Педагогические условия использования игры при организации восприятия музыки с детьми дошкольного возраста
Педагогические условия использования игры при организации восприятия музыки
с детьми дошкольного возраста
Прокопцова М.Р.,
преподаватель музыкальных дисциплин
Бояршина Д.С.,
студентка 41 группы,
ГПБОУ СО «Красноуфимский педагогический колледж»
Использование игр при организации восприятия музыки у детей дошкольного возраста позволяет в доступной форме привить детям любовь к музыке, научиться понимать ее. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание лично участвовать в игре, где достигается максимальный педагогический эффект музыкального восприятия детей.
Ключевые слова: активная деятельность, восприятие музыки, музыкальное восприятие, игра, фантазия, педагогический эффект, пониманиеМузыка есть совершенно особый, ничем другим не заменимый путь познания разнообразных оттенков эмоционально-чувственных состояний человека, его переживаний, настроений, является одновременно и инструментом познания, осмысления и освоения прекрасного в самой действительности, красоты и глубины человеческих чувств, отношений.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта все образовательное содержание программы, в том числе и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Круг задач музыкального восприятия и развития ребенка в дошкольном детстве расширяется. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.
Восприятие – это отражение в коре головного мозга предметов и явлений, воздействующих на анализаторы человека. Восприятие– не просто механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что находится перед его глазами или того, что слышит его ухо. Восприятие всегда активный процесс, активная деятельность. Оно является первым этапом мыслительного процесса, следовательно, предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности.
Определение музыкального восприятия включает в себя способность переживать настроение и чувства, выражаемые композитором в музыкальном произведении, и получать от этого эстетическое удовольствие. Восприятие музыки осуществляется уже тогда, когда ребенок еще мал и не может включиться в другие виды музыкальной деятельности, когда он еще не в состоянии воспринимать другие виды искусства. Восприятие музыки– ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства.
Известный музыкант-психолог Е.В. Назайкинский предлагает различать два термина: восприятие музыки и музыкальное восприятие – в зависимости от того, состоялось ли оно. Музыкальным восприятием он называет состоявшееся восприятие- прочувствованное и осмысленное. «Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен». В противоположном случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, как нечто слышимое и действующее на орган слуха. Важно формировать у дошкольников именно музыкальное восприятие.
Качество восприятия во многом зависит от вкусов, интересов. Если человек рос в «немузыкальной» среде, у него зачастую формируется негативное отношение к «серьезной» музыке. Такая музыка не вызывает эмоционального отклика, если человек не привык сопереживать выраженным в ней чувствам с детства.
Дошкольный педагог Н. А. Ветлугина пишет: «Развитие музыкальной восприимчивости не является следствием возрастного созревания человека, а является следствием целенаправленного воспитания». Таким образом, восприятие зависит от уровня музыкального и общего развития человека, от целенаправленного воспитания.
Используя музыку на занятиях в детском саду, педагоги должны стремиться создать ряд педагогических условий, чтобы сделать процесс общения детей с музыкой радостным и увлекательным: учитывать разный уровень музыкального и общего развития детей; учитывать природные возможности детей; уделять отбору музыкального материала для работы с детьми– музыки для слушания, песен, танцевальных мелодий. Эта музыка должна быть привлекательной для детей и вызывать у них эмоциональный отклик; вести индивидуальную работу использовав игровые приемы и игру, с детьми младшего возраста во время слушания можно использовать игрушки, которые могут «разговаривать», «двигаться» с малышами.
Например, игра «Чудесный мешочек». В мешочек могут спрятаться игрушки, которые пришли к детям в гости на занятие. Звучат знакомые песни. Дети по звучанию музыки должны определить, кто находится в мешочке.
Восприятие музыки– сложный процесс, требующий от детей внимания, памяти, развитого мышления, знаний, поэтому необходимо ребенка научить разбираться в особенностях музыки. Сознательно акцентировать его внимание на средствах выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру. Именно с этой целью применение музыкально-дидактической игры и пособия, которое воздействует на ребенка комплексно, вызывает зрительную, слуховую активность, углубляет представление о средствах музыкальной выразительности, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.
Чтобы малыши смогли точнее определить характер произведения- игра «Три цветка». В игре используется демонстративный материал– 3 цветка из картона, в середине которых изображены «лица»: спящее, плачущее и веселое. Эти «лица» соответствуют определенному характеру музыки: добрая, ласковая, убаюкивающая; грустная, жалобная; веселая, радостная, плясовая, задорная. Музыкальный руководитель исполняет произведение. Вызванный ребенок берет цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки.
Для старших дошкольников больше подойдет игра «Цветик-семицветик». Изготавливается большой цветок, состоящий из семи лепестков разного цвета, которые открепляются от середины цветка. На обратной стороне лепестка— рисунки к сюжетам прослушиваемых произведений по разделу программы «Слушание музыки». Дети сидят полукругом. Приходит садовник (воспитатель) и приносит необыкновенный музыкальный цветок. Вызванный ребенок вынимает из середины любой лепесток, поворачивает его обратной стороной и видит рисунок по сюжету музыкального произведения. Если это произведение известно ему, то ребенок должен назвать его и имя композитора. Музыкальный руководитель проигрывает или включает запись. Все дети активно участвуют в определении характера и темпа музыки данного произведения, его жанра. Если игра проводится на занятии, то достаточно использовать 2-3 лепестка, а если в свободное время, то все лепестки.
Игра «Где бывали?». Прослушав музыкальное произведение (это может быть народная, классическая, современная музыка), дети делятся на 2-4 подгруппы и расходятся, чтобы сообща придумать рассказ в соответствии с жанром, стилем, характером музыки.
При участии взрослого ребенок учиться фантазировать и участвовать в процессе восприятия музыки, стремиться проявить себя в игре. Один и тот же образ ребенок сделает по-своему неповторимо, проявляя свое творчество и восприятие. Игра, построена так, что дети не заметно для самих себя, в процессе игры учатся высказываться о музыкальных произведениях, отличают вокальную музыку от инструментальной, различают жанры, части музыкального произведения. Постепенно у ребенка накапливается определенный багаж, который несет в себе большое познавательное значение, вооружает новыми знаниями и более тесным общением с музыкой;- применение наглядности в процессе игры, помогает дать гораздо большее представление о музыке и при этом дети не чувствуют усталость, так как игра активизирует умственную деятельность ребенка, побуждая к проявлению творчества и самостоятельного отношения к музыке. Использование игр при организации восприятия музыки у детей дошкольного возраста позволяет в доступной форме привить детям любовь к музыке, научиться понимать ее. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание лично участвовать в игре, где достигается максимальный педагогический эффект музыкального восприятия детей.