Организация тематических циклов просветительских программ как эффективная форма культурно-досуговой деятельности в системе дополнительного образования детей в процессе реализации ФГОС в начальной школе 
Н.А. Ягубков,  заместитель директора по НМР МАОУ ДОД  «ДЮЦ « Рифей»
                                                                  г. Пермь
Организация тематических циклов просветительских программ 
как эффективная форма  культурно-досуговой деятельности в системе дополнительного образования  детей в процессе реализации  ФГОС в начальной школе
    	В настоящее  время социальные условия  и запросы современного общества определяют траекторию модернизации системы образования, основанную на механизме перехода  на новые стандарты.  В этой связи в образовательных учреждениях  важное   значение приобретает специально организованная деятельность по целенаправленному созданию целостной развивающей среды, позволяющей достигать результатов и эффектов в личностном, социальном , интеллектуальном развитии современных детей и подростков.
Участие детей  в системе дополнительного образования открывает перед ними возможность  заниматься тем, что их влечет. Педагог, занимаясь с заинтересованными школьниками, имеет возможность широко приобщать их к досуговой  деятельности, формировать самостоятельность и творческую активность. 
   	Дополнительное образование  обычно   представлено двумя основными блоками: образовательными и культурно - досуговым (тематические циклы просветительских программ), в которых осуществляется все многообразие доступных детям видов деятельности.
  	Циклы тематических просветительских программ  говорят  о том, что их задачей является охват наибольшего количества  детей и подростков, не требуя от них каких-либо особых способностей, специальных знаний и навыков. Однако это не означает, что участие в той или  иной программе  вообще не требует от них никакой подготовки.  Достаточно желания, интереса  и школьники становятся участниками какого-то конкретного мероприятия. Циклы просветительских тематических программ остаются весьма значимым
звеном  в  системе работы ДЮЦ « Рифей». Они направлены на удовлетворение потребностей детей в общении, отдыхе, релаксации.
Основная мотивация таких программ: развитие интереса, проба сил, практика успеха. 
В зависимости от целей и задач , а также степени соучастия детей , разработаны  следующие  циклы  просветительских программ:
 программа «Академия вежливых наук»;
 музыкальный абонемент «Грани музыки»;
программа «Три матрешки
Все данные программы нацелены на пополнение детского досуга социально значимым смыслом и формирование у детей практических навыков содержательного проведения своего собственного свободного времени и досуга своих сверстников. 
       	Программа  «Академия вежливых наук – это  программа,  которая  предполагает обучение детей и подростков основам этикета и искусству общения, освоение ими правил, норм человеческого общежития и хороших манер на примере знакомых, привычных, часто встречающихся житейских ситуациях, в которых оказываются дети.  
Программа «Академия вежливых наук» - это познавательные и поучительные занятия  для современного поколения детей и подростков. Это мастерская детского успеха, где совместными усилиями педагогов и детей создается особый микросоциум: игры, отношений, общения. 
Программа «Академия вежливых наук»  - своевременная программа, направленная  на развитие социальных навыков и творческих способностей ребенка, позволяет погрузиться в контекст человеческих отношений, и способствует формированию самостоятельной,  социально – мобильной личности, являющейся носителем культуры, способной к  успешной социализации в обществе. 
      	Возрастные особенности развития личности становятся основным стержнем  построения всей программы по этикету. 
      	  Последовательное освоение и прохождение трех ступеней: «Я» - «ТЫ» - «МЫ»,  помогает  школьникам познать и раскрыть свое «Я» на первой ступени освоения программы, учит ребенка адекватно оценивать себя как личность и соотносить свои действия и поступки с поведением своих  сверстников – на ступеньке «ТЫ», помогает  выстраивать отношения в социуме – на заключительной третьей ступеньке  -  «Мы».  На разных ступенях детям и подросткам предлагается соответствующий возрасту уровень  сложности осваиваемого теоретического и практического материала, что позволяет обеспечить адекватность восприятия, доступность, и справляться с поставленными задачами, достигая необходимого  результата.
     Особое место в системе дополнительного образования отводится  игровым программам, выстроенным в определённой последовательности, обладающим образовательным потенциалом. Образовательная программа «Три матрешки» нацелена  на  создание условий для сохранения позитивной наполненности детства через вовлечение ребенка в игровое взаимодействие. Программа    эффективна   для детей,  находящихся в ситуации смены ведущего вида деятельности  (от игровой к учебной, от учебной к общению, от общения  к самопознанию и  самоопределению в профессиональной деятельности). 
     Одной   из самых   популярных  форм тематических  просветительских программ  является  музыкальный абонемент «Грани музыки».                                                                                                                                     
Программы « Рождение оркестра», «Сто оркестров в одном чемодане»,
 «Волшебный микрофон», «Тайна живого звука»  основаны не только на очевидной заинтересованности в занятиях   большого числа юных участников, а также на хорошую эффективность  эстетико-воспитательного воздействия на духовный мир  участников. 
        	Участие в данных занятиях позволяет каждому ребенку рассказать о том прекрасном, что живет в его сердце, это прекрасное донести до слушателей, заразить их эстетическими чувствами, мыслями, вдохновить их патриотическое отношение к Родине, к своему народу, родной природе, увлечь их красотой великих идеалов. 
  	Об оптимальности функционирования данной  программы  можно судить по результатам  опроса школьников, вот некоторые высказывания школьников, посещающих  программу  музыкального абонемента: «Все было очень интересно, мы познакомились с новыми музыкальными инструментами, узнали много нового», «Запомнились занятия , посвященные вальсу», «Мне понравилось узнавать музыку, играя на инструментах», « Особенно мне понравились занятия , посвященные звукам животных, мы сыграли мою любимую пьесу«В мире животных»,«Очень сильно полюбила музыку, посещая данные занятия», «Данные занятия делают нашу жизнь интересней». 
     Изюминка  дополнительного образования как раз и состоит в том, что его программы предлагают детям выбор в соответствии с их интересами, природными склонностями и  способностями.
   В заключении необходимо подчеркнуть, что идея проведения тематических циклов просветительских программ является актуальным направлением деятельности образовательного учреждения  в контексте ФГОС
15