Урок «Создание проблемных ситуаций на уроке русского языка и пути их решения» .
Урок «Создание проблемных ситуаций на уроке русского языка и пути их решения» .
Слайд 1
От современного учителя требуется формирование у обучающихся целого комплекса предметных и метапредметных умений. В таких условиях перед педагогом встает сразу несколько вопросов. Какие образовательные технологии позволяют учителю эффективно формировать у младших школьников комплекс УУД? Когда на уроках ребята больше думают, чаще говорят и, следовательно, у них активнее формируется мышление и речь? Одной из таких технологий является технология проблемного обучения.
Слайд 2
Обучение – это спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме.
Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами закономерность .
Слайд 3
Я думаю каждый учитель задается вопросом : «Как построить урок наиболее рационально для развития общеучебных и предметных умений?»
Я думаю ответом на этом вопрос можно считать высказывание:
« Не давать детям информацию в готовом виде, а работать так, чтобы ребята сами открывали новые знания
Слайд 4
В се мы знаем, что проблемно-диалогический урок отличается от традиционного тем, что современный урок формирования знаний на основе сочетания разнообразных методов и средств обучения, решает комплекс задач. Используют как объяснительно – иллюстративные, так и частично поисковые, исследовательские методы обучения, дискуссии, разнообразные записи, мультимедийные уроки, интернет – технологии, другие технические средства обучения и контроля. Широко используются также разнообразные формы работы с учащимися: групповая, фронтальная, парная, звеньевая, индивидуальная. На таких уроках создаются большие возможности для решения познавательных задач, реализации творческого потенциала, создаются условия для полного развития личности учащегося.
Слайд 5
Этапы возникновения проблем:
возникновение проблемной ситуации,
осознание сущности затруднения и постановка проблемы,
нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы,
доказательство гипотезы,
проверка правильности решения проблем.
Слайд 6
В качестве проблемной ситуации на уроке могут быть:
проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками;
поиск истины (способа, приема, правила решения);
различные точки зрения на один и тот же вопрос;
противоречия практической деятельности
Слайд 7
В своей работе я использую два приёма создания проблемной ситуации- с удивлением.
Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения. (Что удивляет? Что интересного заметили? Какие видите факты?)2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием (Сколько в классе мнений? Почему? Чего мы еще не знаем?)
Слайд 8
Рассмотрим ситуацию на примере урока русского языка по теме : «Имена собственные»
1.Рассмотрите картинки:
2. Задайте вопрос к верхним картинкам
3.Задайте вопрос к нижним картинкам.
4. Чем эти слова отличаются
5. Сформулируйте тему урока.
Я думаю что фрагмент этого урока можно применять на разных этапах урока (тема, изучение нового материала. Закрепление).
Слайд 9
- ситуция с затруднением.
1. Дать практическое задание, не выполнимое вообще. Имеется ввиду не полный объём знаний потеме. (Вы смогли выполнить задание?
В чем затруднение?)2. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. (Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем оно не похоже на предыдущие?)
Слайд 10
Рассмотрим это на примере такого урока.
Дается цепочка слов:
Машина, самолет, Маша, Жучка, лопата, Мурка, Москва.
1. Можно ли среди этих слов выделить две группы?
2. Если можно, то, по какому принципу? (по написанию) .
Вывод: одни слова с большой буквы, а другие с маленькой. Почему?
3. В какие группы можно определить?
A) по именам;
Б) название городов, рек;
B) клички животных.
4. На какой вопрос отвечают все эти слова.
Вывод: имена собственные - отвечают на вопрос что? кто? - это существительные. Имена людей и клички животных отвечают на вопрос кто? Все остальные имена собственные отвечают на вопрос что?
Слайд 11
Здесь наиболее подходящий этап урока (работа в парах)
Слайд12
Рассмотрим на примере урока.
-Детям предлагается выполнить упражнение 110 самостоятельно.
Какой корень вы выделили? (карто)
У всех получилось так?
Давайте вспомним правило, что такое корень.
Больше половины ребят выполнили это упражнение неверно, так как получили знания по данной теме не в полном объёме.
Слайд 13
Решаем проблему, открываем новые знания.
-детям предлагается перевернуть страницу и обратить внимание на дополнение к правилу о корне слова. И все становится на свои места.
Снежок, снежинка, снеговик, снежный
Попробуйте произнести все эти слова с корнем снег
Дружок, подруга, дружный, дружить, друзья
Попробуйте произнести все эти слова с корнем друг
Почему заменяется последний звук и последняя буква корня в некоторых однокоренных словах?
Какое слово было родоначальником всех остальных? Допишите его.
Какой звук был исходным, основным? Каким он заменился?
Какой вывод можно сделать на основе наблюдений?
Слайд 14
Результаты:
Дети- полноценные участники образовательного процесса. Свободно выражают своё мнение. Самостоятельно, при зорком наблюдении учителя, решают задачи. Это и есть учение с увлечением»
«На традиционном уроке большинство школьников чувствуют себя скованно, напряженно, неуверенно. Здесь же работают на интересе, радуются своим открытиям, поэтому эту технологию можно считать ещё и здоровьесберегающей технологией»
«Интерес к текущему уроку переходит в интерес к обучению вообще. Дети учатся не ради пятёрок и наград, а ради того, что им интересно. Они готовы к новому. Дети не замечают, как промчался урок»
Слайд15
Китайская мудрость гласит:
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Позволь мне сделать это самому.
Это будет моим на всю жизнь.