Применение метода моделирования проблемных ситуаций на примере формирования коммуникативных навыков на уроках СБО.


Каждому человеку необходимо на протяжении всей жизни постоянно учиться, непрерывно обогащать свой коммуникативный опыт,
совершенствовать свои умения и навыки. Одной из ведущих является коммуникативная функция.
Она проявляется во взаимном обмене информацией между партнерами, в передаче и приеме знаний, мнений, чувств, предложений по тому или иному вопросу. Коммуникация - это процесс передачи осмысленной информации, ее эмоционального и интеллектуального содержания от отпровителя к получателю. Одним из наиболее действенных методов обучения овз является метод моделирования проблемных ситуаций, которые оказывают комплексное воздействие на познавательную, эмоционально-волевую сферу учащихся, а также на развитие мышления. При моделировании проблемных ситуаций учащиеся приобретают навык поиска наиболее рационального выхода из той или иной ситуации, учатся прогнозировать последствия своих и чужих поступков, упражняются в применении на практике известных им правил и знаний. Выполнение различных ролей приводит их к пониманию поведения других людей.
Модели ситуаций проблемных могут быть различными:
1. По содержанию;
2. По характеру демонстрирующих действий, реплик персонажей:
По характеру ситуаций:
-типичные;
-нестандартные, где в ответ на действие или реплику человек получает неожиданный ответ, дети оказываются перед необходимостью искать выход из создавшегося положения: «Что же теперь делать?»;
По количеству вариантов поведения, предложенных в ситуации;
По количеству участников сюжета;
По количеству выполняемых участниками действий.
Самый благоприятный период формирования коммуникативных способностей - это подростковый возраст. Именно в это время человек начинает активно интересоваться общением, его ведущая деятельность меняется, он переключается с учебной деятельности на общение со сверстниками. Успешность подростка в разных сферах жизни (семейная, учебная, установление контактов со сверстниками) начинает зависеть от его коммуникативных способностей.  Поэтому на уроке СБО активно применяю моделирование проблемной ситуации. С целью установления эмоционального контакта урок начинаю с приветствия, в котором вместе с детьми выражаю чувство радости от встречи. Под нежный звук колокольчика дети берутся за руки и произносят слова приветствия. «Ничего не покупаю, ничего не продаю, я улыбки собираю, я улыбки раздаю!» Моделирование реальных ситуаций является вариантом сюжетно-ролевых игр и может применяться как метод обучения и как форма организации учебной деятельности.
При изучении темы «Семья» провожу игру: « Назови себя».
Целю которой, является развитие умения представить себя коллективу сверстников.
Ход: ученику предлагаю представить себя, назвав своё имя так, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.        
Разыгрывая и разбирая различные реальные ситуации на занятиях по СБО, воспитанники в некоторой мере расширяют свой социальный опыт, приобретают определенные знания и умения. Моделирование реальных ситуаций позволяет закреплять и расширять знания учащихся о различных сферах жизни и быта людей, накапливать практически опыт их использования. Дети с ОВЗ нередко боятся обращаться к посторонним людям не в незнакомой обстановке Участие в разыгрывании ситуаций, выполнение определенной роли, произнесение реплик, соответствующих ей, не может, конечно, заменить полностью реального общения в жизни, но позволяет сформировать у подростков некоторый опыт общения.
Так при изучении темы торговля предлагаю ребятам игру: «Магазин»
Целью которой является развитие умения излагать свои мысли точно и лаконично
Один ученик - «продавец», остальные дети – «покупатели». На прилавке «магазина» разложены различные предметы. Покупатель не показывает предмет, который хочет купить, а описывает его или рассказывает, для чего он может пригодиться, что из него можно сделать.
Продавец должен понять, какой именно товар нужен покупателю. Участвуя в играх со специально подобранным содержанием, воспитанники в определенной мере приобретают навыки культуры общения в  жизни, привычку следовать требованиям норм поведения в различных ситуациях.
Развитию коммуникативных навыков у учащихся являются экскурсии. Ребята с удовольствием посещают магазины, общаются с продавцами. Узнают цены на товары, обращаются с вопросом к работникам магазина.
Очень нравится ребятам игра «День рождения ».
Целью которой является расширение знаний о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда, закрепление знания о столовых предметах, правилах приема гостей, правилах поведения за столом, прием пищи.
Сообщаю ребятам о том, что у Незнайки сегодня день рождения, предлагаю пойти к нему в гости и поздравить его. Ученики берут игрушки, идут в гости к Незнайке и поздравляют его. Незнайка предлагает всем чай с тортом и просит помочь ему накрыть стол. Ребята активно участвуют в этом, с сервируют стол, а затем все дружно помогают убрать за собой
Или игру: « Поварята» 
Все встают в круг — это кастрюля. Сейчас будем готовить суп (компот, винегрет, салат). Каждый придумывает, чем он будет (мясо, картошка, морковка, лук, капуста, петрушка, соль и т. д.). Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя прыгает в середину круга, следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся в середине круга, игра продолжается. В результате получается вкусное красивое блюдо — просто объедение.
Положительный результат игры во многом зависит от действий учителя во время ее проведения. Учитель выступает в роли ведущего. Он должен настроить детей на игру, дать им почувствовать себя участниками событий. Его высказывания должны быть достаточно эмоциональными, выразительными. Переживая вместе с детьми ту ситуацию, которая разыгрывается, учитель своими репликами привлекает их внимание к главному, организовывает участников игры, в случае затруднений помогает им, но не подсказывает, а подводит к выбору правильного решения. 
«Сложи картинку»
Целью которой, является развитие учащихся умение сотрудничать. Для выполнения этого упражнения необходимы несколько картинок овощей, разрезанных на 3-4 части. Дети делятся на группы из 2-3человека. Каждый из членов группы получает кусочек своей картинки. Группе необходимо «сложить картинку», то есть каждому члену группы надо изобразить свой кусочек так, чтобы в результате получился целый овощ.        
« Дракон»  Играющие становятся в линию, держась за талию. Первый участник— «голова», последний—«хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в той и другой роли.
При систематическом обучении созданию реальных ситуаций учащиеся в процессе игр ведут себя свободнее, общаются друг с другом, вносят свои дополнения, успешно применяют полученные сведения и лучше запоминают их, искренне переживают успех и неудачи партнеров.
Метод моделирования проблемных ситуаций с успехом использую при изучении тем любого раздела по СБО.
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
общеобразовательная школа-интернат VIII вида.
станицы Шкуринской Краснодарского края.
Применение метода моделирования проблемных ситуаций на примере формирования коммуникативных навыков на уроках СБО.
Подготовила: учитель СБО Кияница Л.В.
2014г.