Создание проблемных ситуаций на уроках в начальных классах для формирования учебной мотивации у учащихся
Сборник заданий и упражнений по теме:
«Создание проблемных ситуаций на уроках в начальных классах для формирования учебной мотивации у учащихся»
Автор:
Муравьёва Людмила Петровна
учитель начальных классов
высшей категории
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
с.Омутинское
2016 год
Содержание
1.Введение………………………………………………………………. ……..3
2. ПРИЁМ 1. Предъявление противоречивых фактов,
теорий, мнений…………………………………………………………………4
3.ПРИЁМ 2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал………………………………………………………………………..6
4. ПРИЁМ 3. Обнажить житейское представление учащихся вопросом
или практическим заданием "на ошибку", предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью………………………....8
5.ПРИЁМ 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще……..….9
6.ПРИЁМ 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим……10
7.ПРИЁМ 6. Дать практическое задание, сходное с предыдущим,
а доказать, что задание не выполнено……………………………………...11
8.Заключение……………………………………………………………...…12
9.Список использованной литературы…………………………….…….…13
3
ВВЕДЕНИЕ
В начальной школе закладывается фундамент общего образования.
Процесс проблемного обучения младших школьников привлекает внимание многих педагогов и психологов, так как в проблемном обучении происходит развитие подготовительной активности ребенка.
Наиболее правильное определение сущности проблемного обучения можно дать, рассматривая его с точки зрения умственного развития. Это обучение, при котором учащиеся получают знания не в готовом виде, а путем самостоятельного исследования.
Данная проблема широко рассматривается в психолого-педагогической методической литературе.
С.Л. Рубинштейн в своей книге “Основы общей психологии” пишет: “мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс...”
Развитие детей младшего школьного возраста основывается на выдвижении гипотез самими детьми, где дети могут свободно высказывать свои точки зрения и в общем поиске находить правильное решение. Чаще всего проблемные ситуации используются на уроках, что способствует развитию мышления детей младшего школьного возраста, в частности логического. Одним из эффективных средств, способствующих развитию познавательной активности, является проблемное обучение.
При использовании определенной методики и соблюдении необходимых условий проблемные ситуации на уроках способствуют развитию логического мышления младших школьников.
4
ПРИЁМ 1. Предъявление противоречивых фактов, теорий, мнений.
Русский язык (3 класс)
Предъявление противоречивых мнений
Тема: Род имен существительных
Цель: ввести новое понятие род имен существительных
Учитель:
За столом обедали 3 женщины: русская, немка и армянка. Внезапно со
стола упала суповая ложка.
Ага! – проговорила русская женщина, вспомнив старинную примету. -
Какая-то дама собралась к нам в гости. Ложка упала!
Почему дама? – удивилась немка. – Ложка – ≪der Loffel≫ – мужского
рода. Должен прийти мужчина.
Русская возмутилась:
Ну, вот еще! Это если ножик упал, тогда пришел бы мужчина. Ножик
мужского рода.
Ха – ха – ха! – засмеялась немка. – Ножик – мужского? Нет, ≪das Messer≫
– род средний: если ножик упадет, это ничего не значит.
Армянка сидела молча и с недоумением смотрела то на ту, то на другую:
Простите, я ничего не понимаю. Как ложка может чем-то напоминать
мужчину или женщину? Она не может быть ни тем, ни другим.
Что скажете? Кто из них прав? (недоумение, проблемная ситуация).
5
Математика(2 класс )Предъявление двух противоречивых фактов
Тема : «Порядок действий» 2 класс.
Цель: ввести скобки как средство обозначения порядка действий.
Сравните равенства:
8 – 3 + 4 = 9
8 – 3 + 4 = 1
- Чем похожи?
-Чем отличаются? ( Выражения одинаковые, а результаты разные.)
-Почему разные результаты? Как получили?
- Как показать, что первым действием выполняли 3+4?
Учитель: Выполните вычисления по следующей программе:
1) Из числа 8 вычесть 3.
2) К полученной разности прибавить 4.
Итак, 8 – 3 + 4 = 9
Учитель: Выполни вычисления по следующей программе:
1) К числу 3 прибавить число 4.
2) Из числа 8 вычесть полученную сумму.
Итак, 8 – 3 + 4 = 1 (Предъявление двух противоречивых фактов).
Учитель: Ребята, сравните выражения
(Побуждение к осознанию противоречия).
6
ПРИЁМ 2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал.
Математика(2 класс )Тема: «Смысл действия умножения»
Цель: познакомить со смыслом действия умножения
Равенство 3 х 5 = 15
Миша: 3+3+3+3+3
Маша 5+5+5
-Кто прав?
Математика(4 класс )Тема: «Скорость. Время. Расстояние»
Цель: установить, как измеряют скорость и как она связана со временем и расстоянием.
Учитель: Представьте, что вам нужно рассудить спор двух друзей – Миши и
Игоря. Они учатся в разных школах и никак не могут разобраться, кто из них
быстрее бегает на лыжах. Миша на соревнованиях в своём классе прошёл 60
м за 20 с, а Игорь – 45 м за 15 с. Каждый из них считает себя лучшим
спортсменом: Игорь говорит, что затратил меньше времени, а Миша с ним не
соглашается – ведь он бежал большее расстояние. Запишите каждый на своём листке имя того, кто из ребят, по вашему мнению, пробежал быстрее
(столкновение мнений).
Учащиеся высказывают свои версии.
7
Тема: «Сложные слова».
Цель: дать новое понятие «сложные слова».
Исправьте ошибки в словах и обозначьте орфограммы, выделите корень в словах
варона, сеница, мухолофка.
При проверке выясняется, что у одних учащихся 1 корень в слове мухоловка, а у других – два.
-А что, существуют слова с двумя корнями?
- Какой вопрос возникает?
(Сколько корней в слове мухоловка?)
Выясняют значение слова мухоловка
(ловит мух).
-Как же быть?
(Подобрать однокоренные слова)
- Давайте подберем однокоренные слова к слову мух (подбирают), теперь к слову ловит. Так какой первый корень? Второй? Значит, в этом слове 1 или 2 корня? Как бы вы назвали такие слова?
- Почему их назвали сложные? (сложили 2 корня)
- Сформулируйте тему урока.
8
ПРИЁМ 3. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием "на ошибку", предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью.
Окружающий мир ( 3 класс)
Тема :«Природные зоны России».
Цель: познакомить с природной зоной России тундрой
Учитель: Ученики:
- Послушайте и скажите: бывает ли так?
«Ехали мы ночью на санях по густому березовому лесу. Иногда березы заступались, и тогда под полозьями саней мелькали разноцветные мхи и кочки, поросшие цветами и спелыми ягодами. И вдруг видим: над березами торчат шляпки грибов. Остановились мы, сорвали грибы и принялись искать еще. Раздвинешь 2-3 березки и найдешь хороший грибок. Набрали мы грибов целую корзинку. Смотрим на часы – время за полночь зашло, пора спать ложиться. А солнце вовсю светит и не думает заходить. Положили мы свои спальные мешки на березы, забрались в них с головой, чтобы солнце не светило и комары не кусали, и крепко заснули».
Учитель предъявляет факты: фотографии, сообщения о тундре, видеоматериал. - Нет, не может быть, что на санях едешь, а на земле вместо снега – мох, цветы, ягоды.
- Еще не бывают грибы выше берез.
- Ночью солнце не светит.
Удивление (возникновение проблемной ситуации).
9
ПРИЁМ 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.
Урок математики (2 класс)
Тема: «Действие умножение»
Цель: ввести новое арифметическое действие – умножение.
– Предлагаю ряд заданий, решение которых сводится к вычислению сумм одинаковых слагаемых.
“В стакан входит 2 чашки воды, а в банку – 4 стакана. Сколько чашек воды входит в банку?”
2+2+2+2=8 (ч) !“На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 890 рубашек?” (Приём – невыполнимое практическое задание).
– Ребята, а вы можете записать выражение к этой задаче?
– А почему, в чем затруднение?
– Получается слишком длинная запись.
– Значит, что нам надо сегодня открыть?
– Надо придумать новый короткий способ записи.
Русский язык (4 класс)
Тема «Неопределенная форма глагола»
Цель: формирование понятия «неопределенная форма глагола».
На доске слова : льют, мечтает, хотели, колет, рубить.
- Определите число и лицо глаголов.
Последнее слово вызывает недоумение учеников, так как задание невыполнимо.
(в рамках некоторых тем прием применить невозможно)
10
ПРИЁМ 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим.
Математика(2 класс)
Тема: «Сложение двузначных чисел с переходом через десяток»
Цель: на основе наблюдений над представленными способами вычислений сформулировать новое правило
Прибавление к двузначному числу двузначного с переходом через десяток.
Учитель: Ученики:
Найдите значение данных выражений объясните, как вычисляли
24+32 61+26
73+16 73 + 19 73+19 – не смогли найти значение, т.к. еще не умеем решать такие примеры
11
ПРИЁМ 6. Дать практическое задание, сходное с предыдущим, а потом доказать, что задание не выполнено.
Русский язык ( 2 класс)
Тема «Непроизносимые согласные»
Цель: дать новое понятие «непроизносимые согласные»
- Подберите проверочные слова:
р.ка, в.да, р.дыгри., но., стол
- Каким способом вы проверяли написание этих слов?
(Изменяли форму слова так, чтобы безударный стал ударным или в конце после согласного был гласный.)
- А теперь подберите проверочные слова: вестник, тростник, сердце. ----Каким способом вы их проверите?
(Таким же: вестники, сердца, тростники.)
- Какие буквы требовали проверки? Вы смогли проверить их данным способом? (Нет.)
- Смогли вы выполнить задание? Почему? (Не знаем способа проверки.)
- Попробуйте сформулировать тему урока.
Русский язык (2 класс)
Тема «Непроверяемые орфограммы в корне»
Цель: развитие умения наблюдать за орфограммами-буквами в слове
Вставьте пропущенные буквы в слова:
Р…чной дят…л
Сер…церю…закДу..киво…зал
-В слова, какого столбика было легче вставлять слова?
-Почему?
12
Заключение
На современном этапе развития общества жизнь ставит перед людьми порой неразрешимые задачи. Взрослый человек иногда не может найти выход из трудной ситуации. Именно поэтому нам необходимо формировать в детях умение ориентироваться в проблеме. Этому способствует создание проблемных ситуаций. Именно здесь педагог может показать ребенку множество путей решения какой-либо проблемы.
Проблемная ситуация, т.е. учебная проблема понимается как отражение логико-психологического противоречия процесса усвоения, определяющее направление умственного поиска, пробуждающее интерес к исследованию сущности неизвестного и ведущего к усвоению нового понятия или нового способа действия.
Две основные черты, которыми характеризуется проблемная методика:
перед учащимися ставятся проблемы, в результате которых возникает проблемная ситуация – психологическое состояние, связанное с появлением неразрешенных вопросов и стремлений найти на них ответ;
при разрешении проблем учащиеся получают не только сумму сведений, но и знакомятся с методами познания.
Практическая значимость данной работы – разработка проблемных ситуаций по некоторым темам. Предлагаемый методический материал может быть использован на уроках в начальной школе.
13
Список использованной литературы
Кудрявцева В.Т. Проблемное обучение.- М.: Просвещение, 1991.
Лернер И. Я. Проблемное обучение .- М.: Знание, 1974.
Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975.
Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань, 1972.
Савченко А.Я. Дидактика начальной школы. – Киев, 1997.
Рубенштейн С.А. Основы общей психологии. -М.: Просвещение, 1973.
интернет ресурсыhttp://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/index.phphttp://5ballov.qip.ru/current/priemyi-obucheniya-amonashvilihttp://www.vevivi.ru/best/Problemnoe-obuchenie-ref140247.htmlhttp://kpip.kbsu.ru/pd/did_lec_11http://kpip.kbsu.ru/pd/did_lec_11