Обобщение опыта на тему Создание проблемных ситуаций на уроках английского языка
Создание проблемных ситуаций при конструировании урока английского языка в рамках внедрения новых ФГОС.
«Ребенок не хочет брать готовые знания, и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими». (Шалва Амонашвили)
В последнее время все большую популярность приобретает проблемное обучение как тип обучения, который стимулирует интеллектуальное и нравственное развитие личности учащегося, активизирует его потенциальные возможности, формирует критическое мышление. Такой тип обучения соответствуют деятельностному подходу, который лежит в основе новых ФГОС.
Сущность проблемного обучения заключается в создании перед учащимися проблемных ситуаций, необходимых для выполнения заданий определенной трудности, для преодоления которых требуется творческая мыслительная деятельность. То есть проблемное обучение - это такая форма организации учебных занятий, при которой знания передаются учащимся не в готовом виде, а в процессе самостоятельной познавательной деятельности в условиях проблемных ситуаций. Проблемное обучение предусматривает новую структуру урока, при которой большое место отводится самостоятельной работе учащихся. Однако роль учителя при этом не уменьшается, а возрастает, так как ему необходимо четко управлять учебным процессом и давать учащимся конкретные задания, следить за ходом их выполнения, анализировать правильность мыслительной деятельности школьников, контролировать конечный результат выполнения заданий, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к ученикам.
Проблемное обучение преследует две цели:
1. Сформировать у школьников необходимую систему знаний, умений, навыков.
2. Достигнуть высокого уровня умственного развития учащихся.
Обе цели могут быть реализованы с большим успехом именно в процессе проблемного обучения, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач. Обучающая деятельность школьников заключается в процессе переноса ранее изученного материала и использование его при выполнении новых заданий. Она сопровождается интеллектуальным удовлетворением от преодоления трудностей и иллюзией полной самостоятельности в «открытиях», а все это благоприятно влияет на становление личности: формируются устойчивые познавательные интересы и мотивы учебной деятельности, вырабатывается творческое отношение к учебному материалу.
Проблемный подход при обучении английскому языку может осуществляться по всем видам речевой деятельности (устной речи, чтении, письму). На каждом этапе может использоваться система заданий, в основе которых заложена проблемная ситуация.
Что же такое «проблемная ситуация»?
Проблемная ситуация - один из основных элементов проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность учащихся, активизируется мышление. (Кукушин 2005:285)
Психолог А.М. Матюшкин выделяет следующие компоненты в психологической структуре проблемной ситуации: (Матюшкин 1972):
неизвестное достигаемое знание или способ действия;
познавательная потребность, побуждающая человека к интеллектуальной деятельности;
интеллектуальные возможности человека, включающие его творческие способности и прошлый опыт.
Условием возникновения проблемной ситуации является необходимость в раскрываемом новом отношении, знании, свойстве или способе действия. Для того, чтобы создать проблемную ситуацию в обучении нужно поставить учащегося перед необходимостью выполнить какое-либо практическое или теоретическое задание, при котором подлежащие усвоению знания будут занимать место неизвестного. Основываясь на положении М.И. Махмутова, считаем, что проблемная ситуация на иностранном языке должна соответствовать следующим требованиям:
содержать элементы новизны в плане содержания;
включать преграду на пути к достижению цели, а также неизвестные компоненты в структуре смыслового содержания в соответствии с потребностями и возможностями школьников;
содержать проблемы, предъявляемые с логической последовательностью.
Кроме этого, для того, чтобы познавательно-коммуникативные потребности учащихся не приходили в конфликт с их возможностями, необходимо моделировать такие ситуации, которые соответствовали бы жизненному опыту и фоновым знаниям учащихся, их способностям решать проблемы, что соответствует принципам дифференцированного подхода к обучению.
При выполнении заданий огромную роль играет зрительная и слуховая наглядность, которая позволяет разнообразить варианты проблемных ситуаций.
Анализируя учебники английского языка, которые «получили положительные заключения по итогам научной, педагогической и общественной экспертизы на соответствие ФГОС, мне с большим трудом удалось обнаружить какие-то намёки на проблемные ситуации при подаче лексического, грамматического и другого материала. Поэтому очевидно, что основная работа ложится на плечи учителя. От учителя требуется подвести ученика к противоречию, т.е. умение учителя, прежде всего, заключается в умении создать проблемную ситуацию.
Каким же можно создать проблемную ситуацию на уроке?
Создать проблемную ситуацию - значит ввести такое противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию. Классифицировать проблемные ситуации следует сразу по двум основаниям: эмоциональному переживанию и виду противоречия. По основанию переживания проблемные ситуации делятся на два типа: с удивлением и с затруднением.
В основе проблемных ситуаций с удивлением лежат два вида противоречий:
между двумя (или более) положениями, между житейским представлением и научным фактом. В основе проблемных ситуаций с затруднением лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить
задание.
Выход из проблемной ситуации в обучении.
В школьном обучении большинство учащихся не в состоянии самостоятельно (как ученый) выполнить сложные творческие действия по выходу из проблемной ситуации. Значит, педагог должен организовать совместные творческие действия. Для этого требуется подавать специальные реплики, стимулирующие школьников к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Иными словами, для выхода из проблемной ситуации учитель должен развернуть побуждающий диалог.
Учебная проблема представляет собой либо вопрос для исследования (как внауке), либо тему урока. Поставленная учениками (а не учителем!) проблема
является для них значимой и мотивирует изучение нового материала.
Технология создания проблемных ситуаций.
Рассмотрим детально различные приёмы создания проблемной ситуации и
побуждающий диалог. Побуждение к формулированию проблемы
реализуется одной из двух возможных реплик по выбору: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?».
Следует также учесть, что при побуждающем диалоге высока вероятность
появления ошибочных или неточных ученических формулировок противоречия или проблемы. Недопустимо реагировать на них отрицательной оценкой: «Нет»,«Неправильно», «Плохо». Принимающая реакция выражается репликами: «Так, а кто думает иначе?», «Так, а кто сформулирует поточнее?». Первая часть фразы показывает ученику, что его мысль принята к сведению, а вторая побуждает класс к переформулированию.
Прием 1. Проблемная ситуация с удивлением создается фронтально или по группам одновременным предъявлением классу противоречивых положений: отдельных фактов, научных теорий, частных мнений. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется фронтально. Для учеников младших классов уместнее реплики: «Что вас удивило? Что интересного заметили?». С учениками средней и старшей школы фразы серьезнее: «Что вас удивило? Какое противоречие налицо?». Побуждение к формулированию проблемы – реплика по выбору: «Какая будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?».
Пример. На доске написаны глаголы в прошедшем времени:
Opened watched started discussed wanted asked played danced cooked
Look and say what all these verbs have in common. (-ed)
Read the sentences from the blackboard and guess the meaning.
1. I watched a very interesting film yesterday.
2. Last Sunday mother cooked a tasty cake.
3. We played football on Saturday.
What are the sentences about? (actions in the past)
This tense is called Past Simple Tense. What ending do verbs in the Past Simple Tense have? (-ed)
Now listen to the pronunciation of these verbs. What interesting things did you hear? (different pronunciation of the same endings)
What are we going to learn at the lesson today? (how to pronounce endings of verbs in Past Simple)
Now write the Past Simple forms of verbs below
arrive –
play -design –
ask –
want –
work –
live –
dress –
help –
exist –
Rewrite the verbs into the table below and tick the correct box according to the pronunciation.
Verb /t/ /d/ /id/
What conclusion have we come to?
Прием 2. Проблемная ситуация с затруднением создается индивидуально или по группам. Противоречие заключается в невозможности выполнить поставленную задачу, так как налицо нехватка определенных знаний. Для осознания противоречия ученикам можно задать вопрос: «Вы легко справитесь с полученным заданием? Нет? Почему?» А побуждающий вопрос можно сформулировать так: «Каких знаний вам не хватает, чтобы выполнить задание?»
Пример. Учащимся предъявляются картинки, на которых изображены различные ситуации, возникающие в походе.
What do you see in these pictures? (people on a hike)
Is hiking a dangerous or safe activity? ( it can be safe or dangerous)
What makes hiking dangerous? (weather, incidents, lack of skills or equipment)
What are we going to talk about at the lesson today?( survival skills)
Task for students.By the end of the lesson I’d like you to give each other some advice how to make hiking safe. Work in groups and design a leaflet how to act in different situations on a hike.
1. You got stuck in a bad weather.
2. You got lost in the forest.
3. You got injured.
What do you need to fulfill the task? (lexis and rules to formulate advice)
Where can you find necessary help? (Grammar Reference and dictionary)
Надеюсь, что вы почерпнули что-то полезное из моего опыта и будете и дальше успешно применять проблемное обучение на своих уроках.
Знания только тогда знания, когда они приобретаются
усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью.
Л.Н.Толстой