Проект программы Организация семейно-досуговой деятельности


Тураева А.Н
Учитель начальных классов
МОБУ СОШ № 26 г..ЯкутскПрограмма «Организация семейно-досуговой деятельности».Актуальность
Реализация ФГОС предполагает, в том числе, ориентацию на семью как субъект образовательной деятельности, способный активно и ответственно определять, и реализовывать цели, содержание, способы воспитания детей.
На систему образования возлагается ответственность за организацию такого образовательного пространства, которое через повышение психолого-педагогической компетентности обеспечило бы осознание родителями своей ответственности за воспитание детей, улучшение отношений с ребенком, возможность решения родительских и семейных проблем, формирование оптимистического взгляда на жизнь, организацию форм позитивной активности, сплоченности.
Изучая результаты социологических исследований (данные всероссийского центра изучения общественного мнения) можно сказать, что наиболее сохраненной семейной традицией в современной семье является семейный праздник. Но, не смотря на то, что большинство родителей хотели бы с детьми проводить свой досуг, их желание почти не реализуется на практике. Прежде всего, это связано с утратой традиций совместного досугового времяпровождения, с отсутствием знаний, умений и навыков в данной области творчества.
Объект исследования - семейный праздник, как процесс совместного досугового времяпровождения семьи.
Предмет исследования- содержания и формы работы педагога по организации семейно-досуговой деятельности.
Цель данного проекта – разработка условий, обеспечивающих эффективность организации семейно-досуговой деятельности.
Задачи:
Выявить сущность семейно-досуговой деятельности.
Определить особенности и возможности семейного досугового времяпровождения, как активного фактора социализации.
Разработать методические рекомендации по организации семейно-досуговой деятельности родителей.
Гипотеза
Активизировать развитие творческого потенциала семьи.
Учитывать возрастные, индивидуальные и ценностные ориентации в организации семейных досуговых программ и семейно-досуговой деятельности.
Практическая значимость
исследования состоит в составлении программы для родителей «Организация семейного праздника».
Опытно-экспериментальная работа предусматривает три этапа: констатирующий, формирующий и этап обобщения полученных результатов.
На констатирующем этапе реализовывается основная цель - определение особенности и возможности семейного досугового времяпровождения, как активного фактора социализации.
Задачи:
Изучить ценностные ориентации, социальные установки, позиции современной семьи
Выявить особенности семейного досуга и семейно-досуговой деятельности как активного фактора социализации.
Реализация формирующего этапа опытно-экспериментальной работы планируется осуществлять через разработку и проведение занятий по программе «Организация семейного праздника».
На заключительном этапе планируется обобщить и систематизировать полученные результаты.
Программа «Организация семейного праздника»
Цель программы: формирование у родителей установки на сознательное усвоение методики организации семейного досуга, содержанием которого является создание благоприятных межличностных отношений в семье.
Задачи:
Создание благоприятных психологических условий для совместной досуговой деятельности.
Развитие интереса и активности у родителей к совместной досуговой деятельности.
Поиск эффективных форм досуговой деятельности.
Данная программа включает в себя 3 раздела:
Ценности семейного воспитания.
Технология проведения семейного торжества.
Проведение семейного торжества.
ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ «Ценности семейного воспитания»
1 занятие. Ценности семейного воспитания.
2 занятие. Семейные традиции.
3 занятие. Семейный праздник.
ВТОРОЙ РАЗДЕЛ «Технология проведения семейного торжества»
1 занятие. Технология проведения семейного праздника.
2 занятие. Работа над сценарием.
3 занятие. Логика сюжета.
4 занятие. Оформление праздника.
5 занятие. Приготовление сувениров и призов.
ТРЕТИЙ РАЗДЕЛ «Проведение семейного торжества»
1 занятие. Разработка семейного торжества.
2 занятие. Проведение семейного торжества.
Семейные праздники -это организованный отдых какого-либо события значительного для всех членов семьи. Наиболее традиционными праздниками являются дни именинника, юбилеи, новогодние праздники.
Технология проведения семейного праздника
1-й этап – подготовительный, включающий разработку сценария.
Сценарий – это литературно-художественная разработка культурно-деловой программы (Н.И.Бочарова, Л.С.Жаркова, О.Г.Тихонова). Работа над сценарием включает несколько этапов.
Этапы работы над сценарием:
Рождение замысла;
определение идеи сценария;
отбор литературного, художественного, игрового, спортивного и другого материала;
компоновка отобранного материала в соответствии замыслом и идеи;
определение художественно-выразительных средств.
При составлении сценария необходимо учитывать возраст, интересы, склонности и особенности семьи, также условие проведения праздника.
Логика сюжета:
Сценарий должен иметь завязку, кульминацию и развязку.
Эмоциональный пик сценария должен приходиться на вторую половину действия.
Эмоционально и двигательно-насыщенные эпизоды следует чередовать со спокойными и расслабляющими.
В сценарии необходимо предусмотреть достаточное количество времени для самостоятельных игр и развлечений.
2-й этап – оформление помещения, где будет проводиться праздник. На этом этапе уместны разнообразные украшения, согласно данному мероприятию (веночки, цветочные композиции, воздушные шары, сердечки) оформление газеты. Необходимо определить место для игр, для праздничного стола, театрализованных представлений.
3-й этап – приготовление сувениров и призов (для награждений победителей в конкурсах). Можно купить сувениры, но лучше изготовить самим.
Педагогические ситуации обеспечивали эмоциональное удовлетворение в досуговой деятельности через совместные, коллективные усилия и переживания, объединяющие участников; создавали в досуговой деятельности эмоциональное напряжение, ведущее к успеху; утверждали радостный стиль жизни ребенка и родителей; создавали атмосферу доброжелательности, взаимопонимания, взаимодоверия. 
Формированию и развитию духовного и культурного облика каждого члена семьи содействует в полной мере совместная досуговая деятельность.
Организованный семейный праздник способствует сохранению положительного эмоционального настроя у всех членов семьи, развивает интерес и удовлетворяет потребности семьи в активности, способствует ее сплочению и воспитывает уважительное и внимательное отношение к друг другу.
Литература:
Болотова М.И. Теоретическое обоснование программы развития педагогической культуры родителей в учреждении дополнительного образования детей // Внешкольник. Оренбург, 2001. - № 2. - С.5-13.
Крупина И.В. Образовательная среда семьи и школы как средство воспитания и обучения. М., 2000. - 192 с.
Крупина И.В. Учителям об учениках и их родителях. М., 1999. - 80 с.
Чепурных Е.Е. Воспитание подрастающего поколения -общая задача современной России //Внешкольник. 2001. - № 2. -С. 10-14.