собирать листья определённой формы. Можно всем сразу трёх видов, а можно разделить по группам: одна группа собирает листья похожие по форме на круг, другая – на овал, третья – на треугольник и т. д.
«Листопад». Цель игры: развитие ловкости, быстроты; умения работать в парах.Ведущий держит листик на вытянутой руке, а игроки должны попытаться допрыгнуть и сорвать его. Если это не получилось ни у одного ребенка, взрослый отпускает все листья, изображая «листопад». В эту игру можно играть парами, по очереди выполняя, роль ведущего.