Конференция по теме Формирование коммуникативных УД на основе изучения ситуативных тем в младших классах на уроках английского языка

Формирование коммуникативных учебных действий на основе изучения ситуативных тем в младших классах на уроках английского языка
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем активной деятельности, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют продуктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми. Учащиеся должны уметь слушать другого, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Чем благоприятнее атмосфера на уроке, тем быстрее происходит формирование коммуникативных действий.
Актуальность: В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т. к. коммуникативная компетенция ориентирована на достижение практического результата в овладении английским языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника.
Учебный процесс строится   на взаимодействии учитель – ученик, ученик – ученик. Форма взаимодействия демократична: совместное размышление, приближение учебного процесса к реальным жизненным ситуациям, обращение к опыту ученика. На уроках важно использовать разные формы организации коммуникативного общения: групповые, индивидуально-групповые.
Таким образом, учитель чётко должен знать: чему учить и как учить.
Итак, методический инструментарий по формированию коммуникативных навыков на уроках английского языка, включает различные средства обучения языку: коммуникативные игры, приемы обучения, функционально – коммуникативные задания и учебно-методические комплексы.
Одним из важных элементов методического инструментария по формированию коммуникативных навыков на уроке английского языка является учебно-методический комплекс(УМК). Каждый учитель, исходя из возможностей его учащихся, будет творчески подходить к процессу обучения, но творить он должен внутри УМК, не нарушая его принципов.
Каждый из учебников серии «Spotlight 1-4/Английский в фокусе 1-4» имеет свой сюжет. Школьников захватывает жизнь персонажей учебника, которые знакомятся, играют, путешествуют и находят приключения. Этих героев зовут Ларри, Лулу, Пако, Майа и неповторимый шимпанзе Чаклз. Присутствие персонажей позволяет учащимся многократно проигрывать разные типичные ситуации общения, такие как «Знакомство», «Приветствие», «Проведение свободного времени с семьёй и друзьями» и т.д
Для формирования коммуникативных учебных действий необходимы специальные упражнения.
В практике часто используются следующие виды упражнений:
ассоциативные (на воображение)
-Так, например, во 2-м классе была изучена тема “My toys” (Мои игрушки). Одновременно были изучены части тела и слова, характеризующие внешность человека. На уроках школьники тренировались в описании внешности и игрушек, используя загадки. Учитель читал описание игрушки, а учащиеся отгадывали, что это за игрушка. Затем учащиеся по очереди придумывали загадку для своих одноклассников. При этом изображения игрушек висели на доске.
-Тема “Animals” (Животные) позволяет использовать ассоциативные упражнения. Учащиеся выходят к доске и показывают действие. Остальные должны угадать по этому действию животное: ученик «летает». “You are a bird”.
-В учебнике “Spotlight” при изучении алфавита к каждой букве прилагается определенное слово с иллюстрацией. Учитель может нарисовать на карточках буквы английского алфавита и показывать учащимся, чтобы они назвали звук или соответственное слово. Графические образы букв вызывают ассоциации с изученной лексикой.
-УМК “Spotlight” содержит множество песен, которые можно сопровождать движениями. В этот момент у учащихся возникают определенные ассоциации, они импровизируют, используя воображение.
-На уроках в 4-м классе выполнялись задания по подбору рифмующихся слов. В разделе «Весело в школе» нужно было соединить звуки, прослушанные в аудиозаписи, с изображением музыкальных инструментов.
-Для тренировки качественных прилагательных (sad- грустный, bored- доведенный до скуки, angry- злой, scared- страшный, tired- уставший, hungry- голодный) было несложно подготовить «смайлики» в картинках. С опорой на «смайлики» учащиеся говорили о своем настроении вчера и сегодня: I am happy today. I was tired yesterday.
-На уроке 3-его класса, в разделе «Весело в школе» было предложено соединить изображения предметов с похожими по форме геометрическими фигурами
На картинках были нарисованы сэндвич, ящик, солнце, окно, сыр и апельсин.
мыслительные (на сравнение) В основе мыслительных упражнений лежит сравнение характеристики героев, их внешнего вида. Например, в 4-м классе, в модуле «Семья и друзья» идет речь о семье героев Ларри и Лулу. Дается задание по картинкам – описать их дядю, тетю и двоюродного брата Робби, используя данные прилагательные.
- Также занимательны задания на сравнение двух на первый взгляд одинаковых картинок. Но, если присмотреться, можно найти немало отличий: цвет, число предметов и многое другое. Ученики могут составлять предложения по очереди, а можно организовать игру в командах.
речевые (язык, речь ) – представляют собой вопросы после текста; вопросы с выбором правильного варианта ответа из 3-4 предложенных. Или, например, дается задание переделать предложения в прошедшем времени, используя календарь и данные фразы; или согласиться или не согласиться с утверждениями, написав “True/False” (верно/неверно), и обосновать. (предварительно дается картинка или текст).
рефлексивные (высказывание собственных мыслей)– это сталкивание мнений (Кто больше понравился из героев? Почему? Попробуй предположить по названию, о чем будет рассказ). В этом плане хороши фольклорные произведения: “ The Town Mouse and the Country Mouse”, “The Toy Soldier”, “Goldilocks and the Three Bears”.
-Рефлексивным являлось упражнение “Mood Music” (Музыка настроения) из учебника 4-ого класса. Учащиеся слушали три музыкальных произведения и говорили о своих эмоциях: It makes me feel happy, sad, scared. На следующий урок было дано задание: представить классу любое музыкальное произведение или песню и сказать о своих эмоциях.
интерпретация (в других видах искусства) Интерпретация на уроках английского чаще всего происходит в живописи. Учащимся даются задания –написать небольшой текст по образцу, в том числе проект, сопровождая его иллюстрацией или фотографией. Школьники презентуют свой проект, рассказывают о том, что нарисовали.
упражнения в совместно-последовательной деятельности
Например, группа детей получает задание создать общее произведение (сочинить рассказ,   сказку). Дети выполняют работу пошагово. У детей создаётся мотивация взаимодействия. В ходе взаимодействия дети обогащают друг друга идеями. Это упражнение можно использовать, когда дети составляют характеристику героев.
Другое упражнение в совместной деятельности заключается в составлении «Цветных рассказов или предложений». Детям предлагают  8–10 квадратов различных цветов с частями предложений. Ученики  по очереди берут квадрат, определенного цвета и прикрепляют к доске, чтобы получилось предложение. 
В 3-4 классах дети уже определяют социальные роли и ведут диалог по различным темам. Очень востребованы среди них бытовые «За столом» (гость-хозяин), «В магазине» (продавец-покупатель), «На улицах города» (местный житель-приезжий, полисмен-прохожий), «В зоопарке» (владелец зоопарка и посетители) и т.д. Такой вид заданий прекрасно практикует устную речь и речевые клише и позволяет детям проявить креативность мышления и способствует формированию компенсаторной компетенции умение выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации.
Успех обучения и отношение учащихся к предмету во многом зависит от того, насколько интересно и эмоционально учитель проводит уроки.  А игра, как известно, основной вид деятельности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Она служит своеобразным «общим языком» для всех ребят. Использование игры как одного из приемов обучения иностранному языку значительно облегчает учебный процесс. По характеру взаимодействия игры бывают:· состязательные игры, в которых игроки или команды состязаются, соревнуются за то, чтобы первыми достичь цели; кооперативные игры, в которых игроки и команды идут вместе к общей цели.
Используемые игры можно разделить на несколько групп: 1) игры коммуникативной направленности; 2) игры со словами; 3) игры и игровые упражнения, используемые при объяснении и закреплении грамматического материала.
1) Так к играм коммуникативной направленности можно отнести игры, позволяющие отработать фразы, используемые в диалогах-расспросах, особенно на начальном этапе обучения, когда учащиеся еще не знакомы с грамматическими основами или только с ними знакомятся: - «Давайте познакомимся»: Дети выстраиваются в круг лицом друг к другу. По кругу передается мяч, дети по очереди задают вопрос “What is your name?” и отвечают на него “My name is” Подвижная игра с целью знакомства «Ручеек». Задача усложняется: дети берутся за руки и поднимают руки вверх. Водящий без пары, идет по ручейку и выбирает одного из одноклассников. При этом ученики обмениваются репликами: I am a boy. My name is Dima. I am a girl. My name is Kate. Следующий ученик оказывается без пары.
- Отрабатывая речевые конструкции, употребляемые в диалогах – расспросах, можно использовать игру «Угадай животного».  Один из учащихся загадывает животного, другие задают вопрос «Is it a cat (dog, frog, )? - No, it is not/ Yes it is. Эту же игру можно использовать для отработки употребления следующих конструкций: «Have you got .? - Yes, I have./No, I have not” – «Кто (что) у тебя есть?», “Do you want ? - Yes, I do./ No, I don't.”– «Что ты хочешь?», «Can you run (swim, play)?”– Умеешь ли ты..? и т.д. Эти же игры можно использовать и для закрепления тематической лексики. - При знакомстве с названиями цветов используется игра: "Snowball". Учитель обращает внимание детей на то, что радуга бывает самых разных цветов. Teacher: What colours is the rainbow? Pupil: It is red, green, yellow, white... Потом ученики говорят один за другим: Pupil 1: The rainbow is red. Pupil 2: The rainbow is red and purple. Pupil 3: The rainbow is red, purple, blue. Pupil 4: The rainbow is red, purple, blue, yellow.
Для закрепления названий цветов эффективно играть в игру “Show me”– Покажи мнеВодящий выходит к доске и, держа в руках цветные карточки, дает команды: “Show me pink, blue” (Покажи розовый, голубой) и так далее. Остальные ученики поднимают вверх карандаш определенного цвета.
Для тренировки чисел от 1–12 и от 13–20 целесообразно использовать игру “Oranges” (Апельсины). Один ученик говорит, сколько апельсинов ему хочется: “I want 3 oranges”. Одноклассники начинают переспрашивать: “Why three? Why not eight?” “Why eight? Why not six?” Цепочка продолжается до тех пор, пока все числа не будут названы. - Для закрепления лексики по теме «Части тела» использую  игры такие как  “Touch your nose” Водящий выходит к доске и задает команды. Остальные учащиеся показывают на себе части тела. Кто ошибается, тот выбывает из игры. Это задание хорошо подходит для физкультминутки.
При изучении темы “Animals”полезно использовать две игры: “Make an animal” (Изобрази животное) и “Whose voice is this?(Отгадай, чей голосок?) Суть первой игры в том, что учитель дает команду всему классу “Make an animal”, все учащиеся изображают какое-нибудь животное до тех пор, пока не прозвучит команда “Stop”. Учащиеся по очереди сообщают, кто они: I am a cat. I am a tiger.
В игру «Отгадай, чей голосок?» лучше играть, садясь в круг. В центре круга «спящий кот», которого надо разбудить. Каждый ученик берет на себя роль какого-нибудь животного и по сигналу учителя издает звук. «Кот» просыпается и называет по-английски животное, которое его разбудило.
- Тема: “Food. My Menu". На доске висит большой плакат (меню). Задание: по образцу составить свое собственное меню. У кого выбор будет богаче – тот победил. Следующая игра носит соревновательный характер и называется “I like/I don’t like” (Люблю/Не люблю). Класс делится на две команды, учитель показывает картинки с разной едой . Одна команда сообщает о любимой еде, а вторая команда составляет отрицательные предложения. Каждое верное предложение – 1 балл. Побеждает команда с большим числом очков.
Чтобы запомнить предметы одежды, эффективна игра «Отгадай кто?» водящий выходит к доске, чтобы видеть, во что одеты одноклассники. Ученик описывает одежду одного из товарищей. Остальные должны отгадать , кто это. Ученик, который назвал правильный ответ, меняется местом с водящим.
Хорошо, если набор УМК включает раздаточный материал. Так для закрепления темы «Одежда», учащимся предлагается одеть Ларри и Лулу. Сначала нужно вырезать фигурки Ларри и Лулу по пунктирной линии в конце рабочей тетради. Следующий шаг –вырезать одежду, раскрасить и наклеить на эти фигурки. Группа делится на две команды. Побеждает та команда, которая все сделает быстрее и назовет цветные предметы одежды. Функционально-коммуникативным упражнением является составление диалога по образцу. Один ученик берет картинку с погодой, другой– с изображением одежды. Первый ученик сообщает погоду, а его партнер говорит о том, что нужно надеть: “It’s sunny.– Put on a T-shirt and skirt. Другой вариант диалога– это расспрос о погоде. Два участника диалога берут разные картинки с изображением погоды и беседуют, меняясь ролями: “What’s the weather like?– It’s raining. 2) Игры со словами. В основе любого высказывания лежит слово. Лексические знания обеспечивают успешное овладение всеми видами речевой деятельности. Выбор слов зависит от цели коммуникации, поэтому нужно формировать лексические навыки. Лучше всего делать это в процессе игры.
- Тема “Animals” (Животные). Учитель произносит название животного, учащиеся повторяют за ним. Демонстрируется картинка, затем учитель произносит следующее слово и показывает иллюстрацию. Дети повторяют предыдущие слова и произносят следующее как (Снежный ком ) “Snowball”. В конце игры один учащийся должен назвать все слова . В работе над этой темой и любой другой, можно использовать игру «Что пропало?». Для этого на доске вывешиваются иллюстрации животных, затем детям предлагается закрыть глаза, в это время учитель убирает картинку с доски. Открыв глаза, дети называют «пропавшего животного».   При изучении глаголов - действия и прилагательных особенно нравится учащимся «изображать» слова, т.е. показывать действие или эмоцию. Так были изучены качественные прилагательные: happy, sad, bored, tired, angry, hungry. Кроме этого внимание учащихся становится более устойчивым, а процесс запоминания более эффективным.   3) Игры и игровые упражнения, используемые при объяснении и закреплении грамматического материала.  При овладении грамматикой младшие школьники, как правило, испытывают трудности. Одним из принципов работы с младшими школьниками – это упрощение. Так, например, при знакомстве с глаголом to be  и его формами ( am, is, are), можно придумать целую историю: «Жил-был на свете самый главный глагол to be и было у него три сына – младший am, средний is  и старший are. Самому младшему сыну отец разрешал играть только с местоимением I, среднему с she, he, it, а старшему доставалась самая интересная игра это местоимения множественного числа you, we, they.”
Эффективна также игра «Покажи и расскажи» (“Show and tell”): учащиеся произносят «I am”, показывая одной рукой на себя, “You are” - показывая рукой на учителя, “She is”, показывая жестом на одну из девочек класса, “He is”,     также показывая жестом на одного из мальчиков класса, “It is”, показывая жестом на неодушевленный предмет, “We are”, показывая двумя руками на всех в классе, “They are”,  показывая двумя руками в сторону окна. Игра повторяется несколько раз, каждый раз увеличивая темп. Нельзя оставить без внимания метод проектов, который приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление учащегося и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.
УМК “Spotlight” позволяет использовать метод проектов, так как в каждый модуль включены короткие тексты, с опорой на которые учащиеся создают собственные письменные работы. Эти тексты находятся в разделе Portfolio. Постепенно увеличивается количество предложений, которые учащиеся могут написать по заданной тематике. Учащиеся также готовят проекты в разделе Spotlight on Russia с опорой на образец. Они сопровождают работу рисунками и фотографиями. Работы устно представляются в классе и организуется их выставка.
Очень творчески были выполнены проекты во 2-м классе: «Мое домашнее животное», «Моя любимая игрушка», «Мое любимая еда». В 3-м классе наиболее яркими получились проекты на тему «Моя семья», «В игровой комнате», «Мой дом». В 4-м классе запомнились проекты «Мой друг», «Кем я хочу быть?», «Программа на День города», «Лучший день в году».
Заключение. Можно сделать вывод, что в настоящее время в поле зрения остается задача, по формированию и развитию коммуникативных учебных действий. Это предполагает наличие у школьников не только практических умений, но и определенных качеств личности: общительности, раскованности, желания вступать в контакт, умения взаимодействовать в коллективе и так далее. Уроки английского языка обеспечивают вхождение школьников в общечеловеческую культуру через общение на новом для них языке, формируют коммуникативные учебные действия.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815




15