использование ситуативных картинок на уроках английского языка
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
СИТУАТИВНЫХ КАРТИНОК
НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Подготовила –
учитель английского языка
Тхамокова Инна Хачимовна
Известно, что для развития речи учащихся на уроках иностранного языка продуктивно используют ситуативную организацию обучения, что предполагает большие возможности для естественной коммуникации учащихся. Прием использования двух картинок для определения различий между ними является одним из средств обеспечения подобной коммуникации.
Что представляют собой эти картинки? На первый взгляд, две картинки почти идентичны, однако между ними существует 4-5 и более различий, которые необходимо понять в процессе беседы, а затем рассказать о них.
При использовании такого рода картинок
обеспечивается многократное повторение определенных структур, если предполагается тренировка учащихся в их употреблении;
решается речевая задача: одни школьники называют различия, другие слушают;
возникает естественная ситуация для коммуникации.
Важно, что в такой ситуации ученики творят и слушают не потому, что обязаны делать это, им интересно решать подобные речевые задачи, используя запас имеющихся знаний и навыков.
1. Картинки могут быть использованы в учебном процессе при работе с упражнениями на закрепление определенных грамматических структур и тренировку в их употреблении. Это обороты с глаголом to be (There is/are); структуры в Рresent Indefinite Tense (I see/don't see Не/she sees/doesn't see ...); структуры в Present Continuous Tense; структуры со сложным дополнением (Complex Object); предлоги, а также лексические единицы по различным темам.
Приведем примерные диалоги учащихся при тренировке в использовании структур There is/There are; I see/I don't see; He/she sees/doesn't see. Работа проводится по картинкам (см. рис. 1 и 2).
Двое учащихся получают по одной картинке, каждый из них видит только свою. Им предлагается назвать как можно больше различий между картинками, используя обороты There is/There are. Остальные ребята внимательно слушают товарищей, с тем, чтобы потом воспроизвести все различия.
Диалог 1.
P1 (Sasha): There is a room in my picture.
P2 (Tanya): There is a room in my picture too.
P1: There are two armchairs and a sofa in my room.
P2:
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·После того как диалог завершен, слово предоставляется учащимся группы. Их примерные высказывания:
P3: There is a picture on the wall in Sasha’s room, but there are two pictures on the wall in Tanya's room.
P4: There is a lamp and a telephone on the writing table in Sasha's picture, but there is only a lamp on the table in Tanya's picture.
P5: There is only one armchair in Tanya's room, but there are two armchairs in Sasha's room.
Эти же картинки можно использовать при тренировке учащихся в Present Indefinite Tense.
Диалог 2.
Р1: 1 see a room in my picture.
P2: I see a room in my picture too.
P1: I see two armchairs and a sofa in the room.
P2: I see only one armchair and a sofa in my room.
P1: I see a picture on the wall above the sofa.
P2: And I see two pictures on the wall.
P1: Do you see a writing table in the corner?
P2: Yes, I see a table and a lamp on it.
P1: Do you see a telephone on the table?
P2: No, I don't see any telephone on the table, etc.
Работа остальных учащихся группы несколько усложняется: говоря о различиях между двумя картинками, им следует использовать глаголы в 3-м лице единственного числа.
Примерные высказывания школьников:
Р3: Tanya sees only one armchair in her room and Sasha sees two armchairs in his picture.
P4: Sasha sees a lamp and a telephone on the writing table. Tanya doesn't see any telephone, she sees only a lamp on the table.
P5: Tanya sees two pictures on the wall near the sofa, Sasha sees one picture in his room.
А вот примерный диалог на отработку глаголов в Present Continuous Tense (см. рис. 3, 4.)
Диалог 3.
Р1: I see a family in the picture,
P2: I see a family in my picture too. They are mother, father, sister and brother.
P1: In my picture the father is standing near the window.
P2: But in my picture the mothe
·r is standing near the window and the father is sitting on the sofa.
P1: Where is their daughter in your picture and what is she doing?
P2: The daughter is sitting at the table. She" is eating.
P1: But in my picture their son is sitting at the table and eating, etc.
По окончании прослушанного диалога учащиеся говорят о различиях между картинками, употребляя предложения в Present Continuous Tense.
Диалоги могут быть более развернутыми и включать взаимные вопросы учащихся друг другу и речевые штампы. Ребята не ограничиваются употреблением одной структуры, а используют другой грамматический материал.
II. Методика работы с картинками может включать также решение речевых проблемных задач при свободном говорении. Картинки даются двум ученикам. В процессе их беседы остальные учащиеся, внимательно прослушав товарищей, говорят о том, какие различия имеются между картинками, а также что у них общее. Затем картинки предъявляются всем ребятам группы, дни могли убедиться в правильности своих ответов.
Можно организовать парную работу с картинками для всей группы. Каждая пара учеников на уроке выясняет различия в ходе беседы по своим картинкам, а затем один из учащихся делает сообщение для всей группы. А группа, глядя на картинку и слушая товарища, может судить о правильности его высказывания.
Важно, чтобы такой вид работы был ограничен временными рамками: это лучше организует и активизирует ребят на уроке. Приводим примерные варианты диалогов 4 и 5 (см. рис. 5, 6, 7, 8).
Диалог 4.
P1: I've got a nice colourful picture. I see three children and a man there. I suppose them to be in the yard or in the park.
P2: There are three children and a man in my picture too. They may be in the yard or in the park. I see a man sitting on the bench and reading a newspaper.
P1: Wait a minute, the man in my picture is busy reading a book. He has a grey shirt and blue trousers on.
P2: My man has the same clothes. By the way, what can you see the children doing in your picture?
P1: I see two boys playing with a ball.
P2: What, two boys? In my picture a boy and a girl are playing with a ball and a second boy is looking at them behind the bench.
P1: And I can see the girl behind the bench. Well, it's high time to speak about animals in the picture. Have you noticed any in the yard?
P2: There is a cat sitting near the bench.
P1: No cats in my picture, only a dog. It can be seen near the bench as well, etc.
Диалог 5.
P1: I've got a picture about school life. The action takes place in the classroom.
P2: I guess, I've got the same plot. I don't see any desks or chairs, only a table near the window.
P1: There is no furniture in my classroom either, except the table. But I can see a teacher and a schoolboy standing and looking at each other.
P2: I see the same persons. I suppose the boy is going to have an English lesson, as the date on the board is written in English.
P1: But the pupil in my picture is sure to have Mathematics as I can see different sums on the board.
P2: Do you see anything on the window-sill or on the table?
P1: There is a flower in a flower pot near the window and besides it is possible to see a three-storey building through the window and the sun shining.
P2: But I don't see the sun through my window, etc.
Работа с картинками стимулирует ребят не только для говорения, но и для аудирования. В нее вовлекаются все учащиеся группы. Практика показывает, что на таких уроках они никогда не остаются равнодушными и работают активно, с большим желанием.
В заключение хочется отметить, что каждый учитель может подобрать картинки и максимально приблизить их сюжет к той задаче, которую он ставит перед собой на определенном этапе работы.
13PAGE 15
13PAGE 14115